УДК 343.85
ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ ОВСЯННИКОВ,
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ ЛИЦАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД АДМИНИСТРАТИВНЫМ НАДЗОРОМ
Реферат: особую категорию склонных к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков представляют лица, находящиеся под административным надзором. В силу своего криминального опыта и особенностей криминальной субкультуры, существующей в местах лишения свободы, частью которой большинство из них остается даже после освобождения, лица, находящиеся под административным надзором, склонны к совершению еще более тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что неизбежно ведет к росту рецидивной преступности.
Одним из основных факторов вовлечения или продолжения преступной деятельности поднадзорных в сфере незаконного оборота наркотиков является легкость и быстрота заработка, которую предлагает криминальный бизнес.
Только своевременный и постоянный обмен информацией о планируемых поднадзорными преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, об их участии в преступных сообществах, между субъектами, осуществляющими административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, может вывести на новый уровень проводимую органами внутренних дел работу по пресечению незаконной деятельности, в том числе организованной преступности. Сущность административного надзора заключается не только в контроле органами внутренних дел за исполнением установленных судом ограничений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, но и в комплексной работе с данной категорией лиц с учетом множества факторов, влияющих на совершение повторных преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Ключевые слова: преступление, осужденный, административный надзор, повторное совершение преступления, незаконный оборот наркотиков, наркотрафик.
VICTOR ANA TOL YEVICH OVSYANNIKOV, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V. Ya. Kikotya,
Мoscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF PREVENTION OF THE CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING BY THE PERSONS WHO ARE UNDER ADMINISTRATIVE SUPERVISION
Abstract: a special category of persons inclined to commiting crimes in the sphere of drug trafficking is represented by persons who are under administrative supervision. Owing to the criminal experience and peculiarities of the criminal subculture existing in places of detention part of which most of them remain even after release the persons which are under administrative supervision are inclined to commiting of even more serious crimes connected with drug trafficking that inevitably leads to the growth of recurrent crime.
One of the major factors of involvement or continuation of criminal activity of persons under surveillance in the sphere of drug trafficking is ease and speed of earnings which are offered by criminal business.
Only timely and constant exchange of information - about the crimes planned by persons under surveillance in the sphere of drug trafficking, about their participation in criminal communities, - between the subjects exercising administrative supervision of persons released from places of detention can bring the work on suppression of illegal activity, including organized crime, which is carried out by law-enforcement bodies to a new level. The essence of administrative supervision consists not only in control by law-enforcement bodies of execution of the restrictions by the persons released from places of detention established by the court but also in complex work with this category of persons taking into account a number of factors influencing commission of repeated crimes including illicit trafficking in drugs and psychotropic substances.
Keywords: crime, convict, administrative supervision, repeated commission of crime, drug trafficking, drug traffic.
Наркотизация населения той или иной страны является угрозой как национальной, так и международной безопасности. По данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступно-
© Овсянников В. А., 2017 © Ovsyannikov V. A., 2017
сти, в 2014 г. хотя бы какой-нибудь наркотик принимал каждый двадцатый взрослый - в совокупности четверть миллиарда человек в возрасте от 15 до 64 лет, что почти эквивалентно численности населения Германии, Италии, Соединенного Коро-
левства и Франции, вместе взятых. Несмотря на значительность этого показателя, за последние четыре года он не увеличился относительно численности мирового населения [2, с. 1].
Что касается России, то, по разным данным, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, составляет около 3 миллионов, что является ярким примером проблемы наркотизации населения нашей страны. О существующих серьезных проблемах, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также сильнодействующих веществ говорит статистика МВД России: только в 2016 г. правоохранительными органами было выявлено 201 165 преступлений в этой сфере. Необходимо отметить ежегодный рост числа выявленных лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, однако в 2016 г. за продолжительный период наблюдений произошло значительное снижение данного показателя. Количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, составило 25 969, что ниже, чем в 2015 г., на 14,9 %, из них 535 несовершеннолетних [1, с. 43].
Особую категорию склонных к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков представляют лица, находящиеся под административным надзором. В силу своего криминального опыта и особенностей криминальной субкультуры, существующей в местах лишения свободы, частью которой большинство из них остается даже после освобождения, лица, находящиеся под административным надзором, склонны к совершению еще более тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что неизбежно ведет к росту рецидивной преступности.
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Министерство внутренних дел Российской Федерации стало полноценным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правопреемником упраздняемого ведомства. Эти изменения позволят органам внутренних дел полноценно, не «отвлекаясь на межведомственное взаимодействие», использовать всю полноту и широту имеющихся возможностей по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что, в свою очередь, скажется на качестве и количестве собираемой сотрудниками органов внутренних дел оперативной информации.
Что касается системы предупреждения преступлений, совершаемых лицами, освобожденны-
ми из мест лишения свободы в целом, то здесь институт административного надзора выступает как один из основных ее элементов и является действенным механизмом воздействия на ранее судимых лиц. Например, в одной только Белгородской области в 2016 г. под административным надзором находились 744 ранее судимых лица, из них за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - 106 [4]. Получается, что в среднем каждый седьмой поднадзорный так или иначе был вовлечен в преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков. Для всех субъектов предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, эта категория представляет особый интерес. Ведь часто лица, находящиеся под административным надзором, и в особенности судимые за преступления интересующей нас группы, остаются вовлечены в преступную деятельность, имея ценную, представляющую оперативный интерес информацию.
Важным направлением в деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых лицами, находящимися под административным надзором, является индивидуальная профилактическая работа, главную роль в которой играют трудоустройство и ресоциализация лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Отсутствие постоянного места работы, наличие ограничений, связанных с трудоустройством, нежелание поднадзорных трудиться, связанное с наличием негативного отношения к социальной среде, толкает поднадзорных на повторное совершение преступления.
В современном российском обществе социальная деформация укрепила представление о том, что деньги независимо от путей их приобретения обеспечивают человеку господство над законом и людьми, и условием такого господства является безразличное отношение к любым преступлениям, причем поощряются корыстные деяния, если даже они сопряжены с насилием над личностью [3, с. 7-9].
Одним из основных факторов вовлечения или продолжения преступной деятельности поднадзорных в сфере незаконного оборота наркотиков является легкость, а также быстрота заработка, которую предлагает криминальный бизнес. Для борьбы с этими «легкими и быстрыми» заработками в криминальной среде, связанной с незаконным оборотом наркотиков, необходимо создать эффективно действующую систему ресоциализации поднадзорных, способную полноценно обеспечить их трудовой занятостью. При этом на сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, должны возлагаться до-
полнительные функции по оказанию воспитательного воздействия, связанного с формированием у поднадзорных позитивных социальных навыков и умений. Именно правильно сформированные навыки и умения должны дать второй шанс для преступивших закон лиц, уверенность в будущем, позволить им социализироваться и сформировать правосознание.
При осуществлении органами внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо выполнять ряд действий, которые способны качественно повысить уровень сбора информации о поднадзорном, его окружении, жизнедеятельности, в том числе для предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Рассмотрим некоторые особенности осуществления сотрудниками органов внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которые могут существенно повлиять на предупреждение и пресечение совершаемых поднадзорными преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Так, при проверке по месту жительства лица, находящегося под административным надзором, необходимо обратить внимание на обстановку в жилище, если имеются основания полагать, что жилище используется в качестве наркопритона, постараться задокументировать окружающую обстановку, отразив все обстоятельства, необходимые для дальнейшего привлечения лица к ответственности. Во время разговора с поднадзорным лицом следует обратить пристальное внимание на его поведение и состояние здоровья, при выявлении признаков наркотического опьянения и при подтверждении данного факта выяснить источник появления потребляемых наркотических средств. При наличии по месту жительства поднадзорного посторонних лиц
нужно обязательно проверить их по имеющимся базам данных на предмет немедицинского потребления наркотических веществ, наличия судимостей за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Всю полученную в ходе проверки по месту жительства поднадзорного информацию необходимо подробно отразить в акте проверки, а также внести все изменения в дело административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого судом установлены временные ограничения и определены обязанности.
В случае выявления оснований для привлечения поднадзорного лица к уголовной или административной ответственности за совершение противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, незамедлительно принять все меры для пресечения противоправного деяния.
Своевременный и постоянный обмен информацией о планируемых поднадзорными преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, об их участии в преступных сообществах, между субъектами, осуществляющими административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, способен усовершенствовать и вывести на новый уровень проводимую органами внутренних дел работу по пресечению незаконной деятельности, в том числе организованной преступности. При этом нужно учитывать, что сущность административного надзора заключается не только в контроле органами внутренних дел за исполнением установленных судом ограничений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, но и в комплексной работе с данной категорией лиц с учетом множества факторов, влияющих на совершение повторных преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Библиографический список
1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 года : стат. сб. М., 2017. 52 с.
2. Всемирный доклад о наркотиках, 2016 год. Нью-Йорк : Организация Объединенных Наций, 2016. 128 с.
3. Кириллов С. И. Проблемы личности преступника и социальной структуры общества // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 7-9.
4. Отчеты руководителей за 2016 год / УМВД России по Белгородской области. URL : www.31.мвд. рф/slujba/Otcheti_rukovoditelej/отчеты-руководителей/отчеты-за-2016-год (дата обращения: 29.01.2017).
Литература
1. Кириллов, С. И. Проблемы личности преступника и социальной структуры общества [Текст] / С. И. Кириллов // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 4. - С. 7-9.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 328-504
References
1. Kirillov S. I. Problemy lichnosti prestupnika i social'noj struktury obshhestva [Problems of the identity of the criminal and social structure of society]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 4, pp. 7-9. (In Russ).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Овсянников Виктор Анатольевич - адъюнкт Ovsyannikov Victor Anatolyevich - adjunct of кафедры криминологии Московского университе- the criminology department of the Moscow Univer-та МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва, sity of the Ministry of Internal Affairs of the Rus-Российская Федерация, e-mail: [email protected]. sian Federation of V. Ya. Kikotya, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Овсянников, В. А. Некоторые аспекты предупре- Ovsyannikov V. A. Nekotorye aspekty ждения преступлений, совершаемых в сфере неза- preduprezhdenija prestuplenij, sovershaemyh v конного оборота наркотиков лицами, находящи- sfere nezakonnogo oborota narkotikov licami, na-мися под административным надзором / В. А. Ов- hodjashhimisja pod administrativnym nadzorom сянников // Человек: преступление и наказание. - [Some aspects of prevention of the crimes commit-2017. - Т. 25(1-4), № 3. - С. 457-460. ted in the sphere of drug trafficking by the persons
who are under administrative supervision]. Che-lovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 3, pp. 457-460.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 328-504