Научная статья на тему 'Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: формирование уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков'

Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: формирование уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРОЛЬ НАД ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ / СОКРАЩЕНИЕ СПРОСА / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / CRIMINAL POLICY / DRUG TRAFFICKING CONTROL / DIMINUTION IN THE DEMAND / SUSPENSION OF SENTENCE SERVING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масленникова Ирина Алексеевна

В статье раскрывается содержание уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков. Отражается одно из направлений уголовной политики, касающейся отсрочки отбывания наказания лицам, больным наркоманией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSPENDED SENTENCES FOR DRUG-ADDICT OFFENDERS: DEVELOPMENT OF CRIMINAL POLICY IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING CONTROL

ТҺe article deals with the content of criminal policy in the sphere of drug trafficking control. The author considers one of the courses of the criminal policy concerning the suspended sentences for drug-addict offenders.

Текст научной работы на тему «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: формирование уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков»

УДК 343.57:347.954

Масленникова Ирина Алексеевна адъюнкт Академии управления МВД России

ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ: ФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ НАД ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Maslennikova Irina Alekseyevna

Postgraduate student, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SUSPENDED SENTENCES FOR DRUG-ADDICT OFFENDERS: DEVELOPMENT OF CRIMINAL POLICY IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING CONTROL

Аннотация:

В статье раскрывается содержание уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков. Отражается одно из направлений уголовной политики, касающейся отсрочки отбывания наказания лицам, больным наркоманией.

Ключевые слова:

уголовная политика, контроль над оборотом наркотиков, сокращение спроса, отсрочка отбывания наказания.

Summary:

1he article deals with the content of criminal policy in the sphere of drug trafficking control. The author considers one of the courses of the criminal policy concerning the suspended sentences for drug-addict offenders.

Keywords:

criminal policy, drug trafficking control, diminution in the demand, suspension of sentence serving.

Развитие российского общества за последнюю четверть века сопровождается существенными переменами. Наряду с распространением демократических идеалов и ценностей социум столкнулся со многими негативными явлениями и процессами. Одними из них стали быстрое распространение наркотиков на территории Российской Федерации, как следствие, их широкое немедицинское употребление населением и распространение наркомании.

В значительной мере положение дел было усугублено субъективным фактором, проявившимся в непродуманном, противоречивом реформировании всей системы противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании. Эти «реформы» вылились в серию организационных и правовых решений, разрушивших прежнюю стройную, хотя и не лишенную недостатков, систему институтов, противодействовавших незаконному обороту наркотиков и наркомании, волюнтаристской деформации законодательства, базировавшегося на зарубежном опыте и реалиях отечественной наркоситуации. В конечном счете «реформы» привели к возникновению эпидемии наркомании, охватившей все без исключения регионы страны, все социальные слои и прежде всего молодежь [1, с. 4].

Только за первое десятилетие современной российской государственности количество преступлений, совершенных с наркотиками, возросло в 8 раз, в то время как уровень общеуголовной преступности в целом остался в тех же масштабах. В 6,5 раза увеличилось число лиц, официально стоящих на медицинских учетах как потребители наркотиков и больные наркоманией. По разным оценкам, фактическое количество таких лиц в России составляет уже несколько миллионов.

В то же время в указанной сфере общественных отношений наметились положительные изменения. Первым концептуальным документом, определившим направления деятельности в исследуемой области, стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками [2], принятая в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации. В 1998 г. издан федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» [3], указом президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» [4] создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, который реформирован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Указом президента РФ от 09.06.2010 г. № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Формируется отдельное направление уголовной политики в области контроля за оборотом наркотиков. Определяя содержание уголовной политики в этой области и ее границы, мы видим существование двух подходов. В соответствии с одним из них в уголовную политику включается комплекс мер (как специальных, так и социального характера), реализуемых в процессе воздействия на преступность и иные негативные социальные явления и факторы, ее порождающие. Согласно второму подходу в сферу уголовной политики включаются лишь специальные меры [5, с. 21].

В работе «Уголовное право и социология» А.А. Герцензон высказывал мнение, что уголовная политика направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками. Далее он пишет, что уголовная политика реализуется в процессе применения на практике как специальных мер (криминалистических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, криминологических), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицинских и т. д.) [6, с. 178].

Необходимо отметить, что существуют и иные взгляды на дифференциацию подходов к содержанию уголовной политики. Современные исследователи утверждают, что, «исходя из различной широты толкования учеными-юристами понятия уголовной политики, данная дефиниция в науке рассматривается в трех аспектах: 1) государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая как правовыми, так и внеправовыми средствами противодействия преступности; 2) государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая на основании только норм права; 3) государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая только нормами уголовного права» [7, с. 110].

Понимая, что уголовная политика в сфере контроля над оборотом наркотиков включает не только специальные меры, но и меры широкого профиля, выходящие за рамки правоприменения, мы обращаем внимание на то, что генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. В свою очередь система мер по уменьшению спроса на наркотики, установленная Стратегией, предусматривает наркологическую медицинскую помощь и медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. отражает первый уровень уголовной политики в исследуемой сфере. На втором находится нор-мотворческая деятельность. Третий уровень характеризуется реализацией уголовной политики, включающей как правоприменительную деятельность, так и активность в иных сферах, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Обозначенные главная цель Стратегии и система мер по сокращению спроса на наркотики развиваются в федеральном законе от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Частью 1 ст. 54 данного документа устанавливается следующее: «Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию». В ч. 2 ст. 54 уточняется: «Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья...». Основные положения медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией изложены в приказе Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2003 г. № 500 «Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)"». Меры по реабилитации должны предпринимать специализированные лечебные учреждения наркологического профиля.

Дополнение федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» такими понятиями, как «лечение больных наркоманией», «реабилитация больных наркоманией» и «побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации», по мнению исследователей, является не только практически необходимым, но и теоретически значимым [8, с. 15]. Оно позволит конкретизировать меры реализации уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков в части осужденных, которые больны наркоманией.

В результате реализации уголовной политики в указанной сфере была разработана и введена в Уголовный кодекс Российской Федерации новая норма, относящаяся к институту отсрочки отбывания наказания и регламентирующая отсрочку отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК РФ). Эта новелла в определенной мере реализовала давно назревшую необходимость стимулирования добровольного прохождения лечения лицами, страдающими наркоманией. При введении данной нормы в 2012 г. на исполнение в уголовно-исполнительные инспекции поступило 91 определение суда об отсрочке отбывания наказания осужденным, признанным страдающими наркоманией, из них 77 мужчин и 14 женщин. По состоянию на 1 января 2014 г. на учете инспекций находились уже 148 осужденных [9].

Одним из главных условий реализации этой нормы является совокупность признаков, которым должны отвечать как сам субъект, подпадающий под действие новеллы, так и совершенное им деяние. Названная совокупность включает следующие критерии: во-первых, лицо осуждено к лишению свободы; во-вторых, оно признано больным наркоманией; в-третьих, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, совершено впервые ; в - четвертых, это лицо изъявило желание добровольно пройти курсы лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации.

Можно полагать, что в настоящее время помимо системы мероприятий уголовной политики в сфере контроля над оборотом наркотиков разработано и реализуется одно из направлений, которое включает широкий спектр мер - как специальных, так и социального, медицинского, экономического характера. Важной областью реализации уголовной политики, носящей социальный характер, является лечение и реабилитация осужденных, имеющих диагноз «наркомания».

Несмотря на разработанный механизм и принимаемые усилия со стороны государства и всех субъектов, включенных в эту деятельность, предстоит немалая работа по вопросам определения степени заболевания; процедуры направления, прибытия, убытия и постановки на учет осужденного в медицинском учреждении; регламентации порядка взаимодействия наркологов, психологов, социальных работников и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; форм контроля за прохождением осужденными курса лечения, а впоследствии и реабилитации. Работа по совершенствованию УК РФ в данной сфере должна быть продолжена для достижения таких целей реализации уголовной ответственности и наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, сокращение и предупреждение совершения новых преступлений.

Ссылки:

1. Воронин М.Ю., Драган Г.Н., Жданова Е.В. Проблемы законодательного регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков : учеб.-метод. пособие М., 2006.

2. О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации : постановление Верховного суда РФ от 22.07.1993 г. № 5494-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1265.

3. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

4. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации : Указ президента РФ от 11.03.2003 г. № 306 // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1 099.

5. Воронин М.Ю. Теоретические основы криминологической защиты населения от наркотизации : монография. М., 2010.

6. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.

7. Трощенко Р.А. Уголовная и уголовно-правовая политика - соотношение понятий // Бизнес в законе. 2008. № 1.

8. Саядян С.Г. Применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией и новеллы российского антинаркотического законодательства // Медицинское право. 2015. № 1.

9. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/index.php?sphrase_id=897109 (дата обращения: 23.04.2016).

References:

1. Voronin, MY, Dragan, GN & Zhdanova, EV 2006, Problems of legal regulation of the fight against drug trafficking, Moscow.

2. 'On the Concept of State Policy for Drug Control of the Russian Federation: the Supreme Court of the Russian Federation of 22.07.1993, the № 5494-1' 1993, Sheets SND and VS RF, no. 32, art. 1265.

3. 'On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances: Federal Law of 08.01.1998, № 3-FZ' 1998, SZ the Russian Federation, no. 2, art. 219.

4. 'The improvement of governance in the Russian Federation by presidential decree of 11.03.2003, № 306' 2003, SZ the Russian Federation, no. 12, art. 1099.

5. Voronin, MY 2010, Theoretical basis of criminological protect the population from drug addiction: a monograph, Moscow.

6. Gertsenzon, AA 1970, Criminal law and sociology, Moscow.

7. Troshchenko, RA 2008, 'Criminal and criminal policy ratio', Business concepts in the law, no. 1.

8. Sayadyan, SG 2015, 'Application delay serving the sentence drug addicts and Russian novel drug laws', Medical Law, no. 1.

9. Characteristics of persons who are registered in the criminal-executive inspections 2016, retrieved 23 April 2016, <http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/index.php?sphrase_id=897109>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.