Научная статья на тему 'Некоторые правовые аспекты применения специальных средств сотрудниками полиции'

Некоторые правовые аспекты применения специальных средств сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1364
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PROCESS / REGULATIONS / ADMINISTRATIVE SUPPRESSION / POLICE / ENFORCEMENT / LEGAL LIABILITY / SPECIAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковшевацкий Владислав Игоревич, Стащенко Станислав Петрович

Анализируются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые основания применения сотрудниками полиции специальных средств в контексте реализации мер административного пресечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковшевацкий Владислав Игоревич, Стащенко Станислав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some legal aspects of application of special means by the police

In this article the analysis of normative legal acts establishing the legal grounds for the use by police of special means in the context of the implementation of administrative punishment.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые аспекты применения специальных средств сотрудниками полиции»

УДК 342.92 ББК 67

© Ковшевацкий В.И., Стащенко С.П.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]; СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ СТАЩЕНКО, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность — 12.00.14 административное право;

административный процесс Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые основания применения сотрудниками полиции специальных средств в контексте реализации мер административного пресечения.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, нормы, административное пресечение, полиция, принуждение, юридическая ответственность, специальные средства.

Annotation. In this article the analysis of normative legal acts establishing the legal grounds for the use by police of special means in the context of the implementation of administrative punishment.

Keywords: administrative law, administrative process, regulations, administrative suppression, police, enforcement, legal liability, special means.

Для цитирования: Ковшевацкий В.И., Стащенко С.П. Некоторые правовые аспекты применения специальных средств сотрудниками полиции. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):166-9.

Специальное средство можно определить, как средство, имеющее специальное назначение (цель), конструктивные особенности либо особые свойства. Учитывая многоаспектность данного понятия, считаем что определение «специальное средство» требует уточнения с точки зрения закона. Легального определения специальных средств законодательство Российской Федерации, содержащее нормы, закрепляющие право сотрудников правоохранительных органов на их применение, не содержит. Данное понятие формулировалось на протяжении длительного периода (термин «специальное средство» стал использоваться в СССР с 1978 г.) учеными-административистами на основе выделяемых ими признаков, отраженных в законе и иных правовых актах1.

В теории имеется несколько определений понятия «специальные средства», в которых выделялись

различные признаки данных материальных объектов, их характерные черты. С учетом конструктивных особенностей, специальные средства определялись как «совокупность устройств, приспособлений...», «совокупность технических средств» либо «устройства, предметы, химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства». При характеристике назначения специальных средств, а также их свойств указывалось «обеспечение лишения лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия», «оказание физического воздействия на преступников и других правонарушителей», «оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты». В той или иной мере данные авторские определения обладают некоторыми недостатками и критикуются учеными и специалистами.

В одних не выделяется такой специфический вид специального средства, характерный исключительно для законодательства, закрепляющего права на применение специальных средств сотрудников правоохранительных органов, как служебные животные2. Другие выделяют такое свойство, как прямое принудительное воздействие, что вряд ли оправданно (прямое принудительное воздействие характерно только для отдельных специальных средств).

Интересным видится определение специальных средств, предложенное А. Ю. Моляновым, под которыми он понимает «состоящие на вооружении полиции и внутренних войск и применяемые ими в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, предназначенные для нелетального, иммобилизующего воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью, а также для физического воздействия на материальные объекты», вместе с тем, по нашему мнению, не лишенное определенных недостатков3.

Критикуя позицию некоторых ученых об отождествлении оружия нелетального действия (ограниченного поражения) и специальных средств, автор, тем не менее, включает в понятие такой признак, как нелетальное воздействие. Этим признаком обладает указанное в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» оружие ограниченного поражения, что является видом огнестрельного оружия, оказывающего травматическое воздействие. Соглашаясь с мнением авторов комментария к ФЗ «О полиции», следует отметить, что данный вид оружия имеет существенные особенности — являясь разновидностью огнестрельного оружия, оружие ограниченного поражения имеет некоторое сходство со специальными средствами, состоящими на вооружении полиции, однако говорить о наличии такого свойства специального средства, как «нелетальное воздействие», не всегда уместно4.

Спорным является и утверждение А. Ю. Моля-нова о том, что специальные средства предназначены для воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью. Гематома, оставленная на предплечье в результате законного применения палки специальной, уже свидетельствует о причинении телесных повреждений, а соответственно, нанесении ущерба для здоровья. Видимо, речь нужно вести о существенном ущербе для здоровья либо причинении смерти.

Трудно согласиться с тем, что все специальные средства обладают иммобилизующим воздействием (лишение лица способности оказывать сопротивление, т. е. останавливающее действие). Многие специальные средства имеют иное назначение. Нет такого воздействия у специальных окрашивающих и маркирующих средств, предназначенных для распыления маркирующего состава в целях выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, а также средства разрушения преград в виде малогабаритных взрывных устройств,

предназначенных для оперативного вскрытия дверей, замков, металлических петель и др.

Стоит также отметить, что подобные определения формулировались в нормах международного права и судебных актах. Так, в Договоре о коллективной безопасности, закрепляющем соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации, под специальными средствами понимаются различного рода изделия, специально разработанные и предназначенные для применения правоохранительными органами в целях оказания нелетального, обратимого воздействия на объект при отражении нападения, пресечении совершения преступления, оказании сопротивления, розыске, задержании, доставлении задержанных, пресечении побега из-под стражи, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков, пресечении массовых беспорядков, остановке транспортных средств, принятые на вооружение правоохранительных органов и специальных служб и не относимые законодательством к продукции военного назначения.

Верховный Суд Российской Федерации к специальным средствам относит приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни и здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды5. Специальные средства для целей ФЗ «О полиции» можно определить как состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, технические средства, вещества и служебные животные, назначением которых является оказание прямого либо косвенного принудительного физического воздействия на человека, без нанесения существенного ущерба его здоровью, а также какие-либо материальные объекты.

Некоторые виды специальных средств являются мощными средствами. И если встать на более легкий путь достижения цели, то сотрудник полиции в состоянии в считанные секунды подавить противодействие преступника, причинив серьезные ранения, а иногда и смерть. Однако основная задача полиции в подобных случаях состоит в том, чтобы пресечь противоправные действия, задержать лицо, их совершившее, и обеспечить возможность решения вопроса о его наказании в судебном порядке.

Учитывая создавшуюся обстановку, характер и степень опасности правонарушителей, характер и силу оказываемого сопротивления, сотрудник должен стремиться к минимизации любого ущерба (как физического вреда, так и материального ущерба). Стремление к минимизации ущерба -это одновременно принцип и цель применения специальных средств. При оценке создавшейся обстановки необходимо учитывать «все обстоятельства, которые могли повлиять на возможность задержания с минимальным причинением вреда

задерживаемому (место и время преступления, непосредственно за которым следует задержание, количество, возраст и пол задерживающих и задерживаемых, их физическое развитие, вооруженность, наличие сведений об агрессивном поведении задерживаемых, их вхождении в состав банды, террористической организации и т. п.)»6. С этой целью специальное средство применяется, как правило, для поражения нежизненно важных органов, чтобы всего лишь ослабить нападающего (задерживаемого) и получить таким образом необходимый перевес в силе. Вместе с тем при наличии оснований на применение специальных средств, предусмотренных законом, допускается причинение посягающему или задерживаемому лицу любого вреда, соразмерного силе оказываемого противодействия. Это относится, прежде всего, к тем случаям, когда указанные лица сами проявляют исключи тельную агрессивность, создают реальную угрозу жизни или причиняют значительный вред здоровью сотрудника полиции либо иного лица, или осуществляют иные опасные действия. Не случайно в законе идет речь не о жесткой обязанности сотрудников причинять «наименьший ущерб», а об обязанности «стремиться» к тому, чтобы ущерб от применения специального средства был минимальным.

Принцип минимизации ущерба также нашел правовую регламентацию в ст. 22 ФЗ «О полиции». Ограничения, закрепленные в данной норме, исключают нанесение чрезмерных повреждений либо существенного ущерба материальным объектам, однако необходимо помнить, что в соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В п. 3 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О полиции» установлен запрет на применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств. На наш взгляд, это совершенно необоснованно. 2 февраля 2016 года в городе Сланцы Ленинградской области сотрудники ГИБДД оставили машину, за рулем которого был пьяный сотрудник посольства США. По Конституции Российской Федерации, в нашей стране все равны перед судом и законом. В этой связи предлагаем п. 3 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О полиции» исключить слова «транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств».

Определенной проблемой является тот факт, что ведомственный нормативный акт, закрепляющий дополнительные ограничения на применение конкретных видов специальных средств, ограничен для распространения, ознакомление с ним требует выполнения достаточно жестких требований режима секрет-

ности, поэтому многие сотрудники полиции не только не знают о содержании данного приказа, но и о его существовании. В итоге, как показывают выборочные контрольные опросы, сотрудники полиции демонстрируют неуверенное знание ограничений на применение специальных средств, особенно тех, которые закреплены в ведомственном нормативном акте МВД России, что требует взвешенного подхода к формированию, в рамках служебной подготовки, учебных программ по изучению оснований, порядка и особенностей применения специальных средств, а также качественного проведения инструктажей.

Таким образом, под специальными средствами можно понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, назначением которых является оказание прямого либо косвенного принудительного физического воздействия на человека, без нанесения существенного ущерба его здоровью, или какие-либо материальные объекты.

Закрепленные в ст. 19 ФЗ «О полиции» требования к порядку применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основанные на положениях международных нормативных документах, обязывают сотрудников полиции точно выполнять предписанные законом действия, действовать грамотно, учитывать все особенности при применении указанных мер принуждения. Учет в практической деятельности рассмотренных в данной статье некоторых особенностей использования специальных средств сотрудниками полиции позволит повысить их правовую защищенность и уровень соблюдения законности в органах внутренних дел.

1 Основы профессиональной деятельности. Химичева О.В., Шаров Д.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Родионова Е.Ю., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Платонов Д.А., Кисин В.Р., Сойников С.А., Комов-кина Л.С., Дмитренко А.П., Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. и др. Учебник / Москва, 2017.

2 Основы профессиональной деятельности. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Язовский

A.Н., Сысоев А.А., Хромов В.А., Питомцев М.Н., Разницын

B.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитренко А.П., Кисин В.Р. и др. учебное пособие / Москва, 2016.

3 Молянов А.Ю. Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект. Административное и муниципальное право. 2014. № 4.

C. 333-350.

4 Административное право Российской Федерации. Боча-

ров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина

Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., По-козий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сойников С.А., Сущинская С.И., Хадисов Г.Х., Шурухнова Д.Н. Курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профес-

сора С. Н. Бочарова. Москва, 2015. Том Часть 2

5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6 Многообразие аспектов социальной политики. Акатова Н.С., Артемьев А.А., Викторов В.Ю., Галимов Р.Р., Керимов А.Д., Ковшевацкий В.И., Куксин И.Н., Лундин А.А., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Малышева О.С., Матвеев П.А., Матвеева С.В., Орел В.Р., Погодина О.Н., Самылина Ю.Н., Сокольская А.Д., Солдатов А.А., Сухарев А.Н. и др. Клин, 2017.

Литература

1. Административное право Российской Федерации. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Поко-зий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сойников С.А., Сущинская С.И., Хади-сов Г.Х., Шурухнова Д.Н. Курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профессора С. Н. Бочарова. Москва, 2015. Том Часть 2

2. Многообразие аспектов социальной политики. Акатова Н.С., Артемьев А.А., Викторов В.Ю., Галимов Р.Р., Керимов А.Д., Ковшевацкий В.И., Куксин И.Н., Лундин А.А., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Малышева О.С., Матвеев П.А., Матвеева С.В., Орел В.Р., Погодина О.Н., Самылина Ю.Н., Сокольская А.Д., Солдатов А.А., Сухарев А.Н. и др. Клин, 2017.

3. Молянов А.Ю. Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект. Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 333-350.

4. Основы профессиональной деятельности. Хи-мичева О.В., Шаров Д.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Родионова Е.Ю., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Платонов Д.А., Кисин В.Р., Сойников С.А., Комовкина Л.С., Дмитренко А.П., Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. и др. Учебник / Москва, 2017.

5. Основы профессиональной деятельности. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов

A.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Хромов

B.А., Питомцев М.Н., Разницын В.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитренко А.П., Кисин В.Р. и др. учебное пособие / Москва, 2016.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

References

1. Administrative law of the Russian Federation. Bocharov S. N., Bruner, R. A., Zyryanov S. M., Kivich Y., Klimkina E. V., Koussevitzky V I., Malakhova N. In. Olszewski, A. V, Pokosi V. V, Popovich O. M., Skulina L. L., Sizov, I. Y., Salnikov S. A., Sushchinskii I. S., Hadith G. H., Shurunova D. N. A course of lectures / Under the editorship of candidate of legal Sciences, Professor S. N. Bocharov. Moscow, 2015. Tom Part 2

2. The variety of aspects of social policy. Akatova N.. Artemyev A. A., Viktorov V., Galimov, R., Kerimov, A. D., Koussevitzky V I., Kuksin I. N., Lundin, A. A., Luneva E. V., Mayorov A. N., Malinin S. A., Malysheva O. S., Matveev A. P., Matveeva S. V., Eagle, R. V., Pogodina O. N., Samylina Yu. N., Sokolskaya, A. D., Soldatov A. A., Sukharev A. N. etc. Wedge, 2017.

3. Maulanov A. Y. Special means of police of Russia: to the question of the definition of administrative-legal aspect. Administrative and municipal law. 2014. No. 4. P. 333-350.

4. Fundamentals of professional activity. Himicheva, O. V., Sharov V. D., Kardashevskiy V. V., His I. V., Rodionova E. Y., Klimkina E. V, Kushnarenko I. A., Koussevitzky V. I., Shcheglov V. A., Uvarov N. In. Shestopalova, E. V., Yazovskaya A. N., Sysoev, A. A., Platonov A. D., Kisin V. R., Salnikov S. A., Korovkina L. S., Dmytrenko O. P., Kadnikov N. G., Disalow M. M. et al. Textbook / Moscow, 2017.

5. Fundamentals of professional activity. Jelakovic S. S., Himicheva, O. V., V. V Kardashevskii, His, I., Klimkina E. V., Kushnarenko I. A., Koussevitzky V I., Shcheglov V A., Uvarov N. In. Shestopalova, E. V., Sharov D. A., Yazovskaya A. N., Sysoev, A. A., Khromov V. A., Pet, M. N., Rasnitsyn V A., Ermolov P. F., Salnikov S. A., Dmitrenko A. P., Kissin and V R.. textbook / Moscow, 2016.

6. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 24.10.2006 n 18 (red. ot 09.02.2012) About some questions arising at courts at application of the Especial part of the Code of the Russian Federation about administrative offences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.