specific legal principles and institutions belonging the European civilization tradition, another type of normatively, specific results and their introduction into the national political and legal and constitutional-legal reality. It is a constitutional right as a leading sector of the national legal system contains provisions that are basic to all other areas of law and establishes the basic principles of regulation of social relations.
It is proposed to conduct effective constitutional and legal modernization focused on European legal traditions identify the main priorities of this process: 1) should contribute to the promotion of democratic constitutional development of standards and effective implementation of the provisions of the Constitution; 2) harmonize the profile constitutional legislation in accordance with ratified legal acts that have become part of internal national law; 3) to the unification of normative legal acts in order to avoid duplication of regulatory control; 4) to conduct anti-corruption expertise of legal acts; 5) define the organization of public administration with a focus on decentralization, which adhere to the rule of law and capable of ensuring the constitutional order in the country; 6) to reform the electoral law to ensure the most democratic way of formation of representative bodies of state and local governments; 7) Ensure quality updated model of local government based on the principles of subsidiary; 8) delimit jurisdiction between state authorities and local governments; 9) ensure that the reform of territorial organization; 10) settle legal grounds and procedure for constitutional and legal liability for abuse of authority (or officials) state and local authorities of their powers; 11) ensure the right of citizens of Ukraine to participate in all forms of direct democracy and consider introducing e-democracy; 12) settle legal order of a local referendum as the main form of municipal democracy. This list is not exhaustive, so the need for further scientific study and theoretical formation standardized quality updated doctrine.
In summary, there is the need for a scientific study of the general concept reception European standards in state-constitutional legislation national Ukraine, development of implementation mechanisms, consistent implementation in practice of constitutional and legal construction due to theoretical and practical significance of this problem at the present stage of our country.
Keywords: constitutional and legal reception, globalization, legal acculturation, legal transplantation, legal migration, mutation legal, legal annihilation.
УДК 342.9
Н. Л. Губерська
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
Дано определение понятия «административная процедура». Рассмотрены современные научные подходы к классификации административных процедур. Определены основные критерии классификации административных процедур.
Ключевые слова: административная процедура, виды административных процедур, административные правоотношения, административно-процедурная деятельность.
Постановка проблемы. Особое место в современном административно-процессуальном праве занимает вопрос реализации административных процедур. Усиление внимания к проблеме определения, упорядочения и надлежащей правовой регламентации различных процедур обуславливается сложностью и разнообразием управленческой, регулятивной и контрольной деятельности публичных органов власти.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам, связанным с изучением административных процедур, в современной административно-правовой науке посвящены работы таких учёных, как В. Аверьянов, С. Агафонов, Д. Бахрах, А. Волков, Н. Галицина, С. Гусаров, Е. Дегтярёва, Э. Демский, Ю. Дмитриев, М. Ефремов, Ю. Козлов, А. Коренев, О. Кузьменко, И. Лазарев, А. Лагода, Ю. Мельников, В. Ратников, Ю. Старилов, Е. Талапина, В. Тимощук, Ю. Тихомиров, С. Хазанов и др. При этом на сегодняшний момент в административном праве не существует единого подхода к выделению и классификации административных процедур, что существенно затрудняет изучение их содержания и роли в регулировании административно-правовых отношений.
Целью данной статьи является выделение основных видов процедур, реализуемых в административном праве, что предполагает уточнение значения понятия «административная процедура», рассмотрение современных научных подходов к классификации административных процедур, а также выделение основных критериев для классификации административных процедур.
Изложение основного материала. Под процедурой в наиболее общем значении понимают определенную последовательность осуществления операций, общую систему действий, необходимую для выполнения соответствующей задачи [1, с. 354]. С правовой точки зрения процедура представляет собой установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дел [2, с. 502]. О. Середа определяет правовую процедуру как нормативно урегулированную последовательность действий, объединённых целевой направленностью и осуществляемых в императивной или диспозитивной формах, в определенные сроки; при этом результаты данных действий имеют чёткую юридическую фиксацию [3, с. 10]. В сфере административно-правового регулирования общественных отношений административная процедура рассматривается преимущественно как нормативно установленный порядок последовательно осуществляемых действий органов исполнительной власти, направленных на принятие властных управленческих решений и реализацию полномочий [4, с. 4]. В. Тимощук под административной процедурой понимает установленный законодательством порядок рассмотрения и решения органами публичной администрации индивидуальных административных дел [5, с. 24]. А. Лагода предлагает рассматривать административную процедуру как установленный административно-процедурными органами порядок рассмотрения и разрешения индивидуального дела органом исполнительной власти и местного самоуправления, заканчивающийся принятием административного акта или заключением административного договора [6, с. 9]. Анализируя особенности нормативного регулирования административных процедур в странах дальнего и ближнего зарубежья, В. Ратников определяет административную процедуру как процессуальную форму юридической деятельности уполномоченных субъектов по достижению нормативно предусмотренного результата [7, с. 14]. Сходную позицию занимает и И. Лазарев, по мнению которого, административные процедуры как составная часть административного процесса, представляют собой урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию предоставленных им полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и их организациями в целях осуществления прав и законных интересов этих лиц [8, с. 7-8].
Анализ основных подходов к рассмотрению административной процедуры дает возможность определить её как нормативно установленный порядок последовательно осуществляемых действий органов публичной администрации, направленных на принятие властных управленческих решений и реализацию полномочий, не связанных
с рассмотрением споров или применением мер принуждения. Содержание административных процедур составляет закреплённый административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения и решения органами исполнительной власти и местного самоуправления индивидуальных административных дел с целью обеспечения прав и законных интересов, а также выполнения соответствующих обязанностей всех субъектов административных правоотношений.
Содержательный анализ процедур, сопровождающих различные аспекты административных правоотношений, требует их чёткой систематизации и классификации. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в современном административном праве не существует единого подхода к определению критериев классификации и выделению видов административных процедур.
К наиболее распространённым административным процедурам в современной административно-правовой науке относят:
- процедуры реализации правового статуса частных лиц (юрисдикционные процедуры, а также управленческие процедуры);
- процедуры принятия нормативных правовых актов управления, а также их исполнения;
- процедуры координации работы подразделений как внутри органа власти, так и на межведомственном уровне;
- процедуры, связанные с распределением обязанностей между должностными лицами внутри органа власти;
- процедуры осуществления делопроизводства;
- процедуры получения и предоставления информации заинтересованным органам власти;
- контрольно-надзорные процедуры [9, с.16].
Р. Марифхонов предлагает классифицировать административно-процедурные производства с учетом правового регулирования административных процедур следующим образом: 1) производства по нормативным административно-правовым актам; 2) по ненормативным административно-правовым актам; 3) по исполнению административных актов; 4) по административным жалобам и спорам; 5) по стандартизации; 6) по оценке соответствия (аккредитация, сертификация, декларирование, контроль, надзор и др.); 7) по аттестации; 8) лицензионно-разрешительные административно-процедурные производства; 9) регистрационные административно-процедурные производства; 10) поощрительные административно-процедурные производства; 11) конкурсные административно-процедурные производства [10, с. 10].
Определяя общую систему административных процедур, Ю. Битяк, В. Богуцкий и В. Гаращук относят к её структуре такие отдельные процедуры, как:
- процедуры выработки и принятия нормативных актов;
- процедуры принятия индивидуальных актов управления;
- процедуры обжалования решений, действий или бездеятельности органов и должностных лиц, нарушающих права граждан;
- процедуры применения административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
- процедуры по делам об административных правонарушениях;
- процедуры реализации контрольно-надзорных полномочий;
- регистрационно-разрешительные процедуры и др. [11, с. 213].
И. Лазарев выделяет следующие виды административных процедур, реализуемых органами исполнительной власти во взаимодействии с гражданами и их организациями:
1) правопредоставительные процедуры — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, направленной на решение вопросов о предоставлении гражданам и организациям определённых прав и специальных правовых статусов в сфере государственного управления;
2) процедуры, связанные с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок соблюдения гражданами как субъектами административного права административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти;
3) разрешительные процедуры — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разрешения органами исполнительной власти вопросов о предоставлении гражданам и организациям разрешений на осуществление отдельных видов деятельности или совершение определенных действий в сфере государственного управления;
4) регистрационные процедуры — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, в ходе которой решаются вопросы об официальном признании законности существования определенных материальных объектов и юридических фактов;
6) государственно-поощрительные процедуры — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, в ходе которой решаются вопросы о поощрении граждан и организаций;
5) контрольно-надзорные процедуры — урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, в ходе которой в отношении не подчиненных граждан и организаций осуществляется проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений действующего законодательства, специальных норм и правил [8, с. 16-17].
Указанные подходы к определению общей структуры системы административных процедур наглядно демонстрируют наличие в современном административном праве большого количества конкретных видов процедур. Первоочередной задачей на сегодняшний день представляется систематизация существующих процедур с целью упрощения их анализа и содержательной характеристики. Классифицировать существующие административные процедуры можно по целому ряду оснований. Одним из наиболее распространенных критериев для классификации административных процедур выступает направленность деятельности публичной администрации, исходя из которой, выделяют внутренние и внешние процедуры [6, с. 9; 5, с. 26]. Внутренние процедуры осуществляются без привлечения частных лиц в пределах системы органов исполнительной власти и местного самоуправления, тогда как внешние процедуры предусматривают наличие, помимо административного органа, частного (физического или юридического) лица. Следует подчеркнуть, что внешние процедуры, в которых принимает участие частное лицо, приобретают сегодня особое значение, так как слаженная и эффективная работа административного органа по их реализации выступает показателем и гарантом защищённости прав и свобод граждан [6, с. 10].
Классификация административных процедур по такому критерию, как субъект инициативы, даёт возможность дифференцированно регулировать особенности рассмотрения и решения различных категорий дел, учитывая специфику статуса их участников [5, с. 26]. В соответствии с данным критерием во внешних административных процедурах можно выделить процедуры, начало которых
связывается с подачей заявления (т.е. субъектом инициативы выступает частное лицо -индивидуальный или коллективный субъект административных правоотношений). К таким процедурам относятся дела по предоставлению административных услуг, когда речь идёт об удовлетворении субъективного права лица, а также по рассмотрению других заявлений граждан и юридических лиц, связанных с удовлетворением законного интереса лица. Второй вид процедуры реализуется по инициативе административного органа при условии наличия потребности в защите государственных и общественных интересов, обеспечении прав и свобод граждан, прекращении административных правонарушений и пр.[6, с. 10]. К наиболее распространённым видам административных процедур в рамках данной группы можно отнести контроль за деятельностью частных лиц, а также производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, по характеру наступающих последствий все процедуры данного рода также можно условно разделить на положительные (благоприятные), в рамках которых принятые органами публичной администрации решения не возлагают на частных лиц обязанности, не ограничивают их права и законные интересы [5, с. 26], и негативные (отягчающие), ограничивающие лицо в определенных правах [6, с.10].
В современном административном праве процедуры также классифицируют в зависимости от порядка их осуществления (уровня урегулированности), разделяя их на обычные и ускоренные (или формальные и неформальные) [6, с. 10].0бычная (формальная) процедура осуществляется в установленной законом форме, предусматривающей все её составные элементы (стадии, этапы, действия), соблюдение которых является необходимым условием законности принятого органом публичной администрации решения, в то время как ускоренная процедура характеризуется упрощенной процессуальной регламентацией, минимальным количеством необходимых процессуальных элементов, определенной «спрессованностью» стадий [11, с. 213]. Значение ускоренной (упрощенной) административной процедуры заключается в оптимизации ресурсов, т.е. упрощенная процедура позволяет принять решение в административном деле в соответствующем порядке, который не выходит за рамки законности, но создаёт возможность значительного сокращения процедурных сроков, обеспечения оперативного и одновременно эффективного решения административного дела [6, с. 10].
Наиболее распространённым критерием для классификации административных процедур в современном административном праве является наличие спора (характер административного дела). В современной европейской административно-правовой науке все процедуры, исходя из наличия или отсутствия спора в отношениях между административным органом и частным лицом, делят на спорные (исковые) и неспорные (неисковые). Спорной административной процедурой является порядок рассмотрения и решения административным органом спора, т.е. административное обжалование [12, с. 20].Под неспорной (неисковой) административной процедурой понимается порядок решения административных дел, не предусматривающий «юрисдикционного» рассмотрения спора [5, с. 24]. В отечественной административно-правовой науке все административные процедуры в зависимости от характера индивидуально-конкретного (административного) дела подразделяются на юрисдикционные и неюрисдикционные.
Юрисдикционные процедуры связаны с решением юридических дел, осуществлением правовой защиты нарушенных или оспариваемых интересов, вынесением юридически-властных решений относительно применения соответствующих правовых санкций, восстановления нарушенного права [5, с. 25]. Видами юрисдикционных административных процедур выступают: процедуры в делах об административных правонарушениях; процедуры в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездействия субъектов властных
полномочий; дисциплинарные процедуры; процедуры по жалобам граждан и др.
Неюрисдикционные процедуры представляют собой разновидность административных процедур, направленных на решение дел в отношениях так называемого положительного характера, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Некоторые современные учёные предлагают на этом основании такую классификацию административных процедур, которая непосредственно исходит из выделения, в соответствии с задачами и компетенцией уполномоченных органов публичного управления, положительных административных процедур (направленных на упорядочение основных видов административной деятельности органов публичного управления) и коллизионных административных процедур (связанных с рассмотрением жалоб, разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления) [13, с. 267-268; 4, с. 3].
Общее количество положительных (неюрисдикционных) процедур значительно больше по сравнению с юрисдикционными, что определяется спецификой самой управленческой деятельности в различных сферах жизни общества. Так, Ю. Тихомиров и Э. Талапина, классифицируя административные процедуры по видам задач, решаемых в пределах компетенции субъектов права, выделяют целый ряд конкретных положительных административных процедур, среди которых: организационные процедуры (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений); процедуры принятия решений (правовых актов, устных решений и др.); процедуры использования информации (документооборот, информационное обслуживание); процедуры решения функциональных задач (экономических, финансовых и др.); процедуры делегирования полномочий; процедуры совершения юридических действий (лицензирование и т.п.); процедуры координации; процедуры осуществления контроля; процедуры деятельности в рамках целевых программ; процедуры рассмотрения обращений граждан; процедуры рассмотрения предложений общественных объединений; процедуры разрешения разногласий и споров; процедуры реорганизации и упразднения организаций; международные и смешанные процедуры [4, с. 6-7].
С. Агафонов предлагает следующий перечень административных процедур: организационные процедуры (делопроизводство); нормотворческие процедуры (подготовка и принятие нормативных и индивидуальных актов); информационные процедуры (документооборот, информационное обслуживание); административные процедуры, связанные с совершением организационно-технических действий (материально-техническое обеспечение и др.); административно-управленческие процедуры, связанные с распределением и делегированием полномочий; процедуры, связанные с юридически значимыми действиями (регистрация, лицензирование, квотирование, учет и др.); контрольно-надзорные процедуры; административные процедуры, связанные с рассмотрением предложений и заявлений; административные процедуры, реализуемые в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах [13, с. 268].
П. Кононов среди процедур, реализуемых в рамках позитивного административного процесса, выделяет следующие виды: 1) регистрационные процедуры; 2) лицензионно-разрешительные процедуры; 3) правопредоставительные процедуры; 4) экзаменационно-конкурсные процедуры; 5) экспертно-удостоверительные процедуры; 6) поощрительные процедуры; 7) служебно-призывные процедуры [14, с. 96-108].
Анализируя указанные варианты классификации конкретных видов административных процедур, следует согласиться с мнением В. Аверьянова, который отмечает, что составить исчерпывающий перечень неюрисдикционных
(положительных) процедур в принципе невозможно, так как он «настолько же динамичен, насколько подвижна и непредсказуема сама практика управления в различных сферах общественного развития» [15, с. 491]. Среди большого количества административных процедур учёный предлагает выделять такие наиболее распространенные в деятельности органов исполнительной власти виды, как регистрационные, разрешительные и контрольные процедуры [15, с. 491]. В соответствии с видами задач (предметом деятельности органов публичной администрации в отношениях с физическими или юридическими лицами) [5, с. 26], позитивные административные процедуры могут быть подразделены на следующие группы: 1) правонаделяющие административные процедуры; 2) административные процедуры, связанные с обеспечением выполнения гражданами и юридическими лицами своих обязанностей; 3) лицензионно-разрешительные административные процедуры; 4) административные регистрационные процедуры; 5) контрольно-надзорные административные процедуры; 6) государственно-поощрительные административные процедуры [16, с. 38]. При этом следует иметь в виду, что каждая группа указанных процедур, в зависимости от сферы деятельности и характера индивидуально-конкретных дел, может быть еще больше детализирована. В целом же, как отмечают современные исследователи, такая классификация процедур в сфере административно-процедурных производств субъектов публичного администрирования является наиболее распространенной в современной административно-правовой науке и может быть использована при исследовании взаимоотношений различных субъектов деятельности с органами публичного управления [17, с. 58].
Таким образом, учитывая рассмотренные подходы к определению отдельных видов административных процедур, реализуемых в деятельности органов публичной администрации, отметим, что большинство из указанных критериев в целом приемлемы для выделения и содержательного анализа конкретных административных процедур в сфере публичного управления. Административные процедуры в сфере публичного управления могут быть дифференцированы на основании следующих основных критериев: 1) характер административного дела; 2) направленность деятельности административных органов; 3) наличие спора (характер административного дела); 4) субъект инициативы административно-процедурных отношений; 5) характер юридических последствий для субъекта административного правоотношения; 6) порядок осуществления (уровень урегулированности) административной процедуры; 7) функциональное назначение административной процедуры.
Список использованной литературы
1. Современный словарь по общественным наукам / под общ. ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. - М. : Эксмо, 2005. - 528 с.
2. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 704 с.
3. Середа О. О. Правова процедура: теоретико-правовi засади та практичш вимiри: автореф. дис. ... канд. юрид. наук ; спец. : 12.00.01 / Олеся Олепвна Середа; 1нститут держави i права iм. В. М. Корецького НАН Украши.. - К., 2009. - 20 с.
3. Талапина Э. В. Административные процедуры и право / Э. В. Талапина, Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 3-13.
4. Адмшютративна процедура та адмшютративш послуги. Зарубiжний досвщ i пропозицп для Украши / авт.-уп. В. П. Тимошук. - К. : Факт, 2003. - 496 с.
5. Лагода О. С. Адмшютративна процедура: теорiя i практика застосування : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.07 / Олександр Сергшович Лагода; Нацюнальний ун-т держ. податково'1 служби Украши. - !рпшь, 2007. - 21 с.
6. Ратников В. В. Административная процедура аккредитации в сфере высшего образования : автореф. дис. ...канд. юрид. наук : спец. 12.00.14 / Виктор Викторович Ратников; Южно-Уральский государственный университет. -Челябинск, 2012. - 23 с. - с. 14.
7. Лазарев И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.14 / Игорь Михайлович Лазарев; Российская Академия Наук. Институт государства и права. - М., 2002. - 20 с.
8. Ефремов М. О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами : автореф. дис. . канд. юрид. наук : спец. 12.00.14 / Максим Олегович Ефремов; Московский государственный институт международных отношений. - М., 2005. - 26 с.
9. Марифхонов Р. Н. Проблемы правового регулирования административных процедур в Республике Таджикистан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.14 «Административное право ; административный процесс» / Расулжон Нурматович Марифхонов; Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2013. - 25 с.
10. Административное право Украины : учеб. / Ю. П. Битяк, В. В. Богуцкий, В. Н. Гаращук и др.; под ред. проф. Ю. П. Битяка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Х. : Право, 2003. - 576 с.
11. Зеленцов А. Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах : учеб. пособ. / А. Б. Зеленцов. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - 190 с.
12. Агафонов С. И. Понятие административной процедуры и концепции законодательного регулирования административных процедур в зарубежных государствах / С. И. Агафонов // Право и жизнь. - 2006. - № 101. - С. 264-268.
13. Кононов П. И. Административное право. Общая часть : курс лекций / П. И. Кононов. - Киров : Вятка, 2002. - 416 с.
14. Адмшютративне право Украши. Академiчний курс : тдруч. : у 2-х т. / ред. колепя: В. Б. Авер'янов (голова) та ш. - К. : Юрид. думка, 2004. - Т. 1. - 2004. - 584 с.
15. Беркутова О. С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Ольга Сергеевна Беркутова; Моск. гос. юрид. акад. - М., 2005. - 205 с.
16. Галщина Н. В. Класифшацшний розподш адмшютративних процедур / Н. В. Галщина // Вюник Запорiзьк. нац. ун-ту. - 2010. - № 3. - С. 54-59.
Статья поступила в редакцию 8.12.2014 г. N. L. Guberskaya
THE CONTEMPORARY APPROACHES TO THE CLASSIFICATIONOF ADMINISTRATIVE PROCEDURES
The content of the notion ««administrative procedure» is reveal. Analysis of the main approaches for dealing with the administrative procedure makes it possible to define it as a standard established order of coherent actions of public authorities aimed at the adoption of power management decisions and the implementation of the powers of non-consideration of the dispute or the use of coercive measures. The content of administrative procedures is enshrined administrative procedural rules of procedure for the consideration and decision by the executive authorities and local governments of individual administrative cases to safeguard the rights and legitimate interests, as well as the implementation of the relevant responsibilities of all subjects of administrative relations.
The analysis of contemporary scientific approaches concerning classification of administrative procedures is performed. The basic criteria of classification of administrative procedures are determined. Thus, the administrative procedures in the field of public administration can be differentiated on the basis of the following criteria: 1) the nature of the
administrative proceedings; 2) The focus of the administrative bodies; 3) The existence of a dispute (the nature of the administrative case); 4) the subject of administrative and procedural initiatives relations; 5) the nature of the legal consequences for the subject of administrative relations; 6) the procedure of (settlement level) administrative procedure; 7) functional purpose of the administrative procedure.
Key words: administrative procedure, types of administrative procedures, administrative and legal relations, administrative-procedural activities.
Н. Л. Губерська
СУЧАСН1 П1ДХОДИ ДО КЛАСИФШАЦП АДМ1Н1СТРАТИВНИХ
ПРОЦЕДУР
З 'ясовано змгст поняття «адмШстративна процедура». Анал1з основних nidxodie до розгляду адмшстративног процедури дае можлив^ть визначити ïï як нормативно встановлений порядок по^довно здтснюваних дт оргатв публiчно'ï адмШстрацй, спрямованих на прийняття владних управлтських рШень та реалiзацiю повноважень, не пов'язаних з розглядом спорiв або застосуванням заxодiв примусу. Зм^т адмШстративних процедур становить закртлений адмШстративно-процесуальними нормами порядок розгляду i вирШення органами виконавчо1' влади та м^цевого самоврядування iндивiдуальниx адмШстративних справ з метою забезпечення прав i законних ттереЫв, а також виконання вiдповiдниx обов'язюв вах суб'ектiв адмШстративних правовiдносин.
Проаналiзовано сучаст науковi тдходи до класифшаци адмШстративних процедур. Визначено основн критерlï класифтацп адмШстративних процедур. Таким чином, адмШстративш процедури у сферi публiчного управлтня можуть бути диференцтоваш на пiдставi таких основних критерив: 1) характер адмiнiстративно 'ï справи; 2) спрямоватсть дiяльностi адмШстративних оргатв; 3) наявтсть спору (характер адмiнiстративно'ï справи); 4) суб'ект Шщативи адмШстративно-процедурних вiдносин; 5) характер юридичних на^дюв для суб'екта адмШстративний правовiдносин; 6) порядок здтснення (рiвень урегульованостi) адмiнiстративно'ï процедури; 7) функцюнальне призначення адмiнiстративноï процедури.
Ключовi слова: адмШстративна процедура, види адмШстративних процедур, адмШстративю правовiдносини, адмШстративно-процедурна дiяльнiсть.
УДК 342.8
О. В. Фшонов
СУЧАСН1 ВИБОРЧ1 СИСТЕМИ, ÏX ПОЗИТИВН1 ТА НЕГАТИВН1 РИСИ,
ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ
Розглянуто основн виборчi системи з точки зору виявлення гх недолтв та переваг у сучасних умовах. Перевага мажоритарно'ï системи абсолютно'ï бiльшостi полягае у тому, що вона у кран з усталеними демократичними традищями дозволяе створити порiвняно стабшьний уряд. Застосування пропорцтних систем дозволяе забезпечити вiдносну вiдповiдностi м1ж юльюстю голоЫв i шльюстю мандатiв.
В ттересах з'еднання достоïнств мажоритарно'ï та пропорцiйно'ï систем i виключення властивих кожно1' з них недолтв поряд з1 сполученням обох систем в одних кратах у деяких 1нш1х сталi застосовувати систему единого переданого голосу, эмтан системи.