УДК 342.951 ББК 67.301
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕВГЕНИЯ ВИТАЛЬЕВНА ШУБИНА,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по кафедре административного права
E-mail: [email protected]; ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор С.Н. Бочаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Описывается законодательная основа профилактических мер в Российской Федерации. Приводятся примеры профилактической деятельности. Обращается внимание на пробелы в законодательстве, связанные с реализацией профилактики преступлений и административных правонарушений подразделениями полиции. Предлагаются пути решения проблем, связанных с осуществлением профилактических мероприятий.
Ключевые слова. Административное принуждение, меры административного принуждения, меры профилактики преступлений и административных правонарушений, административный надзор, правоохранительная деятельность, исполнительная власть, государственное управление, административно-правовые отношения, государственно-властные полномочия, правонарушение.
Abstract. The article describes the legal framework of preventive measures in the Russian Federation. Examples of prevention activities. Attention is drawn to gaps in the legislation related to the implementation of the prevention of crimes and administrative offenses police departments. The ways of solving the problems associated with the implementation of preventive measures.
Keywords. Administrative enforcement, administrative enforcement measures, measures of prevention of crimes and administrative offenses, administrative supervision, law enforcement, executive, public administration, administrative law relations, public authority, an offense.
На сегодняшний день приоритетным направлением в деятельности подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации является профилактика правонарушений. Президент России В.В. Путин в своих многочисленных выступлениях не раз делал акцент на предупреждение совершения преступлений и административных правонарушений до начала их совершения, на создание условий, при которых будет отсутствовать возможность совершения противоправных деяний, а при их совер-
шении — на создание необходимых условий для исправления лиц, допустивших нарушение законодательства страны, а также на создание государственной системы профилактики правонарушений.
Профилактическая деятельность правоохранительных органов регламентируется значительным числом нормативно-правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Присутствующие в указанных документах разночтения, пробелы, неконкретные формулировки, допускающие расши-
рительное толкование нормативных положений и неограниченное усмотрение правоприменителей, вызывают у последних серьезные сложности.
В статье второй Федерального Закона «О полиции» раскрывая основные направления деятельности полиции законодатель указывает на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, при этом не раскрывая исчерпывающего перечня предупредительных мер, с помощью которых сотрудники полиции могли эффективно осуществлять меры профилактической направленности, временных, территориальных, содержательных и иных границ такой деятельности, в чем выражаются параметры ее результатов, кто и в какой степени является ее субъектами и объектами, какова роль каждого из указанных субъектов, законодательством федерального уровня не определено.
Лишь в статье 12 вышеуказанного закона говорится об обязанностях полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению; принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; пропагандировать правовые знания.
Кроме того, в данной статье наряду с иными направлениями предупредительной деятельности полиции указаны также методы и способы ее осуществления. Например, такие, как: предупреждение дорожно-транспортных происшествий посредством осуществления государственного контроля и надзора; предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, путем выдачи соответствующих лицензий и разрешений; предупреждение преступлений против собственности, осуществляя ее охрану на основе договоров и др. Методы и способы предупреждения и профилактики правонарушений нашли свою дополнительную конкретизацию в ст. 13 Закона «О полиции», посвященной правам полиции.
Следует заметить, что предписания указанного Закона, регулирующие деятельность полиции в сфере предупреждения правонарушений, сформу-
лированы как бланкетные, отсылающие к нормам, закрепленным в других источниках права. При этом категория «профилактика» кроме выше названной статьи 12, содержащей обязанности сотрудников полиции, упоминается еще и в п. 16 ч. 3 ст. 17 (формирование и ведение банков данных о гражданах).
Из сказанного следует, что, определив таким образом виды профилактической деятельности полиции, законодатель посвятил детальному нормативному регулированию профилактики совершения преступлений и административных правонарушений иные правовые источники1, преимущественно ведомственного уровня в форме Инструкций, Положений и Уставов, утвержденных приказами МВД России.
Тем не менее, несмотря на отсутствие в Федеральном законе «О полиции» четкого перечня направлений и мер профилактики, подлежащих применению сотрудниками полиции, оценочных параметров ответственности субъектов профилактики, осуществляющих данную деятельность, все же следует признать, что профилактические мероприятия играют важную роль в механизме полицейской правоохраны. Ежедневно полицейские различных подразделений осуществляют значительное число разнообразных предупредительных мероприятий в организационных формах и в виде материально-технических действий по всем основным направлениям своей деятельности, используя для этого письменные, вербальные и конклюдентные варианты, как в комплексе, так и по отдельности2. Однако, как свидетельствует проведенный анализ, нормативное обеспечение реализации профилактического воздействия не принудительного характера, как правило, присуще лишь для представителей отдельных подразделений полиции, для которых осуществление подобного воздействия является служебной обязанностью — это подразделения: государственной автомобильной инспекции, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и частной охранной деятельностью, вневедомственной охраны.
В этой связи Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ко-
торый одобрен в первом чтении. В законопроекте дана характеристика основным используемым юридическим категориям, указаны правовая основа, основные задачи и принципы профилактики правонарушений, основные направления деятельности субъектов профилактики правонарушений и пути их реализации, а также их полномочия.
Но следует отметить, что проект данного закона должен корреспондироваться с ФЗ «О полиции», так как в последнем не прописаны детали реализации профилактики, а также ее учета.
В качестве примера приведем такую предупредительную меру, как административный надзор. В соответствии с ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор подразумевает осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им установленных обязанностей. Целью применения данной меры является предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы преступлений и других правонарушений, оказания на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В данном случае речь идет о принудительных мерах предупредительного характера, заключающихся в недопущении поднадзорным лицом повторного совершения преступлений и административных правонарушений. Не следует забывать, что государство должно осуществлять не только предупредительный контроль за данной категорией лиц, но и создавать такие условия, при которых вышеуказанным лицам не представлялось бы возможным повторное совершение преступлений и административных правонарушений. В этой связи необходимо создание программы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Данная программа позволила бы конкретными мерами оказать содействие поднадзорным лицам, и, тем самым помочь им встать на путь исправления, не допускать повторного совершения противоправных деяний.
К таковым мерам возможно отнести:
• определение конкретных предприятий, которые могли бы резервировать рабочие места, для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
• предоставление первичных небольших банковских ссуд;
• бесплатное оказание юридической помощи на восстановление незаконно утраченного жилья и т.д.
Таким образом, путем реализации вышеуказанной программы будут достигнуты цели проведения профилактических мероприятий, а также предупреждение совершение лицами, освобожденными из мест лишения свободы новых преступлений и административных правонарушений.
Литература
1. Административное право Российской Федерации: курс лекций / под редакцией кандидата юридических наук, профессора С.Н. Бочарова. Часть 2. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.
2. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. Ч. 2. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2014.
3. Жалсанов Б.Ц. Международные правовые принципы применения специальных средств полицией России. Закон и право. 2015. № 9. С. 140—141.
4. Климкина Е.В. К вопросу о понятии и особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве Правовая идея. 2013. № 5 (5).
5. Шурухнова Д.Н. Особенности мер государственного принуждения, реализуемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика 2013. С. 173—181.
References
1. Administrative law of the Russian Federation: the course of lectures / under the editorship of candidate of legal Sciences, Professor S. N. Bocharov. Part 2. M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, 2015.
2. Public service in bodies of internal Affairs: a course of lectures / under the editorship of Cand. the faculty of law. PhD, Professor S.N. Bocharov. Part 2.
M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot, 2014.
3. GalsanovB.C. the International legal principles of application of special means by the police of Russia. The law and the law. 2015. No. 9. S. 140—141.
4. Klimkina E.V. To the question about the concept and peculiarities of disciplinary responsibility in administrative law and Legal idea. 2013. No. 5 (5).
5. Shurunova D.N. Features of state coercion implemented in respect of foreign citizens and
УДК 342.951 ББК 67.401.133
ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ДИАНА НИКОЛАЕВНА ШУРУХНОВА,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА БОНДАРЬ, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: доктор юридических наук С.А. Сойников
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Применение административной ответственности рассматривается как эффективный механизм в борьбе с коррупцией. Представлена система административных правонарушений, которые могут быть отнесены к коррупционным. Указывается на необходимость предусмотреть в качестве меры наказания за совершение коррупционных правонарушений дисквалификацию. Подчеркивается, что административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений является новым и чрезвычайно важным направлением антикоррупционной работы.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, административная ответственность, дисквалификация, незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Abstract. In applying administrative responsibility is considered as an effective mechanism in the fight against corruption. The system of administrative offences, which can be attributed to corrupt. Identified the need to include as a punishment for corruption offences disqualification. It is emphasized that the administrative liability of legal persons for corruption offences is a new and extremely important area of anti-corruption work.
Keywords: corruption, fighting corruption, administrative responsibility, disqualification, illegal remuneration on behalf of a legal entity.
individuals without citizenship. In the collection: Administrative and legal regulation of law enforcement: theory and practice 2013. P. 173—181.
1 См., например, Федеральный закон от 24июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
2 Подобные мероприятия могут выражаться в качестве призывов, отчетов, рекомендаций, предложении выбора варианта поведения, приведения примеров, информирования, оценки поведения, высказанного мнения, общественного суждения и пр.