Сущность метода экспертных оценок показателей риска заключается в том, что экспертам предлагают ответить на вопросы о состоянии или будущем поведении объектов. Данный метод представляет собой комплекс логических и математико - статистических методов, позволяющих обработать результаты опроса группы экспертов. При этом результаты опроса являются единственным источником информации. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.
Метод аналогов используется, если внутренняя и внешняя среда направлений финансовой деятельности объекта исследования и его аналоги имеют достаточную схожесть по основным параметрам.
Метод использует базу данных аналогичных объектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый объект. Метод аналогий при анализе риска нового проекта весьма полезен, так как в данном случае исследуются данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов финансового риска на другие аналогичные проекты других конкурирующих предприятий.
Существующие способы построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь не совсем равноценны, но так или иначе позволяют приблизительно оценить общую величину финансового риска.
Источники:
1. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2007 - 470с.
2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений. Учебник / О.В. Ефимова. - М., 2010. 356 с.
3. Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия / А. Н. Жилкина . - Инфра-М, 2005. -
336 с.
4. Самохвалова А. Р. Управление предпринимательскими рисками / А. Р. Самохвалова. - М. : «Палеолит», 2004.
- 116 с.
5. Ширяев, В.И. Модели финансовых рынков: Оптимальные портфели, управление финансами и рисками / В.И. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 216 с.
6. Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности. - М., 1998.
7. Грабовый П.Г. Риски в современном бизнесе. - М ., 1994.
Sources:
1. Ermasova N.B. Financial Management / NB Ermasova. - M .: Higher education, 2007 - 470s.
2. Efimova O.V. The financial analysis. Modern tools for making economic decisions. Textbook / O.V. Efimova. - M., 2010.356 s.
3. Zhilkina A.N. Financial management. Financial analysis of the enterprise / A. N. Zhilkina. - Infra-M, 2005 .-- 336 p.
4. Samokhvalova A. R. Entrepreneurial risk management / A. R. Samokhvalova. - M.: "Paleolithic", 2004. - 116 p.
5. Shiryaev, V.I. Models of financial markets: Optimal portfolios, financial and risk management / V.I. Shiryaev. - M .: CD Librocom, 2015 .-- 216 p.
6. Lapusta M.G. Risks in entrepreneurial activity. - M., 1998.
7. Grabovy P.G. Risks in modern business. - M., 1994.
О.Б. Угурчиев - заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
O.B. Ugurchiev - Head of the Department, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management, Ingush State Universit;
Я.М. Джумаева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
Y.M. Dzhumaeva - Assistant, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".
РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ DEVELOPMENT OF MUNICIPAL ECONOMY AS A SYSTEM OF ECONOMIC RELATIONS
Аннотация. Развитие муниципальных реформ возобновило интерес к муниципальной тематике, и в т.ч., к исследованию проблем муниципальной экономики. На территории любого муниципального района в виде компоненты муниципального устройства и места проведения местного самоуправления существует и развивается муниципальная экономика.
В условиях развития рыночных отношений нам представляется необходимым уточнить сущностную характеристику муниципального района в контексте основных положений теории развития муниципальной экономики. Исследователи обращают внимание, что муниципальная наука начала формироваться с конца XIX века не как самостоятельное систематическое целое, а как ее отдельные аспекты.. .[5,25,21,27]
Многие вопросы управления муниципальными территориями все еще недостаточно исследованы и довольно актуальны в сегодняшних реалиях. Даже в экономически развитых странах ЕС, США и Канады наблюдается отток населения муниципальных районов, размещенных вне урбанизированных поселений.
И на сегодня многие теоретические положения деятельности и развития (угасания) муниципальных образований все еще остаются малоизученными. Это касается, в т.ч., и вопросов развития муниципальной экономики как системы экономических отношений, а также необходимости выработки концептуальных подходов экономико-производственного развития в рамках формирования муниципальной политики.
Annotation. The development of municipal reforms renewed interest in municipal issues, including the study of problems of the municipal economy. On the territory of any municipal district, in the form of a component of the municipal structure and the place of local government, the municipal economy exists and develops.
In the conditions of development of market relations, it seems to us necessary to clarify the essential characteristics of the municipal district in the context of the main provisions of the theory of development of the municipal economy. Researchers note that municipal science began to take shape from the end of the 19th century not as an independent systematic whole, but as its individual aspects ... [5,25,21,27]
Many issues of managing municipal territories are still insufficiently studied and quite relevant in today's realities. Even in the economically developed countries of the EU, USA and Canada, there is an outflow of the population of municipal areas located outside urbanized settlements.
And today, many theoretical provisions of the activity and development (fading) of municipalities are still poorly understood. This applies, inter alia, to the development of the municipal economy as a system of economic relations, as well as the need to develop conceptual approaches to economic and production development within the framework of the formation of municipal policies.
Ключевые слова: рыночные отношения, муниципальные образования, социо-эколого-экономические проблемы, муниципальная экономика, экономическое пространство, конкуренция, устойчивое развитие.
Keywords: market relations, municipalities, socio-ecological-economic problems, municipal economy, economic space, competition, sustainable development.
Исходя из поставленной цели нашего исследования, нам представляется правильным на основе анализа различных подходов изучения экономического пространства остановиться на пространственно-экономическом аспекте особенностей развития муниципальной экономики как системы экономических отношений.
В числе основных основоположников муниципальной науки заслуженно называется немецкая научная школа. Надо также отметить и российских исследователей в этой области, в частности, Данилова Ф.А., Велихова Л.А., Курчинского М.А., Анимица Е.Г. и др.
Так, Велихов Л.А. еще в 1928 г. писал в своей фундаментальной работе «Основы городского хозяйства» [4], что муниципальное хозяйство характеризуется сосредоточением на одной территории людей, производства и т.д., и все усилия населения и предпринимателей направлены на благоустройство данной местности...
В период становления рыночных отношений в нашей стране в очередной раз возобновился интерес к муниципальной теме, в т.ч. к пересмотру терминологических особенностей муниципальной науки.
Так, в работе [18] автор выдвинул современную трактовку понятия «муниципальное хозяйство», сделав, при этом, упор на деятельность муниципального образования.
Надо отметить, что во многих работах по этой проблеме муниципальное хозяйство, в целом, рассматривается в виде совокупности хозяйствующих субъектов и организаций, функционирующих на территории конкретного муниципального образования с целью удовлетворения общественных потребностей населе-ния...[7,13,20,23]
Считаем уместным более подробно рассмотреть подход к муниципальной экономике как системе экономических отношений. Так, С.Л. Безвольный, анализируя теоретико-методологические и организационно-экономические положения устойчивости развития муниципальной экономики, пришел к выводу, что суть муниципальной экономики можно раскрыть посредством рассмотрения системы отношений ее экономического развития сквозь призму деятельности органов местного самоуправления касательно реализации отношений муниципальной собственности и муниципального регулирования социально-экономического развития с учетом интересов населения. [2]
Надо отметить, что в условиях рыночных отношений управление муниципальной собственности может считаться эффективным, надлежащим лишь в том случае, если оно не только учитывает интересы всех заинтересованных, но и дает возможности изыскания источников финансирования для текущей деятельности и реализации стратегического плана устойчивого развития территории.
Среди отечественных ученых очень популярна точка зрения о муниципальной экономике, как системе экономических отношений, в коих находятся и органы местного самоуправления (касательно процессов производства, обмена, потребления на территории муниципального формирования). [1,8,17,24]
Действительно, это так, только надо уточнить, что в муниципальную экономику входят лишь те объекты, которые находятся в управлении муниципальных структур. Как видно из данного уточнения, для исследо-
вания особенностей формирования и развития муниципальной экономики в данном контексте применяется субъектно-отношенческий подход. Традиционными отраслями муниципальной экономики остаются непрерывное снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация; вывоз мусора; организация пассажирского транспорта; общественное питание; комплекс социальных услуг. [5,9,11,25]
В числе основных системообразующих элементов муниципальной экономики можно выделить:
- финансово-хозяйственные отношения между различными сторонами (органы местного самоуправления, органы государственной власти, бизнес-структуры территории);
- властные отношения между органами местного самоуправления и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социо-эколого-экономического развития территорий. [6,12,19,26]
Примерно в этом духе предлагает рассматривать муниципальное хозяйство Юшина Е.А., под которым она подразумевает экономическую категорию, выражающую отношения между органами местного самоуправления. Причем, данной категории свойственна двойственная природа - властная (политическая) и хозяйственная (экономическая), которые она использует при взаимодействии с хозяйствующими субъектами территории на предмет задействования местных ресурсов, исходя из интересов местного населения. [27]
Мы полностью разделяем данное положение, ибо действительно муниципальное хозяйство выступает в виде особого инструмента, посредством коего органы местного самоуправления занимаются экономической и хозяйственной деятельностью на территории муниципального формирования.
Иными словами, муниципальную экономику можно рассматривать как экономику, ориентированную на оказание муниципальных услуг населения путем мобилизации и эффективного задействования экономических ресурсов территории.
Маркварт Э.Э. отмечает, что администрация муниципальной экономики должна быть благожелательной к предпринимателям, а само муниципальное хозяйство он представляет в виде сложной многоуровневой системы взаимосвязей и комплекса отношений на предмет оказания муниципальных услуг, образующихся между их потребителями, производителями и органами местного самоуправления. [3]
Сущность муниципального хозяйства можно представить как комплексный и самодостаточный социально-экономический институт, состоящий из объектов муниципальной собственности и хозяйственных структур, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, а также частных, акционерных и иных структур, действующих на территории муниципальных формирований, формирующих устойчивость экономики и предопределяющих условия жизнедеятельности населения. Непосредственно, сама муниципальная технология предполагает комплекс мероприятий муниципального сообщества, органов местного самоуправления, бизнес-структур, размещенных на территории муниципального формирования и порождаемых ими отношений, обусловленных муниципальными интересами. [7,10,14,15]
Анализ специальной литературы позволяет совокупность различных трактовок понимания сути «муниципальное хозяйство» свести к двум основным подходам:
1. институциональный (здесь муниципальное хозяйство рассматривается как определенная совокупность разнопрофильных предприятий различных форм собственности, сосредоточенных и функционирующих в пределах данного муниципального формирования);
2. деятельностный (каждому муниципальному хозяйству присуща конкретная деятельность, что порождает определенные отношения, будь то экономические или связанные с предоставлением муниципальных и иных услуг населению данной муниципальной территории). [3,16,22]
В работе [1] выделены основные особенности муниципальной экономики:
1. производимые ценности и услуги предназначены, в первую очередь, для удовлетворения потребностей местного сообщества;
2. значимость и роль муниципальной экономики зависит от ее полезности и востребованности для других территорий региона, страны;
3. развитие муниципальной экономики необходимо строить на рациональном сочетании экономической эффективности и социальной ответственности;
4. в муниципальной экономике рыночный механизм должен подвергаться «социальной» корректировке и предоставлять общественные блага, особенно, малозащищенным слоям населения;
5. главной и конечной целью муниципальной экономики выступает необходимость надлежащего повышения качества жизни населения местного муниципального образования. [1]
Бесспорно, у муниципальной экономики меньше ресурсных возможностей в сравнении с другими уровнями госуправления, в т.ч. - с регионами, хотя, наверняка она одновременно с этим обладает наиболее достоверной и полной информацией о потребностях и проблемах муниципального образования.
Успешность развития муниципальной экономики и муниципальных формирований на современном этапе формируется под воздействием множества трендов и концепций, в т.ч. цифровой экономики, новой индустриализации, новой нормальности и т.д. Однозначно, что каждая из них воздействует и меняет понимание зна-
чимости составляющих муниципальной экономики, в т.ч. органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и домохозяйств.
Все вышеизложенное позволяет рассматривать муниципальные образования как экономическое пространство, в рамках которой создается и развивается система экономических отношений между местными органами власти и управления, населением и бизнес-структурами, формирующимися в ходе производства, распределения, обмена и потребления, т.е. в воспроизводственном процессе на уровне муниципального района.
Мы убеждены, что специфика горных территорий республик СКФО предполагает, что развитие муниципального формирования не должно быть в обязательном порядке сопряжено с необходимостью обеспечения роста экономических и иных показателей посредством задействования инвестиций, богатых предпринимателей и т.п.
В качестве временной альтернативной цели пространственного развития может быть сохранение текущих показателей, территориальная идентичность муниципального образования, уменьшение его отрицательного воздействия на демографическую и экологическую ситуации.
Источники:
1. Анимица Л.Е. Муниципальная экономика крупнейшего города: вопросы теории и методологии. - Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета,2005
2. Бездольный С.Л. Развитие муниципальной экономики в условиях перехода к рынку: дисс. канд. эк. наук. -Росто-на-Дону,1998
3. Берр Х., Маркварт Э.Э., Исупова С.М. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предпринимателям. Концепции и образцы документов. - М.,1997. - С.54
4. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования. - М.-Л.: Гос. изд.,1928
5. Жигарь О.В. Муниципальная экономика как система экономических отношений //Вестник Челябинского госуниверситета. - 2009. - №9. - С.147
6. Кохан А.Н. Эволюция законодательных основ формирования экономики и финансов муниципальных образований //Финансовая аналитика. - 2013. - №10. - С.20-28
7. Лексин В.Н., Швецов А.И. Местное самоуправление и муниципальное развитие как объекты системного анализа и регулирования //Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2017. - №2. - С.64-71
8. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.
9. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. -Нальчик, 1986.
10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. -
С.0
12. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона //Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.
13. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.
14. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //ТеггаЕсопошгсш. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.
15. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). - С.115-120
16. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.
17. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148
18. Саурин А.И. Что скрывается за термином «муниципальное хозяйство»? //Городское управление. - 1998. - №10.
- С.29-34
19. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Воспроизводственный процесс и экономическое развитие //«Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №39. - С.2-6.
20. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природно-ресурсной базы региона // «Региональная экономика: теория и практика». - 2009. - №37. - С.32-36.
21. Угурчиев О.Б, Бероева З.М. Теория менеджмента. - М., 2016.
22. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика.- 2010. - №6.- С.21-24.
23. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. -С.241-286.
24. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике Вузовское образование и наука Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.
25. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. Москва, 2016.
26. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - №4(60). -С.121-127
27. Юшина Е.А. Муниципальное хозяйство как объект муниципального управления //Микроэкономика. - 2010. -№4. - С.100-108
Sources:
1. Animica L.E. The municipal economy of the largest city: theory and methodology. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State University, 2005
2. Sickless S.L. The development of the municipal economy in the transition to a market: Diss. Cand. ek. sciences. -Rosto-on-Don, 1998
3. Burr H., Marquart E.E., Isupova S.M. Municipal economy. Administration friendly to entrepreneurs. Concepts and sample documents. - M., 1997. - S.54
4. Velikhov L.A. Fundamentals of urban economy: a general doctrine of the city, its management, finances and methods of management. - M.-L .: State. ed., 1928
5. Zhigar OV Municipal economy as a system of economic relations // Bulletin of the Chelyabinsk State University. -2009. - No. 9. - S.147
6. Kokhan A.N. The evolution of the legislative foundations of the formation of the economy and finance of municipalities // Financial analytics. - 2013. - No. 10. - S.20-28
7. Lexin V.N., Shvetsov A.I. Local government and municipal development as objects of system analysis and regulation // Municipal property: economics, law, management. - 2017. - No. 2. - S.64-71
8. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.
9. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. -Nalchik, 1986.
10. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16
11. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0
12. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.
13. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.
14. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // TerraEconomicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.
15. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120
16. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.
17. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148
18. Saurin A.I. What is hidden behind the term "municipal economy"? //City government. - 1998. - No. 10. - S.29-34
19. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The reproduction process and economic development // "Regional economy: theory and practice." - 2009. - No. 39. - C.2-6.
20. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the efficiency of using the region's natural resource base // Regional Economics: Theory and Practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.
21. Ugurchiev O.B., Beroeva Z.M. Management theory. - M., 2016.
22. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: Theory and Practice. - 2010. - No. 6. - P.21-24.
23. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. -C.241-286.
24. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection of Higher Education and Science Materials of the Regional Scientific and Practical Conference, 2009. - S.199-202.
25. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. Moscow, 2016.
26. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127
27. Yushina E.A. Municipal economy as an object of municipal management // Microeconomics. - 2010. - No. 4. - S.100-