Научная статья на тему 'Актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения'

Актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3634
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PROCESS / ADMINISTRATIVE COERCION / NORMS / ADMINISTRATIVE RESTRAINT / ADMINISTRATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

Рассмотрены актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual issues of administrative and legal regulation of administrative coercion measures

The topical issues of administrative and legal regulation of measures of administrative coercion are considered. Measures of administrative coercion can be established only by legal acts.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения»

© Э.В. Маркина, Ю.Н. Сосновская, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Элеонора Викторовна Маркина,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Юлия Николаевна Сосновская,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Рецензент: Г.Е. Дудин, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, административное принуждение, нормы, административное пресечение, административное воздействие.

Для цитирования: Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Актуальные вопросы административно-правового регулирования мер административного принуждения. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):218-22.

ACTUAL ISSUES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE COERCION MEASURES

Eleonora V. Markina,

Assistant Professor of the Department of Administrative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Law, Associate Professor;

Yuliya N. Sosnovskaya,

Assistant Professor of the Department of Administrative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya,

Candidate of Law, Associate Professor

Abstract. The topical issues of administrative and legal regulation of measures of administrative coercion are considered. Measures of administrative coercion can be established only by legal acts.

Keywords: administrative law, administrative process, administrative coercion, norms, administrative restraint, administrative influence.

Основное понятие мер административно-правового принуждения, применяемое учеными в области административного права, подразумевает под собой закрепленную в административном законодательстве установленную правовую норму, обеспечивающую реализацию функции и задач, возложенных на контролирующий государственный орган исполнительной власти. Для обеспечения общественной

безопасности и охраны общественного порядка государственные органы исполнительной власти имеют в своем распоряжение различные меры административно-правового принуждения [1].

Под мерой административно-правового принуждения понимается комплекс физических или психических воздействий, выполняемых государственным служащим в лице органа исполнительной

власти. Применяются меры административно-правового принуждения в соответствии с установленным процессуальным порядком. Административно-правовое принуждение обширно используется органами внутренних дел для реализации возложенных на них полномочий.

Для применения меры административно-правового принуждения в отношении физического или юридического лица необходимо учитывать законные основания. Основанием применения мер административного принуждения будет являться:

• совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения.

• невыполнение законных требований физическим или юридическим лицом о совершении или прекращении определенной деятельности. В процессе изучения административного принуждения возникает масса вопросов, так как ученые в области административного права не разделяют общего мнения, когда применяется мера административного принуждения, а когда это профилактика правонарушений.

Административное принуждение — особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

В то же время, говоря об этих мерах, имеются в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания — серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным право-ограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, таможенные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц [5].

Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются:

• во-первых, совершение административного

правонарушения;

• во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например стихийных бедствий, и других чрезвычайных обстоятельств.

Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:

• для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления;

• это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей;

• правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.

Система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

• административно-процессуальные меры;

• административно-предупредительные меры;

• административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать «элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке».

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонару-

шений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий [3].

К административно-предупредительным мерам относят:

• административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

• досмотр ручной клади у лиц желающих посетить общественное мероприятие;

• задержание лица, не имеющего при себе документов удостоверяющих личность, которое не сообщает или не может сообщить персональных данных о себе;

• привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

• изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;

• проверка документов (при основании подозревать лицо в совершении правонарушении); Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными мерами по их непосредственному назначению и характеру право ограничений.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных по-

следствий [4]. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности [2]. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер — меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами [6].

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

• они носят ярко выраженный санкционный характер,

• воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

• взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения;

• все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;

• наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами полиции в определенном процессуальном

порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

• являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп [7].

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность.

Отмечая большое значение предупредительных средств, следует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции -это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Литература

1. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Попов. М.: Проспект, 2015.

2. КонинН.М. Административное право: учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. М.: Издательство Юрайт, 2015.

3. Копытов Ю.А. Административное право: учебник / Ю.А. Копытов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

4. Макарейко Н.В. Административное право Конспект лекций / Н.В. Макарейко. М.: Юрайт, 2014.

5. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев,

Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. 4-е изд., нерераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

6. Стахов А.И. Административное право России: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов. М.: Издательство Юрайт, 2014.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 22.11.2016) // Российская газета 31.12.2001 г. [Электронный ресурс].

© Е.А. Никоноров, А.А. Никоноров, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Евгений Анатольевич Никоноров,

заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук E-mail: professornea@mail.ru; Александр Анатольевич Никоноров, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится исследование проблемы определения «общественного места»; посредством анализа действующего законодательства раскрывается сущность и содержание понятия; определяются перспективы совершенствования нормативного правового регулирования, необходимого для квалификации противоправных деяний, обязательным признаком юридического состава которых будет являться «общественное место».

Ключевые слова: общественное место, запрещенное место, административное правонарушение, состав правонарушения, объективная сторона правонарушения.

Для цитирования: Никоноров Е.А., Никоноров А.А. Понятие общественного места в российском законодательстве. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):222-7.

THE CONCEPT OF A PUBLIC PLACE IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Evgeniy A. Nikonorov,

Deputy Head of the Department of Administrative Law and Operational Investigative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

doctor of pedagogical sciences, candidate of jurisprudence;

Aleksandr A. Nikonorov,

Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. The article analyzes the problem of defining the «public place», by means of the analysis of the current legislation, the essence and content of the concept is revealed, the prospects for improving the regulatory legal regulation necessary for the qualification of unlawful acts are determined, which is a mandatory feature of the «public place».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.