Научная статья на тему 'Административная процедура осуществления регистрации актов гражданского состояния в системе предоставления государственных услуг'

Административная процедура осуществления регистрации актов гражданского состояния в системе предоставления государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
868
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / ADMINISTRATIVE PROCESS / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / STATE SERVICES / CIVIL REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кивич Юрий Васильевич

Рассмотрены вопросы общей теории административного процесса, установлены основные подходы к определению сущности административной процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния, сформулировано ее понятие, выявлены специфические особенности данного вида государственной регистрации, проведен анализ законодательной регламентации данной процедуры, обозначено значение административной процедуры государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния в системе предоставления государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative procedure of implementation of civil registration in system of provision of the state services

In article questions of the general theory of administrative process are considered, basic approaches to determination of an entity of administrative procedure of the state civil registration are defined, her concept is formulated, specific features of this type of the state registration are revealed, the analysis of a legislative regulation of this procedure is carried out, value of administrative procedure of the state registration of separate types of acts of civil status in system of provision of the state services is designated.

Текст научной работы на тему «Административная процедура осуществления регистрации актов гражданского состояния в системе предоставления государственных услуг»

УДК 342.9 ББК 67.401

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КИВИЧ,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: yv_kivich@mail.ru Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Бондарь Е.О. Научная специальность 12.00.14 — Административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы общей теории административного процесса, установлены основные подходы к определению сущности административной процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния, сформулировано ее понятие, выявлены специфические особенности данного вида государственной регистрации, проведен анализ законодательной регламентации данной процедуры, обозначено значение административной процедуры государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния в системе предоставления государственных услуг.

Ключевые слова: административный процесс, административные процедуры, государственные услуги, регистрация актов гражданского состояния.

Annotation. In article questions of the general theory of administrative process are considered, basic approaches to determination of an entity of administrative procedure of the state civil registration are defined, her concept is formulated, specific features of this type of the state registration are revealed, the analysis of a legislative regulation of this procedure is carried out, value of administrative procedure of the state registration of separate types of acts of civil status in system of provision of the state services is designated.

Keywords: administrative process, administrative procedures, state services, civil registration.

Необходимость определения оптимального состояния взаимодействия государственной власти с одной стороны, физических и юридических лиц — с другой, объясняет в последнее время повышенный интерес ученых к вопросам административно-правового института государственной регистрации.

Проведенный анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в сфере государственной регистрации и изучение результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяют сделать вывод о том, что действующий механизм в данной сфере требует совершенствования.1 Специфике административной процедуры регистрации актов гражданского состояния в настоящее время посвящено немного работ, которые в полном объеме раскрывали бы значимость данной темы.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и

гражданина, а защита прав и свобод является обязанностью государства. Такие положения Конституции имеют разнообразные формы закрепления этих гарантий. Одной из таких гарантий является государственная регистрация как подтверждение государством какого-либо права, а, также одним из необходимых вспомогательных средств государственного регулирования ряда общественных отношений, где может возникать необходимость в государственном контроле.2 Сама же государственная регистрация осуществляется посредством процессуальных действий, составляющих содержание регистрационного производства. В данной статье рассматривается, что представляют собой такие административные процедуры — процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния — это действия граждан или события, влияющие на возникновение,

изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.3

Государственную регистрацию и ее порядок регулирует Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Регистрации подлежат события, связанные с рождением, заключением брака, расторжением брака, усыновлением (удочерением), установлением отцовства, переменой имени и смертью.

В случаях исполнения религиозных обрядов, предшествующих образованию или восстановлению органов ЗАГС, акты гражданского состояния, отождествляются с актами, совершенными в данных специализированных органах и впоследствии государственной регистрации не подлежат.

Законодательство об актах гражданского состояния состоит из Федерального закона «Об актах гражданского состояния», основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.4

Исходя из этого, можно сделать вывод, что регистрация актов гражданского состояния рассматривается больше в гражданском и семейном законодательстве, чем в административном. В связи с этим, специфические особенности административного производства регистрации актов гражданского состояния требуют нового теоретического исследования.

В обозначенных рамках нами определены основные подходы к определению сущности административной процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния; проведен анализ законодательной регламентации данной процедуры; рассмотрены вопросы общей теории административного процесса; обозначено значение административной процедуры государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния; сформулировано понятие административной процедуры регистрации актов гражданского состояния; выявлены специфические особенности данного вида государственной регистрации.

В результате были сформулированы следующие выводы:

1. Административная процедура регистрации актов гражданского состояния носит «позитивный характер». Правоотношения, которые возникают между исполнительными органами государственной власти в области регистрации актов гражданского состояния, с одной стороны, и между гражданами — с другой в своей основе не содержат правового конфликта, а характеризуются как оказываемая органом исполнительной власти государственная услуга. Содержанием данных правоотношений является потребность в осуществлении либо реализации гражданами принадлежащих им прав. Таким образом, можно говорить о том, что административные процедуры регистрации актов гражданского состояния разработаны для повышения эффективности и возможности увидеть каждому гражданину результаты предоставления услуги государ-

ством при регистрации актов гражданского состояния.

2. Признаками административной процедуры регистрации актов гражданского состояния являются: реализация компетенции соответствующего исполнительного органа государственной власти, рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, принятие актов гражданского состояния и некоторые другие. Все это позволило автору сформулировать следующее определение.

Административная процедура регистрации актов гражданского состояния — совокупность административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуальных регистрационных дел по поводу действий и событий жизни человека, которые влияют на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, осуществляющихся уполномоченными органами в сфере исполнительной деятельности, выраженной в санкционировании, официальном признании за определенными субъектами прав и правового статуса.

3. Определена последовательность действий участвующих в государственной регистрации актов гражданского состояния лиц и их административно-процессуальный статус. Среди, нормативно-правовых актов, важно выделить основной документ в данной области. Это Федеральный закон Российской Федерации «Об актах гражданского состояния». В данном законе детально установлен порядок регистрации всех видов актов гражданского состояния, которые осуществляются в рамках соответствующих административных процедур.

4. Выявлены определенные проблемы в регистрационной деятельности со стороны органов государственной власти. Это касается отсутствия нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение органов, которые участвуют в процедурах регистрации актов гражданского состояния. Особенностями административно-процессуального регулирования является то, что отдельные виды государственной регистрации актов гражданского состояния определяются не только Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» и административным регламентом, но и Гражданским Кодексом Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, Приказами министерства здравоохранения. Некоторые виды государственной регистрации не находят своего отражения в нормативно-правовых актах, что создает немало проблем в предоставлении государственных услуг гражданам. К примеру, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства указываются в качестве участников в данных процедурах, но порядок реализации их административно-процессуального статуса по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния нормативно не установлен.

5. Принципами процедур осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния относятся:

• принцип законности регистрационных действий в отношении актов гражданского состояния;

• охрана государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан;

• полнота и своевременность регистрационных действий;

• материальная истина при осуществлении записей актов гражданского состояния;

• регистрационные действия на государственном языке (языке населения, проживающего на конкретной территории);

• обеспечение соблюдения права на неразглашение конфиденциальной информации в процедурах регистрации актов гражданского состояния.

6. В настоящий момент не урегулированными остаются следующие вопросы административных процедур регистрации актов гражданского состояния: не определен перечень оснований для изменения (сокращения либо увеличения) руководителем органа ЗАГС срока государственной регистрации заключения брака, а также необходимость предъявления заявителями документов, подтверждающих основания; при регистрации заключения брака с участием иностранных граждан возникают проблемы, связанные с пробелами и коллизиями в законодательстве, регулирующем государственную регистрацию актов гражданского состояния. Не определен перечень документов, необходимых для регистрации брака с иностранным гражданином, а также отсутствует единая форма документа о брачной правоспособности иностранных граждан.

Представляется, что вопрос о содержании административной процедуры регистрации актов гражданского состояния имеет определяющее значение для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, поскольку это непосредственно затрагивает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей, в том числе и в сфере государственного управления.

Литература

1. Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. — М.:

ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2007. С. 180.

2. Степанов Д.А. Государственная регистрация юридических лиц: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Д. А. Степанов. — Омск: ОмА МВД России, 2004. — 23 с.

3. «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст. 3301.

4. «Собрание законодательства РФ», 24.11.1997, №47, ст. 5340.

5. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 38, 19.09.2016.

Reference

1. Stahov A.I. Administrativnaya otvetstvennost'. Uchebnoe posobie dlya vuzov. — M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo. 2007. S. 180.

2. Stepanov D.A. Gosudarstvennaya registraciya yuridicheskih lic: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14 / D. A. Stepanov. — Omsk: OmA MVD Rossii, 2004. — 23 s.

3. «Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.12.1994, №32, st. 3301.

4. «Sobranie zakonodatel'stva RF», 24.11.1997, №47, st. 5340.

5. «Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti», № 38, 19.09.2016.

1 Степанов Д.А. Государственная регистрация юридических лиц: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Д. А. Степанов. — Омск: ОмА МВД России, 2004. — 23 с.

2 Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2007. С. 180.

3 Акт гражданского состояния: [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia. о^^И/Акт_гражданского_состояния (Дата обращения: 21.05.2017).

4 См.: «Собрание законодательства РФ», 24.11.1997, №47, ст. 5340; «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст. 3301; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 38, 19.09.2016.

УДК 342.92 ББК 67

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИЗОРА ОРГАНАМИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА

ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: кандидат юридических наук Константинов А.В. Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен ретроспективный анализ деятельности органов полиции Российской империи в 19 веке по оказанию социальной помощи гражданам, которая именовалась административным призором. Исследованию подвергся Свод законов Российской империи — в то время основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания данного вида принудительной помощи.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, нормы, административный призор, полиция, принуждение, граждане, сироты, бездомные.

Annotation. this article conducted a retrospective analysis of the activities of the police of the Russian Empire in the 19th century to provide social assistance to citizens, which was called administrative supervision. The study was subjected to the laws of the Russian Empire — at that time the main normative legal act regulating the procedure of rendering this type of forced assistance.

Keywords: administrative law, administrative process, regulations, administrative prizora, police, enforcement, citizens, orphans, homeless

Оказание социальной помощи гражданам, в том числе нередко и вопреки их воле, то есть принудительной, в 19 веке называлось общественным или частным призором. Общественный призор в России 19 века, представлял собой социальную деятельность, направленную на реализацию комплекса государственных мер социальной поддержки нуждающихся, и мер по обеспечению охраны общественного порядка, оказанию медицинской помощи, педагогического воспитания. Полицейское законодательство в области административного призора только зарождалось, и было связано с урегулированием пенсионных вопросов. Термин «призор» означает присматривать, то есть административный призор понимается как наблюдение органов государственной власти за лицами, нуждающимися в помощи. Государственная социальная помощь зачастую заменялась на систему благотворительности.

В 19 веке было принято считать, что нищета приводит к потере морального облика и совершению преступлений, поэтому государство применяло в качестве предупредительной меры административный призор.

Однако роль государства в осуществление призора сводилась лишь правовым регулированием деятельности учреждений, оказывающих соответствующую помощь. Государство выступало вектором направления, координатором и контролером в деятельности по осуществлению административного призора. Однако необходимо отметить, что государство воздерживалось от финансирования данной деятельности, возлагая это бремя на различные общественные институты.

Началом зарождения административного призора принято считать последнюю четверть 18 века. Именно в тот период образовывались правовые и организационные условия для деятельности приказов административного призора. Через некоторое время указанные учреждения стали частью образованного в 1802 году Министерства внутренних дел Российской империи, выступающее основным государственным ведомством, реализующим государственную политику в сфере оказания социальной помощи.

Реализация органами полиции функций по организации административного призора осуществлялась на всех центральных и периферийных уровнях управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.