Sources:
1. IFC Support for SMEs, p. 37 https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf (date of the application: 31.10.2019)
2. IFC Support for SMEs, p. 34 https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf (date of the application: 31.10.2019)
3. The Industrial Complex Cluster Program of Korea. https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/international_cooperation/the_industrial_complex_cluster_program_of_korea_ 2010.compressed.pdf (date of the application: 31.10.2019)
4. Industrial clusters in China: Policy tools for further and more balanced development. http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3476&format=print (date of the application: 31.10.2019)
5. ISO/IEC 27001 for SME https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.bsigroup.com/en-GB/iso-27001 -information-security/ISO-27001-for-SMEs/&prev=search(date of the application: 31.10.2019)
6. World Bank Cluster Development Commentary. http://documents.worldbank.org/curated/en/152521468158381169/Clusters-of-competitiveness (date of the application: 31.10.2019)
7. China Tax Alert - Issue 17, July 2018 https://home.kpmg/cn/en/home/insights/2018/07/china-tax-alert-17.html (date of the application: 31.10.2019)
8. SME Executive Agency Interactive Tools: https://ec.europa.eu/easme/en/easme-data-hubs (date of the application: 31.10.2019)
9. The draft report is a report on the state of small and medium-sized enterprises in Russia for the meeting of the working group of the State Council of the Russian Federation in the direction "Small and medium-sized enterprises". 2019 (materials of internal use)
10. European innovation scoreboard https://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_bg (date of the application: 31.10.2019)
11. Polydi A.A., Bayanduryan G.L., Osadchuk L.M., Sichkar S.V., Institutional Regulators for Improving the Investment Climate in the Region, Economics of Sustainable Development, Krasnodar, 2014, 3, 183 - 187
Л.А. Бекботова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
L.A. Bekbotova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, FSBEI HE "Ingush State University";
Т.А. Бекботова - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
T.A. Bekbotova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and
Process.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА SOME FEATURES OF DIAGNOSING THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
Аннотация. Непрерывно продолжающиеся процессы глобализации мировой экономики и возрастающая конкуренция вынуждают любую бизнес-структуру изыскивать общеорганизационные способы повышения качества. Популяризация систем менеджмента качества позволило предприятиям и научным организациям разработать принципы и методы производства продукции и услуг надлежащего качества. Особым преимуществом использования системы менеджмента качества (СМК) в повседневной деятельности выступает то, что процесс разработки качества происходит на всех этапах жизненного цикла продукции (услуги) - от производства до послепродажного обслуживания.
В условиях необходимости постоянного наращивания конкурентных преимуществ центр внутрифирменного управления переносится на повышение качества производимых продуктов, услуг. Бесспорно, все это сопряжено с оперативной корректировкой стратегии и тактики предприятия в интересах потребителей, совершенствования нормативных актов управления качеством.
Новое становление системы менеджмента качества в условиях цифровизации экономики также требует активного задействования ИКТ и цифровых технологий, сетевого взаимодействия стейкхолдеров при наращивании стоимости бизнеса.
Все вышеизложенное однозначно подтверждает актуальность темы исследования и необходимость поиска новых оценочных методов эффективности развития системы менеджмента качества.
Annotation. The ongoing processes of globalization of the world economy and increasing competition are forcing any business structure to seek corporate ways to improve quality. The popularization of quality management systems has allowed enterprises and scientific organizations to develop principles and methods for the production of products and services of appropriate quality. A special advantage of using a quality management system (QMS) in everyday activities is the fact that the quality development process occurs at all stages of the product (service) life cycle -from production to after-sales service.
In the face of the need to constantly build up competitive advantages, the center of in-house management is transferred to improve the quality of products and services. Undoubtedly, all this is associated with the operational adjustment of the strategy and tactics of the enterprise in the interests of consumers, improvement of normative acts of quality management.
The new formation of a quality management system in the context of the digitalization of the economy also requires the active use of ICT and digital technologies, network interaction of stakeholders with increasing business value.
All of the above clearly confirms the relevance of the research topic and the need to search for new evaluation methods for the effectiveness of the development of the quality management system.
Ключевые слова: глобализация, конкуренция, экономика знаний, цифровая экономика, конкурентоспособность, система менеджмента качества, анализ и диагностика, эффективность развития.
Keywords: globalization, competition, knowledge economy, digital economy, competitiveness, quality management system, analysis and diagnostics, development efficiency.
Вопросы развития системы менеджмента качества стали активно исследоваться еще с 50-х годов прошлого века. Анализ работ различных авторов показывает, что на ход развития системы менеджмента качества на разных этапах ее формирования разнонаправлено воздействовала совокупность внешних и внутренних факторов.
В СССР впервые система менеджмента качества была внедрена на одном из промышленных предприятий г. Саратова. Она получила название «система бездефектного производства продукции» (СБ1 II I). В дальнейшем подобные системы с разными названиями появились во многих городах страны, в таких как Горький, Ярославль, Рыбинск и др. [4]
Надо отметить, что все современные международные стандарты ИСО серии 9000 разработаны на базе концепции Total Quality Manadgment (TQM). Одним из ключевых признаков системы TQM выступает принцип поставки продукции «точно в срок». Эта система также нацелена на постоянное снижение производственных издержек. [3]
Стандарты периодически подвергались незначительной модернизации в 1994, 2005, 2008 и 2015 гг. Новым после 2015 г. стало то, что теперь все стандарты формируются с учетом принципов риск-менеджмента. Возрастающая конкурентная борьба заставила руководство российских компаний осознать необходимость внедрения стандартов качества для устойчивости развития хозяйствующих субъектов - на начало 2018 г. в РФ уже было выдано более пяти тысяч сертификатов.
Анализ специальной литературы по проблемам выяснения сущности системы менеджмента качества позволяет выделить 2 подхода: нормативный и деятельностный.
Нормативный подход СМК предполагает задействование комплекса стандартов и положений, в соответствии с которыми должна осуществляться производственно-финансовая деятельность компании. Сюда входят миссия, цель и задачи, политика, процесс формирования качества товара, услуг, принципы распределения функциональных обязанностей, формы контроллинга за соблюдением стандарта.
В целом, можно отметить, что суть СМК заключается в стандарте ISO9000 в виде совокупности взаимосопряженных и взаимодействующих составляющих для разработки цели и методов их достижения, а также стратегии и тактики менеджеров в процессе стратегического управления хозяйствующим субъектом применительно к качеству продукта (услуги). [3]
При деятельностном подходе предполагается достижение заданного порядка в процессе обеспечения качества продукции (услуги) при наличии обратной связи между различными структурами и отделами компании. [1,6,11,14]
Нам представляется, что эти рассматриваемые нами подходы не только не исключают друг друга, а наоборот - они взаимодополняют друг друга и проявляют нормативно-контролирующие и коммуникационно -координационные подсистемы функционирования СМК предприятия.
Прежде чем говорить об эффективности реализации СМК, необходимо уточнить, что в качестве субъектов системы менеджмента качества предприятия мы рассматриваем собственников (акционеров или участников капитала), внедряющих СМК с учетом своих интересов.
В качестве инструментов СМК мы рассматриваем совокупность технологических средств, посредством использования коих создается и реализуется система управления качеством. В числе этих можно отметить организационные инструменты и финансово-экономические инструменты. [2,8,12]
В ходе своего исследования мы выявили несколько компаний, которые, хотя и не имеют сертификат СМК, но при этом они строят свою деятельность в соответствии с принципами TQM и стандартами ISO серии 9000.
Но мы убеждены, что наличие СМК позволяет постоянно совершенствовать деятельность, создавать условия роста конкурентоспособности предприятия.
Надлежащее использование СМК позволяет продвигаться к реализации стратегических целей компании, регулярно анализировать качество продукции (услуг); улучшать качество продукции (услуг); постоянно
держать в курсе заинтересованных лиц о качестве продукции (услуг). Все это позволяет рассматривать СМК в качестве интегратора внутрифирменного взаимодействия человеческих ресурсов со всеми материальными ресурсами предприятия.
В ходе нашего исследования мы рассматривали, в т.ч. проблемы внедрения и использования СМК в промышленных предприятиях Республики Ингушетия. Среди внутриорганизационных причин неэффективности задействования СМК можно указать на наличие формального подхода внедрения и функционирования СМК; отсутствие стимулирующих механизмов; низкий уровень исполнительской дисциплины; низкую компетентность управленческих структур в управлении качеством.
Среди внешнеэкономических причин неэффективности СМК можно отметить невысокую эффективность господдержки инновационного развития промпредприятий; низкую результативность инструментов конкурентной политики; неоднозначность и неопределенность законодательной базы в отношении продукции низкого качества; упрощенное понимание значения национальной системы стандартизации и др. [1]
Мы считаем, что необходимо на республиканском уровне и непосредственно на организационном уровне (в предприятиях) сфокусировать все усилия на решение вышеуказанных проблем. Это крайне актуально в условиях всемирного распространения шестого технологического уклада, сопряженного с инновациями и цифровизацией.
Считаем уместным здесь сказать об исследованиях Высшей школы экономики касательно воздействия цифровых технологий на эффективность деятельности компаний. В ходе их экспертного опроса более 100 предприятий было установлено, что достигнутый эффект от внедрения проектов по применению цифровых технологий, в целом, соответствовал ожиданиям хозяйствующих субъектов. Это и другие исследования, в т.ч. международные, убедительно демонстрируют, что задействование цифровых технологий для активизации развития системы менеджмента качества сопровождается улучшением качества и доступности продуктов (услуг) для потребителей. Все это, бесспорно, позитивно скажется в дальнейшем на росте прибыли и наращивании конкурентных преимуществ. [4,10,15] Примечательно, что многие зарубежные компании отмечают, что использование цифровых технологий позволило не только существенно сократить транзакционные, кадровые и иные издержки, но и нарастить инновационный потенциал.
Вместе с тем, надо помнить, что любое новое дело сопряжено с возможным возникновением рисков цифровизации предприятий и их СМК. Эти риски могут иметь организационный, кадровый и технологический характер. [16]
Эксперты также отмечают всплеск мошенничества с развитием цифровизации предприятий.
Развитие цифровизации сопровождается изменением принципов диагностирования результативности СМК, в частности, необходимости постоянного анализа текущих и конечных результатов. Такое положение подразумевает обязательность постоянного мониторинга и контроллинга всех составляющих СМК с целью наращивания ее эффективности. Заметим, в условиях цифровизации организация непрерывного анализа и диагностирования - вполне реальная и даже обыденная процедура, ибо при цифровизации экономики все необходимые показатели становятся обоснованными и общедоступными в Интернет-пространстве в виде всевозможных рейтинговых значений и т.п.
Естественно, все это возможно при наличии в предприятиях цифровой компетентности, основанной на владении системы соответствующих знаний, умений, ответственности и т.п., умения свободно использовать информационно-коммуникационные технологии.
В сегодняшних реалиях для обеспечения надлежащего развития СМК на предприятиях необходимо разрабатывать цифровой стратегический план по задействованию современных технологий на краткосрочный и долгосрочный периоды, обеспечить кибербезопасность предприятия, осуществить цифровое совершенствование кадрового потенциала, как сердцевины высокоэффективного развития СМК. Очевидно, что комплекс факторов успешной цифровизации отечественных компаний надо рассматривать в качестве потенциального источника разрешения многих проблем неэффективности СМК, он также выступает драйвером устойчивости развития СМК.
На продвинутых компаниях РФ отмечается популяризация краудсорсинга - своеобразной системы взаимодействия отдельных индивидов с целью увеличения ценности для бизнеса. Краудсорсинг строится на принципах добровольного участия своих сотрудников и внешних специалистов в решении повседневных проблем организации, поиска приоритетных направлений повышения эффективности и т.п. [7,13,17] Реализация идей краудсорсинга требует формирования реальных или виртуальных площадок для взаимодействия сотрудников, внешних специалистов.
В числе лидеров по уровню использования краудсорсинга можно назвать ПАО «Сбербанк» - он активно использует творческий аутсорсинг и творческий инсорсинг, в ходе которых происходит передача части знаний, умений и навыков деловым партнерам, что, в свою очередь, также формирует длительные доверительные отношения...
Источники:
1. Версан В. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода //Стандарты и качество. -2009. - №3. - С.77-84
2. Гончаров Э.Н. Некоторые соображения по поводу идентификации процессов системы менеджмента качества //Стандарты и качество. - 2007. - №9. - С.70-79
3. ГОСТ ISO 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартин-форм,2015
4. Куприянова И.Ю., Солнцева Е.В. Об этапах развития систем менеджмента качества //Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. Л.А. Соловьева. - 2013. - №1. - С.198-206
5. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.
6. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.
7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. -
С.0
9. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.
10. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.
11. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.
12. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). - С.115-120
13. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.
14. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148
15. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организации проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. - М.: НИЦ Инфра-М,2014. - 256 с.
16. Чалдаева Л.А. Риски цифровой экономики и технологии контроля на микро- и макроуровне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.debaty.club/siets/default/dd2017
17. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - №4(60). - С.121-127
Sources:
1. Versan V. The crisis in the standardization of management systems. Causes. Way out // Standards and quality. - 2009. -No. 3. - S.77-84
2. Goncharov E.N. Some considerations regarding the identification of processes of a quality management system // Standards and quality. - 2007. - No. 9. - S.70-79
3. GOST ISO 9000-2015. Quality Management Systems. Fundamentals and vocabulary. - M .: Standartinform, 2015
4. Kupriyanova I.Yu., Solntseva E.V. On the stages of development of quality management systems // Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after L.A. Solovyov. - 2013. - No. 1. - S.198-206
5. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.
6. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.
7. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16
8. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0
9. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.
10. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // Collected: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.
11. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.
12. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120
13. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National Elites and Problems of Socio-Political and Economic Stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.
14. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148
15. Serenkov P.S. Quality management methods. The methodology of designing the engineering component of the quality management system. - M .: SIC Infra-M, 2014. - 256 s.
16. Chaldaeva L.A. Risks of the digital economy and control technology at the micro and macro levels [Electronic resource]. - Access mode: http://www.debaty.club/siets/default/dd2017
17. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127
О.В. Белицкая - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.э.н., Краснодарский государственный институт культуры ([email protected]),
O.V. Belitskaya - associate Professor of Art business and advertising Department, Cand. Ekon.D., Krasnodar State Institute of Culture ([email protected]).
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
И ПРОЦЕСС ИХ ПОСТРОЕНИЯ COMPETITIVE STRATEGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ORGANIZATIONS AND THEIR
CONSTRUCTION PROCESS
Аннотация. В условиях коммерциализации отношений в социально-культурной и досуговой сфере неизбежно конкурентное столкновение формирующих ее организаций, в связи с чем выработка конкурентной стратегии становится насущной необходимостью. Ни одна организация не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам, вследствие чего необходимо определение приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации. В статье рассматриваются выработанные на сегодняшний день теорией и практикой маркетинга конкурентные стратегии, которые могут быть применимы в организациях социально-культурной сферы. Статья описывает преимущества и недостатки той или иной стратегии, учитывая названную отраслевую специфику, содержит систематизацию и классификацию конкурентных стратегий, описанных в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей теории конкуренции.
Annotation. In the context of commercialization of relations in the social, cultural and leisure sphere, it is inevitable that the forming organizations will compete, and therefore the development of a competitive strategy becomes an urgent necessity. No organization can achieve superiority over competitors in all commercial characteristics, so it is necessary to set priorities and develop a strategy that is most consistent with market trends. The article considers the modern competitive strategies developed by marketing theory and practice, which may be applicable in social and cultural organizations. The article describes the advantages and disadvantages of a given strategy, taking into account the mentioned industry specifics, contains the systematization and classification of competitive strategies described in the writings of both foreign and domestic competition theory researchers.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная стратегия, маркетинг, социально-культурная сфера
Keywords: competition, competitiveness, competitive strategy, marketing, socio-cultural sphere
Стратегическое управление конкурентоспособностью требует координации действий всех подразделений и служб организации социально-культурной сферы при лидирующей роли отдела маркетинга. Реализация конкурентной стратегии затрагивает практически все направления ее работы, поскольку конкурентоспособность - результат формирования многоаспектных и подавляющих конкурентных преимуществ, приобретение и долгосрочное удержание которых невозможно без согласованных усилий всех функциональных подразделений. Так, помимо качества реализуемых услуг, важными направлениями в стратегии обеспечения конкурентоспособности может быть совершенствование технологий их производства, рекламы, сервиса, каналов сбыта, программ обучения и повешения квалификации персонала, управленческих технологий и т.д.
Выбор стратегического направления повышения конкурентоспособности определяется целевыми установками организации, сложившимися конкурентными отношениями на конкретном рынке, состоянием и динамикой спроса, интенсивностью технологических изменений, макроэкономическими и иными факторами, что предопределяет множественность подходов к управлению конкурентоспособностью [8].
По мнению М. Портера, чьи работы оказали заметное влияние на современную теорию конкуренции, можно выделить три базовые стратегии: ценового лидерства (или лидерство в издержках), товарное дифференцирование и фокусирование на отдельных рыночных сегментах. Каждая из этих стратегий имеет свои ограничения в применении, свою логическую область, преимущества и недостатки. Так, стратегия лидерства в издержках предполагает достаточно высокую емкость рынка и широкие масштабы производства, позволяющие добиться снижения удельных постоянных затрат, сравнительно агрессивную рекламную компанию, недифференцированный сбыт. Однако ряд использующих ее компаний начинают испытывать трудности с поддержани-