Научная статья на тему 'К вопросу об основаниях и порядке применения административнопредупредительных мер правового принуждения'

К вопросу об основаниях и порядке применения административнопредупредительных мер правового принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2489
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION PREVENTIVE NATURE / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT MEASURES / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE BRANCH / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL AND ADMINISTRATIVE RELATIONS / ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / PUBLIC AUTHORITY / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / THE USE OF THE BASE / AN OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шубина Евгения Витальевна

Раскрывается сущность административно-предупредительных мер административно-правового принуждения, приведены различные точки зрения на такую правовою категорию, как административно-правовое принуждение, указано место административно-предупредительных мер в системе административно-правового принуждения, обращено внимание на некоторые проблемы оснований применения мер административного принуждения предупредительного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about the grounds and procedure for the application of administrative and preventive measures for law enforcement

This article reveals the essence of administrative and preventive measures of administrative and legal enforcement, given the different points of view on such legal category as the administrative law enforcement, administrative and place specified preventive measures in the system of administrative law enforcement, drawn attention to some problems grounds application of administrative coercion preventive nature.

Текст научной работы на тему «К вопросу об основаниях и порядке применения административнопредупредительных мер правового принуждения»



УДК 342.951 ББК 67.301

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ И ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

ЕВГЕНИЯ ВИТАЛЬЕВНА ШУБИНА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: evgeniya-zelenova@yandex.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается сущность административно-предупредительных мер административно-правового принуждения, приведены различные точки зрения на такую правовою категорию, как административно-правовое принуждение, указано место административно-предупредительных мер в системе административно-правового принуждения, обращено внимание на некоторые проблемы оснований применения мер административного принуждения предупредительного характера.

Ключевые слова: административное принуждение, меры административного принуждения, меры административного принуждения предупредительного характера, правоохранительная деятельность, основания применения, исполнительная власть, государственное управление, административно-правовые отношения, государственно-властные полномочия, правонарушение.

Annotation. This article reveals the essence of administrative and preventive measures of administrative and legal enforcement, given the different points of view on such legal category as the administrative law enforcement, administrative and place specified preventive measures in the system of administrative law enforcement, drawn attention to some problems grounds application of administrative coercion preventive nature.

Keywords: administrative enforcement, administrative enforcement measures, measures of administrative coercion preventive nature, law enforcement, the use of the base, the executive branch, government, legal and administrative relations, public authority, an offense.

Для современного периода, переживаемого Россией, характерен рост количества административных правонарушений и различных чрезвычайных ситуаций, обусловливающих широкое применение всего арсенала мер административно-правового принуждения. Имеющиеся дифференциации указанных мер принуждения способствуют их эффективному применению, обеспечивают надежное ориентирование правоприменителей в многообразии административно-правового инструментария.

Вместе с тем, вопрос о классификации данных мер до сих пор остается спорным. В частности, некоторые ученые выносят административно-предупредительные меры за рамки принуждения, другие, наоборот, рассматривают в качестве административного принуждения не только отдельные меры предупреждения, но и административно-восстановительные меры.

Мы придерживаемся четырехзвенной классификации, сторонники которой включают в перечень мер административно-правового принуждения админи-

стративно-предупредительные меры, меры административного пресечения, административно-процессуального обеспечения и административного наказания.

Анализ российского законодательства свидетельствует, что цели, основания и порядок реализации любого варианта административного принуждения зависят от групповой принадлежности и конкретного наименования применяемой меры воздействия.

Говоря непосредственно о группе мер административного предупреждения, следует заметить, что по многим параметрам (доступность применения, простота реализации и процессуального оформления, экономичность, профилактическая направленность, гуманность, отсутствие правовых последствий для лиц, претерпевающих принуждение и др.) они играют важную роль в деятельности полиции, хотя их нередко относят к разряду второстепенных в сравнении с другими мерами административного принуждения.

Например, 75% опрошенных нами сотрудников в подразделениях ГИБДД ГУ МВД России по Москов-

-дЛ^^ИЙ-

ской области полагают, что первостепенное значение в борьбе с нарушениями Правил дорожного движения имеют меры административного пресечения.

Отличительные черты принудительных мер административного предупреждения детерминированы спецификой объектов, на которые они направлены, основаниями и целями реализации указанных мер, а также присущим им особым характером принудительного воздействия.

Следует также заметить, что меры административного принуждения предупредительного характера содержатся в различных нормативных правовых актах, имеющих, к тому же, различную юридическую силу. Подобная нормативная множественность не способствует унификации рассматриваемых мер, негативно сказывается на правовом закреплении их юридических признаков и характеристик, что в итоге отрицательно влияет на правоприменительную практику.

Меры административного принуждения предупредительного характера существенно отличаются от других принудительных мер. Сущность принудительного предупреждения характеризуется теми основаниями, вследствие которых появляется возможность его применения. Юридические основания применения мер административного принуждения, как таковые, представляют собой закрепленную в нормах права совокупность фактических данных, характеризующих реальные жизненные обстоятельства, возникновение которых дает возможность применить такие меры. Отличительной чертой оснований применения мер административного принуждения предупредительного характера является то, что эти обстоятельства не связаны с совершением административного правонарушения или иного противоправного посягательства, т.е. противоправное деяние еще отсутствует, но принудительная превенция уже действует.

Особенностью реализации административно-предупредительных мер является то, что порядок их применения определен нормами административно-процессуального права, причем, в зависимости от конкретного вида и юридической сущности конкретных административно-предупредительных мер, порядок их реализации может существенно различаться.

Административное предупреждение представляет разрозненные между собой меры, заключенные в различные нормативно-правовые акты. Для того, чтобы выявить основания их применения, необходима предварительная детальная классификация таких мер.

Классифицировать меры административного принуждения предупредительного характера можно в зависимости от оснований их применения следующим образом:

♦ основания их применения не связаны с совершением административных правонарушений или иного противоправного деяния;

♦ применяемые в целях профилактики противоправного поведения лицами, совершившими правонарушения.

Так, к первой группе мер принуждения предупредительного характера мы можем отнести такую меру, как оцепление (блокирование) участков местности, временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов, проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств при осуществлении пропускного режима для обеспечения соблюдения введенных ограничений, удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия и др.

В соответствии со ст. 16 Закона «О полиции» оцепление (блокирование) участков местности может быть осуществлено по следующим основаниям:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

В этой связи можно сделать вывод, что основания применения данной меры к лицам не связаны с совершением ими правонарушений или иных противоправных посягательств, однако существенно ограничивают их права свободы. Данная мера применяется независимо от волеизъявления лица, что свидетельствует о ее принудительности.

Относительно второй группы мер административного принуждения предупредительного характера следует заметить, что в данном случае речь идет о

лицах, которые уже совершили правонарушения или иные противоправные посягательства, а государственные органы принудительными средствами предупреждают совершение ими последующих противоправных деяний.

Классическим примером данной группы мер является административный надзор. В соответствии с ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор подразумевает осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им установленных обязанностей.

Целью применения данной меры является предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы преступлений и других правонарушений, оказания на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Данная мера может применяться к лицам лишь при наличии следующих оснований:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два или более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность.

В данном случае лицо уже совершило противоправное посягательство и понесло за него наказание, но, вследствие указанных выше обстоятельств, его права и свободы существенно ограничиваются принудительными средствами в профилактических целях.

К данной группе мер административного принуждения предупредительного характера также возможно отнести такие меры, как помещение несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет в специальные учреждения закрытого типа, аннулирование разрешения на хранение (хранение и ношение; хранение и использование) гражданского и служебного оружия и др.

Основания применения мер административного предупреждения принудительного характера различ-

ны. Для одних видов мер административного предупреждения основанием выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение, для других — предположения о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного, техногенного или социального характера.

Общим для всей совокупности принудительных мер административного предупреждения является то, что они применяются в связи с правовыми аномалиями, содержащими потенциальную или реальную угрозу интересам общества или отдельных граждан, независимо от оснований их применения.

В связи с этим обратимся к семантике термина «угроза». В русском языке слово «угроза» означает возможную опасность [1, с. 673], а также «высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам» [2, с. 1242]. В рассматриваемом нами контексте угрозой является возникновение таких условий, при которых возможны человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Это — совокупность факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Именно эти условия и факторы выступают в качестве оснований для введения запретов и ограничений, соблюдение которых обеспечивается применением принудительных мер административного предупреждения. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних источников опасности, определяет необходимость применения данных принудительных мер.

Однако, угроза общественной и личной безопасности граждан, а также угроза причинения материального ущерба может возникнуть не только при совершении правонарушения, но и в результате ситуаций, возникающих помимо воли человека, при которых требуется применение мер административно-ограничительного (запретительного) характера в отношении лиц, прямо не связанных с возникновением неблагоприятной ситуации. Это могут быть наводнения, пожары, аварии, эпидемии, эпизоотии, обрывы электропроводов высокого напряжения, повреждения дорожного полотна, газопроводов, возникновение угрозы или совершение террористического акта и т.п.

-дЛ^^ИЙ-

Таким образом, основанием для применения принудительных мер административного предупреждения является наличие потенциальной или реально существующей угрозы безопасности отдельных лиц, общественной безопасности, а также наличие потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяются данные меры принуждения.

Система административной превенции не совершенна и требует более детальной регламентации для более удобного применения ее на практике. При этом нужно исходить из того, что меры административного принуждения предупредительного характера очень важны в деятельности полиции и иных право-

охранительных органов. Для достижения главных целей деятельности полиции предупреждение противоправных посягательств должно стоять на первом месте, а сокращение таких посягательств во многом зависит от своевременного и эффективного применения предупредительных мер.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой; 19-е изд., испр. М., 1987.

2. Большой энциклопедический словарь; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

References

1. OzhegovS.I. Russian dictionary / Ed. N.Y. Shve-dova; 19th ed., rev. M., 1987.

2. Great encyclopedic dictionary; 2nd ed., rev. and add. M., 2001.

УДК 342.951 ББК 67.401.133

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

ДИАНА НИКОЛАЕВНА ШУРУХНОВА,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

E-mail: diana_shu@inbox.ru Рецензент: кандидат юридических, доцент Малахова Н.В.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена и представлена система социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебные обязанности в особых условиях.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, правовой статус сотрудника ОВД, особые условия службы в ОВД, социальные гарантии сотрудников ОВД.

Annotation. The article considers and presents the system of social guarantees for employees of internal Affairs bodies, performing duties in the special conditions;

Keywords: service in bodies of internal Affairs, special conditions of service in the police Department, the social guarantees of enforcement officers.

Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов, привлекаемых для обеспечения военного или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях

вооруженного конфликта, при ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел в особых условиях установлен в ст. 35 ФЗ от 30 ноября

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.