Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития конкурентных преимуществ компании в условиях становления экономики знаний'

Особенности формирования и развития конкурентных преимуществ компании в условиях становления экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / INTELLECTUAL CAPITAL / COMPETITIVE ADVANTAGES / INTANGIBLE ASSET / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М.А., Ковалёва А.С.

В данной статье рассматривается проблема особенностей формирования и развития конкурентных преимуществ в условиях становления экономики знаний. Анализируется сущность и фундаментальные объекты ее функционирования. Прослеживается смена объектов стратегического фокусирования с течением времени. Особое внимание уделяется роли нематериальных активов как решающему фактору конкурентных преимуществ компании. Подробно рассматривается структура нематериального капитала с точки зрения принадлежности внутренней или внешней среде компания, а также с точки зрения возможности управления. Приведены примеры каждой подсистеме. Выявлены преимущества нематериальных активов, особенно важных при принятии управленческих решений. По итогам анализа структуры нематериального капитала, сделан вывод, что качественное образование, наукоемкое производство, интеллектуальный труд и инновации во всех сферах деятельности являются основными факторами конкурентных преимуществ компании, региона и страны в рамках становления новой эпохи экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation and development of competitive advantages of the company in the conditions of the knowledge economy

This article discusses the problem of formation and development features of competitive advantages in the conditions of formation of the knowledge economy. The essence and fundamental objects of its functioning are analyzed. The change of strategic focus objects over time is traced. Special attention is paid to the role of intangible assets as a decisive factor in the company’s competitive advantages. The structure of intangible capital is considered in detail from the point of view of belonging to the internal or external environment of the company, as well as from the point of view of the possibility of management. Examples of each subsystem are given. The advantages of intangible assets, especially important in making management decisions, are revealed. Based on the analysis of the structure of intangible capital, it is concluded that quality education, high-tech production, intellectual labor and innovation in all spheres of activity are the main factors of competitive advantages of the company, the region and the country in the framework of the formation of a new era of the knowledge economy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития конкурентных преимуществ компании в условиях становления экономики знаний»

Всероссийский журнал_102

4.Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприяти-ями//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

5.Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства//Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0

6.Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

7.Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

8.Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.

9.Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

10. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

11. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

12. Рубцов С. В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» //Менеджмент в России и за рубежом. 2001.- №6. - С.

11.

13. Смирнов Ю.И. Процессно-задачная технология управления. /Набережные Челны. ГИЭА. 2006. - С. 148153.

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

15. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

Sources:

1. Abdikeev K.M. et al. Business Process Reengineering - M.: Exo Publishing House, 2005- 592с.

2. Dvornikov A. Methodology of the description of business processes // Avant Partner, 2005, No. 29.-P.20-27.

3. Eliferov V. G. Business processes: regulation and management. - M .: INFRA-M.-2005. -WITH. 17

4. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

5. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

6. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

7. Misakov, VS, But, V.V., Adzhieva, A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

8. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.

9. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

10. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.

11. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

12. Rubtsov S.V. Clarification of the concept of "business process" // Management in Russia and abroad. 2001.- №6. - p. 11.

13. Smirnov Yu.I. Process-task management technology. /Naberezhnye Chelny. GIEA. 2006. - p. 148-153.

14. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

15. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh.

Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.

УДК 338.2

ГРНТИ 06.52.13

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета (marina_kgu@mail.ru, 8-9615289791),

M.A. Miroshnichenko - associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, PhD, associate Professor, Kuban state University;

А.С. Ковалева - магистрант Кубанского государственного университета (kanastasia95@mail.ru, 89188242292),

A.S. Kovaleva - master's student of Kuban state University.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE COMPANY IN TERMS OF BECOMING A KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема особенностей формирования и развития конкурентных преимуществ в условиях становления экономики знаний. Анализируется сущность и фундаментальные объекты ее функционирования. Прослеживается смена объектов стратегического фокусирования с течением времени. Особое внимание уделяется роли нематериальных активов как решающему фактору конкурентных преимуществ компании. Подробно рассматривается структура нематериального капитала с точки зрения принадлежности внутренней или внешней среде компания, а также с точки зрения возможности управления. Приведены примеры каждой подсистеме. Выявлены преимущества нематериальных активов, особенно важных при принятии управленческих решений. По итогам анализа структуры нематериального капитала, сделан вывод, что качественное образование, наукоемкое производство, интеллектуальный труд и инновации во всех сферах деятельности являются основными факторами конкурентных преимуществ компании, региона и страны в рамках становления новой эпохи экономики знаний.

Annotation. This article discusses the problem of formation and development features of competitive advantages in the conditions of formation of the knowledge economy. The essence and fundamental objects of its functioning are analyzed. The change of strategic focus objects over time is traced. Special attention is paid to the role of intangible assets as a decisive factor in the company's competitive advantages. The structure of intangible capital is considered in detail from the point of view of belonging to the internal or external environment of the company, as well as from the point of view of the possibility of management. Examples of each subsystem are given. The advantages of intangible assets, especially important in making management decisions, are revealed. Based on the analysis of the structure of intangible capital, it is concluded that quality education, high-tech production, intellectual labor and innovation in all spheres of activity are the main factors of competitive advantages of the company, the region and the country in the framework of the formation of a new era of the knowledge economy.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, конкурентные преимущества, нематериальные активы, экономика знаний.

Keywords: intellectual capital, competitive advantages, intangible asset, economy of knowledge.

Сегодня экономика знаний стремительно занимает ведущие позиции в современном информационном обществе и является высшей ступенью развития постиндустриальной экономики. Несмотря на то, что термин «экономика знаний» предложил американский ученый Фриц Махлуп еще в 1962 году, но в современной научной литературе термин используется в более широком смысле. Соглашаясь с выводами экономистов XXI века, в данной статье мы будем рассматривать экономику знаний как уникальный тип экономики, в которой ведущую роль играют знания. В такой экономике формирование и развитие уровня знаний становится решающим фактором конкурентоспособности как предприятия, так и региона, и страны в целом.

Зарождению экономики знаний сопутствовали существенные изменения в воспроизводственном процессе, среди них: распространение инноваций на все виды процессов, на материальные и нематериальные объекты; доминирование информационных ресурсов в создании общественного богатства; качественные изменения продуцирования и обработки информации. Для данного вида экономики фундаментальными элементами функционирования стали: инновационная система, институциональная структура, образование и обучение, информационная инфраструктура. Однако ключевым эффектом экономики знаний является не сам выпуск высокотехнологичной продукции, а ее использование во всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим актуализируется проблема нового подхода к формированию и развитию конкурентных преимуществ в условиях становления экономики знаний.

Со сменой фундаментальных основ экономики приходит смена эпохи в управлении компанией. Эпоха материальных активов сдала свои позиции еще в начале 2000-х годов, когда стало понятно, что наличие материальной базы и эффективное управлении ею не гарантируют высокого уровня конкурентоспособности и успеха на рынке. Компании, не уделявшие должного внимания нематериальным активам, вошли в стагнационную фазу и начали терять свою долю на потребительском рынке. Тогда эксперты заговорили о войне брендов. Безусловно, оставались компании, оказавшиеся вполне жизнеспособными, даже не имея в собственности брендов. Компании, эффективно управляющие лишь материальными активами, перешли на контрактное производство. Они осуществляли выполнение заказов владельцев брендов, что даже при максимальной результативности не позволило им достигнуть уровня успешных брендов. Однако эпоха брендов продержалась меньше времени, чем эпоха материальных активов. На смену ей быстро пришла эпоха нематериального капитала, в которой наращивание нематериальных активов и эффективное управление ими становится основным фактором конкурентоспособности компании на рынке (рисунок 1).

Всероссийский журнал

104

Принципиальным отличием новой эпохи от своих предшественников является трудоемкость выхода компании на рынок не за счет конкуренции в сфере накопления материальных благ, а за счет формирования конкурентных преимуществ и развития интеллектуальных ресурсов.

Стратегической целью является создание условий для формирования в России общества знаний: повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики [2].

Сегодня именно применение специальных знаний, широкого обучения персонала и сетевого взаимодействия с партнерами и контрагентами определяет способность компании получить максимальный экономический эффект. Одновременно с этим доминирующей активностью становятся инновации. Одна из основных особенностей экономики знаний заключается в том, что она в большей степени использует информационные ресурсы, обладающие рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. В управленческой деятельности необходимо учитывать все эти особенности, в противном случае это приведет к потере конкурентоспособности и эффективности фирмы, страны, региона.

Нематериальные активы, формирующие собой нематериальный капитал можно разделить на три группы в зависимости от принадлежности внутренней или внешней среде компании (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура нематериального капитала.

Индивидуальные преимущества и лидерство на рынках все в большей степени становятся результатом использования нематериальных, интеллектуальных ресурсов, включающих знания и опыт применения интеллектуальных продуктов, инновационных потенциалов стран [3].

Для того чтобы реализовать весь потенциал нематериального капитала и превратить его в совокупность конкурентных преимуществ компании необходима реализация эффективного управления всеми нематериальными активами. Под нематериальным капиталом в научном сообществе понимается совокупность нематериальных ценностей: все активы организации, не имеющие вещественно-материального выражения, находящиеся в ее владении и используемые для достижения собственных стратегических и тактических целей.

Нематериальные активы, связанные с созданием дополнительной стоимостью компании, объединяются в организационный капитал. Управление таким капиталом, охватывающим все элементы внутренней среды, направлено на повышение эффективности внутренних изменений. Условно организационный капитал можно разделить на инновационный и процессный (рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура организационного потенциала

Говоря об организационном потенциале, мы имеем ввиду не только совокупность активов производственного процесса, но и способность объединять их для достижения поставленной цели. Именно в этой способности будет заключаться источник дополнительной добавленной стоимости - при прочих равных объёмах основных фондов, численности и квалификации персонала, предметов труда - более успешная организация способна обеспечить синергетический эффект. Повышение эффективности внутренних изменений достигается решением задачи обеспечения согласования интересов собственников и работников, что способствует повышению производительности труда и росту добавленной стоимости. Компания «Samsung» пришла к выводу, что один доллар, потраченный на улучшение условий труда сотрудников и их подготовку, приносит компании около 30 долларов. Это означает, что ключевой функцией организационного капитала является создание условий, благоприятных для эффективного труда сотрудников. А основным показателем качества выполнения является уровень удовлетворенности трудом.

Капитал отношений включает в себя нематериальные активы, связанные с деятельностью компании на рынке. Укрепление позиций компании во внешней среде обеспечивается качественными управленческими решениями в вопросах, связанных с капиталом отношений. Именно он характеризует взаимоотношения компании с другими участниками рынка (конкурентами, покупателями, поставщиками и др). Более того капитал отношений определяет свою позицию и направление развития на рынке. Наиболее значимыми примерами капитала отношений являются:

- имидж;

- бренд;

- goodwill (деловая репутация);

- торговая марка;

- товарные знаки;

- клиентская база;

- декларируемые статистические цели;

- сферы компетенции;

- база поставщиков;

- надежность партнеров;

- системы сбыта;

- франчайзинг / лицензирование;

- портфель заказов и др.

Так например, благодаря бренду - компании зачастую приобретаются по цене, существенно превышающей стоимость их основного капитала. В 2007 году крупнейшей сделкой была признана покупка 80% компании «А. Коркунов» американской компанией Wrigley. Чистая стоимость сделки составила примерно три годовых оборота компании

«А. Коркунов», при том, что в 2006 году «А. Коркунов» заработала около 100 миллионов долларов.

Согласно рисунка 2 посредником между внешней и внутренней средой являются сотрудники компании. С управленческой точки зрения именно такие качества как профессионализм, опыт, компетенции персонала представляются важнейшим нематериальным активом компании, повышающим ее стоимость.

Человеческий капитал имеет наибольший потенциал из всех нематериальных активов, способный перерасти в конкурентное преимущество компании. Примечателен опыт компании Canon, которая, создала в 1968 г. копировальные аппараты и получила на разработку патенты. В отличие от XEROX, Canon начала продавать лицензии на использование своей технологии, что и сегодня приносит компании до $100 млн в год.

Объединяя в себе функции наращивания организационного капитала и взаимодействия компании с внешней средой, человеческий капитал позволяет компании приспосабливаться к динамично меняющимся потребностям рынка [4]. Для понимания действия человеческого капитала рассмотрим его подробнее на рисунке 4.

Необходимость повышения уровня конкурентоспособности компании на рынке актуализирует проблему капитализации ее активов за счет формирования и профессионального управления действительным и фиктивным капиталом. Капитализация корпорации напрямую влияет на рост ее инвестиционной привлекательности и вы-

Всероссийский журнал_106

ступает источником инвестиций в инновационную деятельность. В современной корпоративной практике большое внимание уделяется капитализации за счет роста рыночной стоимости нематериальных активов, в первую очередь, интеллектуального капитала.

Необходимость управления интеллектуальным капиталом в корпорации предполагает решение ряда задач, связанных с идентификацией, структуризацией и измерением элементов и интеллектуального капитала в целом. Формирование эффективных конфигураций материальных и нематериальных капиталов, соответствующих выбранной стратегии развития компании делает решение задачи измерения интеллектуального капитала одной из самых важных.

Возможность достоверного учета и адекватного отражения интеллектуального капитала компании является необходимым условием для формирования ее справедливой стоимости с одной стороны (внешний аспект), и возможностью эффективного управления с другой (внутренний аспект). В собственных интересах корпорации, в целях ее устойчивого развития необходимо давать оценку собственному капиталу, в том числе интеллектуальному, а затем соизмерять его возможности с потребностями рынка.

Рисунок 4 - Структура человеческого капитала

В условиях глобальной экономики при практически неограниченном доступе к мировым материальным ресурсам, конкурентные преимущества компаний определяются теперь наличием специфических нематериальных ресурсов, которые в отличие от материальных активов уникальны и трудно копируемы. Кроме того, нематериальный капитал имеет ряд преимуществ, значимых для принятия управленческих решений:

- отсутствие ограничений по обороту. Это означает, что оборот нематериального капитала не только не приводит к его сокращению, но и наоборот - способствует росту;

- отсутствие географических ограничений. Так, например, патентное право реализует получение экономического эффекта от использования на различных территориях;

- долгосрочность использования. В то время как материальным активам характерен износ, нематериальные, напротив, со временем увеличивают свою стоимость;

- отсутствие ограничения по скорости. То есть скорость получение экономической прибыли от использования нематериальных активов может на порядок превышать темпы оборота материальных активов. Например, ограничением по скорости не подвержены бизнес-идеи и технологии.

Таким образом, чтобы сегодня успешно развиваться на рынке, компании мало обладать материально-финансовыми ресурсами. На первый план выходят внутренние ресурсы организации. Компания обращает свое внимание не на изучение субъектов внешней среды, а на саму себя, свои внутренние уникальные возможности, что и определяет наличие у нее конкурентного преимущества. Так осознание необходимости разработки и внедрения инновационных проектов быстрее конкурентов выведет компанию в лидеры на конкурентном рынке. В настоящее время основным конкурентным преимуществом компании являются ее сотрудники, их знания, способности, навыки, умение и опыт. Все это определяет интеллектуальный капитал компании, формирующий решающий фактор в конкурентном преимуществе корпорации.

Делая вывод, согласимся с мнением Ермоленко В.В. в том, что успешное становление экономики знаний и формирование новой эпохи управления достигается благодаря следующим составляющим инфраструктуры: государственные институты, обеспечивающие высокое качество жизни; эффективная фундаментальная наука; высококачественное образование; производство знаний и высоких технологий; общество знаний; а также реализация и перенос идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств [1].

Следовательно, стержнем любой современной бизнес - политики является непрерывное внедрение инноваций на основе новых знаний и привлечения носителей уникальных компетенций - человеческого капитала.

Источники:

1. Ермоленко В.В. Новая промышленная политика: неоиндустриализация и экономика знаний/ В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская // XI Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы. 2016. С. 38-42.

2. Мирошниченко А.А. Интеллектуальный капитал в сфере управления современными информационными технологиями. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Экономика знаний: проблемы управления формированием и развитием» / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. С. 362 - 372.

3.Мирошниченко А.А. Управление конкурентоспособностью вертикально-интегрированных корпораций на основе развития нематериальных активов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 60. С. 306-320.

4. Муртазина Г.Р. Развитие институтов потребления человеческого капитала в современной российской экономике: автореф. дис.. канд. экон. наук. Казань, 2013.

Sources:

1. 1. Ermolenko V.V. Novaya promyshlennaya politika: neoindustriaHzaciya i ehkonomika znanij/ V.V. Er-molenko, D.V. Lanskaya // XI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovremennyj menedzhment: problemy i per-spektivy. 2016. S. 38D42.

2. Miroshnichenko A.A. Intellektual'nyj kapital v sfere upravleniya sovremennymi informacionnymi tekhnologiyami. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «EHkonomika znanij: problemy upravleniya formiro-vaniem i razvitiem» / otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakaryan. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2014. S. 362 - 372.

3. Miroshnichenko A.A. Upravlenie konkurentosposobnost'yu vertikal'no-integrirovannyh korporacij na osnove razvitiya nematerial'nyh aktivov // Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2010. № 60. S. 306-320.

4. Murtazina G.R. Razvitie institutov potrebleniya chelovecheskogo kapitala v sovremennoj rossijskoj ehkonomike: avtoref. dis.. kand. ehkon. nauk. Kazan', 2013.

УДК 338.4 ГРНТИ 06.81.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета (marina_kgu@mail.ru, 89615289791),

M.A. Miroshnichenko - associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, PhD, associate Professor, Kuban state University;

М.Б. Хуткубия - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар (mari.hutkubia@yandex.ru, 8-9186302828),

M.B. Hutkubiya - Master student of the Kuban State University, Krasnodar.

ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА МОДЕЛЬ МАКСИМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.