IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MAKARUSHKOVA, Alla A^androvna - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 343.85
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
С.И. Кириллов, В.А. Овсянников
С учетом постоянно изменяющихся форм и методов деятельности террористических организаций одним из основных направлений антитеррористической деятельности государства является постоянное совершенствование правовых норм, выступающих основой государственной системы противодействия терроризму и экстремизму и регламентирующих ее.
В системе противодействия преступлениям террористического характера важное место занимает институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако до настоящего времени его эффективность и потенциал при предупреждении терроризма не до конца оценены и использованы правоохранительными органами. Учитывая особенности личности «поднадзорного» террориста, необходимо отметить, что использование только ограничений и запретов при осуществлении административного надзора не позволяет в полной мере добиться его исправления. Будущее развитие этого института в направлении предупреждения терроризма и экстремизма, по нашему мнению, видится в активном применении достижений науки и техники, совершенствовании отечественного законодательства, внедрении и использовании технических средств контроля за исполнением «поднадзорными» террористами установленных судом ограничений и обязанностей.
Настоящая статья посвящена вопросам деятельности правоохранительных органов по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющими не снятую либо не погашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера, и является частью криминологического исследования, посвященного изучению предупреждения преступлений поднадзорных лиц.
Ключевые слова: освобожденный из мест лишения свободы; терроризм; экстремизм; административный надзор; преступления террористического характера; осужденный.
S.I. Kirillov, V.A. Ovsyannikov. ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN THE SYSTEM OF CRIMES PREVENTION OF A TERRORIST NATURE
Taking into account constantly changing forms and methods of terrorist organizations activity, one of the main directions of anti-terrorist activities of the state's activity is the continuous improvement of the legal norms regulating and acting as the basis of the state system of counteraction to terrorism and extremism.
In the system of countering crimes of a terrorist nature, an important place is occupied by the institution of administrative supervision over persons released from prison. However, to date, its effectiveness and potential in the prevention of terrorism has not been fully evaluated and used by law enforcement agencies. Considering the peculiarities of the personality of a supervised terrorist, it should be noted that the use of only restrictions and prohibitions in the exercise of administrative oversight does not allow to fully achieve its correction. The future development of this institution in the direction of preventing terrorism and extremism, in our opinion, is seen in the active development and application of science and technology, the improvement of domestic legislation, the introduction and use of technical means of monitoring the performance of supervised terrorists by the court of restrictions and duties.
This article is devoted to issues arising of activity state law enforcement in the implementation of administrative supervision of persons released from prison who have an undefined or outstanding conviction for the commission of serious and particularly serious crimes of a terrorist nature and is part of a criminological study on preventing crimes committed by individuals, which are under administrative supervision.
Keywords: released from prison; terrorism; extremism; administrative supervision; terrorist crimes, convicted.
Терроризм в современных условиях представляет относительно самостоятельное социально-политическое явление, особый феномен общественной жизни. Он является частью межгосударственного взаимодействия, геополитического противоборства, стал способом достижения разнообразных целей различных националистических и сепаратистских организаций, клерикальных и экстремистских сил, глобальной угрозой международной безопасности, безопасности личности, общества и государства. В условиях нарастающих противоречий в современном мире, связанных с перераспределением экономической мощи и политического влияния между субъектами мировой политики, терроризм становится все более очевидным источником и фактором социальных катаклизмов, войн и вооруженных конфликтов, деструктивных явлений, процессов и событий в различных сферах общественной жизни, жизнедеятельности людей [7].
Для России, как крупного геополитического игрока, проблема терроризма стоит достаточно остро. Терроризм для нашей страны - это не просто явление, протекающее спонтанно и беспричинно, это элемент гибридной войны, которую ведут заинтересованные в нестабильной и слабой России крупные геополитические силы. С девяностых годов прошлого столетия и по настоящее время на территории нашей страны совершено внушительное количество разных по характеру и масштабу террористических актов, проведена скрытая широкомасштабная переброска на территорию России представителей радикального ислама.
Явные успехи нашей страны в борьбе с терроризмом вызывают уже ничем не скрываемое негодование представителей иностранных государств. Террористические организации активизируются, используют радикальные теории ислама в целях вербовки и использования человеческих ресурсов в преступных замыслах, что вызывает определенную обеспокоенность. Несмотря на это, целенаправленное противодействие терроризму позволило прервать сохранившуюся с 2011 г. тенденцию ежегодного роста регистрации преступлений террористического характера. В 2017 г. было зарегистрировано 1 871 (-16,0 %) преступлений террористического характера, и в 2018 г. - 1 679 (-10,1 %) [6].
Для защиты от террористической угрозы и обеспечения безопасности Российской Федерации сформирована национальная общегосударственная система противодействия терроризму, включающая специальные институты, материально-финансовые, политико-правовые и организационные ресурсы, необходимые силы и средства [7]. Учитывая постоянно меняющиеся формы и методы деятельности террористических организаций, одним из основных направлений антитеррористической деятельности государства выступает постоянное совершенствование правовых норм, выступающих основой государственной системы противодействия терроризму и экстремизму и регламентирующих ее.
Одним из элементов системы противодействия преступлениям террористического характера выступает институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В 2017 г. перед субъектами системы предупреждения терроризма Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] были открыты новые методы и формы воздействия на одну из наиболее опасных категорий рецидивистов, освободившихся из мест лишения свободы. Согласно положениям данного Федерального закона предусматривается обязательное установление административного надзора, независимо от наличия других оснований, предусмотренных законодательством об административном надзоре, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической направленности.
Наряду с этим вышеназванным законом вводится понятие «фактическое местонахождение», что упрощает определение территориальной подсудности дел об установлении административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не имеющих постоянного места жительства или пребывания. Введение данного понятия в законодательство об административном надзоре
позволит решить и другие вопросы, возникающие в повседневной деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора.
Эти положения Федерального закона позволят вывести на новый качественный уровень эффективность принимаемых мер, направленных на противодействие терроризму, а также его профилактику в современной России.
Учитывая специфику личности террористов и их пособников, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления террористического характера, следует понимать, что ранее, до вступления изменений в силу, установить в отношении них административный надзор было крайне сложно, и на это был целый ряд причин:
- подавляющее большинство осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления террористического характера являются ярыми приверженцами радикального ислама, который устанавливает ряд ограничений на их поведение в обществе, а именно: в большинстве случаев им не свойственно нарушать режим отбывания наказания либо совершать административные правонарушения после освобождения из мест лишения свободы;
- обособленность и закрытый образ жизни лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, по различным этническим и религиозным признакам;
- затруднения, возникавшие при осуществлении и установлении административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы и не имеющего определенного места жительства и регистрации.
Данные проблемы были сняты законодателем в 2017 г внесением изменений в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [2].
Постановка под административный надзор лиц, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера, позволяет правоохранителям осуществлять контроль за передвижением поднадзорного лица с момента освобождения до прибытия к месту фактического проживания. При этом в распоряжении правоохранительных органов имеется целый ряд инструментов по отслеживанию передвижения такого лица, а также его поиска в случае уклонения от административного надзора.
По нашему мнению, учитывая особенности личности, повышенную общественную опас-
ность совершенного ранее преступления террористического характера, необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2017 64-ФЗ и дополнить перечень обязательных ограничений при установлении судами административного надзора в отношении изучаемой нами категории лиц, таких как:
- запрет выезда за установленные судом пределы территории;
- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участия в них.
Мы можем предположить, что установление в отношении данных лиц подобных обязательных ограничений будет способствовать локализации поднадзорного лица в пределах той или иной территориальной единицы, а также ограничению возможности его передвижения с целью скрытой координации деятельности с законспе-рированными террористическими ячейками.
Как уже отмечалось ранее, своевременное и оперативное реагирование законодателя на происходящие изменения в структуре и динамике терроризма способно максимально задействовать потенциал института административного надзора в предупреждении преступлений террористического характера. Так, по нашему мнению, сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющим административный надзор, учитывая высокую общественную опасность поднадзорных лиц, имеющих судимость за совершение преступлений террористического характера, на законодательном уровне необходимо разрешить использование технических средств контроля за их перемещением с применением технологий систем глобального позиционирования. Использование технических средств контроля за передвижением данной категории поднадзорных лиц позволит также оптимизировать финансовые затраты.
Учитывая особенности личности поднадзорного лица, нужно помнить о том, что использование только ограничений и запретов при осуществлении административного надзора не позволяет в полной мере добиться его исправления. Важной и неотъемлемой частью осуществления административного надзора является применение передовых форм и методов воспитательного характера. Для формирования у поднадзорного лица социально значимых установок и дальнейшего его включения в процесс ресоциализации, в подразделениях органов внутренних дел на постоянной основе необходимо привлекать специалистов-психологов, а также представителей различных конфессий, имеющих глубокие познания в области противодействия псевдорелигиозным идеям радикального толка.
Думается, что для более эффективного проведения мероприятий воспитательного характера с поднадзорными лицами должны быть разработаны пошаговые методические рекомендации. Закрепленные в них подробные алгоритмы применения различных форм и методов воспитательного воздействия должны помочь лицам, осуществляющим административный надзор, максимально эффективно воздействовать на личность террориста с целью формирования у него отказа от террористической и экстремистской деятельности в будущем. Проводить такие воспитательные мероприятия целесообразно в день установленной судом обязательной явки поднадзорного лица с использованием аудиовизуальных средств фиксации.
В воспитательной работе с поднадзорным лицом всегда необходимо учитывать, что оно может обладать оперативно значимой информацией о планируемых либо готовящихся преступлениях террористического характера, а также о лицах, способствующих их совершению. Учитывая задачи, стоящие перед органами внутренних дел по предупреждению терроризма, в том числе и воспитательного характера, мы согласны с мнением Е.В. Кашкиной и А.Г. Репьева, что «назрела необходимость признания в качестве специального принципа - принципа негласного метода осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В дальнейшем подобное будет способствовать корректировке законодательства в данной области, наделению сотрудников уголовного розыска большим объемом прав и обязанностей в рассматриваемой сфере, с преимущественным акцентом на использование оперативно-разыскных мероприятий» [4, с. 45].
В связи с этим необходимо на законодательном уровне проработать вопрос о расширении полномочий оперативных подразделений органов внутренних дел и закреплении такого понятия, как «негласный административный надзор». Тогда в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел будет целый комплекс средств и методов сбора информации и контроля за поднадзорными. И, как следствие, основная деятельность в этом направлении будет осуществляться подразделениями уголовного розыска во взаимодействии с другими субъектами надзорной деятельности. Подобные нововведения будут способствовать своевременному обмену оперативно значимой информацией с заинтересованными субъектами, в том числе с другими правоохранительными органами, на которые возложены задачи по противодействию терроризму.
Подводя итог, отметим, что институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, достаточно органично и эффективно вписывается в антитеррористическую систему государства, имеет огромный потенциал развития и применения. При этом одной из главных задач, стоящих перед системой предупреждения терроризма, является противодействие идеологическому и информационно-пропагандистскому воздействию международных террористических организаций и их агентов. Для решения данной задачи необходимо на законодательном уровне установить двухуровневый информационный фильтр, а именно: на первом уровне разрешить установление в судебном порядке ограничений на использование различных глобальных информационных ресурсов, на втором - определить и закрепить действенные формы и методы воспитательного и, возможно, психологического воздействия на изучаемую нами категорию лиц.
По нашему мнению, будущее развитие института административного надзора в направлении предупреждения терроризма и экстремизма видится в активном применении достижений науки и техники, совершенствовании отечественного законодательства, внедрении и активном использовании технических средств контроля за исполнением поднадзорными лицами установленных судом ограничений и обязанностей. Это будет способствовать сокращению количества повторных преступлений и повышению эффективности антитеррористической системы государства.
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ // Рос. газ. 2017. 30 мая.
2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 апр.
3. Антонян Е.А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование: дис. .. .д-ра юрид. наук. М., 2014. 353 с.
4. Кашкина Е.В., Репьев А.Г. Негласный метод осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как специальный принцип данного института // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 42-46.
5. Крайнова Н.А. Некоторые аспекты уго-
ловной политики в сфере предупреждения рецидивной преступности в РФ // Библиотека криминалиста. 2013. № 3. С. 206-215.
6. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года: ст. сб. М.: МВД РФ (ФКУ ГИАЦ), 2019.
7. Терроризм в исторической ретроспективе и современных условиях: монография / В.Ю. Бельский [и др.]; под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 479 с.
References
1. O vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zako-nodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federatsii po vopro-sam administrativnogo nadzora za litsami, osvo-bozhdenny'mi iz mest lisheniya svobody': feder. zakon ot 28.05.2017 № 102-FZ // Ros. gaz. 2017. 30 maya.
2. Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdenny'mi iz mest lisheniya svobody': feder. zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ // Ros. gaz. 2011. 8 apr.
3. Antonyan E.A. Lichnost' recidivista: krimi-nologicheskoe i ugolovno-ispolnitel'noe issledo-vanie [The identity of the recidivist: criminological
and criminal investigation study]: dis. ...d-ra yurid. nauk. M., 2014. 353 s.
4. Kashkina E.V., Repev A.G. Neglasny'j metod osushchestvleniya administrativnogo nadzora za litsami, osvobozhdenny'mi iz mest lisheniya svo-body', kak spetsial'ny'j printsip dannogo institute [Secret method of implementation of administrative supervision of the persons released from places of detention as the special principle of this institute] // Problemy' pravookhranitel'noj deyatel'nosti. 2016. № 4. S. 42-46.
5. Krajnova N.A. Nekotory'e aspekty' ugo-lovnoj politiki v sfere preduprezhdeniya retsidivnoj prestupnosti v RF [Some aspects of criminal policy in the field of relapse prevention in the Russian Federation] // Biblioteka kriminalista. 2013. № 3. S.206-215.
6. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar-dekabr' 2018 goda: st. sb. M.: MVD RF (FKU GIACz), 2019.
7. Terrorizm v istoricheskoj retrospektive i sov-remenny'kh usloviyakh: monografiya / V.Yu. Bel-skij [i dr.]; pod red. V.Yu. Bel'skogo, A.I. Saczuty'. M.: YuNITI-DANA, 2017. 479 s.
КИРИЛЛОВ Станислав Иванович - доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Россия. Москва. E-mail: stanislav. kirillov. 1955@mail. ru.
ОВСЯННИКОВ Виктор Анатольевич - адъюнкт. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
KIRILLOV, Stanislav Ivanovich - Doctor of Science (Law), Professor of the Department of Criminology. V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
OVSYANNIKOV, Viktor Anatolyevich - Postgraduate Student. V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
УДК 343.3/.7
ДОХОД КАК ПРИЗНАК СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.В. Осипов
В статье на стыке отраслей законодательства цивилистического, криминалистического и административного циклов проводится исследование понятия «доход» как юридической категории и определяется его содержание в качестве признака преступлений в сфере экономической деятельности. В содержание дохода применительно к преступлениям данной разновидности должна входить материальная выгода, выражаемая не только в выручке, извлекаемой в процессе ведения противоправной экономической деятельности в денежной или натуральной формах, без вычета издержек на осуществление ее как таковой, но и применительно к единичным составам преступлений (ст. 1853, 1856 УК РФ) в получении в результате участия на организованных торгах экономической выгоды в виде приращения оборотных активов от создающих прибавочную стоимость финансовых инструментов, иностранной валюты и цены товаров вследствие совершения запрещенных регулятивным законодательством в сфере экономической деятельности действий.