Научная статья на тему 'Правовая природа и назначение специальных мер административного пресечения'

Правовая природа и назначение специальных мер административного пресечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2035
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ОРУЖИЕ / НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PROCESS / REGULATIONS / ADMINISTRATIVE SUPPRESSION / POLICE / COERCION / WEAPON / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковшевацкий Владислав Игоревич, Стащенко Станислав Петрович

Проведен анализ мнений ученых-административистов, а также исторические аспекты применения полицией мер административного пресечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковшевацкий Владислав Игоревич, Стащенко Станислав Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature and purpose of special measures of administrative restraint

Analysis of the views of administrative scientists has been carried out, as well as historical aspects of the use of administrative measures by the police.

Текст научной работы на тему «Правовая природа и назначение специальных мер административного пресечения»

УДК 342 ББК 67.401

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]; СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ СТАЩЕНКО, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук А.В. Константинов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проведен анализ мнений ученых-административистов, а также исторические аспекты применения полицией мер административного пресечения

Ключевые слова: административное право, административный процесс, нормы, административное пресечение, полиция, принуждение, оружие, наказание.

Abstract. Analysis of the views of administrative scientists has been carried out, as well as historical aspects of the use of administrative measures by the police.

Keywords: administrative law, administrative process, regulations, administrative suppression, police, coercion, a weapon, punishment.

Меры административного пресечения связаны с административной деятельностью полиции. Создание полиции как специализированного органа связано, по мнению М.Г. Пинигина, с реформаторской деятельностью Петра I. Полиция, по мысли царя, должна была стать регулярным, военизированным органом государственного управления, повседневно и профессионально занимающимся охраной общественного порядка и внутренней безопасности. Однако сказать, что в царское время была административная юстиция, мы не можем. В те времена не делили социальные отклонения на преступления и административные правонарушения.

Первые полицейские наказания, которые отличались от уголовных наказаний и налагаемые без следственных действий и надлежащего судопроиз-

водства, берут свое начало в период правления Екатерины II. В 1782 г. принимают Устав благочиния, или полицейский, в соответствии с которым в населенных пунктах учреждался новый полицейский орган управа благочиния, главным предназначением которой было обеспечение правопорядка на территории Российской Империи.

О полномочиях полиции в те времена мало что говорили. В законодательных актах 1775, 1782, 1837 и 1862 годов лишь упоминалось, что полиция может при сопротивлении заключить под стражу. О других мерах принуждения или пресечения вообще не говорилось.

Применять оружие полицейскими было разрешено по следующим основаниям:

1. для отражения нападения с применением оружия на полицейского или невооруженного напа-

дения, но совершаемого при таких обстоятельствах, когда другим способом защищаться невозможно;

2. для поимки и задержания оказывающего активное противодействие преступника;

3. при преследовании сбежавшего заключенного;

4. для защиты лиц, подвергшихся нападению, сопряженному с угрозой жизни, здоровья и неприкосновенности.

Надо сказать, что полицейские зачастую сами нарушали правопорядок, жестоко пресекая граждан за неисполнение, или промедление в исполнении многочисленных предложениях правительства. Полицейские дрались, ссорились, пьянствовали вместе с преступниками.

В советское время полиция называлась милицией, деятельность которой регулировалась законом «О милиции». Согласно ст. 13—15 Закона «О милиции» сотрудники милиции имели право применить принудительные меры для пресечения административных правонарушений, для пресечения преступления, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям и т.д.

В настоящее время сотрудники полиции наделены особыми полномочиями по применению различных мер административного пресечения правонарушений для выполнения возложенных на них обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства. При этом понятия мер административного пресечения и специальных мер административного пресечения российское законодательство не содержит.

Для того, чтобы определить понятие специальных мер административного пресечения, сначала определим правовую природу это явления. Все меры административного пресечения, включая специальные меры административного пресечения, относятся к мерам государственного принуждения.

Мерами государственного принуждения применительно к административному процессу, по мнению И.Д. Фиалковской, — это применение мер административного воздействия представителем административной власти или судьей к физическим и юридическим лицам для охраны правопорядка. С этим определением можно согласиться, но охрана

правопорядка — это совокупность не только административных, но и уголовных мер по достижению целей режима законности.

Н.Ш. Малакшинова считает, что государственное принуждение в рассматриваемой сфере, как система, состоит из конкретных мер административного принуждения, которые в зависимости от ситуации могут применяться уполномоченными на то государственными органами или их должностными лицами. Нас не устраивает это определение ввиду того, что здесь не определено, для чего применяется государственное принуждение.

Ввиду того, что государственное принуждение в административном процессе состоит из административно — предупредительных мер, мер пресечения и мер административной ответственности, а также мер административно-процессуального обеспечения, на наш взгляд, государственное принуждение — применение мер административного воздействия представителем административной власти или судьей к физическим и юридическим лицам для предупреждения, пресечения и наложения административной ответственности.

А.И. Каплунов не раскрывая понятия мер административного пресечения, считает, что эти меры направлены на прекращение обнаруженного административного правонарушения, а не для обеспечения процессуальных действий. Словарь В.И. Даля под словом «пресекать» понимает прекращение, уничтожение, остановку чего — либо, поэтому согласимся, что меры административного пресечения направлены на прекращение обнаруженного административного правонарушения. И.Ю. Сухачев тоже так считает, понимая под мерами административного пресечения меры, которые применяются для непосредственного прекращения правонарушений.

Е.Е. Новичкова пишет, что мерами административного пресечения признаются такие меры, которые направлены на принудительное прекращение правонарушений и предотвращение их вредных последствий.

К.А. Кареева-Попелковская понимает под мерами административного пресечения средства для принудительного прекращения противоправных деяний, данная группа мер административного принуждения должна создавать необходимые право-

вые и организационные условия для последующего привлечения к административной ответственности правонарушителя. Помимо сказанного меры административного пресечения призваны создавать необходимые условия для формирования доказательственной базы по делам об административных правонарушениях, а также служат средством обеспечения законности в различных сферах публичного управления.

По мнению Р.Б. Осокина, меры административного пресечения, во-первых, являются наиболее распространенной разновидностью административного принуждения, применяемого в самых разнообразных ситуациях в отношении различных субъектов. Во-вторых, меры административного пресечения используются различными должностными лицами полиции. В-третьих, обеспечивая реализацию административной ответственности, эти меры непосредственно не сопряжены с наказанием и не содержат в себе тех правовых ограничений субъективных прав, которые влекут за собой административные наказания. Кроме перечисленного, можем добавить, что мерам административного пресечения присущ упрощенный порядок процессуального оформления.

Сказанное позволяет сделать вывод, что мерами административного пресечения правонарушений, используемых полицией, являются регламентируемые нормами административного права средства принудительного полицейского воздействия, направленные на прекращение противоправных деяний со стороны правонарушителей, устранение связанных с такими деяниями негативных последствий, а также создание оптимальных условий для последующего привлечения лиц, виновных в совершении административного правонарушения, к административной ответственности.

Таким образом, назначение мер административного пресечения в том, чтобы:

• принудительно прекратить противоправные деяния со стороны правонарушителей;

• устранить негативные последствия противоправных деяний;

• создать оптимальные условия для последующего привлечения лиц, виновных в совершении административного правонарушения, к административной ответственности.

Литература

1. Пинигин, М.Г. Штаты полиции России в XVIII веке / М.Г. Пинигин // Агропродо-вольственная политика России. 2016. № 4 (52). С. 70—73.

2. Канунникова Н.Г. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 5—11.

3. Лазарева О.В. Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в XIX начале XX веков / О.В. Лазарева // Социально-политические науки. 2012. № 4. С. 35—40.

4. Вершинина С.И. О соотношении охранительных норм и норм принуждения / С.И. Вершинина // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 52—63.

5. Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2—1. С. 290— 294.

6. Малакшинова Н.Ш. Особенности применения некоторых мер административного принуждения / Н.Ш. Малакшинова, Б.Б. Цыбиков // Ceteris Paribus. 2016. № 10. С. 37—41.

7. Каплунов А.И. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2015. С. 301.

8. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка / В.И. Даль. В 4 т. Т. 2. М., 2011. С. 342.

9. Сухачев И.Ю. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная / под ред. А.К. Дубровина. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России». 2013. С. 59.

10. Новичкова Е.Е. Административно-процессуальное право: учебное пособие / под ред. А.Н. Доброва. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России. 2015. С. 90.

11. Кареева-Попелковская К.А. Меры административного пресечения в деятельности полиции / К.А. Кареева-Попелковская // Административное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 47.

12. Осокин Р.Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия престу-

плениям против общественной нравственности / Р.Б. Осокин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2011. Вып. 3(95). С. 236—239.

13. Основы профессиональной деятельности. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашев-ский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Куш-наренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Езовский А.Н., Сысоев А.А., Хромов В.А., Питомцев М.Н., Разницын В.А., Ермолов П.С., Сойни-ков С.А., Дмитренко А.П., Кисин В.Р. и др. учебное пособие / М., 2016.

14. Государственная служба в органах внутренних дел. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Василенко Г.Н.,

Жалсанов Б.Ц., Зырянов С.М., Климкина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Сакулина Л.Л., Сойников С.А., Хади-сов Г.Х. Курс лекций / под редакцией канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова Рецензенты: А.Д. Ульянов; А.Е. Кузнецов; А.А. Фатьянов. М., 2015.

15. Административное право Российской Федерации. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сой-ников С.А., Сущинская С.И., Хадисов Г.Х., Шурух-новаД.Н. Курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профессора С.Н. Бочарова. Рецензенты: Ю.И. Попугаев; А.В. Зубач. М., 2015.

УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВА СИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ ПОКОЗИЙ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; ГАЗИЯВДИБИР ХАДИСОВИЧ ХАДИСОВ, заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук С.П. Стащенко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием отдельных прав сотрудников органов внутренних дел, дается юридический анализ особенностей их реализации

Ключевые слова: права, реализация права, сотрудник органов внутренних дел, юридическая самозащита, время отдыха, должностной регламент, отзыв о служебной деятельности, служебная проверка.

Abstract. The article deals with issues related to the content of individual rights of employees of law enforcement agencies, provides a legal analysis of the specifics of their implementation.

Keywords: rights, realization of law, employee of law-enforcement bodies, legal self-defense, rest time, job regulations, recall of official activity, service check.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.