2. Kuznetsov V.M., Solovieva T.V., Troshkov S.N. Modeling the motivational management of innovative activities of teachers in the formation of a resilient school // Pedagogical image. - 2018 .-- No. 4 (41). - S. 5-17.
3. Landsberg, M. Tao of motivation. Inspire yourself and others / M. Landsberg. - M.: Olympus-Business, 2018 .-- 728 p.
4. Musuralieva A. The essence and significance of innovation in the management of a modern school // Izvestiya VUZov (Kyrgyzstan). - 2017. - No. 4-1. - S. 52-54.
5. Messmer M. Personnel motivation for "dummies". - M .: Dialectics - Williams, 2017 .-- 305 c.
6. Nekhvyadovich OV Motivational readiness of a teacher for innovative activity // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. - 2016. - No. 2. - S. 40-43.
7. Ponomarev I. P. Motivation by work in the organization. - M .: URSS editorial, 2015 .-- 224 p.
8. Sholokhov A.V., Schligel-Milkh A.V. School management as a system and educational process management within the framework of an inclusive education model // Bulletin of the Taganrog State Pedagogical Institute. - 2018. - No. 1. - S. 123-128.
И.М. Озова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУВО «Северокавказская государственная академия», mbc_@mail.ru,
I.M. Ozova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "North Caucasus State Academy";
А.А. Албагачиева - ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,
A.A. Albagachieva - Assistant, Department of Management, FSBEI HE "Ingush State University".
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ FEATURES OF THE KNOWLEDGE ECONOMY MANAGEMENT MECHANISM
Аннотация. Для продвинутых стран вступление в XXI век ознаменовалось вхождением в экономику
знаний.
Для экономики знаний характерны новые производственные отношения, формирующиеся по поводу разработки высокотехнологичных продуктов и услуг, основная часть стоимости коих создается посредством интенсивного задействования современных информационных технологий и труда высококвалифицированных специалистов.
Особенностью постиндустриальной экономики является масштабность наличия инновационных компаний - мобильных организаций, способных к коренной и оперативной перестройке традиционных способов ведения бизнеса, умеющих подвергать тщательному анализу повседневные потребности своих клиентов, предвидеть возможные запросы в будущем.
Инновационные компании ведут жесткую конкурентную борьбу за захват новых рынков, всегда в поиске высококвалифицированных кадров, без чего в постиндустриальной экономике невозможно побеждать конкурентов.
В этих условиях, бесспорно, ключевой проблемой для всех инновационных компаний является освоение методами управления знаниями предприятий и отдельными сотрудниками, чтобы максимизировать экономический эффект от их задействования.
В условиях информатизации и автоматизации производственных процессов кратно снизилась потребность в массовом неквалифицированном труде. Вместе с тем, это также кратно повысило сложность технологических процессов создания новых продуктов, что вызывает повышенные требования к квалификации нанимаемых работников, вовлекаемых в проектирование и задействование новых производственных систем.
В условиях возрастающей международной конкуренции управление знаниями как особой области научных исследований и совокупности управленческих инструментов очень актуально и востребовано, особенно, в инновационных организациях.
Annotation. For advanced countries, entry into the 21st century was marked by entry into the knowledge economy.
The knowledge economy is characterized by new production relations that are being formed over the development of high-tech products and services, the bulk of the cost of which is created through the intensive use of modern information technologies and the work of highly qualified specialists.
A feature of the postindustrial economy is the large scale of the presence of innovative companies - mobile organizations capable of radical and rapid restructuring of traditional ways of doing business, able to thoroughly analyze the daily needs of their customers, and anticipate possible requests in the future.
Innovative companies are fiercely competitive to capture new markets, always in search of highly qualified personnel, without which it is impossible to defeat competitors in the post-industrial economy.
Under these conditions, undoubtedly, the key problem for all innovative companies is mastering the knowledge management methods of enterprises and individual employees in order to maximize the economic effect of their involvement.
In conditions of informatization and automation of production processes, the need for mass unskilled labor has decreased significantly. At the same time, it also increased the complexity of technological processes for creating new
products, which causes increased requirements for the qualifications of hired workers involved in the design and implementation of new production systems.
In conditions of increasing international competition, knowledge management as a special area of scientific research and a combination of management tools is very relevant and in demand, especially in innovative organizations.
Ключевые слова: постиндустриальная экономика, конкуренция, экономика знаний, управление, модели.
Keywords: postindustrial economy, competition, knowledge economy, management, models.
Уже несколько десятилетий управление знаниями является одним из привлекательных объектов исследования у российских и зарубежных ученых. Но, тем не менее, разработанные конкретные инструменты и модели управления знаниями все еще остаются «на полках», а не в практике соответствующих организаций.
В ходе нашего исследования, мы попытались выяснить, почему на предприятиях республик Северного Кавказа практически нет практики управления знаниями. Мы установили, что многие собственники разочарованы в технологиях управления знаниями вследствие ненадлежащей квалификации менеджеров, отвечающих за внедрение подобных систем. Другой причиной называлось отсутствие мотивации менеджмента предприятия вследствие невозможности окупить вложенные в это дело инвестиции в ближайшей перспективе. [2,3,12]
Тем не менее, как показывает опыт продвинутых в этой области организаций, в сегодняшних реалиях знания сотрудников фирмы выступают ключевым и уникальным ресурсом. Именно наличие знаний позволяет создавать добавленную стоимость и конкурентные преимущества предприятия на рынке.
Все это ориентирует нас начать исследование с анализа понятий, применяющихся касательно управления знаниями. Как правило, с этой целью наиболее часто применяют понятия «знания», «информация», «данные». [5,6]
Анализ специальной литературы по исследуемой проблеме показал отсутствие универсального общепринятого определения понятия «управление знаниями». Действительно, с одной стороны, рассматриваемому виду деятельности в каждой организации присущи свои особенности, как правило, зависящие от многих обстоятельств, в т.ч. от цели ее конкурентной борьбы.
Это позволяет нам рассматривать управление знаниями в формате многоаспектной деятельности, затрагивающей необходимость решения социальных, экономических, юридических, психологических и иных проблем. Все это, видимо, и делает невозможным выработать единственное определение.
В работе норвежского исследователя П. Готтшалька дано несколько определений понятия «управление знаниями». [21]
В частности, он предлагает рассматривать управление знаниями как метод упрощения и совершенствования процесса создания знаний; как задействование знаний для формирования конкурентных преимуществ и т.п.
Иными словами, данный автор предлагает рассматривать управление знаниями как комплексный вид деятельности.
В последние годы появились специальные школы управления знаниями, такие как системная школа, картографическая школа, процессная школа, экономическая школа и т.п. [20]
Можно привести и другие подходы к исследованию сущности управления знаниями.
Обобщение наиболее популярных трактовок позволяет нам рассматривать управление знаниями в виде систематичного, организованного, открытого и целенаправленного процесса формирования, популяризации, использования и обновления знаний для обеспечения реализации предприятием ее целей деятельности. [4,9,15,19]
Чтобы знания работали, необходимо ими обмениваться. Существует 4 этапа обмена знаниями.
На так называемом этапе интериоризации происходит усвоение явных знаний и их перевод в неявную форму на внутренний план сознания (Learning-by-doing).
На этапе социализации происходит передача неявных знаний между людьми через неформализованные процессы межличностной коммуникации.
На этапе экстериоризации происходит трансформация неявного знания в явное.
На этапе комбинации происходит оптимизация задействования приобретенных явных знаний посредством изменения способа их смысловой и пространственной организации.
Также уместно привести подход, при котором знания подразделяются на индивидуальное (сознание отдельного индивида) и коллективное (знания всех членов коллектива).
Исследователи отмечают, что знание, требуемое для производства продукта, должно обладать определенным уровнем структурной сложности, специалист с большой долей вероятности не сможет, например, улучшить дизайн производимого товара на основе использования лишь своих знаний. Иными словами, любая присутствующая взаимозависимость между отдельными индивидуальными знаниями экспертов требует также задействования коллективного знания о том, в какой форме присутствующей группе экспертов высказывать свои знания, чтобы повысить эффективность использования своих индивидуальных знаний в исследуемой проблеме. [7,14,16]
На практике, в обыденной повседневной деятельности в организации существуют всевозможные формы знания, которые органично переплетаются друг с другом под воздействием факторов организационной динамики. Организация эффективной работы со знаниями предполагает построение логической модели, описывающей процесс работы со знаниями в рассматриваемой компании в виде взаимосопряженных блоков задач.
В специальной литературе мы выявили более 150 подобных моделей управления жизненным циклом знаний. Рассмотрим некоторые наиболее популярные из них.
Пионером целостной модели управления жизненным циклом знаний в предприятии считается модель К.
Виига.
Алгоритм использования этой модели состоит из нескольких этапов работы со знаниями:
- конструирование/создание;
- сохранение/удержание;
- агрегирование/сбор;
- применение знаний.
Сердцевину модели К. Виига составляет подход, основанный на том, что знание в компании необходимо организовать и упорядочить, чтобы иметь возможность получить максимальную от них пользу.
Не менее интересной является модель Буковица-Вильямса, построенная на анализе цикличности управления знаниями.
Можно привести еще много подобных моделей, касательно управления знаниями.
Вместе с тем, исследователи единодушно признают, что в обыденной деятельности практически невозможно добиться четкого отделения одной стадии жизненного цикла знаний от другой. Это, отчасти, можно объяснять определенной сложностью управленческой деятельности, многообразием компаний, у каждой из которых своя специфика и особый контекст деятельности. вследствие этого, можно утверждать, что рассматриваемые стадии имеют условное деление, а их выделение в рамках рассматриваемой модели связано лишь с тем, чтобы исследовательский процесс сделать более структурированным. [8,13,18]
В виду условности границ рассматриваемой стадии вызывается необходимость привязки обособленной технологии управления знаниями к конкурентной стадии жизненного цикла.
Подобную привязку нельзя рассматривать как однозначную, ибо задействование технологии управления может соотноситься одновременно к нескольким стадиям жизненного цикла.
В Советском Союзе также было выполнено немало работ по исследуемой проблеме. Так, уместно вспомнить комплексную и эффективную методику генерации новых знаний Г. Альтшуллера. [1] Его авторская теория решения изобретательских задач, хотя и не являлась строго научной концепцией, но, тем не менее, являла собой комплекс эвристических методик для разрешения инженерных задач.
Алгоритм данной теории заключался в выявлении противоречий в исследуемой системе и разрешении этих противоречий посредством применения разных приемов, с использованием физических, химических, биологических, технологических и математических эффектов.
Особый интерес представляет этап использования знаний - здесь активно задействуются различные технологии поддержки принятия решений и системы управления взаимоотношениями. Системы поддержки принятия решений выступают в виде компьютерных программ, позволяющих аккумулировать и обрабатывать информацию о производственно-финансовой деятельности предприятия. Такой подход позволяет получить возможные сценарии развития, рассчитать последствия того или иного управленческого решения, произвести тематическое моделирование. [10,17]
В специальной литературе имеется ряд классификаций системы поддержки принятия решений (СППР), в т.ч. пассивные, активные и кооперативные.
К пассивным системам относятся те, которые сами не в состоянии разработать схему решения проблемы, но участвуют в этом процессе.
К активным решениям относятся те, которые посредством анализа и диагностики проблемы в состоянии разработать готовое решение проблемы. [11,18]
Кооперативные системы поддержки принятия решений направлены на модернизацию (дополнение и улучшение) предложенного решения.
Для тестирования модифицированного алгоритма используется имитационная модель. Она позволяет убедиться в надежности и верности принимаемого управленческого решения.
Надо отметить, СППР довольно активно применяются в ряде отраслей экономки национального хозяйства с целью фасилитации процессов разработки и принятия необходимого управленческого решения. Это объясняется тем, что использование СППР кратно облегчает процесс обработки информации субъектами управления.
В заключение можно отметить, что знания, выступая в качестве осмысленного феномена, являются особым объектом управления в инновационных структурах. Они имеют, как и любой продукт, определенный жизненный цикл, состоящий, в свою очередь, из нескольких стадий, на которых происходит планирование и реализация управленческого воздействия.
Нам представляется, что необходимо активизировать в инновационных организациях использование выше рассмотренных моделей и технологий, что позволит хозяйствующим субъектам успешно реализовать свои цели и наращивать конкурентные преимущества.
Источники:
1. Альтшуллер Г. Алгоритм изобретения. - М. : Московский рабочий,1969
2. Апшев З.Б., Чеченова Ф.Ж., Мисаков В.С. Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ региона // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 2-3. - С. 181-184.
3. Гертер И.К., Мисаков В.С. Особенности и основные факторы, влияющие на развитие сельской инфраструктуры горных регионов Северного Кавказа // TerraEconomicus. - 2012. - Т. 10. - № 3-2. - С. 123-126.
4. Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М,2003. - 178 с.
5. Мисаков В.С. Некоторые проблемы обеспечения качества информации для процесса стратегического управления // В сборнике: Северный Кавказ в системе стратегического развития России материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2011. - С. 60-65.
6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - № 3. - С. 16.
7. Мисаков В.С., Аджиева А.Ю. Особенности трансформационных процессов в аграрном секторе //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 3-3. - С. 233-236.
8. Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 4-3. - С. 169-172.
9. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 190-193.
10. Мисаков В.С., Ковалева И.Н., Мисаков А.В. Моделирование системы устойчивого развития региональных экономических кластеров. - Нальчик, 2014.
11. Мисаков В.С., Расумов В.Ш. Формирование приоритетных направлений повышения отраслевой конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК //Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-3. - С. 45-48.
12. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 176-181.
13. Темрокова А.Х., Мисаков В.С. Современное состояние и анализ организации предприятий пищевой промышленности АПК Кабардино-Балкарской республики // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - С. 56-60.
14. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Воспроизводственный процесс и экономическое развитие //«Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №39. - С.2-6.
15. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природно-ресурсной базы региона. //«Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №37. - С.32-36.
16. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №6. - С.21-24.
17. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. - С.241-286.
18. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере республики Ингушетия) //В сборнике Вузовское образование и наука Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.
19. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. - М.,2016.
20. Earl M.J. Knowledge management Strategies: Toward taxonomy. // Journal of Management information Systems. - 2001. - P.19
21. Gotshalk P. Strategik Knowledgic management technology. - London,2005. - P.293
Sources:
1. Altshuller G. Algorithm of the invention. - M.: Moscow Worker, 1969
2. Apshev ZB, Chechenova F.Zh., Misakov V.S. Strategic management of enterprise development as a basis for the formation of competitive advantages in a region // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 2-3. - S. 181-184.
3. Herter I.K., Misakov V.S. Features and main factors affecting the development of rural infrastructure of the mountain regions of the North Caucasus // TerraEconomicus. - 2012. - T. 10. - No. 3-2. - S. 123-126.
4. Milner B.Z. Knowledge management. - M .: INFRA-M, 2003. - 178 p.
5. Misakov V.S. Some problems of ensuring the quality of information for the strategic management process // In the collection: North Caucasus in the system of strategic development of Russia materials of the All-Russian scientific-practical conference. -2011 .-- S. 60-65.
6. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.
7. Misakov V.S., Adzhieva A.Yu. Features of transformation processes in the agricultural sector // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2008. - T. 6. - No. 3-3. - S. 233-236.
8. Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Factors and conditions conducive to increasing threats to the economic security of the regional economy // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - No. 4-3. - S. 169-172.
9. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov. - 2011 .-- S. 190-193.
10. Misakov V.S., Kovaleva I.N., Misakov A.V. Modeling the system of sustainable development of regional economic clusters. - Nalchik, 2014.
11. Misakov V.S., Rasumov V.Sh. The formation of priority areas for increasing the industrial competitiveness of agro-processing enterprises in the agricultural sector // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-3. - S. 45-48.
12. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176181.
13. Temrokova A.Kh., Misakov V.S. The current state and analysis of the organization of food industry enterprises in the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian republic // Problems of Economics and Law. - 2012. - No. 44. - S. 56-60.
14. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The reproduction process and economic development // "Regional economy: theory and practice." - 2009. - No. 39. - C.2-6.
15. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the effectiveness of using the region's natural resource base. // "Regional economy: theory and practice." - 2009. - No. 37. - S. 32-36.
16. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: theory and practice. - 2010. - No. 6. - S.21-24.
17. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. - S.241-286.
18. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (on the example of the Republic of Ingushetia) // In the collection of Higher Education and Science Materials of the Regional Scientific and Practical Conference, 2009. - S.199-202.
19. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. - M., 2016.
20. Earl M.J. Knowledge management Strategies: Toward taxonomy. // Journal of Management information Systems. - 2001.
- P.19
21. Gotshalk P. Strategik Knowledgic management technology. - London, 2005. - P.293
А.И. Смоленцева - магистрант 2 курса факультета заочного обучения Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, pisetskaya_anastasia@mail.ru,
A.I. Smolentseva - 2-nd year undergraduate student of the faculty of distance learning Kuban state agricultural university named after I.T. Trubilin»;
B.М. Смоленцев - доцент, канд. экон. наук кафедры высшей математики Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, smolencev.v@kubsau.ru,
V.M. Smolentsev - cand. econ. sciences, associate professor of higher mathematics Kuban state agricultural university named after I.T. Trubilin».
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АПК И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ DIAGNOSTIC METHOD OF FINANCIAL AND ECONOMIC CONDITION APK AND WAYS TO IMPROVE IT
Аннотация. В данной статье проведен экспресс-анализ финансово-экономического состояния агропромышленного предприятия. Рассчитаны основные коэффициенты ликвидности и платежеспособности, характеризующие устойчивость организации. Проведена общая оценка финансовых результатов и рекомендации по укреплению финансового положения предприятия.
Annotation. The Express analysis of financial and economic condition of the agro-industrial enterprise is carried out in this article. The main liquidity and solvency coefficients characterizing the stability of the organization are calculated. The General assessment of financial results and recommendations on strengthening of financial position of the enterprise are carried out.
Ключевые слова: экспресс-диагностика, экономический анализ, активы, ликвидность, платежеспособность, банкротство, АПК.
Keywords: Express diagnostics, economic analysis, assets, liquidity, solvency, bankruptcy, AIC.
Сегодня в условиях конкурентной борьбы финансово-экономический анализ деятельности организации особенно необходим и должен быть направлен на дальнейшее экономическое и социальное развитие предприятий, укрепление их финансового состояния, повышение эффективности использования хозяйственного потенциала.
Экономический анализ как наука постоянно совершенствует методику, широко используя при этом практику аналитической работы на основе ЭВМ, других новейших технических средств сбора и обработки информации, экономико-математические и иные рациональные методы исследования хозяйственных процессов. Повышение теоретического уровня анализа хозяйственной деятельности требует изучения, обобщения и использования современной аналитической работы.
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики связана с необходимостью повышать эффективность производства, конкурентоспособность продукции и услуг. Сделать это невозможно без систематического финансового анализа предприятия, который дает возможность выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия и на их основе сформировать оптимальную производственную программу, выявить резервы повышения эффективности производства. Одной из систем осуществления финансового анализа является экспресс-диагностика, цель, которой наглядная оценка финансового состояния и динамики развития организации. Выполнять экспресс-диагностику целесообразно в три этапа: