Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ промышленного комплекса'

Формирование конкурентных преимуществ промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АНАЛИЗ / МЕХАНИЗМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITION / INDUSTRIAL COMPLEX / ANALYSIS / MECHANISM / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угурчиев О.Б., Угурчиева Р.О.

Проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий непосредственно связаны с поиском эффективного механизма формирования и развития их конкурентных преимуществ, с выявлением и анализом слабых мест, определением наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competitive advantages of the industrial complex

The problems of increasing the competitiveness of industrial enterprises are directly connected with the search for an effective mechanism for the formation and development of their competitive advantages, with the identification and analysis of weak points, the identification of the most promising areas for improving competitiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ промышленного комплекса»

Sources:

1. Adamenko A.A., Azieva Z.I., Lobazova V.V. Indicators of liquidity risk in a credit organization // In the collection: Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support. Proceedings of the V International Scientific Conference. - 2015. - p. 498-503.

2. Gaponenko V.F, Bespalko A.L., Vlaskov A.S. Economic security of enterprises. Approaches and principles. - M.: Os-89 Publishing House, 2007. - 208 p.

3. Fundamentals of economic security (State, region, enterprise, person) / Edited by Е.А. Oleynikov. - M .: ZAO 'Business School" Intel-Sintez ", 1997. - 288 p.

4. Sudoplatov A. P, Lekarev S. V. Business security. Practical guide. - M.: Olma - Press. - 2001. - 384 s.

5. Suglobov A. E. Economic security of an enterprise [Electronic resource]: studies. manual / S.A. Khmelev, E.A. Orlova, A.E. Suglobov .— M.: UNITY-DANA, 2015 .— 272 p. - Auth. on the region not listed. ISBN 978-5-238-02378-6. - Access mode: https://rucont.ru/efd/358747.

6. Business strategies: An analytical guide. Ayvazyan S.A., Balkind O.Ya., Basnina T.D. et al. / ed. Gb Kleiner. - M .: KONSECO, 1998.

7. Tkalenko A.A., Tyupakov K.E. The main directions of economic security of the Russian Federation in an open economy // In the collection: Scientific support of the agro-industrial complex. Materials of the 71st Scientific and Practical Conference of Students on the basis of research in 2015. 2016. - p. 612-614.

8. http://www.gazprom.ru/.

О.Б. Угурчиев, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

O.B. Ugurchiev, Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Management FSBEI of HE "Ingush State University";

Р.О. Угурчиева, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

R.О. Ugurchieva, Ph.D., Associate Professor of the Management Department at the Ingush State University.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES OF INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. Проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий непосредственно связаны с поиском эффективного механизма формирования и развития их конкурентных преимуществ, с выявлением и анализом слабых мест, определением наиболее перспективных направлений повышения конкурентоспособности.

Annotation. The problems of increasing the competitiveness of industrial enterprises are directly connected with the search for an effective mechanism for the formation and development of their competitive advantages, with the identification and analysis of weak points, the identification of the most promising areas for improving competitiveness.

Ключевые слова: Конкуренция, промышленный комплекс, анализ, механизм, конкурентные преимущества.

Key words: Competition, industrial complex, analysis, mechanism, competitive advantages.

Конкурентоспособность любого предприятия формируется под воздействием совокупности конкретных конкурентных преимуществ. В специальной литературе российскими исследователями довольно подробно освещены источники и механизмы формирования устойчивых конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. [1,8,12,13] И это понятно, ибо интерес к этой актуальной проблеме вызван тем, что во главу угла становится основа наращивания конкурентоспособности промпредприятия. Вместе с тем, надо отметить, что большинство исследователей, как правило, замыкается в рамках традиционных классических теорий международной торговли, рассматривая абсолютные преимущества А. Смита, сравнительные преимущества Д. Рикардо, соотношение факторов производства Хекшер-Олина, глобальной стратегической конкуренции Круг-ман-Ланкастера и т.п.

Если, например, взять А. Смита, то он утверждал - чем ниже все виды производственных издержек на национальных предприятиях, тем выше их уровень конкурентоспособности. Данный подход был развит Д. Рикардо. Все его рассуждения базировались на принципах формирования производственных издержек, уровень которых он отождествлял с уровнем конкурентоспособности. Определенная логика здесь, однозначно, проявляется - чем меньше себестоимость, тем вероятнее выше будет конкурентоспособность продукции.

В связи с вышеизложенным, уместно отметить, что многие ученые, признанные специалистами в вопросах повышения конкурентоспособности, также в виде основных источников формирования конкурентных преимуществ называют или уровень издержек, или степень дифференциации продукта.

Бесспорно, при более низком уровне производственных издержек у предприятия, по сравнению с конкурентами, появляется больше возможностей заниматься разработкой, усовершенствованием и т. п. и, в конечном итоге, реализовывать свою продукцию по более низкой, конкурентной цене, чем такая же продукция конкурентов.

В наших реалиях, когда в большинстве субъектов РФ существенно снизился платежеспособный спрос вследствие падения темпов экономического роста, доступная цена выступает в виде важнейшего конкурентного преимущества для потребностей, особенно, при продаже продукции массового спроса. В этих условиях предприятия вынуждены ориентироваться на низкодоходные рыночные сегменты, где ценовая конкуренция в действительности становится реальным конкурентным преимуществом. Но это может быть лишь временным явлением, ибо стратегические задачи повышения конкурентоспособности вынуждают искать новые источники конкурентных преимуществ. [2,6,9,14]

Бесспорно, что и в этих условиях, одним из приоритетных направлений устойчивого формирования конкурентных преимуществ остается возможность дифференциации производимых продуктов. Это сопряжено с необходимостью концентрации усилий промышленников на производстве новой промышленной продукции, ее модификаций, что может проявляться в комплектации, уровне сервисного обслуживания и т.д., одним словом -в пределах более точечной ориентации на всевозможные референтные группы потребителей.

В условиях реализации государственной политики импортозамещения у промышленных предприятий появились благоприятные возможности для наращивания объемов промышленного производства, внедрения ассортиментной линейки для заполнения множества ниш российского рынка.

Говоря о концепции Хекшер-Олина, выдвигавших в качестве приоритетного источника роста конкурентоспособности располагаемые факторы [14], уместно вспомнить «парадокс Леонтьева». В. Леонтьев, изучив довольно существенный объем специальной стратегической информации, доказал обратное - странам с развитой экономикой (в т. ч. США) присуща наибольшая конкурентоспособность касательно тех видов промышленной продукции, для производства которых требовался значительно больший объем затрат трудовых ресурсов. Более того, в связи с развитием глобальной конкуренции серьезно изменились возможности как экономических агентов, так и целых государств в повышении обеспеченности факторами производства.

Раменский Л. Г. и Юданов А. Ю. дополнили источники конкурентных преимуществ:

- конкурентные преимущества, отражающие способность предприятия адекватно реагировать на изменения в окружающей бизнес-среде (это рыночная конъюнктура, условия конкурентной борьбы, факторы);

- конкурентные преимущества, обусловленные инновационным положением промпредприятия, что позволяет всегда опережать конкурентов при разработке и осуществлении разных новшеств в виде новых промышленных продуктов, прорывных технологий, эффективных методов организации промышленного производства.

[17]

Действительно, эти источники заслуживают внимания, и бесспорно, их необходимо учитывать при разработке стратегий конкурентного развития хозяйствующих субъектов промышленного комплекса, тем более, что в последние годы при выявлении источников конкурентных преимуществ на первый план стали выходить нематериальные активы. В сегодняшних реалиях, однозначно, бренды, объект промышленной собственности и ряд полезных моделей можно рассматривать в виде важного источника формирования конкурентных преимуществ, хотя, надо признать, что отечественным промышленникам еще далеко до задействования результатов интеллектуальной деятельности.

Сегодня необходимо по-новому стимулировать и развивать НИОКР на предприятиях промышленного комплекса, что также выступает в качестве дополнительного элемента механизма создания конкурентных преимуществ и позволит обеспечить достаточный импульс процесса наращивания конкурентоспособности хозяйствующих субъектов отрасли. Это объясняется тем, что отдельно рассматриваемые конкурентные преимущества обособленного предприятия, в конечном итоге, и формируют конкурентный потенциал отрасли. [3,10,15]

Вместе с тем, факторы, формирующие конкурентные преимущества отдельного промпредприятия, нескольких предприятий и даже отрасли, практически не вписываются в положения, исследуемые в параметрах вышеобозначенных концепций. Все это требует, на наш взгляд, процессы формирования конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта исследовать с позиции наличия конкурентных детерминант.

В условиях возрастающей конкуренции и неопределенности создания конкурентных преимуществ пром-предприятия возможно исследовать:

- на принципах ресурсной теории;

- в рамках концепции ценностно-ориентированного управления;

- на основе концепции развития институциональной среды;

- с позиций кластерного подхода. [12]

Ресурсная теория построена на положениях уникальности отдельного хозяйствующего субъекта, в соответствии с которым источником построения конкурентных преимуществ выступает уровень дифференциала промпредприятия от прямых конкурентов, которые производят и поставляют на рынок идентичные промышленные товары. Такое положение заставляет промышленников с соответствием с принципами ресурсной теории формировать уникальные (которые невозможно или невыгодно копировать) ключевые компетенции предприятия.

Но надо также признать, что на сегодня нет единого подхода к пониманию - что понимать надо под оптимальным соотношением «компетенций».

Стратегическая цель концепции ценностно-ориентированного управления СУВМ) состоит в повышении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта с целью максимизации его стоимости. [4] Это заставляет пред-

приятие фокусировать свои силы на разработку собственной стратегии, развитие бизнес-процессов, совершенствование сбалансированной системы показателей и др. т.к. все это помогает повысить ценность предприятия, производящего дифференцированную продукцию и функционирующего на ряде рынков.

Сторонники институционального подхода утверждают, что конкурентоспособность предприятия зависит от степени развития институтов, которые и формируют институциональную среду. Действительно, эти институты, являясь выражением принятых норм взаимодействия в экономической среде, уменьшают неопределенность окружающей бизнес-среды построением определенных структур, связей и взаимодействий между ними, и в том числе, формируют определенное поведение участников в процессе конкурентной борьбы.

Анализ и обобщение специальной литературы, посвященной исследованию характеристик институциональной среды, позволяет отметить наиболее важные ее свойства; непосредственно воздействующие на конкурентные позиции предприятия:

- уровень развития целевого рынка;

- уровень компетентности государственных институтов;

- сформированность инновационной среды;

- современная система социокультурных факторов.

Активизация подвижности окружающей бизнес-среды (в частности, политические факторы, рыночные факторы и др.) неизбежно дает толчок к соответствующим преобразованиям сформировавшейся системы институтов, а значит, и к изменению сложившейся системы связей между хозяйствующими субъектами и их конкурентной позиции на целевых рынках.

Основоположником кластерного подхода формирования конкурентных преимуществ в промышленности является М. Порнтер. В соответствии с его подходом, промышленный кластер - это группа разнопрофильных предприятий, отраслей промышленности, которые, в результате внутрикластерного взаимодействия способны положительно воздействовать на уровень конкурентоспособности каждого из его участников. [13]

Как правило, в качестве основоположника промышленного кластера, транслирующего свои собственные преимущества на всех своих партнёров по внутреннему бизнесу, выступает промпредприятие, имеющее более высший уровень конкурентоспособности.

Более того, и исследователи, и практики единодушно отмечают синергетический эффект кластеризации

- помимо улучшения качественных параметров производственных продуктов (услуг), кластер также позитивно воздействует и на бизнес-поведение прямых конкурентов, заставляя последних задействовать более сложные методы конкурентной борьбы. [4,5,11,16]

Как видно из вышесказанного, создание промышленного кластера вызывает цепную реакцию, создавая в пределах кластерного образования определенную совокупность конкурентоспособных хозяйствующих субъектов - разнопрофильных партнеров, стимулируя использования прорывных промышленных технологий, совершенствуя бизнес-процессы и др.

Более того, практически у всех предприятий, вошедших в кластерное образование, появляются дополнительные возможности для наращивания конечных результатов посредством задействования специализированных факторов производства, предоставляемых местными товаропроизводителями на базе применения трансфертных методов ценообразования. Это, бесспорно, позволяет уменьшить объемы переменных издержек. [7,18]

В условиях жесткой международной конкуренции, отягощенной санкциями США, ЕС и ряда других государств, российский промышленный комплекс должен предпринять серьезные усилия для формирования, поддержки и развития конкурентных преимуществ. Для этого необходимо детально изучить и творчески применить основные принципы, обобщенные в современной теории конкуренции.

В частности, необходимо проводить постоянную модернизацию всех бизнес-процессов и совершенствовать рабочие процедуры по всей цепочке продвижения продукта предприятия; активно использовать системный подход при создании и развитии конкурентных преимуществ на всех этапах производственно-финансово-сбытовой деятельности предприятия (разработка, производство, реализация, обслуживание); разрабатывать и последовательно реализовать стратегию устойчивого развития конкурентоспособности посредством задействования кластерного подхода.

Приоритетность применения кластерного подхода для наращивания конкурентных преимуществ предприятий промышленного комплекса актуализируется и тем, что решение этой сложной и необходимой проблемы расположено в плоскости построения особой системы взаимодействия бизнес-сообщества, научных учреждений и государственных структур.

Источники

1. Антонова А.А., Герчикова Е.З. Территориальные кластеры как перспективный формат повышения конкурентоспособности экономики в условиях импортзамещения.//Экономика и предпринимательство. - 2016. - №2 - С. 117-123.

2. Калюжная И. Я. Конкурентная парадигма пространственного развития.// Фундаментальные исследования.

- 2013. - №11. - С. 253-260.

3.Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

4. Межова Л., Щербакова Н. Ценностно-ориентированное управление современным предприятием.//Про-блемы теории и практики управления. - 2014. - №3. - С. 103-108.

5.Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства//Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.

6.Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

7.Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

8. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.

9. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

10. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

11. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

12. Орехова С.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в контексте ресурсной концеп-ции.//Современная конкуренция. - 2012. - №4. - С. 97-105.

13. Портер М. Конкурентные преимущества. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Аль-пиа Букс-Бизнес. -2005. - С. 29-41.

14. Тань Д. Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур, резервов конкурентоспособности. //Перспективы и темпы научного развития. - 2014. - №1. - С 16-21.

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

16. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Научное обозрение. - 2012.- 320 с.

18. Яковлев М.М. Кластеры как фактор инновационного развития предприятий и территориальных образований. //Кластеры. Исследования и разработки. 2015. - Т.1. - С. 36-43

Sources

1. Antonova A.A., Gerchikova E.Z. Territorial clusters as a promising format for improving the competitiveness of the economy in terms of import substitution. // Economy and entrepreneurship. - 2016. - №2 - p. 117-123.

2. Kalyuzhnaya I. Ya. Competitive paradigm of spatial development. // Fundamental research. - 2013. - №11. - p. 253-260.

3. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

4. Mezhova L., Shcherbakova N. Value-oriented management of modern enterprise. / / Problems of the theory and practice of management. - 2014. - №3. - p. 103-108.

5. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

6. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

7. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

8. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-management in industrial associations // Nalchik, 1991.

9. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

10. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.

11. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

12. Orekhova S.V. Formation of sustainable competitive advantages of the company in the context of the resource concept. // Modern competition. - 2012. - №4. - pp. 97-105.

13. Porter M. Competitive advantages. How to achieve high results and ensure its sustainability. M .: Alpia Buks-Business. -2005. - pp. 29-41.

14. Tan D. Formation of competitive advantages of business structures, reserves of competitiveness. // Prospects and pace of scientific development. - 2014. - №1. - From 16-21.

15. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

16. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Counteraction against organized crime as the basis of a regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.

17. Yudanov A.Yu. Competition: Theory and Practice. M .: Scientific Review. - 2012.- 320 p.

18. Yakovlev, M.M. Clusters as a factor in the innovative development of enterprises and territorial entities. // Clusters. Research and development. 2015. - Vol.1. - p. 36-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.