Научная статья на тему 'Регулирование государственно-частного партнерства как механизма привлечения инвестиций в сферу услуг (на примере Краснодарского края)'

Регулирование государственно-частного партнерства как механизма привлечения инвестиций в сферу услуг (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / РЕЙТИНГ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА / INVESTMENTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / KRASNODAR TERRITORY / RATING / REGIONAL DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURE FACILITIES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочко Е.Н., Тонян М.Н.

В статье рассматривается сущность государственно-частного партнерства, выступающего инвестиционным механизмом, направленным на наиболее эффективное использование бюджетных ресурсов на основе их объединения с частными средствами для удовлетворения общественных интересов посредством реализации проектов, связанных с созданием ориентированных на конкретные общественные интересы объектов. Рассмотрена статистика по заключенным в Краснодарском крае за период с 2014 по 2018 гг. проектам государственно-частного партнерства в сфере услуг, а именно: общее количество заключенных проектов, объем инвестиций в создание объектов, предусмотренных по проектам государственно-частного партнерства, в том числе в разрезе частных и бюджетных средств. Рассмотрены субъекты и функции управления в сфере государственно-частного партнерства в Краснодарском крае, а также рейтинг Краснодарского края по уровню развития государственно-частного партнерства. Анализ динамики уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае и изменения позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства позволяет сделать вывод о том, что после спада в 2015-2016 гг. в регионе произошел скачок уровня развития государственно-частного партнерства в 2016-2019 гг., при этом позиция Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за последние 3 года снизилась с 40 до 49 места в рейтинге. Выявлено, что несмотря на высокие показатели состояния государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, достигнутые благодаря слаженной работе органов государственной власти Краснодарского края, регулирующих государственно-частного партнерства, в регионе наблюдаются пробелы в реализации данного механизма: отсутствие единства понимания механизмов реализации государственно -частного партнерства, недостаточный уровень компетентности государственных (муниципальных) служащих в вопросах организации деятельности в новой для себя сфере государственно-частного партнерства. Устранение указанных недостатков будет способствовать повышению уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае, а также позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of state-private partnership as a mechanism for attracting investments in the field of services (on the example of Krasnodar region)

The article discusses the essence of public-private partnership as an investment mechanism aimed at the most effective use of budgetary resources by combining them with private funds to satisfy public interests through projects related to the creation of public interest-oriented facilities. Statistics on public-private partnership projects concluded in Krasnodar Territory for the period from 2014 to 2018 in the sphere of services were considered, namely: the total number of concluded projects, the volume of investments in the creation of objects provided for under public-private partnership projects, including in terms of private and budgetary funds. Subjects and functions of management in the sphere of public-private partnership in Krasnodar Territory, as well as rating of Krasnodar Territory on the level of development of public-private partnership are considered. Analysis of dynamics of the level of development of public-private partnership in Krasnodar Territory and change of position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation by the level of development of public-private partnership allows to conclude that, That after the recession in 2015-2016 in the region there was a jump in the level of development of public-private partnership in 2016-2019, At the same time, the position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation on the level of development of public-private partnership for the last 3 years has decreased from 40 to 49 places in the rating. It has been revealed that despite the high indicators of the state of public-private partnership in the sphere of services in Krasnodar Territory, achieved thanks to the coordinated work of the state authorities of Krasnodar Territory regulating public-private partnership, there are gaps in the implementation of this mechanism in the region: lack of unity of understanding of the mechanisms of implementation of public-private partnership, insufficient level of competence of state (municipal) employees in the organization of activities in the new sphere of public-private partnership. Elimination of these shortcomings will contribute to increasing the level of development of public-private partnership in Krasnodar Territory, as well as the position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation on the level of development of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Регулирование государственно-частного партнерства как механизма привлечения инвестиций в сферу услуг (на примере Краснодарского края)»

2. Donets O.V. The economic category "innovative potential": essence and content // Science and Modernity. - 2014. - No. 32. - S.136-145

3. Innovation Management. Concepts, multilevel strategies and mechanisms of innovative development / Ed. V.M. Anshina.

- 3rd ed., Revised. - M .: Business, 2007. - 584 p.

4. Lobza E.V. Assessment of innovative potential through the prism of indicators for the development of the information society and knowledge economy // Bulletin of international organizations. Education, science, new economy. - 2010. - No. 1. - S.33-50

5. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

6. Manturov D. State regulation: regain the market // Vedomosti. - 2014. - No. 3717

7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. -Nalchik, 1986.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

9. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

10. Misakov V.S., Bout V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

11. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

12. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

13. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

14. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

15. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148

16. Noskova E. Innovations brought to the accounts // Russian newspaper. - 2014. - No. 938

17. Pavlova E.A. Assessing the competitive advantages of an enterprise based on an analysis of its innovative potential // Modern problems of science and education. - 2015. - No. 1. - S. 48-54

18. Tatarintseva I.V. The model of managing the innovative potential of an economic entity // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics. - 2007. - No. 1. - S.27-35

19. Fedorov S.V. A comprehensive assessment of innovative potential with the help of an expert survey and the use of tools of the mathematical apparatus // Bulletin of the St. Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia. Economics, management systems. - 2010. - No. 2. - S.23-31

20. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60).

- S.121-127

Е.Н. Клочко - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета (magadan. 79@mail.ru),

E.N. Klochko - Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university (magadan. 79@mail.ru);

М.Н. Тонян - магистрант факультета управления Кубанского государственного аграрного университета (mton021 @gmail.com),

M.N. Tonyan - master student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (mton021 @gmail.com).

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) REGULATION OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MECHANISM FOR ATTRACTING INVESTMENTS IN THE FIELD OF SERVICES (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

Аннотация. В статье рассматривается сущность государственно-частного партнерства, выступающего инвестиционным механизмом, направленным на наиболее эффективное использование бюджетных ресурсов на основе их объединения с частными средствами для удовлетворения общественных интересов посредством реализации проектов, связанных с созданием ориентированных на конкретные общественные интересы объектов. Рассмотрена статистика по заключенным в Краснодарском крае за период с 2014 по 2018 гг. проектам государственно-частного партнерства в сфере услуг, а именно: общее количество заключенных проектов, объем инвестиций в создание объектов, предусмотренных по проектам государственно-частного партнерства, в том числе в разрезе частных и бюджетных средств. Рассмотрены субъекты и функции управления в сфере

государственно-частного партнерства в Краснодарском крае, а также рейтинг Краснодарского края по уровню развития государственно-частного партнерства.

Анализ динамики уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае и изменения позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства позволяет сделать вывод о том, что после спада в 2015-2016 гг. в регионе произошел скачок уровня развития государственно-частного партнерства в 2016-2019 гг., при этом позиция Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за последние 3 года снизилась с 40 до 49 места в рейтинге.

Выявлено, что несмотря на высокие показатели состояния государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, достигнутые благодаря слаженной работе органов государственной власти Краснодарского края, регулирующих государственно-частного партнерства, в регионе наблюдаются пробелы в реализации данного механизма: отсутствие единства понимания механизмов реализации государственно -частного партнерства, недостаточный уровень компетентности государственных (муниципальных) служащих в вопросах организации деятельности в новой для себя сфере государственно-частного партнерства. Устранение указанных недостатков будет способствовать повышению уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае, а также позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства.

Annotation. The article discusses the essence of public-private partnership as an investment mechanism aimed at the most effective use of budgetary resources by combining them with private funds to satisfy public interests through projects related to the creation of public interest-oriented facilities. Statistics on public-private partnership projects concluded in Krasnodar Territory for the period from 2014 to 2018 in the sphere of services were considered, namely: the total number of concluded projects, the volume of investments in the creation of objects provided for under public-private partnership projects, including in terms of private and budgetary funds. Subjects and functions of management in the sphere of public-private partnership in Krasnodar Territory, as well as rating of Krasnodar Territory on the level of development of public-private partnership are considered.

Analysis of dynamics of the level of development of public-private partnership in Krasnodar Territory and change of position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation by the level of development of public-private partnership allows to conclude that, That after the recession in 2015-2016 in the region there was a jump in the level of development of public-private partnership in 2016-2019, At the same time, the position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation on the level of development of public-private partnership for the last 3 years has decreased from 40 to 49 places in the rating.

It has been revealed that despite the high indicators of the state of public-private partnership in the sphere of services in Krasnodar Territory, achieved thanks to the coordinated work of the state authorities of Krasnodar Territory regulating public-private partnership, there are gaps in the implementation of this mechanism in the region: lack of unity of understanding of the mechanisms of implementation of public-private partnership, insufficient level of competence of state (municipal) employees in the organization of activities in the new sphere of public-private partnership. Elimination of these shortcomings will contribute to increasing the level of development of public-private partnership in Krasnodar Territory, as well as the position of Krasnodar Territory in the rating of subjects of the Russian Federation on the level of development of public-private partnership.

Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнерство, Краснодарский край, рейтинг, региональное развитие, объекты инфраструктуры региона.

Keywords: Investments, public-private partnership, Krasnodar Territory, rating, regional development, infrastructure facilities of the region.

Государственно-частное партнерство является одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. Институт государственно-частного партнерства позволяет привлечь дополнительные ресурсы в экономику страны и ее субъектов в различных сферах деятельности с целью ускоренного развития наиболее значимых объектов общественной инфраструктуры и предоставления качественных услуг - медицинских, коммунальных, образовательных, транспортных и других.

Механизм государственно-частного партнерства позволяет вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти, а также использовать частную предпринимательскую инициативу для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Государственно-частное партнерство представляет собой соглашение между государством и частной стороной по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемое с целью привлечения дополнительных инвестиций [1].

Краснодарский край в силу стратегически важного географического расположения является одним из центров концентрации масштабных проектов, в том числе проектов государственно-частного партнерства. Удельный вес инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних организаций в сфере услуг в отчетном периоде представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних организаций по видам экономической деятельности, %

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г. (+/-)

Инвестиции в основной капитал (круг крупных и средних организаций) по видам экономической деятельности 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 3,4 4,4 8,4 6,1 7,2 3,8

добыча полезных ископаемых 0,8 2,1 1,4 0,9 0,8 0,0

обрабатывающие производства 19,0 24,7 14,7 18,1 20,0 1,0

Строительство 0,6 0,5 1,0 1,6 2,1 1,5

сфера услуг 76,2 68,3 74,5 73,3 69,9 -6,3

Показатели, представленные в таблице 1, позволяют сделать вывод о том, что наибольшая инвестиционная активность в отчетном периоде наблюдается в сфере услуг - от 69,9 до 76,2% от общего объема инвестиций в основной капитал [3].

Ежегодно в отчетном периоде в Краснодарском крае реализовывались проекты государственно -частного партнерства муниципального и федерального уровня в различных сферах, в том числе в сфере услуг. Информация о количестве заключенных проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае за период с 2014 по 2018 гг. представлена в таблице 2 [4].

Таблица 2 - Количество заключенных проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, ед

2018 г. к 2014 г.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+/-) Темп роста, %

Количество заключенных проектов государственно -частного партнерства в сфере услуг всего 6 4 5 3 2 -4 33,3

в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства 5 4 4 2 1 -4 20,0

в сфере транспортной инфраструктуры 1 0 1 0 0 -1

в сфере социальной инфраструктуры 0 0 0 1 1 1

Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что за отчетный период количество заключенных проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг сократилось. Так, на конец 2018 г. было заключено 2 проекта государственно-частного партнерства в сфере услуг, что на 4 проекта меньше, чем в 2014 г. В сфере жилищно-коммунального хозяйства количество заключенных договоров в 2018 г. на 4 ед. больше рассматриваемого показателя 2014 г. В сфере транспортной инфраструктуры проекты государственно-частного партнерства заключались в 2014 и 2016 гг., в сфере социальной инфраструктуры - в 2017 г. и 2018 г.

Общий объем инвестиций в создание объектов, строительство которых предусмотрено в рамках заключенных проектов государственно-частного партнерства, представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Инвестиции в создание объектов по заключенным проектам государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, млн руб

2018 г. к 2014 г.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение (+/-) Темп роста, %

Инвестиции в создание

объектов в рамках

заключенных проектов

государственно-

частного партнерства в сфере услуг всего 588,2 15,6 868,2 411,3 12533,5 11945,3 2130,8

из них частные средства 519,3 15,6 567,4 411,3 5423,0 4903,7 1044,3

бюджетные средства 69,0 0,0 300,8 0,0 7110,5 7041,5 10305,1

в том числе в сфере

жилищно-

коммунального хозяйства 249,7 15,6 506,2 11,3 12519,5 12269,8 5013,8

из них частные средства 180,7 15,6 205,4 11,3 5409,0 5228,2 2993,4

бюджетные средства 69,0 0,0 300,8 0,0 7110,5 7041,5 10305,1

в сфере транспортной инфраструктуры 338,5 0 362,0 0 0 -338,5

из них частные средства 338,5 0,0 362,0 0,0 0,0 -338,5 -

бюджетные средства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -

в сфере социальной инфраструктуры 0 0 0 400,0 14,0 14,0

из них частные средства 0,0 0,0 0,0 400,0 14,0 14,0 -

бюджетные средства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что за рассматриваемый период объем инвестиций в создание объектов в рамках заключенных проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг составил 14416,8 млн руб. Наибольший объем инвестиций был вложен в создание объектов в 2018 г. - 12533,5 млн руб, что на 11945,3 млн руб (или на 2030,8%) больше, чем в 2014 г., что связано с заключением концессионного соглашения в отношении централизованных систем коммунальной инфраструктуры - централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик на 184 создаваемых объекта. В сфере транспортной инфраструктуры объем инвестиций в 2018 г. составил 0 млн руб, т.к. проекты в этой сфере не заключались, темпа роста, соответственно, не наблюдается. В 2018 г. в сфере социальной инфраструктуры был заключен проект государственно-частного партнерства на 14,0 млн руб, что на 14,0 млн руб больше показателя 2014 г., в связи с тем, что в 2014 г. в сфере социальной инфраструктуры проекты государственно -частного партнерства не заключались, темп роста объема инвестиций не наблюдается.

За отчетный период частными инвесторами было вложено в создание объектов в рамках заключенных проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае 6936,6 млн руб. В 2018 г. частный бизнес вложил в проекты государственно-частного партнерства 5423,0 млн руб, что на 4903,7 млн руб (или на 944,3%) больше показателя 2014 г. В проекты государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2014-2018 гг. частными инвесторами было вложено 5822 млн руб, в сфере транспортной инфраструктуры - 700,5 млн руб, в сфере социальной инфраструктуры - 414,0 млн руб. В 2018 г. частный бизнес вложил в проекты государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства 5409,0 млн руб, что на 5228,0 млн руб (или на 2893,4%) больше показателя 2014 г., в сферу транспортной инфраструктуры частный бизнес в 2018 г. не инвестировал финансовые средства, в связи с тем, что проекты государственно-частного партнерства в этой сфере не заключались, в сферу социальной инфраструктуры в 2018 г. частными инвесторами было вложено 14,0 млн руб, что на 14,0 млн руб больше, чем в 2014 г., в связи с тем, что в 2014 г. проекты государственно-частного партнерства в сфере социальной инфраструктуры в Краснодарском крае не заключались.

В 2014-2018 гг. было вложено в создание объектов в рамках заключенных проектов государственно -частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае бюджетных средств в объеме 7480,3 млн руб. В проекты государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2014-2018 гг. из бюджета было вложено 7110,5 млн руб, что на 7041,5 млн руб (или на 10205,1%) больше показателя 2014 г., в сферу транспортной и социальной инфраструктуры в рассматриваемом периоде бюджетные средства не инвестировались.

Таким образом, в отчетном периоде наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций на создание объектов по проектам государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, заключенным

за период с 2014 по 2018 гг., имеют частные средства - от 43,3 до 100 %. Удельный вес бюджетных средств в общем объеме инвестиций на создание объектов по проектам государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае за отчетный период составляет от 11,7 до 56,7 % [4]. Основные

направления государственной политики Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства в рамках реализации федеральных законов от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 224-ФЗ) осуществляет ряд органов государственной власти Краснодарского края, а именно: Законодательное Собрание Краснодарского края, департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, краевая комиссия по государственно-частному партнерству Краснодарского края, уполномоченные органы от имени Краснодарского края -отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Основные субъекты и функции управления в сфере государственно-частного партнерства в Краснодарском крае представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Органы регулирования государственно-частного партнерства в Краснодарском крае

Субъект управления Функции управления

Законодательное Собрание Краснодарского края - государственное стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности; - осуществление мониторинга реализации инвестиционных соглашений на территории края, эффективности оказания инвесторам мер государственной поддержки, в том числе предоставления налоговых льгот; - нормотворческая деятельность

Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края - реализует полномочия в сфере государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства

Краевая комиссия по государственно-частному партнерству Краснодарского края - реализация инфраструктурных проектов путем использования инструментов государственно-частного партнерства, привлечения частных инвестиций в экономику Краснодарского края; - выработка и реализация основных направлений государственной политики в сфере государственно-частного партнерства; - повышение эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства

Отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) - рассмотрение предложения о заключении концессионных соглашений в целях решения отраслевых задач; - разработка проекта государственно-частного партнерства; - рассмотрение предложения о реализации проекта государственно -частного партнерства; - заключение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве, контроль за его исполнением

Основным исполнительным органом, реализующим полномочия в сфере государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства, является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, полномочия которого в сфере государственно-частного партнерства представлены на рисунке 1.

предпринимательства Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства [5]

Оценка эффективности реализации государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае осуществляется на основании методики, утвержденной приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 15.05.2014 № 266 «Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей» (далее - Методика оценки эффективности).

Ежегодно некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» проводится исследование состояния государственно-частного партнерства в Российской Федерации с целью определения уровня развития субъектов Российской Федерации для реализации проектов государственно -частного партнерства. При формировании рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства используется Методика оценки эффективности.

До 2015 года рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства рассчитывался по 83 субъектам, после - по 85 субъектам Российской Федерации. Тройка «регионов-лидеров» (от 60% до 75%), а также последний «регион с очень низким потенциалом» (от 0% до 25%) за период с 2014 по 2018 гг. представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, 2014-2019 [6]

Год Позиция региона в рейтинге

1 место 2 место 3 место 85 место

2014-2015 г. Санкт-Петербург Республика Татарстан г. Москва Республика Ингушетия

2015-2016 г. Москва г. Санкт-Петербург Самарская область Республика Ингушетия

2016-2017 г. Москва Московская область Самарская область Республика Северная Осетия-Алания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017-2018 г. Москва г. Санкт-Петербург Московская область Республика Калмыкия

Анализ динамики Рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства позволяет нам увидеть, что за весь исследуемый период лидирующие позиции в Рейтинге занимали крупные города Российской Федерации или инновационно-активные регионы нашей страны. Краснодарский край не вошел в тройку лидеров ни разу.

Рассмотрим позицию Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по позиции, занимаемой регионом в Рейтинге развития государственно-частного партнерства среди представителей Южного федерального округа (рисунок 2).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

84

81

78

81

85

2014-2015 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2017-2018 гг.

■ Краснодарский край ■ Республика Калмыкия ■ Республика Адыгея

■ Ростовская область ■ Волгоградская область ■ Астраханская область

Рисунок 2 - Выборка из Рейтинга регионов России по занимаемой позиции в Рейтинге развития государственно-частного партнерства по Южному федеральному округу

за 2014-2018 гг.

Показатели, представленные на рисунке 2, позволяют сделать вывод о том, что Краснодарский край в рейтинге регионов Российской Федерации в 2014-2015 гг. занял 17 место с уровнем развития государственно -частного партнерства 46,8%. В тоже время среди представителей Южного федерального округа Краснодарский край по уровню развития государственно-частного партнерства находится на первом месте (рисунок 3). Тройку регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства (от 60% до 75%) составляют: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Москва, регион с самым низким уровнем развития государственно-частного партнерства (от 0% до 25%) в России - Республика Ингушетия.

60 50 40 30 20 10 0

50,4

2014-2015 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг. 2017-2018 гг.

□ Краснодарский край

□ Ростовская область

□ Республика Калмыкия □ Республика Адыгея

□ Волгоградская область □ Астраханская область

Рисунок 3 - Выборка из Рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства по Южному федеральному округу за 2014-2018 гг.

В 2015-2016 гг. Краснодарский край в рейтинге регионов Российской Федерации занял 46 место с уровнем развития государственно-частного партнерства 20,9%. Среди представителей Южного федерального округа Краснодарский край по уровню развития государственно-частного партнерства находится на 4 месте. Тройку регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства (от 60% до 75%) составляют: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская область, регион с самым низким уровнем развития -Республика Ингушетия.

В 2016-2017 гг. Краснодарский край в рейтинге регионов Российской Федерации за период занял 41 место с уровнем развития государственно-частного партнерства 36,4%. Среди представителей Южного федерального округа Краснодарский край по уровню развития государственно-частного партнерства, как и за период с 2015 по 2016 гг., находится на 4 месте. К тройке регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства (от 60% до 75%) относятся: г. Москва, Московская область, Самарская область, регион с самым низким уровнем развития государственно-частного партнерства (от 0% до 25%) в России - Республика Северная Осетия-Алания.

Краснодарский край в рейтинге регионов Российской Федерации в 2017-2018 гг. занял 47 место с уровнем развития государственно-частного партнерства 37,0%. Среди представителей Южного федерального округа Краснодарский край по уровню развития государственно-частного партнерства находится на 4 месте., сохраняя позицию двух предыдущих периодов. Тройку регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства (от 60% до 75%) составляют: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, регион с самым низким уровнем развития государственно-частного партнерства (от 0% до 25%) в России - Республика Калмыкия.

Таким образом, изучение динамики Краснодарского края по уровню развития государственно-частного партнерства за четырехлетний период показало, что рейтинг региона по сравнению с 2014-2015 годом несколько снизился, но имеет тенденцию к выравниванию своих позиций.

Наглядно изменение уровня развития ГЧП в Краснодарском крае и позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП представлено на рисунках 4 и 5 соответственно.

50

С 40

§ 30 н к и

3 20 а hfl

8 10

и

о

^ О

2014-2015

2015-2016

2016-2017 Период

2017-2018

2018-2019

Рисунок 4 - Уровень развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае 60 ^ 50

1-4

м

В 40

н «

& 30 т

§ 20 II 10

О

0

2014-2015 2015-2016

2016-2017 Период

2017-2018 2018-2019

Рисунок 5 - Динамика позиции Краснодарского края в рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства

Динамика уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае и изменения позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства, представленная на рисунке 4 и 5, позволяет сделать вывод о том, что после спада в 20152016 гг. произошел скачок уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае в 20162019 гг., при этом позиция Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за последние 3 года снизилась с 40 до 49 места в рейтинге.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на высокие показатели состояния государственно-частного партнерства в сфере услуг в Краснодарском крае, достигнутые благодаря слаженной работе органов государственной власти Краснодарского края, регулирующих государственно-частного партнерства, в регионе наблюдаются пробелы в реализации данного механизма, например: отсутствие единства понимания механизмов реализации государственно-частного партнерства, недостаточный уровень компетентности государственных (муниципальных) служащих в вопросах организации деятельности в новой для себя сфере государственно-частного партнерства. Устранение указанных недостатков будет способствовать повышению уровня развития государственно-частного партнерства в Краснодарском крае, а также позиции Краснодарского края в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства.

Источники:

1. Литовка Г.Л., Салпагарова С.Б. Проблемы формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства в России // УЭкС. 2012. №12 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-realizatsii-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (дата обращения: 17.11.2019).

2. Путеводитель инвестора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://investkuban.ru/invest/

3. Краснодарский край в цифрах. 2018: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2019. -302 с.

4. Платформа поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosinfra.ru/

5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 № 1044 «О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/43G655699

6. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014-2015 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

7. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.

8. Исследование «Государственно-частное партнерства в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с.

9. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2017-2018 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

1G. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2018-2019 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

Sources:

1. Litovka G. L., Salpagarova S. B. Problems of formation and implementation of public-private partnership projects in Russia. 2G12. No. 12 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-realizatsii-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (accessed 17.11.2G19).

2. Investor's guide [Electronic resource]. - Mode of access: https://investkuban.ru/invest/

3. Krasnodar region in numbers. 2G18: Stat. sat. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2G19. -3G2 PP.

4. Rosinfra infrastructure projects support platform [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.rosinfra.ru/

5. Resolution of the head of administration (Governor) of Krasnodar Krai dated 18.11.2G15 No. 1G44 "on the Department of investment and development of small and medium-sized enterprises of Krasnodar Krai "[Electronic resource]. - Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/43G655699 6. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2G14-2G15 [Electronic resource]. - Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

7. Research "development of public-private partnership in Russia in 2G15-2G16. Rating of regions in terms of PPP development "/ Association "PPP development Center", Ministry of economic development of the Russian Federation. - Moscow: Association "PPP development Center", 2G16. - 36 p.

8. Research "Public-private partnerships in Russia 2G16-2G17: current state and trends, rating of regions" / Association "PPP development Center". - Moscow: Association "PPP development Center", 2G16. - 32 p.

9. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2G17-2G18 [Electronic resource]. -Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

1G. Rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership in 2G18-2G19 [Electronic resource]. - Mode of access: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html

Р.О. Угурчиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

R.O. Ugurchieva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management, Ingush State University;

Я.М.-Х. Джумаева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Y.M.-Kh. Dzhumaeva - Assistant, Department of State and Municipal Administration, FSBEI of HE Chechen State University.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА SOME APPROACHES TO EVALUATING THE OPPORTUNITIES FOR FORMING A REGIONAL

INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация. Характер закономерностей социо-эколого-экономического развития однозначно позволяет говорить о поступательности данного эволюционного процесса. Еще академиком Л.И. Абалкиным было обосновано, что в основе всех преобразований «всегда присутствует конкретная заданность, побудительные мотивы коей обличены законами и категориями, действующими независимо от того, познаны они или нет». [1]

Можно отметить, что все происходящие качественные структурные изменения хозяйственной системы всегда выступают своеобразной альтернативой, в которой ключевая роль принадлежит заданности развития, расширяющей представления о механизмах формирования социально-экономической структуры общества. Все это сопряжено также с необходимостью учета влияния цикличности на возможности инновационно -инвестиционного развития. Под экономическим циклом мы понимаем периодически повторяющиеся динамические изменения деловой активности, масштабов производства, уровня цен и иных макроэкономических показателей.

В специальной литературе имеется множество научных работ, где детально рассмотрена цикличность социальных и экономических процессов и явлений, в т.ч. касательно технико-технологических инноваций, являющихся основным катализатором происходящих изменений уровня благосостояния и качества жизни в соответствии с заданной парадигмой экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.