5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 № 1044 «О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430655699
6. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014-2015 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
7. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
8. Исследование «Государственно-частное партнерства в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с.
9. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2017-2018 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
10. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2018-2019 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
Sources:
1. Litovka G. L., Salpagarova S. B. Problems of formation and implementation of public-private partnership projects in Russia. 2012. No. 12 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-realizatsii-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (accessed 17.11.2019).
2. Investor's guide [Electronic resource]. - Mode of access: https://investkuban.ru/invest/
3. Krasnodar region in numbers. 2018: Stat. sat. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2019. -302 PP.
4. Rosinfra infrastructure projects support platform [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.rosinfra.ru/
5. Resolution of the head of administration (Governor) of Krasnodar Krai dated 18.11.2015 No. 1044 "on the Department of investment and development of small and medium-sized enterprises of Krasnodar Krai "[Electronic resource]. - Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/430655699 6. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2014-2015 [Electronic resource]. - Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
7. Research "development of public-private partnership in Russia in 2015-2016. Rating of regions in terms of PPP development "/ Association "PPP development Center", Ministry of economic development of the Russian Federation. - Moscow: Association "PPP development Center", 2016. - 36 p.
8. Research "Public-private partnerships in Russia 2016-2017: current state and trends, rating of regions" / Association "PPP development Center". - Moscow: Association "PPP development Center", 2016. - 32 p.
9. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2017-2018 [Electronic resource]. -Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
10. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2018-2019 [Electronic resource]. - Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html
Р.О. Угурчиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
R.O. Ugurchieva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management, Ingush State University;
Я.М.-Х. Джумаева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
Y.M.-Kh. Dzhumaeva - Assistant, Department of State and Municipal Administration, FSBEI of HE Chechen State University.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА SOME APPROACHES TO EVALUATING THE OPPORTUNITIES FOR FORMING A REGIONAL
INNOVATIVE POTENTIAL
Аннотация. Характер закономерностей социо-эколого-экономического развития однозначно позволяет говорить о поступательности данного эволюционного процесса. Еще академиком Л.И. Абалкиным было обосновано, что в основе всех преобразований «всегда присутствует конкретная заданность, побудительные мотивы коей обличены законами и категориями, действующими независимо от того, познаны они или нет». [1]
Можно отметить, что все происходящие качественные структурные изменения хозяйственной системы всегда выступают своеобразной альтернативой, в которой ключевая роль принадлежит заданности развития, расширяющей представления о механизмах формирования социально-экономической структуры общества. Все это сопряжено также с необходимостью учета влияния цикличности на возможности инновационно-инвестиционного развития. Под экономическим циклом мы понимаем периодически повторяющиеся динамические изменения деловой активности, масштабов производства, уровня цен и иных макроэкономических показателей.
В специальной литературе имеется множество научных работ, где детально рассмотрена цикличность социальных и экономических процессов и явлений, в т.ч. касательно технико-технологических инноваций, являющихся основным катализатором происходящих изменений уровня благосостояния и качества жизни в соответствии с заданной парадигмой экономического роста.
Мы убеждены, что в этих условиях государство должно сосредоточить все свои усилия для формирования условий опережающего развития производств нового технологического уклада, что и стало основой нашего исследования.
Annotation. The nature of the laws of socio-ecological and economic development clearly allows us to talk about the progression of this evolutionary process. Another academician L.I. It was substantiated by Abalkin that at the heart of all the transformations "there is always a specific assignment, the motivations of which are exposed by laws and categories that act regardless of whether they are known or not." [one]
It can be noted that all the qualitative structural changes taking place in the economic system always act as a kind of alternative, in which the key role belongs to the task of development, expanding ideas about the mechanisms of formation of the socio-economic structure of society. All this is also associated with the need to take into account the effect of cyclicality on the possibilities of innovation and investment development. By the economic cycle we understand the periodically repeated dynamic changes in business activity, scale of production, price level and other macroeconomic indicators.
There are many scientific works in the specialized literature, where the cyclical nature of social and economic processes and phenomena, including regarding technical and technological innovations, which are the main catalyst for the ongoing changes in the level of well-being and quality of life in accordance with a given paradigm of economic growth.
We are convinced that under these conditions, the state should focus all its efforts to form the conditions for the accelerated development of production of a new technological structure, which became the basis of our study.
Ключевые слова: экономический кризис, спад производства, конкуренция, инновационная деятельность, устойчивое социо-эколого-экономическое развитие.
Keywords: economic crisis, decline in production, competition, innovative activity, sustainable socio-ecological-economic development.
В условиях глобализации и возрастающей конкуренции необходимо российской экономике форсировать развитие науки и техники, задействовать все ресурсы для обеспечения опережающего развития высокотехнологичных производств. Безусловно, все это требует максимального использования инновационного потенциала всех субъектов РФ.
Категория «инновационный потенциал» довольно аргументировано рассмотрена на дискуссионных полях экономической литературы.
Так, в работе [6] обосновывается положение, в соответствии с которым научные, технические, технологические, инфраструктурные, финансовые, правовые, социокультурные и иные возможности в совокупности и формируют инновационный потенциал.
Другая группа авторов в работе [4] предлагает интерпретировать рассматриваемое понятие в виде способности системы трансформировать сложившийся порядок вещей в качественно новое состояние, позволяющее лучшим образом удовлетворять существующие или новые потребности.
Действительно, эффективность задействования всех составляющих инновационного потенциала, его наращивание и инновационная восприимчивость, в первую очередь, сопряжены с условиями, в коих функционирует сама социо-эколого-экономическая система.[2,9,22]
Условия наращивания инновационного потенциала формируют состояние внутренней среды (кадры, материально-техническая база и т.п.) и окружающей среды (господдержка, налоговые льготы и т.п.) [3,10,15]
Нам представляется, если говорить кратко, то региональный инвестиционный потенциал всегда характеризуется способностью территории активно привлекать ресурсы для инновационного развития. Как видно из вышесказанного, инновационный потенциал являет собой комплексный показатель, объединяющий взаимодействие ряда потенциалов-компонент. Таким образом, сама структура регионального инновационного потенциала состоит из научно-производственной, кадровой, информационной, технико-технологической, финансово-экономической и организационно-управленческой компонент. Такое положение позволяет рассматривать региональный инновационный потенциал как систему, обладающую эмерджентными свойствами, что очень важно при диагностировании инновационного потенциала. [8,10,13,16]
В специальной литературе имеется более двух десятков интегральных методов оценки инновационного потенциала. В основу их расчета положены количественные и качественные показатели. На первом этапе оценки исследуются базисные значения отобранных показателей инновационного показателя с присвоением весовых значений в баллах в соответствие с заранее выбранной шкалой.
На втором этапе все рассмотренные показатели сводятся в единый интегральный. [7]
(1)
где - агрегированная оценка весового коэффициента, принадлежащего К -му базовому показателю; L - число экспертов в оценочной группе;
- весовой коэффициент, присвоенный K-му базовому показателю 1-м экспертом.
В другой работе для оценки инновационного потенциала предлагается рассчитывать интегральный коэффициент посредством метода многомерного сравнительного анализа. [12]
На наш взгляд, наибольший интерес в современном периоде представляет возможность задействования матричных методов оценки инновационного потенциала, посредством сопоставления процессной и результативной составляющих регионального инвестпотенциала. Эксперты отмечают эффективность этих методов при определении вклада каждой отрасли в совокупный региональный потенциал, особенно, при проведении кластерного анализа.
Действительно, методика сравнительной рейтинговой оценки позволяет установить тип кластера, к которому относится регион. Для этого строится таблица матрицы оценки инновационного потенциала региона, в которой приведены составляющие инновационного потенциала и перечень основных отраслей региональной экономической системы. Инновационный потенциал региона может оцениваться как высокий, средний, ниже среднего, низкий. При этом также рассматриваются два обобщающих показателя - формирование инновационного потенциала и использования инновационного потенциала региона. Здесь возможны разные комбинации сочетания значений обобщенных показателей, касательно формирования и задействования инновационного потенциала региона в обобщающем показателе. [9,14,17]
Вместе с тем, мы в ходе нашего исследования уровня социо-эколого-экономического развития субъектов Северо-Кавказского Федерального округа имели неоднократную возможность убедиться в том, что диагностирование регионального инновационного потенциала, несмотря на обилие разных методик его оценки, крайне затруднительно, ибо, как правило, методические положения ориентированы на использование весовых значений, присваиваемых показателям сугубо из субъективных мнений экспертов. Это говорит о том, что мы можем иметь дело с явным субъективизмом, что крайне сложно нейтрализовать...
В ходе анализа динамики нефинансовых активов субъектов СКФО мы увидели незначительный их подъем после очередного экономического кризиса в 2014 г. Наличие негативной динамики объемов инвестиций в основной капитал по СКФО, на наш взгляд, обусловлена некоторой инвестиционной паузой в РСО-Алания, КБР и Дагестане - если в в 2012 г. было 107,4%, то в 2016 г. - 96,3% (по отношению к предыдущему году).
Также на это повлияло и снижение динамики инновационной активности по СКФО - с 6,2% в 2010 г. до 4,7% - в 2016 г. (Для сравнения - в ЦФО этот показатель равен 11%).
Данный показатель характеризуется удельным весом инновационных предприятий в общем объеме всех организаций округа, РФ. Примечательно, что за последние 20 лет инновационная активность в депрессивных республиках СКФО упала почти в два раза, когда за этот же период в целом по РФ она возросла почти в два раза.
Нам представляется, что в аграрноориентированных республиках СКФО должны учитывать благоприятную конъюнктуру цен мирового рынка на сельхозпродукцию, с одной стороны, и на появившиеся большие возможности при реализации импортозамещающих мероприятий в аграрном секторе, что, безусловно, должно способствовать росту объемов регионального агропромышленного производства. [18,19,21]
Среди множества разнообразных причин крайне низкой инновационной активности промышленных предприятий республик СКФО можно выделить наиболее значимые из них.
1. Крайне недопустимый низкий технологический уровень производственного оборудования.
2. Причем, надо особо говорить, что последние 15 лет сокращается интенсивность выбытия физически и морально изношенного оборудования. Причинно-следственная связь технико-технологической отсталости состоит в том, что наблюдаемый спад в процессах обновления и замены ОПФ крайне негативно отражается на производительности труда, и в конечном итоге, приводит к полной потере конкурентоспособности в экономике мирового хозяйства. [15,17]
3. Однозначно, что в таких условиях не может быть речи об инновационном развитии.
4. Другой, самостоятельной проблемой, сдерживающей инновационную активность, является низкая численность персонала, занимающегося в регионе научными исследованиями и разработками.
5. Практически на каждом предприятии также не хватает управленческих кадров с рыночным мышлением.
6. В ходе исследования у нас сформировалось такое мнение, что промышленные предприятия в республиках уже никому не нужны, и они предоставлены сами по себе. По крайней мере, так говорить нам позволяет отсутствие более-менее значимой господдержки. Как правило, предприятия надеются только на свои собственные силы, т.е. на свои денежные средства. Такое положение не позволяет им даже планировать начать производство инновационных товаров, услуг или хотя бы задействовать технологические инновации.
Все вышеизложенное позволяет нам утверждать, что рассматриваемые процессы формирования инновационного потенциала в депрессивных республиках СКФО должны соответствовать целевым ориентирам и макроэкономическим прогнозам социо-эколого-экономического развития РФ и мировым тенденциям развития экономики с учетом особенностей нормативно-правового обеспечения инновационной среды. При этом, в качестве важнейших стимулирующих факторов должны выступить:
- прямая господдержка, особенно, при формировании госзаказа в научно-технологической сфере;
- косвенное госрегулирование инновационной сферы.
В ходе исследования мы убедились, что используемые на сей день различные методики формирования систем разработки, реализации и популяризации инноваций, базируются, как правило, на отраслевом подходе и уже не соответствуют рыночным условиям. В этих условиях требуются методики, сочетающие в себе проблемно-функциональный и программно-целевой подходы проектирования и оценки инновационных систем.
Источники:
1. Абалкин Л.И. Труды Вольного экономического общества. - М.,2000. - С. 165
2. Безирова З.Х., Мисаков В.С. Анализ социо-эколого-экономического развития дотационного региона //Экономические науки. - 2011. - № 85. - С. 131-135.
3. Заглумина Н.А. Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи //Инновации. - 2010. - №11. - С. 49-57
4. Кравченко С.Н., Кладченко И.И. Исследование сущности инновационного потенциала. - Донецк: Дон.ИТУ,2003.
- С. 88-96
5. Лебедев А.С. Инновационный потенциал как основа и условие экономического развития реформ: региональный аспект. - Волгоград: ВГУ,2004. - Ч.1. - С. 153-163
6. Лисин Б.К., Фридляндов В.Н. Межгосударственное социально-экономическое исследование инновационного потенциала //Инновации. - 2002. - №7. - С. 56-62
7. Луковцева А.К. Формирование инновационного потенциала социально-экономического развития ЮФО: автореф. дисс. д. эн. н. - М.,2013. - 30 с.
8. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С.
47.
9. Мисаков В.С., Дикинов А.Х., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Касаева Т.В., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Дикинова А.А. Некоторые подходы к обеспечению сбалансированного развития субъектов СКФО /Под научной редакцией Мисакова В.С.- Нальчик, 2016.
10. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.
11. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 283-285.
12. Погодина Т.В. Финансовый менеджмент.- М.: ЮРАЙТ,2015. - 351 с.
13. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Воспроизводственный процесс и экономическое развитие //«Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №39. - С.2-6.
14. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природно-ресурсной базы региона // «Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №37. - С.32-36.
15. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика.- 2010. - №6.- С.21-24.
16. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. -С.241-286.
17. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике Вузовское образование и наука Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.
18. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. Москва, 2016.
19. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.
20. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса //Terra Economicus. 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 137-141.
21. Шихабахов Т.А., Акежев А., Канихов А.С., Мисаков В.С. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия //Экономические науки. 2012. № 86. С. 157-161.
22. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2009. - № 2 (22). - С. 167-172.
Sources:
1. Abalkin L.I. Proceedings of the Free Economic Society. - M., 2000. - S. 165
2. Bezirova Z.Kh., Misakov V.S. Analysis of the socio-ecological and economic development of the subsidized region // Economic Sciences. - 2011. - No. 85. - S. 131-135.
3. Zaglumina N.A. Innovation activity, innovation potential, innovation climate: interconnections // Innovations. - 2010. -No. 11. - S. 49-57
4. Kravchenko S.N., Kladchenko I.I. Investigation of the essence of innovative potential. - Donetsk: Don.ITU, 2003. - S. 8896
5. Lebedev A.S. Innovation potential as the basis and condition for the economic development of reforms: a regional aspect.
- Volgograd: Voronezh State University, 2004. - Part 1. - S. 153-163
6. Lisin B.K., Fridlyandov V.N. Interstate socio-economic research of innovative potential // Innovations. - 2002. - No. 7. -
S. 56-62
7. Lukovtseva A.K. Formation of the innovative potential of the socio-economic development of the Southern Federal District: author. diss. D. en. n - M., 2013. - 30 s.
8. Misakov V.S. The development of financial analysis at the investment stage // Statistics. - 2002. - No. 2. - S. 47.
9. Misakov V.S., Dikinov A.Kh., Kuyantsev I.A., Kazancheva Kh.K., Kasaeva T.V., Sabanchiev A.Kh., Misakov A.V., Dikinova A.A. Some approaches to ensuring the balanced development of subjects of the North-Caucasian Federal District / Under the scientific editorship of Misakov V.S.- Nalchik, 2016.
10. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.
11. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., Ivazov A.Kh. Components and specifics of the potential of processing enterprises of the regional agro-industrial complex // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 283-285.
12. Pogodina T.V. Financial Management.- M.: URIGHT, 2015. - 351 p.
13. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The reproduction process and economic development // "Regional economy: theory and practice." - 2009. - No. 39. - C.2-6.
14. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the efficiency of using the region's natural resource base // Regional Economics: Theory and Practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.
15. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: Theory and Practice. - 2010. - No. 6. - P.21-24.
16. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. -C.241-286.
17. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection of Higher Education and Science Materials of the Regional Scientific and Practical Conference, 2009. - S.199-202.
18. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. Moscow, 2016.
19. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
20. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S. System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. 2012. - T. 10. - No. 1-3. - S. 137-141.
21. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. 2012. No. 86. S. 157-161.
22. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2009. - No. 2 (22). - S. 167-172.
А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A.B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., NorthCaucasusstateAcademy, [email protected];
П.И. Бостанова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
P.I. Bostanova - associate Professor of Economics, Ph. D., NorthCaucasusstateAcademy, [email protected].
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО -
ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTS OF THE KARACHAY - CHERKESS REPUBLIC
Аннотация. Государственное регулирование продукции сельского хозяйства представляет собой сложную взаимосвязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер, направленных на создание такой экономической среды, которая позволяла бы рынку проявить свои потенциальные возможности.
Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения высококачественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для государственных и негосударственных общественных организаций.
Механизм государственного регулирования продовольственного рынка должен корректироваться в зависимости от результатов слежения за объективными процессами, происходящими в сфере производства, сбыта и использования продукции сельского хозяйства в нужном для страны направлении и не входить в противоречие с рыночным механизмом хозяйствования и общими направлениями экономической политики в АПК вообще и в сельском хозяйстве в частности.
Annotation. State regulation of agricultural products is a complex interconnected system of legal, economic, organizational and administrative measures aimed at creating an economic environment that would allow the market to show its potential.
The state of the food market and the issues of providing the population with quality food have been and remain the most urgent problems for state and non-state public organizations.
The mechanism of state regulation of the food market should be adjusted depending on the results of monitoring objective processes occurring in the production, sale and use of agricultural products in the right direction for the country and not contradict the market mechanism of management and the General directions of economic policy in agriculture in General and in agriculture in particular.
Ключевые слова: Сельское хозяйства, аграрная политика, продовольственный рынок, государственное регулирование, агропромышленный комплекс.
Keyword: Agriculture, agrarian policy, food market, state regulation, agro-industrial complex.
Функционирование сельского хозяйства требует такой аграрной политики, когда государственное регулирование, как это принято во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой, играет гораздо большую роль, чем в других отраслях экономики. Формирование продовольственного рынка России в современных условиях сопряжено со значительными трудностями и напрямую зависит от развития аграрного и