Научная статья на тему 'Роль государственных институтов в реализации региональной социально-экономической политики'

Роль государственных институтов в реализации региональной социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GLOBALIZATION / INCREASING COMPETITION / REGION / SOCIO-ECONOMIC POLICY / FOREIGN EXPERIENCE / STATE INSTITUTIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угурчиева Р. О., Мусаев М.М.

Проблемы современной социально-экономической ситуации в России выдвигают на передний план задачи задействования активной государственной политики, ориентированной на устойчивое обеспечение экономического роста, развития всех составляющих социально-экономического потенциала, в т.ч. повышения качества трудовых ресурсов, развития экономической активности граждан, улучшения условий жизни, наращивания эффективности производства, развития рыночной инфраструктуры и т.п. Все это требует рассмотрения, в первую очередь, вопроса о месте и значимости государственных институтов в проведении региональной социально-экономической политики. В специальной экономической литературе совокупность различных подходов определения региональной социально-экономической политики можно свести к двум основным подходам. Во-первых, это региональная политика, реализуемая общегосударственными (федеральными) структурами, и, во-вторых региональная социально-экономическая политика, проводимая местными властями в регионе. Как правило, все прежние годы исследователи делали акцент проблемам реализации общегосударственной региональной политики. Особенностью современного периода развития является наличие множества разнообразных организационных форм проведения региональной социально-экономической политики. Так, например, в США широко используется корпорация регионального развития, в странах ЕС наблюдается ассортимент реализации разнообразных функций начиная с восстановления слаборазвитых территорий до структурной перестройки освоенных регионов на постиндустриальной основе. Надо также отметить повышение роли управления территориальным развитием на уровне городов, агломераций и органов муниципального саморегулирования. Причем, особо выразительно, что наблюдается устойчивый переход в управлении региональной экономикой от администрирования к менеджменту. И это естественно, ибо само общество стало все более институциолизованным. Все это подвигло нас на изучение зарубежного опыта места и роли государственных институтов в реализации региональной социально-экономической политики с позиции возможности использования его положительных сторон в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of state institutions in the implementation of regional socio-economic politicians

The problems of the current socio-economic situation in Russia bring to the forefront the tasks of engaging in an active state policy oriented towards the sustainable provision of economic growth and the development of all components of socio-economic potential, improving the quality of labor resources, developing economic activity of citizens, improving living conditions, increasing production efficiency, developing market infrastructure, etc. All this requires consideration, first of all, of the issue of the place and significance of state institutions in carrying out regional socio-economic policies. In the special economic literature, the combination of different approaches to determining regional socio-economic policies can be reduced to two main approaches. Firstly, it is a regional policy implemented by national (federal) structures, and secondly, a regional socio-economic policy pursued by local authorities in the region. As a rule, all previous years, researchers have focused on the implementation of state-wide regional policy. A feature of the modern period of development is the presence of many diverse organizational forms for conducting regional socio-economic policies. For example, in the USA, the regional development corporation is widely used, in the EU countries there is an assortment of various functions from the restoration of underdeveloped territories to the structural restructuring of developed regions on a post-industrial basis. It should also be noted the increasing role of territorial development management at the level of cities, metropolitan areas and municipal self-regulatory bodies. Moreover, it is particularly expressive that there is a steady transition in the management of the regional economy from administration to management. And this is natural, for society itself has become increasingly institutionalized. All this prompted us to study the foreign experience of the place and role of state institutions in the implementation of regional socio-economic policies from the perspective of the possibility of using its positive aspects in Russian practice.

Текст научной работы на тему «Роль государственных институтов в реализации региональной социально-экономической политики»

19. Sysoeva O. N. The study of strategic profit management in innovative environment //Vestnik of Orel GET. - 2012. - No. 4. - 57-65

20. Ugurchiev O. B, Beroeva Z. M. management Theory. - Moscow, 2016.

21. Ugurchiev O. B, Gatagazhev B. M. State and trends of development of the regional food market / / Regional economy: theory and practice. - 2010. - No. 6.- P. 21-24.

22. Ugurchiev O. B, Ugurchiev D. O. Methodological aspects of regional investment policy / / Economic Sciences. -2011. - No. 85. - Pp. 241-286.

23. Ugurchiev O. B, Ugurchiev D. O. Practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (on the example of the Republic of Ingushetia //in the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - Pp. 199-202.

24. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Basic approaches to the formation of management efficiency criteria //in the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - Pp. 193-196

25. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Fundamentals of state and municipal management. - Moscow, 2016.

26. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Some approaches to the analysis of factors of management restructuring by economic entities of the agro-industrial complex / / Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - Pp. 700-703

27. Uyanaev B. B., Misakov V. S. a New model of rural development and food security / / Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

Р.О. Угурчиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

R.O. Ugurchieva - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ingush State University";

М.М. Мусаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

M.M. Musaev - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Enterprise Economics, Chechen State University.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ THE ROLE OF STATE INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICIES

Аннотация. Проблемы современной социально-экономической ситуации в России выдвигают на передний план задачи задействования активной государственной политики, ориентированной на устойчивое обеспечение экономического роста, развития всех составляющих социально-экономического потенциала, в т.ч. повышения качества трудовых ресурсов, развития экономической активности граждан, улучшения условий жизни, наращивания эффективности производства, развития рыночной инфраструктуры и т.п. Все это требует рассмотрения, в первую очередь, вопроса о месте и значимости государственных институтов в проведении региональной социально-экономической политики.

В специальной экономической литературе совокупность различных подходов определения региональной социально-экономической политики можно свести к двум основным подходам.

Во-первых, это региональная политика, реализуемая общегосударственными (федеральными) структурами, и, во-вторых - региональная социально-экономическая политика, проводимая местными властями в регионе.

Как правило, все прежние годы исследователи делали акцент проблемам реализации общегосударственной региональной политики.

Особенностью современного периода развития является наличие множества разнообразных организационных форм проведения региональной социально-экономической политики. Так, например, в США широко используется корпорация регионального развития, в странах ЕС наблюдается ассортимент реализации разнообразных функций - начиная с восстановления слаборазвитых территорий до структурной перестройки освоенных регионов на постиндустриальной основе.

Надо также отметить повышение роли управления территориальным развитием на уровне городов, агломераций и органов муниципального саморегулирования. Причем, особо выразительно, что наблюдается устойчивый переход в управлении региональной экономикой от администрирования к менеджменту. И это естественно, ибо само общество стало все более институциолизованным.

Все это подвигло нас на изучение зарубежного опыта места и роли государственных институтов в реализации региональной социально-экономической политики с позиции возможности использования его положительных сторон в российской практике.

Annotation. The problems of the current socio-economic situation in Russia bring to the forefront the tasks of engaging in an active state policy oriented towards the sustainable provision of economic growth and the development of all components of socio-economic potential, improving the quality of labor resources, developing economic activity of citizens, improving living conditions, increasing production efficiency, developing market infrastructure, etc. All this

requires consideration, first of all, of the issue of the place and significance of state institutions in carrying out regional socio-economic policies.

In the special economic literature, the combination of different approaches to determining regional socio-economic policies can be reduced to two main approaches.

Firstly, it is a regional policy implemented by national (federal) structures, and secondly, a regional socio-economic policy pursued by local authorities in the region.

As a rule, all previous years, researchers have focused on the implementation of state-wide regional policy.

A feature of the modern period of development is the presence of many diverse organizational forms for conducting regional socio-economic policies. For example, in the USA, the regional development corporation is widely used, in the EU countries there is an assortment of various functions from the restoration of underdeveloped territories to the structural restructuring of developed regions on a post-industrial basis.

It should also be noted the increasing role of territorial development management at the level of cities, metropolitan areas and municipal self-regulatory bodies. Moreover, it is particularly expressive that there is a steady transition in the management of the regional economy from administration to management. And this is natural, for society itself has become increasingly institutionalized.

All this prompted us to study the foreign experience of the place and role of state institutions in the implementation of regional socio-economic policies from the perspective of the possibility of using its positive aspects in Russian practice.

Ключевые слова: глобализация, возрастающая конкуренция, регион, социально-экономическая политика, зарубежный опыт, государственные институты, устойчивое развитие.

Keywords: globalization, increasing competition, region, socio-economic policy, foreign experience, state institutions, sustainable development.

В качестве объектов региональной политики в экономически развитых странах выступают пространственные (региональные) неравенства, проявляющиеся в уровне и условиях жизни, в занятости, темпах экономического роста, развитости малого бизнеса и др. В этих случаях задаваемая региональная политика ориентирована на нейтрализацию и выдавливание неравенства, создающих почву для социальных конфликтов, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию страны. Иными словами - сближению в уровне развития отдельных регионов страны. Как правило, это происходит посредством «подтягивания» депрессивных территорий к среднему уровню.

Вышеизложенное позволяет говорить о направленности региональной социально-экономической политики, в первую очередь, на социальную справедливость и экономическую эффективность. Первое предполагает обеспечение такой пространственной организации экономики, чтобы все жители всех территорий страны получили бы одинаковые возможности для обеспечения желаемого уровня благополучия.

Вторая цель говорит о необходимости более эффективного задействования производственного потенциала рассматриваемого региона с целью наращивания общенационального благосостояния. Примечательно, что эти рассматриваемые цели пространственного развития могут выступать и как совместимые цели, и как конфликтные - это зависит от конкретной стадии экономического цикла.[1,4,10,15]

Еще в 20-х годах прошлого века в наиболее индустриально развитых государствах того периода региональную политику стали рассматривать в качестве средства госрегулирования социально-экономических процессов в проблемных регионах страны, позволяющего эффективно снимать социальную и экологическую напряженность.

В современной региональной политике стран ЕС прослеживаются четыре основных направления:

- развитие депрессивных старопромышленных регионов;

- восстановление экономики слаборазвитых регионов;

- задействование новых территорий;

- регулирование развития крупных городов и агломераций.

Не вдаваясь в особенности развития этих процессов (они довольно подробно освещены в специальной литературе), мы отметим такой аспект - на практике проявилась большая эффективность поощрительных мероприятий региональной социально-экономической политики, чем меры запретительного характера.[2,7,12,17]

Надо также отметить, что если региональная политика, например, в США не позволяла обеспечить заметного выравнивания социально-экономического развития по штатам, тем не менее, как правило, она препятствовала развитию их межрегиональных различий - в частности, за период с 1950 по 1980 гг. - уровень региональных различий здесь сократился более, чем на 20%.[1]

Трансформационные процессы в 70-80-х годах прошлого столетия в региональной политике привели к переносу многих функций управления на «плечи» местных властей, переходу к политике территориальной организации на мезо- и микроуровнях. Это означало уход от социальных целей (компенсации территориального неравенства) на экономическое стимулирование посредством активного задействования рыночных механизмов, что уже изначально предлагает рост неравенства.

Иными словами, речь идет о начале новой парадигмы территориального развития, т.е. государственной региональной экономической политики, основанной на реализации стратегии задействования эндогенного потенциала. В этих условиях государство стало стимулировать мобилизацию внутренних ресурсов экономического роста территории, что, в конечном итоге, привело к конвертации технологической и региональной политики.

Надо отметить, что для перехода к эндогенной концепции в западных странах на этот период были сформированы объективные факторы, проявляющиеся в экономическом кризисе, сильно сократившем федеральное финансирование; кратно усложнившаяся структура современного общественного развития, информационная перегрузка федеральных властей. Все это, бесспорно, способствовало необходимости делегирования ответственности на региональный (местный) уровень.

Качественное обновление региональных сообществ привело также к смещению целей с экстенсивной мобилизации в депрессивные территории капитала, материальных и других внешних ресурсов на информатизацию местных сообществ, задействование новых технологий, и, что особо характерно - вместо концентрирования промышленного производства стали расширять сферу услуг и развивать межотраслевые связи (производственные сети).[6,9,16,18]

При этом активно использовались такие методы эндогенного регионального развития как государственное регулирование, стимулирование сектора услуг, поддержка малого бизнеса и др.

Госрегулирование было направлено, в первую очередь, на активное использование государственной собственности посредством формирования государственных инвествложений. Такой подход позволил в короткие сроки привлечь активы многих инвесторов в проблемные зоны и активно стимулировать воздействие общественного сектора на устойчивость регионального развития посредством реализации новых государственных проектов.

Исследование организации региональной экономической политики и регионального управления показывает, что в развитых зарубежных странах активно используется разнообразный арсенал средств. И хотя они все построены на рыночных принципах хозяйствования, тем не менее, все они эффективно функционируют и взаимодействуют с различными формами государственного участия. Бесспорно, такое положение содействует эффективному решению не только сугубо экономических, но и социальных задач.[3,8,13,19]

В качестве методологических основ проведения региональной экономической политики выступает программно-целевой подход с активным задействованием в управлении реализацией целевых программ социально-экономического развития территории принципов менеджмента. Использование функционального подхода дает возможность эффективно задействовать сформировавшиеся организационные структуры для решения на соответствующих этапах комплекса задач. Так, например, в США изначально занимались ресурсным освоением и инфраструктурным обустройством территории, на втором этапе упор приходился на диверсификацию структуры хозяйства, интенсификацию производства, внедрение прорывных технологий.

Рассматриваемая тенденция позже получила соответствующую идеологическую и методологическую интерпретацию в концепциях глобализма, неокосерватизма и либерализма.

Эксперты отмечают отмирание традиционного понятия региональной экономической политики, проводимой с макроуровня. Идет перераспределение ресурсов мелким территориальным структурам в виде административных единиц - городов и органов муниципального управления. Определяющим фактором становится способность местных органов власти разрабатывать и реализовывать собственную политику территориального раз-вития.[11,14,18,21]

В этих условиях исключительной особенностью современной экономической политики является ее ориентированность на активное использование внутренних резервов развития, в первую очередь, человеческого фактора. Здесь уместно вспомнить высказывание - государство, которое не способно развивать свои человеческие ресурсы, в дальнейшем будет также не способно их задействовать. [5]

Нам представляется, что подобные положения региональной политики экономически развитых стран касательно необходимости развития человеческого потенциала, социальной и бизнес-инфраструктуры целесообразно адаптировать и для российской экономической политики.

Напомним, что методологически изначально советская региональная политика была направлена на рациональное размещение производительных сил в соответствии с теорией размещения и концепцией разделения труда. В этих условиях никакой речи не могло и быть о региональном и отраслевом различии...

Позднее была дана установка на необходимость выравнивания уровня экономического положения территориальных подсистем. Надо отметить, что это противоречило сложившейся отраслевой форме народнохозяйственной структуры воспроизводства. В этих условиях потребовалось четко разграничить отраслевые и территориальные задачи в планировании и управлении или поиске новой территориальной воспроизводственной структуры, позволяющей нейтрализовать эти противоречия.

В современных условиях необходима целостная система форм и методов реализации государственной региональной экономической политики.

В ходе нашего исследования мы установили, что практически во всех республиках Северного Кавказа применяется для этих целей очень скудный арсенал «одностороннего» движения, зачастую с элементами и методами советского периода. [11] Вследствие этого, можно констатировать, что используемые механизмы текущего

финансового выравнивания не позволяют решить множество проблем с финансированием расходов депрессивных республик региона.

В последние годы актуальными стали федеральные целевые программы, направленные на социально-экономическое развитие регионов, дополняющие схему финансового выравнивания депрессивных территорий. Эти программы пришли на замену прежних централизованных капиталовложений...

Программный метод решения наиболее острых социально-экономических проблем развития депрессивных территорий, расположенных в зоне межнациональных конфликтов ряда республик Северного Кавказа, оказался недостаточно методологически проработанным - в этих регионах до сих пор депрессивное состояние, незавершенность земельной реформы, все также необходима сложная структурная перестройка, нет значимых инвестиционных проектов и т.п. [13,15,23]

Нам представляется, что федеральные программы должны обладать координирующей и управляющей ролью в ходе социально-экономического развития регионов, являть собой завершенный алгоритм действий региональных властей и выступать в качестве ориентира для деятельности всех предприятий региона. [10,17,24]

Необходимо обратить внимание на то, что во всех ФЦП всегда предусматривается обязательное софи-нансирование из регионального бюджета.

Более того, в соответствии с законодательством, доля федерального финансирования инвестпрограммы по развитию социальной инфраструктуры региона не может превышать 50% общих объемов финансирования проекта (программы).

В ходе исследования мы имели возможность убедиться в том, что расчеты федеральных структур на внебюджетные источники в депрессивных республиках очень часто были лишены оснований. Это, на наш взгляд, можно рассматривать как один из кризисных факторов неуспешности реализации региональной социально-экономической политики.

В этих условиях, на наш взгляд, необходимо создать, в первую очередь, внешние условия для эффективной реализации региональной экономической политики посредством реализации субсидиарности. Во-вторых, необходимо завершить интегрирование социально-экономической политики федерального и регионального уровней, их взаимодействие в гармоничной согласованности реализации социально-экономической политики.

Безусловно, делегирование части функций госуправления на муниципальный уровень с переносом соответствующих доходных полномочий усилит роль государства в экономике без значимого наращивания госрасходов и обеспечит в существенной степени (чем в текущем периоде) учет и реализацию интересов всех слоев общества.

Источники:

1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2014. - №4. - С.3-16

2. Беляков Д.Е. Пространство власти: динамика административно-территориального устройства и системы управления хозяйством //Регионология. - 1997. - №3. - С.57-68

3. Гневко В.А., Рохчин В.Е. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления //Пространственная экономика. - 2006. - №4. - С. 101-114

4. Двас Г.В. Цели, ключевые факторы и механизмы социально-экономического развития региона.- СПб: Изд-во «Наука»,2013. - 134 с.

5. Ибрагимов А.И. Региональная политика развивающихся стран. - Баку, 1992

6. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

10. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

11. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

12. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

13. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). - С.115-120

14. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

15. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148

16. Татаркин А.И., Андреева Е.Л. Формирование постиндустриального социального государства: вектор развития человеческого потенциала //Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №7. - С.24-31

17. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природно-ресурсной базы региона. //Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №37. - С.32-36.

18. Угурчиев О.Б, Бероева З.М. Теория менеджмента. - М., 2016.

19. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №6.- С.21-24.

20. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. - С.241-286.

21. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.

22. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основные подходы к формированию критериев эффективности управления //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2007. - С.193-196

23. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. - М., 2016.

24. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О.Некоторые подходы к анализу факторов реструктуризации управления хозяйствующими субъектами АПК //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №7(72). - С.700-703

25. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. -№4(60). - С.121-127

26. Ясин Е.Г., Якобсон Л.И. Состоится ли новая модель экономического роста в России? //Вопросы экономики. - 2013. - №5. - С.4-39

Sources:

1. Aganbegyan A.G. Socio-economic development of Russia: analysis and forecast // Problems of forecasting. - 2014. - No. 4. - S.3-16

2. Belyakov D.E. The space of power: the dynamics of the administrative-territorial structure and economic management system // Regionology. - 1997. - No. 3. - S. 57-68

3. Gnevko V.A., Rohchin V.E. Questions of theory and practice of regional strategic management // Spatial Economics. -2006. - No. 4. - S.101-114

4. Dvas G.V. Goals, key factors and mechanisms of socio-economic development of the region. - St. Petersburg: Publishing House "Science", 2013. - 134 p.

5. Ibragimov A.I. Regional policies of developing countries. - Baku, 1992

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

9. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

10. Misakov V.S., Bout V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

11. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

12. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

13. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

14. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Mat-ishov, 2009. - S. 215-218.

15. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148

16. Tatarkin A.I., Andreeva E.L. The formation of a post-industrial social state: the vector of human potential development // Problems of the theory and practice of management. - 2014. - No. 7. - S.24-31

17. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the effectiveness of using the region's natural resource base. // Regional economy: theory and practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.

18. Ugurchiev O.B., Beroeva Z.M. Management theory. - M., 2016.

19. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: theory and practice. - 2010. - No. 6.- S.21-24.

20. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. - S.241-286.

21. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - S.199-202.

22. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. The main approaches to the formation of management performance criteria // In the collection "University Education and Science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - P.193-196

23. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. - M., 2016.

24. Ugurchiev O.B., Ugurchieva R.O. Some approaches to the analysis of factors of restructuring management of economic entities of the agro-industrial complex // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - S.700-703

25. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127

26. Yasin E.G., Jacobson L.I. Will there be a new model of economic growth in Russia? // Issues of economics. - 2013. - No. 5. - S. 4-39

А.А. Халяпин - доцент, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, wamp_1@rambler.ru,

A. A. Khalyapin - associate Professor, candidate of economic Sciences, Kuban state agrarian University;

А.Ю. Юркевич - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, yurkevich. alexan der@bk.ru,

A. U. Yurkevich - master's student, Kuban state agrarian University;

М.С. Кочка - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, misha_koc@mail.ru,

M. S. Kochka - master's student, Kuban state agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ CAMELS ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БАНКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНВЕСТОРА

PECULIARITIES OF USING CAMELS VALUATION METHODOLOGY WHEN ASSESSING THE BANK'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS FROM THE INVESTOR'S POINT OF VIEW

Аннотация. В инвестиционной практике на данный момент наблюдается тенденция к унификации систем оценки инвестиционной привлекательности. Однако банки как объекты оценки инвестиционной привлекательности имеют свою особенности, вследствие которых традиционные методики и критерии инвестиционной привлекательности оказываются неэффективными или даже бесполезными. В ходе исследования была использована система оценки коммерческих банков CAMELS, используемая ведущими Центральными банками мира, которая затем была приспособлена для оценки именно инвестиционной привлекательности банков. По нашему мнению, система оценки инвестиционной привлекательности банка должна включать себя методологические основы и наработки Центральных банков мира, и в то же время быть ориентированной на инвесторов, позволять качественно и всесторонне оценить инвестиционную привлекательность банка с учетом всей специфики ведения деятельности в этом секторе. В результате была создана методология, позволяющая проводить всеобъемлющую оценку финансовой деятельности и инвестиционной привлекательности банка, работа которой была продемонстрирована посредством анализа инвестиционной привлекательности ПАО Сбербанк.

Annotation. In investment practice at the moment there is a tendency to unify the systems of evaluation of investment attractiveness. However, banks as objects of investment attractiveness assessment have their own peculiarities, as a result of which traditional methods and criteria of investment attractiveness are ineffective or even useless. The study used the CAMELS system of evaluation of commercial banks, used by the leading Central banks of the world, which was then adapted to assess the investment attractiveness of banks. In our opinion, the system of assessment of investment attractiveness of the bank should include methodological bases and achievements of the Central Banks of the world, and at the same time be oriented to investors, allow to qualitatively and comprehensively assess investment attractiveness of the bank taking into account all specifics of activity in this sector. As a result, a methodology was created that allows for a comprehensive assessment of the financial performance and investment attractiveness of the Bank, the work of which was demonstrated through the analysis of the investment attractiveness of Sberbank.

Ключевые слова: CAMELS, банк, инвестиционная оценка, инвестиционная привлекательность.

Keywords: CAMELS, Bank, investment valuation, investment attractiveness.

Поскольку банки, как и другие коммерческие учреждения, стремятся максимизировать свои проценты, использование финансовых критериев для их работы имеет важное значение [10]. С другой стороны, структура деятельности банков такова, что они сталкиваются с различными рисками, такими как риск невозврата, поэтому оценка эффективности деятельности банка является сложным вопросом и обсуждалась и изучалась международными финансовыми институтами и мыслителями на протяжении многих лет. Модель CAMELS - это стратегия, предложенная международными финансовыми институтами, включая Банк международных расчетов (БМР) и БКБС, после многолетних исследований и исследований.

Аббревиатура CAMELS представляет собой сочетание начальных букв анализируемых компонентов, названия которых фактически аналогичны используемым российскими органами банковского надзора [3]:

C — capital adequacy, или достаточность капитала.

A — asset quality, или качество активов.

M — management, или качество управления.

E — earnings, или доходность (прибыльность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.