Научная статья на тему 'Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации'

Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Иван Константинович

Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации в условиях модернизации экономико-политического уклада общества. Рассмотрены этапы развития системы государственной регистрации соответственно нормативным актам. Дана оценка административной реформы, которая привела к централизации системы государственной регистрации и позволила сформировать Единый государственный регистр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of state registration of rights to real estate and deals with it in the Russian Federation

The article is devoted to the research of legal regulations of state registration of the rights to real estate and doing deals with it in the Russian Federation while economic and political structure is being modernized. The stages of state registration system development in accordance with normative documents are considered in the article. The author gives estimation of the administrative reform which has resulted in the centralization of the state registration system and has enabled to form the Unified State Register.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации»

Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской

Федерации

И.К. Воронин

Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации в условиях модернизации экономико-политического уклада общества. Рассмотрены этапы развития системы государственной регистрации соответственно нормативным актам. Дана оценка административной реформы, которая привела к централизации системы государственной регистрации и позволила сформировать Единый государственный регистр.

The article is devoted to the research of legal regulations of state registration of the rights to real estate and doing deals with it in the Russian Federation while economic and political structure is being modernized. The stages of state registration system development in accordance with normative documents are considered in the article. The author gives estimation of the administrative reform which has resulted in the centralization of the state registration system and has enabled to form the Unified State Register.

сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в новых условиях [1].

Исследованию проблем правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним посвящены работы: А.Б. Венгерова, В.П. Крашенинникова, А.Р. Кирсанова,

Н.А. Исакова, Е.А. Чирфанова, В.Г. Цыганкова и др.

Отдельные вопросы административноправового механизма управления государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним рассматривались в работах М.Г. Пискуновой, И.Н. Плотниковой, А.А. Акчурина, Е.А. Киндеевой, А.А. Завьялова, Е.Р. Сарьян, Б. Уткина, С.П. Кравцова, Т.Е. Новицкой и др.

В настоящее время заложены основы для создания абсолютно новой системы административно-правового механизма управления государственной регистрации, определены концептуальные положения для ее развития и реформирования системы контроля.

Между тем, необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствует си-

Воронин Иван Константинович - преподаватель кафедры теории и истории государства и права Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)

О современных экономических условиях в России появилось немало проблем, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Главной стала проблема поиска эффективного механизма управления правового регулирования общественных отношений, в связи с осуществлением го-

стемный подход к оценке юридической сущности и содержания механизма управления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Разработанность проблем функционирования административно-правового механизма управления регистрационными процессами, возникающими при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является недостаточной.

Переход России с 1990 г. к капитализации рынка потребовал приведения законодательства, в том числе гражданского, в соответствие с новой экономической политикой. Новая Конституция Российской Федерации (1993) провозгласила многообразие форм собственности, на первое место поставив частную собственность [2].

Развитие законодательства новой России, в том числе законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, создало предпосылки для появления в России нового класса - класса собственников недвижимого имущества [3]. В собственности частных лиц теперь находятся не только жилые дома, квартиры, дачи, но и земельные, и лесные участки, водные объекты, а также сооружения, предназначенные для предпринимательской деятельности.

Приватизация государственной собственности обусловила возвращение в гражданское право России в конце XX века термина «недвижимое имущество» и введение института государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним. В 1994 г. «новый» ГК РФ установил необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ) [4]. Это предопределило принятие в 1997 году Федеральных законов от 21.07.97 Р&122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и №123-Ф3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» [5].

Сфера недвижимости, перестав быть монополией государства, стала привлекательной не только для начинающих предпринимателей, но и для лиц, преследующих преступные цели [6]. Дальнейшее развитие рынка недвижимости потребовало усиления роли государства в регулировании соответствующих отношений.

Современное гражданское законодатель-

ство предусматривает, что сделки совершаются устно или в письменной форме (ст. 158 ГК РФ). В случаях и порядке, установленных законом, вещные права на недвижимое имущество и отдельные виды сделок с недвижимостью подлежат государственной регистрации. Государственную регистрацию нельзя отождествлять с формой сделки. Если сделка не подлежит обязательному нотариальному удостоверению, то по желанию сторон она может быть удостоверена у нотариуса, государственная регистрация по желанию сторон невозможна [7].

Общественные отношения правового регулирования разделяют на два уровня. Первый уровень составляют отношения между гражданами общества. Эти отношения являются гражданско-правовыми, носят частный характер и регулируются нормами права. Второй уровень общественных отношений составляют отношения между органами государственной власти и гражданами общества. Принципы реіулирования общественных отношений зависят от уровня, на котором рассматриваются общественные отношения [8].

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о регистрации определили организационно-правовые основы создания в России принципиально новой и по форме, и по содержанию деятельности системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 01.11.1997 №1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»» [9] поручило Министерству юстиции РФ и другим федеральным органам исполнительной власти разработать проекты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регистрационной деятельности с недвижимым имуществом и сделок с ним:

- федеральную программу поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- положение об установлении максималь-

ного размера платежей за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах.

В истории создания системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в современной России А.Р. Кирсанов [10] выделяет три этапа:

Первый этап - подготовка нормативноправовых актов, определяющих порядок создания и деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в условиях рыночной экономики. Началом этого этапа является 1 января 1995 года, когда вступила в силу ч. 1 «нового» ГК РФ, установившего необходимость государственной регистрации прав на нед вижимое имущество и сделок с ним, а окончанием -вступлением в силу 31 января 1998 г. Закона о регистрации.

В этот период государственную регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации (БТИ), комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, органы управления государственным и муниципальным имуществом.

Второй этап - создание учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этогг этап длился с момента вступления в силу Закона о регистрации и до 1 января 2000 г., когда в соответствии с Законом о регистрации было завершено создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Третий этап - формирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Третий этап длился с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. - до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. №196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [11].

Наряду с этими этапами в развитии системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно выделить следующий, четвертый этап - реформирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 1 января 2005 года - момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. №196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на не-

движимое имущество и сделок с ним» » и по настоящее время).

Принятые Правительством Российской Федерации названные нормативные правовые акты стали, вместе с ГК РФ и Законом

о регистрации, основой формирования нормативной базы для деятельности учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории субъектов Российской Федерации (1998 - 2004 гг.) были основным звеном системы государственного управления, которое путем признания и подтверждения от имени государства возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество содействовали становлению в России рынка недвижимости [12].

Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в указанный период были созданы во всех 89 субъектах Российской Федерации и имели 1789 представительств и филиалов. В органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на 1 января 2005 года работало 19115 человек, в том числе 4325 регистраторов прав.

Система регистрации затрагивает интересы не только государства и муниципальных образований, но и большого числа частных лиц (среди зарегистрированных правообладателей 91% составляют граждане и 9% - юридические лица). Это придает важное социально-политическое значение нормативно-правовому обеспечению регистрационной деятельности [13].

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [14] создана Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) подведомственная Минюсту России, к которой полностью перешли функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. «Новое» ведомство совместно со своими территориальными подразделениями ведет ЕГРП, а также обеспечивает функционирование реестра в электронном виде [15].

В результате проведенной административной реформы произошла централизация системы государственной регистрации, вследствие чего региональные власти лишились своих полномочий по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С

1 января 2005 г. начали работать подразделения Федеральной регистрационной службы, подведомственной Минюсту России.

Все платежи за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время поступают в федеральный бюджет. Региональные власти лишились поступления денежных средств в местный бюджет, которые обеспечивали развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на их территории [16].

По нашему мнению, централизация деятельности подразделений Росрегистрации Минюста России позволила системе госуд арственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перейти на новый качественно более высокий уровень её развития. В результате сформирован Единый государственный реестр прав на территории Российской Федерации, который гарантирует защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на недвижимое имущество.

Литература и источники:

1. Скловский, К.И. Собственность в гражданском праве [Текст]: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. / К.И. Скловский. - М.: Дело. -2002.-С. 28.

2. Пашенъко, С.Б. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в субъекте Российской Федерации [Электронный ресурс}: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. / С.Б. Пашенъко. - М.: ЕГБ, 2003 г. (Из фондов Российской государственной библиотеки).

3. Кирсанов, А.Р. Права на недвижимое имущество и сделки с ним, подлежащие государственной регистрации. [Текст]. / А.Р. Кирсанов. - М.: Ось-89, 2001. - С. 128.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая Федеральный закон от 30 ноября 1994 Лв51-Ф3 (В ред. Федеральных законов от 20 февраля 1996 №18-ФЗ, от 12 августа 1996 №111-ФЗ, от 8 июля 1999 №138-Ф3, от 16 апреля 2001 №45-ФЗ, от 15 мая 2001 №54-ФЗ, от 21 марта

2002 №31-Ф3, от 14 ноября 2002 №161-ФЗ, от 26 ноября 2002 №152-ФЗ, от 10 января

2003 Ш5-ФЗ, от 23 декабря 2003 №182-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -1994. -№13.-Ст. 3301.

5. Федеральный закон №123-Ф3 от 21.07.1997 «О приватизации государствен-

ного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Российская газета от 2 августа 1997 г. (утратил силу).

6. Шабалин, В.Г. Сделки с недвижимостью. Защита от криминала и недобросовестных партнеров [Текст]. - 3-є изд., пере-раб. и доп. / В.Г. Шабалин, А.И. Смирнов, А.К. Кузьмина. - М.: Изд-во ОМЕГА - А: Фи-линь, 2006. - С. 204.

7. Смыкалин, А. С. История становления и развития нотариата на Среднем Урале. ХУШ-ХХ вв. / А.С. Смыкалин. - М.: Фонд развития правовой культуры, 2007. - С. 29.

8. Завьялов, А.К. Государственная регистрация прав на недвижимость [Текст] / А.К. Завьялов, В.П. Коновалов // Российская юстиция. - 1998. - №6. - С. 9.

9. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федеральною закона •О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним*» от 1 ноября 1997 г. №1378 // Российская газета от 13 ноября 1997 г., (утратил силу).

10. Кирсанов, А. Р. Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст] // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права / Отв. ред. А.Р. Кирсанов. - М.: Ось-89. - 2003. - С. 43.

11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 29 декабря 2004 г. Ш196-ФЗ // Российская газета отЗО декабря 2004 г. - Ыв290.

12. Кирсанов, А.Р. Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации [Текст]: Учебное пособие. / А.Р. Кирсанов. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, Издательство Палеотип. -2002.-С. 120.

13. Там же.

14. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. №314 // Российская газета от 11 марта 2004 г №48; от 12 марта 2004 г. - №50.

15. Кирсанов, АР. Новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации [Текст] / А.Р. Кирсанов. - М.: Ось. -89.-2005.-С. 87.

16. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.