Научная статья на тему 'Состояние наркопреступности в Российской Федерации'

Состояние наркопреступности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3426
840
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / СБЫТ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ / DRUG CRIME / COMPULSORY TREATMENT / ILLEGAL TRAFFICKING / SALE OF DRUGS / PREVENTION OF DRUG CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Алексей Дмитриевич

В статье анализируются статистические показатели деятельности органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков по противодействию незаконному обороту наркотиков, данные о количестве лиц, отбывающих наказание за преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 228 234.1 УК РФ, а также исследуются вопросы развития уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в России. Можно отметить, что за последнее время, при общем снижении уровня регистрируемых преступлений, наблюдается стабильная по своему числу регистрация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При этом основной объем регистрируемых преступлений составляют деяния, связанные с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Дополнение Уголовного Кодекса РФ в начале 2015 г. ст. 234.1 нельзя признать успеше складывается ситуация с предупреждением незаконного потребления наркотиков в учреждениях исполнения наказания, что также только усугубляет проблему. Помимо рассмотрения статистических данных и показателей органов внутренних дел и органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в статье рассматриваются возможные пути разрешения сложившейся крайне негативной ситуации в области уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации. В частности, предлагаются меры по изменению порядка и процедуры назначения административного надзора, и рассматриваются возможности проведения правового эксперимента по введению принудительного лечения для лиц, осужденных за наркопреступления впервые, не связанные с насильственной преступностью и диагностированные с заболеванием «наркомания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербаков Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF DRUG CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the author analyzed the statistics of activities of law-enforcement bodies and drug trafficking monitoring bodies for counteraction to a drug trafficking given about number of the persons serving sentence for crimes whose responsibility is provided by articles 228 234.1 criminal code of Russian Federation and also investigated questions of development of criminal and legal counteraction to a drug trafficking in Russia. It is possible to note that lately, at the general decrease in level of the registered crimes, there is a registration of the crimes, stable on the number connected with a drug trafficking. Thus the main volume of the registered crimes makes the acts connected with illegal sale of drugs and psychotropic substances. Addition to the Criminal Code of the Russian Federation at the beginning of 2015 of Art. 234.1 can't recognize the situation with the prevention of illegal consumption of drugs in establishments of an execution of the punishment that also only aggravates a problem successful. Besides consideration of statistical data and indicators of law-enforcement bodies and bodies for fight against a drug trafficking, in article the author considered possible ways of permission of the developed extremely negative situation in the field of criminal and legal counteraction to a drug trafficking in the Russian Federation. In particular, he offered measures for change of an order and an appointment procedure of administrative supervision and considered possibilities of carrying out legal experiment on introduction of compulsory treatment for the persons condemned for the drug crimes for the first time which aren't connected with violent crime and diagnosed with a disease «drug addiction».

Текст научной работы на тему «Состояние наркопреступности в Российской Федерации»

СОСТОЯНИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЩЕРБАКОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

В статье анализируются статистические показатели деятельности органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков по противодействию незаконному обороту наркотиков, данные о количестве лиц, отбывающих наказание за преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 228 - 234.1 УК РФ, а также исследуются вопросы развития уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в России. Можно отметить, что за последнее время, при общем снижении уровня регистрируемых преступлений, наблюдается стабильная по своему числу регистрация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При этом основной объем регистрируемых преступлений составляют деяния, связанные с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Дополнение Уголовного Кодекса РФ в начале 2015 г. ст. 234.1 нельзя признать успеше складывается ситуация с предупреждением незаконного потребления наркотиков в учреждениях исполнения наказания, что также только усугубляет проблему. Помимо рассмотрения статистических данных и показателей органов внутренних дел и органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в статье рассматриваются возможные пути разрешения сложившейся крайне негативной ситуации в области уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации. В частности, предлагаются меры по изменению порядка и процедуры назначения административного надзора, и рассматриваются возможности проведения правового эксперимента по введению принудительного лечения для лиц, осужденных за наркопреступления впервые, не связанные с насильственной преступностью и диагностированные с заболеванием «наркомания».

Ключевые слова: наркопреступность; принудительное лечение; незаконный оборот; сбыт наркотиков; профилактика наркопреступности

Разработка эффективных мер по противодействию преступности требует наличия полноценной статистической базы, отражающей как качественные, так и количественные характеристики преступности. Профессор В. В. Лунеев отметил, что «Единственным криминологическим критерием оценки уголовного законодательства может быть его эффективность. Однако этот параметр, если его рассматривать как отношение реальных целей, которые вытекают из законодательства, на основе которого осуществлялась борьба с преступностью, к фактическим результатам действия всей системы уголовной юстиции, то эффективность его представляется чрезвычайно низкой» [1].

Если обратиться к вопросу уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков, то с момента принятия в 1996 г. Уголовного Кодекса РФ (далее - УК РФ) в ст. 228234 УК РФ более 15 раз вносились различные изменения и дополнения. Обилие изменений может свидетельствовать о поиске законодателем наиболее выверенного и эффективного механизма про-

тиводействия наркопреступности. Вместе с тем, стоит отметить, что не все изменения и корректировки могут быть положительно восприняты с точки зрения эффективности и будущей полезности для практики применения. К примеру, в феврале 2015 г. перечень «антинаркотических» статей УК РФ был дополнен статьей 234.1 - незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ [2]. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту о введении данной статьи в структуру УК РФ, «проект федерального закона направлен на противодействие обороту новых потенциальных психоактивных веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ, схожих с ними по физиологическому воздействию на организм человека (так называемых спайсов)»[3]. Указанная формулировка - вещества, воспроизводящие основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ, схожих с ними по физиологическому воздействию на организм

человека - сходна с определением понятия «аналога», содержащегося в статье 3 Федерального закона 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4]. Под аналогом данный федеральный закон понимает «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят».

До момента появления в структуре УК РФ ст. 234.1 квалификация деяний, связанных с незаконным оборотом веществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств и психотропных веществ, происходила по соответствующим частям ст. 228, 228.1, 229.1 и 232 УК РФ, где санкции статей предполагают суровое наказание. Так, за незаконный сбыт аналога наркотического средства или психотропного вещества в особо крупном размере санкция ч. 5 ст. 2281 предусматривает возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Тогда как максимально возможная санкция за совершения деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 2341 УК РФ, составляет всего 8 лет лишения свободы. При этом статья не содержит количественной характеристики деяния, т. е. размера новых потенциально опасных психоактивных веществ. Также стоит отметить, что конструкция объективной стороны ст. 234.1 УК РФ предусматривает обязательную цель - сбыт - при совершении прочих равных деяний (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка). Помимо этого, конструкция объективной стороны ч. 1 ст. 234.1 УК РФ содержит два блока деяний: а) описанные выше деяния в целях сбыта и б) непосредственно сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ. Таким образом, получается, что законодатель отказался от практики существовавшей ранее в ст. 228 и 228.1 УК РФ и совместил эти два противоположных с точки зрения общественного вреда возможные варианты преступного поведения.

Резюмируя данный тезис, можем отметить, что принятая норма требует серьезного осмысления и криминологической экспертизы эффективности не только со стороны представителей науки уголовного права, но и со стороны непосредственного правоприменителя. Хотелось бы при-

вести слова Т. А. Боголюбовой о том, что «перманентные изменения, вносимые в УК РФ в целом и применительно к регулированию незаконного оборота наркотиков, в частности, не обоснованные научными исследованиями эффективности действующих норм, лишь создают опасную иллюзию решения актуальной общественной проблемы» [5]. Представляется, что возможным выходом из сложившейся ситуации может быть или отмена действия этой статьи или переработка ее в соответствии с логикой, прослеживающийся в принятых ранее нормах ст. 228 и 228.1 УК РФ

17 июня 2015 г. на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О ходе реализации государственной антинаркотической политики» Президент РФ В. В. Путин отметил, что от повышения эффективности борьбы с наркопреступностью напрямую зависит жизнь, здоровье большого количества граждан Российской Федерации и национальная безопасность России [6].

Проблема незаконного распространения наркотиков является проблемой транснационального характера и требует самого активного разрешения. М. Ю. Кийко отмечает, что «экономический ущерб нашей страны только от афганских опиатов за счет исчисления из числа экономического активного населения наркозависимых, затрат на их лечение, расходов на пенитенциарную систему, судебные издержки и т. д. оценивается в сумме, равной потерям 3 % ВВП, что примерно в два раза больше, чем США расходуют на военные действия и свое присутствие в Афганистане» [7].

На прошедшем 13 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (12-19 апр. 2015 г, г. Доха) была принята «Дохинская декларация» [8], где среди прочего закрепляется необходимость активизации усилий всех государств по решению мировой проблемы наркотиков (п. 1 раздела 8), а также необходимость развития предупредительной работы в деятельности органов уголовно-правовой юстиции (п. «а» раздела 9).

Во Всемирном докладе за 2014 г. [9] Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности сообщается: «по оценкам 2012 г., во всем мире какие-либо запрещенные наркотики - преимущественно из группы каннабиса, опиоидов, кокаина или стимуляторов амфетаминового ряда - хотя бы раз в течение предыдущего года потребляли от 162 до 324 млн чел., что соответствует 3,5-7,0 % мирового населения в возрасте 15-64 лет (при этом, число лиц,

А. Э. 8ЫСЫЕКВАКОУ

постоянно употребляющих наркотики колеблется от 16 до 39 млн чел.)».

По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации, в 2014 г. число лиц, с разной степенью периодичности потребляющих наркотики составило порядка 7,3 млн чел., что существенно ниже оце-

нок за предыдущие годы (8-8,5 млн наркопотребителей) [10].

В приведенной ниже таблице показаны официальные статистические данные МВД РФ о регистрируемой преступности в целом и наркопреступности в частности за период с 2007 по 2014 г. в Российской Федерации [11]:

Статистические показатели о преступлениях за отчетные периоды 2007-2014 гг.

Таблица 1

Временной отрезок (январь-декабрь соответствующего года) Число зарегистрированных преступлений в РФ за указанный период (тыс.) Число зарегистрированных наркопреступлений за указанный период (тыс.)

2007 3582,5 30,2

2008 3209,9 232,6

2009 2994,8 238,5

2010 2628,8 222,6

2011 2404,8 215,2

2012 2302,2 219

2013 2206,2 231,5

2014 2166,4/24 (через дробь указано число в КФО) 253,5/1,2 (через дробь указано число в КФО)

Как мы видим, при общем сокращении числа всех зарегистрированных преступлений за отчетные периоды, наблюдается существенный рост наркопреступлений. По состоянию на период января-июня 2015 г. соотношение составляет 1131,0/17,2 и 124,7/1 (измерение в тысячах, через дробь указаны данные в КФО, т. е. в Крымском федеральном округе).

Также приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют, что за последние годы мы можем наблюдать реальное усиление напряженности в области незаконного оборота наркотиков и расширение работы правоохранительных органов по

борьбе с этой угрозой. Как представляется автору, основной фронт работы правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков должен смещаться в сторону раскрытия случаев, совершенных организованной группой или преступным сообществом, а не маскироваться массовой статистикой о пресечении мелких случаев незаконного сбыта наркотиков.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации [12] в исправительных колониях для взрослых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков по статьям 228 - 234.1 УК РФ, содержались:

Таблица 2

Число лиц, содержащихся в исправительных колониях за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков по статьям 228 - 2341 УК РФ

Осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 228-234.1 УК РФ) 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

81194 98430 114508 124168 125141 124955 123185 127161

Из них женщины 14531 16493 19016 19466 19269 18436 17520 17016

При этом, согласно официальной статистике ФСИН РФ за указанный период, мы наблюдаем также рост числа преступлений, предотвращенных сотрудниками исправительных учреждений, связанных с незаконными попытками передачи в колонии наркотических средств и психотропных

веществ - с 52 953 случаев в 2007 г. до 92 026 случаев в 2014 г.

С учетом приведенной в «Таблице 2» статистики можно предположить, что в местах лишения свободы даже те лица, которые не употребляли наркотические средства и психотропные веще-

ства до назначения наказания, могут начать их употреблять, а лица, уже болеющие наркоманией, будут усугублять свое состояние, нанося непоправимый вред своему здоровью. Данный тезис подтверждается эмпирической базой, собранной автором при подготовке диссертационного исследования среди пациентов одного из научных центов г. Москвы по изучению проблем распространения и лечения наркомании. Стоит отметить, что в ходе опросов пациентов было выяснено, что более половины из числа опрошенных лиц (всего было опрошено 40 пациентов) имеет судимости по ст. 228 и 228.1 УК РФ. Во время отбытия наказания данные лица не проходили какого-либо обследования или лечения от наркомании, хотя к моменту назначения наказания почти все из них употребляли постоянно наркотик - героин - более 5 лет. Представляется важным, чтобы лица, отбывающие наказание, проходили обязательное обследование на предмет наличия заболевания «наркомания» и при обнаружении последней проходили полный курс лечения.

Резюмируя приведенные официальные статистические данные, можно сделать ряд выводов:

1. Суровые санкции за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, не дают положительного результата. Необходим поиск иных способов борьбы с наркопреступностью, дополняющих суровые меры уголовной ответственности за сбыт наркотиков.

2. В отношении наркоманов, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (кроме сбыта), целесообразно шире применять отсрочку наказания с направлением на лечение и реабилитацию (ст. 82.1 УК РФ). По данным ФСИН РФ [13] в 2013 г. отсрочка применена в отношении 148 лиц, в 2014 г. - в отношении 174 лиц.

3. Необходимо дополнить список, приведенный в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ (конфискация имущества) ст. 234.1 УК РФ (незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ), это необходимое условие соблюдения международных обязательств по противодействию незаконному обогащению лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

4. Целесообразно рассмотреть возможность корректировки положений главы 15 УК РФ в части введения принудительного лечения от наркомании по ходатайству как родственников, так и администрации мест исполнения наказаний (вернуться к опыту РСФСР - ст. 62 УК РСФСР 1960 г., ст. 58 ИТК РСФСР 1970 года).

5. Целесообразно обсудить вопрос об установлении административного надзора в отноше-

нии лиц, проходивших лечение от наркомании в ходе отбытия наказания, предусмотрев возможность продолжения их принудительного лечения.

Литература

1. Лунеев В. В. Истоки и пороки российского уголовного законодательства. М., 2014. С. 22.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ // Российская Газета. № 24. 06.02.2015.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия обороту новых психоактивных веществ): законопроект № 638953-6. URL: http:// asozd2. du-ma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=63 8953-6

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 08.01.1998 № З-ФЗ // Российская Газета. №7. 15.01.1998.

5. Борьба с криминальными рынками в России: монография / под общ.ред. В. В. Меркурьева. М., 2015. С. 144.

6. Стенограмма заседания Президиума Государственного Совета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики от 17.06.2015 г. URL: http://kremlin.ru/events/state-council/49716.

7. Кийко М. Ю. Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России: теория, методология, экономическая оценка. М., 2014. С. 99.

8. Декларация по итогам работы 13 конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. URL: http://www.unodc.org/congress/en/ documentation. html

9. Резюме Всемирного доклада о наркотиках за 2014 г. Управления ООН по наркотикам и преступности. URL: http://www.unodc.org/wdr2014/press/ V1 403602_russian.pdf

10. Итоги деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в первом полугодии 2015 года // URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/pri nt.shtml

11. Состояние преступности в Российской Федерации (официальные статистические данные). URL: https://mvd.ru/ folder/101762.

12. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. URL: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic% 20soder-gahixsya%20v%20IK .

13. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. URL: http:// фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v% 20YII

References

1. Luneev V. V. Istoki i poroki rossijskogo ugolov-nogo zakonodatel'stva [Sources and defects of the Russian criminal legislation]. M., 2014. S. 22.

A. D. SHCHERBAKOV

2. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 03.02.2015 № 7-FZ [About modification of separate acts of the Russian Federation: feder. law from 03.02.2015 № 7-FL] // Rossijskaya Gazeta. № 24. 06.02.2015.

3. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii (v chasti protivodejstviya oboro-tu novykh psikhoaktivnykh veshchestv): Zakonoproyekt № 638953-6 [About modification of separate acts of the Russian Federation (regarding counteraction to a turn of new psychoactive agents): Bill № 638953-6]. URL: http:// asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/% 28Spravka%29?OpenAgent&RN=638953-6

4. O narkoticheskikh sredstvakh i psikhotropnykh veshchestvakh: feder. zakon ot 08.01.1998 № 3-FZ [About drugs and psychotropic substances: feder. law from 08.01.1998 № 3-FL] // Rossijskaya Gazeta. №7. 15.01.1998.

5. Bor'ba s kriminal'nymi rynkami v Rossii: mono-grafiya [Fight against the criminal markets in Russia: monograph] / pod obshch. red. V. V. Merkur'eva. M., 2015. S. 144.

6. Stenogramma zasedaniya Prezidiuma Gosudar-stvennogo Soveta po voprosu realizatsii gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki ot 17.06.2015 g. [The shorthand report of a meeting of Presidium of the State Council concerning realization of the state anti-drug policy from 17.06.2015] URL: http://kremlin.ru/events/ state-council/49716

7. Kijko M. Yu. Bor'ba s narkobiznesom v sisteme natsional'noj bezopasnosti Rossii: teoriya, metodologiya, ekonomicheskaya otsenka [Fight against drug trafficking in system of national security of Russia: theory, methodology, economic assessment]. M., 2014. S. 99.

8. Deklaratsiya po itogam raboty 13 kongressa OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i ugolovnomu pra-vosudiyu [The declaration following the results of work of the 13 th congress of the UN on the prevention of crime and criminal justice]. URL: http://www.unodc.org/ congress/ en/ documentation.html

9. Rezyume Vsemirnogo doklada o narkotikakh za 2014 g. Upravleniya OON po narkotikam i prestupnosti [The summary of the World report on drugs for 2014. Departments of the UN on drugs and crime]. URL: http://www.unodc.org/wdr2014/press/ V1 403602_ rus-sian.pdf

10. Itogi deyatel'nosti Federal'noj sluzhby Rossijskoj Federatsii po kontrolyu za oborotom narkotikov v pervom polugodii 2015 goda [Results of activity of Federal Drug Control Service of the Russian Federation in the first half of 2015]. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/ main/ pre-vent/3939/4052/print. shtml

11. Sostoyaniye prestupnosti v Rossijskoj Federatsii (ofitsial'nye statisticheskiye dannye) [Condition of crime in the Russian Federation (official statistical data)]. URL: https://mvd.ru/ folder/101762.

12. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravi-tel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [The characteristic of the persons containing in corrective labor colonies for adults]. URL: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/ statis-tika/Xar-ka%20lic% 20soder-gahixsya%20v%20IK

13. Kharakteristika lits, sostoyashchikh na uchete v ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsiyakh [The characteristic of the faces consisting on the account in criminal and executive inspections]. URL: http:// fsin.rf/structure/ inspec-tor/iao/statistika/Xar-ka%20v% 20YII

* * *

CONDITION OF DRUG CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

SHCHERBAKOV ALEKSEY DMITRIEVICH Kutafin Moscow State Law University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

In article the author analyzed the statistics of activities of law-enforcement bodies and drug trafficking monitoring bodies for counteraction to a drug trafficking given about number of the persons serving sentence for crimes whose responsibility is provided by articles 228 - 234.1 criminal code of Russian Federation and also investigated questions of development of criminal and legal counteraction to a drug trafficking in Russia. It is possible to note that lately, at the general decrease in level of the registered crimes, there is a registration of the crimes, stable on the number connected with a drug trafficking. Thus the main volume of the registered crimes makes the acts connected with illegal sale of drugs and psychotropic substances. Addition to the Criminal Code of the Russian Federation at the beginning of 2015 of Art. 234.1 can't recognize the situation with the prevention of illegal consumption of drugs in establishments of an execution of the punishment that also only aggravates a problem successful. Besides consideration of statistical data and indicators of law-enforcement bodies and bodies for fight against a drug trafficking, in article the author considered possible ways of permission of the developed extremely negative situation in the field of criminal and legal counteraction to a drug trafficking in the Russian Federation. In particular, he offered measures for change of an order and an appointment procedure of administrative supervision and considered possibilities of carrying out legal experiment on introduction of compulsory treatment for the persons condemned for the drug crimes for the first time which aren't connected with violent crime and diagnosed with a disease «drug addiction».

Key words: drug crime, compulsory treatment, illegal trafficking, sale of drugs, prevention of drug crime

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.