УДК 342.92 ББК 67
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИЗОРА ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА
ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ,
преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Константинов А.В. Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен ретроспективный анализ деятельности органов полиции Российской империи в 19 веке по оказанию социальной помощи гражданам, которая именовалась административным призором. Исследованию подвергся Свод законов Российской империи — в то время основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания данного вида принудительной помощи.
Ключевые слова: административное право, административный процесс, нормы, административный призор, полиция, принуждение, граждане, сироты, бездомные.
Annotation. this article conducted a retrospective analysis of the activities of the police of the Russian Empire in the 19th century to provide social assistance to citizens, which was called administrative supervision. The study was subjected to the laws of the Russian Empire — at that time the main normative legal act regulating the procedure of rendering this type of forced assistance.
Keywords: administrative law, administrative process, regulations, administrative prizora, police, enforcement, citizens, orphans, homeless
Оказание социальной помощи гражданам, в том числе нередко и вопреки их воле, то есть принудительной, в 19 веке называлось общественным или частным призором. Общественный призор в России 19 века, представлял собой социальную деятельность, направленную на реализацию комплекса государственных мер социальной поддержки нуждающихся, и мер по обеспечению охраны общественного порядка, оказанию медицинской помощи, педагогического воспитания. Полицейское законодательство в области административного призора только зарождалось, и было связано с урегулированием пенсионных вопросов. Термин «призор» означает присматривать, то есть административный призор понимается как наблюдение органов государственной власти за лицами, нуждающимися в помощи. Государственная социальная помощь зачастую заменялась на систему благотворительности.
В 19 веке было принято считать, что нищета приводит к потере морального облика и совершению преступлений, поэтому государство применяло в качестве предупредительной меры административный призор.
Однако роль государства в осуществление призора сводилась лишь правовым регулированием деятельности учреждений, оказывающих соответствующую помощь. Государство выступало вектором направления, координатором и контролером в деятельности по осуществлению административного призора. Однако необходимо отметить, что государство воздерживалось от финансирования данной деятельности, возлагая это бремя на различные общественные институты.
Началом зарождения административного призора принято считать последнюю четверть 18 века. Именно в тот период образовывались правовые и организационные условия для деятельности приказов административного призора. Через некоторое время указанные учреждения стали частью образованного в 1802 году Министерства внутренних дел Российской империи, выступающее основным государственным ведомством, реализующим государственную политику в сфере оказания социальной помощи.
Реализация органами полиции функций по организации административного призора осуществлялась на всех центральных и периферийных уровнях управ-
ления МВД Российской империи. Можно выделить следующие основные функции административного призора:
1) приют бродяг, то есть удовлетворение их основных физических потребностей, оказание педагогического воздействия на них; лиц, способных к физическому труду, направляли на принудительные работы;
2) защита населения от вредных последствий распространения маргинального образа жизни, выступающего одной из предпосылок роста преступности и инфекционных заболеваний;
3) осуществление комплекса мероприятий, направленных на искоренение бедности для нивелирования социального неравенства между богатыми и бедными, и вместе с тем, защищая интересы политической элиты. Надо отметить, что в 19 веке число крестьян с весьма ограниченными правами и свободами в Российской империи составляла около 90 процентов от всего населения.
Не лишне будет определить основные нормативные правовые акты, в которых тем или иным образом отражались вопросы административного призора. Устав об общественном призрении, включенный в т. XIII Свода законов Российской империи, был основным правовым актом того времени, регулирующим вопросы административного призора. Отметим, что нормы права в сфере призрения были распределены хаотично по всем частям Свода.
Наряду с Уставом общественного призрения, существовало гражданское законодательство^], регулирующее порядок осуществления благотворительной деятельности, правила пользования пожертвованными ценностями в случае отсутствия завещания[2].
МВД Российской империи осуществляло контроль за деятельность образовательных учреждений в части, касающейся распределения сирот и бездомных детей для получения первоначального образования [3].
Также в ведении Приказов (структурных подразделений) МВД Российской империи находились воспитательные дома, которые занимались расследованием преступлений, связанные с оставлением в опасности детей, а также незаконнорожденных детей, и привлечением виновных к юридической ответственности.
Выпускники воспитательных домов под контролем МВД Российской империи распределялись для обучения в образовательные учреждения.
Больницы, находящиеся в ведении МВД Российской империи, оказывали бесплатную медицинскую помощь лицам с тяжелым материальным положением и других категорий граждан. Плата за их лечение возлагалась на местные органы власти. Кроме того, больница оказывала медицинские услуги чиновникам различных уровней, а также гражданам, находящимся под надзором полиции. В данном случае лечение оплачивалось за счет средств казны [4].
При больницах открывались медицинские училища, которые оказывали образовательные услуги для подготовки будущих врачей и фельдшеров. Многие си-
роты и бездомные поступали в указанные школы.
В рамках административного призора существовали учреждения, которые находились за пределами предмета ведения МВД Российской империи. К ним относились:
• благотворительные заведения императорской семьи;
• благотворительные кассы;
• благотворительные заведения Человеколюб-ного общества;
• различные духовные организации
Правовая регламентация организации деятельности выше обозначенных учреждений была сгруппирована в отдельной главе Свода законов Российской империи [5].
На основании изложенных аспектов осуществления административного призора в Российской империи 19 века, можно сделать вывод, что роль полиции была очень существенна. МВД Российской империи осуществляло управление и контроль практически над всех органами, реализующими основные направления государственной политики в сфере административного призора Таким образом, МВД Российской империи выступало основные органом, осуществляющим социальную и правоохранительную функции государства.
Правоохранительная функция осуществлялась в решении задач полицейского надзора и контроля над всей благотворительной деятельностью государства, осуществляло превентивные меры, направленные на предупреждение маргинального образа жизни граждан.
Однако единого подхода к организации административного призора вплоть до 1917 года у государства не было. Государственная политика в указанной области сводилась к скудному финансированию учреждений по оказанию социальной помощи гражданам [6].
Правовой основой оказания государственной социальной помощи гражданам был Устав общественного призрения, который представлял из себя совокупность правовых норм в области административного призора. Однако следует отметить, указанный нормативный правовой акт содержал ряд правовых пробелов, касающихся процессуальных аспектов осуществления исследуемой проблематики. Отсутствие четкого механизма правового регулирования привело к торможению развития социальной сферы жизни общества.
Литература
1. Свод законов. Свод законов Российской империи. — Санкт-Петербург, 1857.
2. Кеня И.А. Благотворительность в контексте социально-экономического развития России: правовые и региональные аспекты. // Genesis: исторические исследования. 2013. № 3.-С. 149-164.
3. Административное право Российской Федерации. Бочаров С.Н., Брунер Р. А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина Е.В., Ковшевацкий
В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Поко-зий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сойников С.А., Сущинская С.И., Хади-сов Г.Х., Шурухнова Д.Н. Курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профессора С. Н. Бочарова. Рецензенты: Ю. И. Попугаев; А. В. Зубач. Москва, 2015.
4. Государственная служба в органах внутренних дел. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Василенко Г.Н., Жалсанов Б.Ц., Зырянов С.М., Клим-кина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Сакулина Л.Л., Сойников С.А., Хадисов Г.Х. Курс лекций / под редакцией канд. юрид. наук, проф. С. Н. Бочарова Рецензенты: А. Д. Ульянов; А. Е. Кузнецов; А. А. Фатьянов. Москва, 2015.
5. Основы профессиональной деятельности. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашев-ский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов
A.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Езовский А.Н., Сысоев А.А., Хромов
B.А., Питомцев М.Н., Разницын В.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитренко А.П., Ки-син В.Р. и др. учебное пособие / Москва, 2016.
6. Административно-правовое регулирование оказания принудительной помощи гражданам. Монография. АГС «Идея». Брянск 2015.
References
1. A set of laws. The laws of the Russian Empire. — Saint-Petersburg, 1857.
2. Kenya I. A. Charity in the context of socioeconomic development of Russia: legal and
regional aspects. // Genesis: historical research. 2013. No. 3.-P. 149-164.
3. Administrative law of the Russian Federation. Bocharov S. N., Bruner, R. A., Zyryanov S. M., Kivich Y., Klimkina E. V., Koussevitzky V. I., Malakhova N. In. Olszewski, A. V., Pokosi V. V., Popovich O. M., Skulina L. L., Sizov, I. Y., Salnikov S. A., Sushchinskii I. S., Hadith G. H., Shurunova D. N. A course of lectures / Under the editorship of candidate of legal Sciences, Professor S. N. Bocharov. Reviewers: Yu. I. SOVs; A. V. Zubach. Moscow, 2015.
4. Public service in bodies of internal Affairs. Bocharov S. N., Bruner, R. A., Vasilenko G. N., Galsanov B. C., Zyryanov S. M., E. V. Klimkina, Koussevitzky V. I., Malakhova N. In. Olszewski, A. V., V V Pokozii, Sakulina L. L., S. A. Soynikov, Hadith G. H. a Course of lectures / under the editorship of Cand. the faculty of law. PhD, Professor S. N. Bocharova Referees: A. D. Ulyanov, A. E. Kuznetsov, A. A. Fatyanov. Moscow, 2015.
5. Fundamentals of professional activity. Jelakovic S. S., Himicheva, O. V., V. V Kardashevskii, His, I., Klimkina E. V., Kushnarenko I. A., Koussevitzky V I., Shcheglov V A., Uvarov N. In. Shestopalova, E. V., Sharov V. D., Azovskii A. N., Sysoev, A. A., Khromov V. A., Pet, M. N., Rasnitsyn V. A., Ermolov P. F., Salnikov S. A., Dmitrenko A. P., Kissin and V. R.. textbook / Moscow, 2016.
6. Administrative-legal regulation of the provision of compulsory assistance to citizens. Monograph. AGS «Idea». Bryansk 2015.