Научная статья на тему 'Перспективы развития инновационного потенциала регионов СКФО'

Перспективы развития инновационного потенциала регионов СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / INNOVATIVE POTENTIAL / KNOWLEDGE ECONOMY / DEVELOPMENT PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бостанова П.И., Багаева А.И.

В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года планируется обеспечить технико-технологический прорыв, формирующий архитектуру новейшего экономического уклада. Такое положение требует разработки и решения комплекса проблем, в т.ч. проблемы устойчивого развития регионов на основе эффективного задействования их инновационного потенциала. Такая постановка обусловлена рядом взаимосопряженных обстоятельств, в т.ч. тем, что регионы, являясь структурными элементами РФ, посредством реализации эффективной региональной инновационной подсистемы, закладывают основу качественного развития инновационной экономики всего государства в целом. Непрерывно меняющаяся ситуация территориального развития в условиях нарастания формирующейся экономики знаний, обширной информатизации экономического пространства, развития коммуникативных связей и т.п. требует переосмысления сложившихся теоретических и методологических основ управления инновационной деятельностью регионов. Надо также особо отметить, что продолжающееся пополнение ВВП России, как правило, посредством экспорта углеводородных и минерально -сырьевых ресурсов, образует реальные угрозы финансовой стабильности и экономической безопасности экономики национального хозяйства. Также вызывает большую озабоченность наличие низкого уровня координации между госструктурами, наукой и бизнес-структурами, неразвитость коммерциализации прикладных исследований инновационного характера. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования анализа и выявления возможностей наращивания инновационного потенциала экономики субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of innovative potential of the regions of the NKFD

In accordance with the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation until 2035, it is planned to ensure a technological breakthrough that forms the architecture of the latest economic structure. This situation requires the development and solution of a complex of problems, including problems of sustainable development of the regions based on the effective use of their innovative potential. Such a statement is due to a number of interrelated circumstances, including the fact that the regions, being the structural elements of the Russian Federation, through the implementation of an effective regional innovation subsystem, lay the foundation for the qualitative development of the innovation economy of the entire state as a whole. The continuously changing situation of territorial development in the context of a growing emerging knowledge economy, extensive informatization of the economic space, the development of communicative relations, etc. requires a rethinking of the existing theoretical and methodological foundations of the management of innovation in the regions. It should also be noted that the ongoing replenishment of Russia's GDP, as a rule, through the export of hydrocarbon and mineral resources, creates real threats to the financial stability and economic security of the economy of the national economy. Also of great concern is the presence of a low level of coordination between government agencies, science and business structures, and the underdevelopment of the commercialization of applied research of an innovative nature. All of the above indicates the need to improve the analysis and identify opportunities to build innovative potential of the economy of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инновационного потенциала регионов СКФО»

3. Mazilkin E.I., Panichkin T.G. Competitiveness Management: Tutorial. - Saratov: Ai Pi Air Media, 2019. - 397 p.

4. Minko E.V., Minko A.E., Smirnov V.P. Quality and Competitiveness of Products and Processes: Training Manu-al/SPbGUAP. SPb., 2005. - 240 p.

5. Mocronosov A.G. Competition and Competitiveness: Tutorial/A.G. Mocronosov, I.N. Mavrin. - Yekaterinburg: Ural university, 2014. - 194 p.

6. Murakhtanova N.M., Eremina E.I. Marketing: textbook. - 9th ed., stereotype. - M.: Academy, 2013. - 304 p.

7. Porter M. Competitive strategy: A technique of the analysis of the industries and Competitors / Porter M. E., - the 6th prod. - M. Alpina Pabl., 2016. - 453 p.

8. Socio-cultural sphere in the XXI century: trends, problems, prospects/Under ed. dot. E. Y. Morozova. - SPb.: Book "Info-Yes," 2017 - 376 p.

П.И. Бостанова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»,

P.I. Bostanova - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, North-Caucasian State Academy;

А.И. Багаева - ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

A.I. Bagaeva - Assistant, Department of Management, FSBEI of HE Chechen State University.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СКФО PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGIONS OF THE NKFD

Аннотация. В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года планируется обеспечить технико-технологический прорыв, формирующий архитектуру новейшего экономического уклада. Такое положение требует разработки и решения комплекса проблем, в т.ч. проблемы устойчивого развития регионов на основе эффективного задействования их инновационного потенциала.

Такая постановка обусловлена рядом взаимосопряженных обстоятельств, в т.ч. тем, что регионы, являясь структурными элементами РФ, посредством реализации эффективной региональной инновационной подсистемы, закладывают основу качественного развития инновационной экономики всего государства в целом. Непрерывно меняющаяся ситуация территориального развития в условиях нарастания формирующейся экономики знаний, обширной информатизации экономического пространства, развития коммуникативных связей и т.п. требует переосмысления сложившихся теоретических и методологических основ управления инновационной деятельностью регионов.

Надо также особо отметить, что продолжающееся пополнение ВВП России, как правило, посредством экспорта углеводородных и минерально-сырьевых ресурсов, образует реальные угрозы финансовой стабильности и экономической безопасности экономики национального хозяйства. Также вызывает большую озабоченность наличие низкого уровня координации между госструктурами, наукой и бизнес-структурами, неразвитость коммерциализации прикладных исследований инновационного характера.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования анализа и выявления возможностей наращивания инновационного потенциала экономики субъектов РФ.

Annotation. In accordance with the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation until 2035, it is planned to ensure a technological breakthrough that forms the architecture of the latest economic structure. This situation requires the development and solution of a complex of problems, including problems of sustainable development of the regions based on the effective use of their innovative potential.

Such a statement is due to a number of interrelated circumstances, including the fact that the regions, being the structural elements of the Russian Federation, through the implementation of an effective regional innovation subsystem, lay the foundation for the qualitative development of the innovation economy of the entire state as a whole. The continuously changing situation of territorial development in the context of a growing emerging knowledge economy, extensive informatization of the economic space, the development of communicative relations, etc. requires a rethinking of the existing theoretical and methodological foundations of the management of innovation in the regions.

It should also be noted that the ongoing replenishment of Russia's GDP, as a rule, through the export of hydrocarbon and mineral resources, creates real threats to the financial stability and economic security of the economy of the national economy. Also of great concern is the presence of a low level of coordination between government agencies, science and business structures, and the underdevelopment of the commercialization of applied research of an innovative nature.

All of the above indicates the need to improve the analysis and identify opportunities to build innovative potential of the economy of the constituent entities of the Russian Federation.

Ключевые слова: стратегическое развитие, региональная экономика, инновационный потенциал, экономика знаний, приоритетные направления развития.

Keywords: strategic development, regional economy, innovative potential, knowledge economy, development priorities.

Созидание прорывных высокотехнологичных производств и рост человеческого капитала в сфере науки и инноваций выступают основой формирования в Российской Федерации экономики нового типа - экономики знаний.

Наметившиеся с 2010 г. восстановительные тенденции экономического роста в нашей стране были прерваны очередным мировым экономическим кризисом, осложненным известной геополитической обстановкой после введения в 2014-2016 гг. международных санкций к России.

В 2016-2017 гг. в сравнении с 2015 г. наблюдается снижение уровня ВВП на 0,2%, хотя годом ранее - в сравнении с 2014 г. - это падение было на уровне 3,7%. Примерно такое же положение и с численностью безработных - соответственно - 0,5%; 7,4%.

В конце 2017 г. и первом полугодии 2018 г. вновь образовались точки роста в области сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и промышленного производства. Более того, в производстве электроэнергии, газа и воды прирост составил 6,9% в сравнении с 2015 г.

Исследование механизма цикличности социально-экономических процессов позволяет рассматривать вход экономики национального хозяйства в стадию экономического кризиса, как своеобразный тест на ее финансово-экономическую устойчивость, на соответствие организационного механизма управления запросам новой экономической конъюнктуры. [2,6,9]

В ходе исследования регионального промышленного комплекса в республиках СКФО мы установили факт повсеместного отсутствия системной региональной промышленной политики. Это не могло не привести к комплексу серьезных проблем, сдерживающих потенциал инновационного развития промышленности в национальных субъектах СКФО. В числе этих проблем необходимо отметить высокий уровень морального и физического износа основных фондов, низкую кредитоспособность и инвестиционную привлекательность депрессивных республик, отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов производимой продукции, нехватка квалифицированных кадров, в т.ч. с рыночным мышлением. [11,14,17]

В республиках осознали, что без разработки соответствующих документов стратегического планирования невозможно ориентироваться на внедрение передовых производственных технологий. Ускорению этого процесса осознания также поспособствовали «дорожные карты» Агентства стратегических инициатив.

По стране федеральные целевые программы сменились на новый формат - комплексные научно-технические программы. Они выступают в виде матрицы, где создаются проекты завершенного жизненного цикла: от научной прорывной идеи до линейки технологий или продуктов.

Однозначно, что все это сопряжено с масштабным участием государства в развитии экономики регионов. В республиках, даже если допустить, что уже состоялся ввоз на их территории в достаточном количестве и ассортименте высокоэффективных технологий, тем не менее, их нельзя будет надлежащим образом использовать в виду неготовности на местах производственной и технологической среды для их восприятия.

Для преодоления этих архисложностей требуется довольно мощный инициирующий импульс в виде инвестиций в новые типы инфраструктуры, разработку новых специальностей, в подготовку современных специалистов и др.

Действительно, для того, чтобы в республиках СКФО смогли выйти на ассоциированный качественно новый подъем роста региональной экономики, требуется опережающее появление производств нового технологического порядка.

Более того, нам представляется, что необходимо на Северном Кавказе сформировать ядро нового технологического порядка и проводить согласованную макроэкономическую политику с приоритетами долгосрочного технико-технологического и социально-экономического развития.

Эксперты отмечают, что траекторию структурных изменений региональной экономики субъектов РФ характеризует ее воспроизводственная составляющая.[1,4,10,12]

Действительно, сбалансированное развитие национальной экономики Российской Федерации необходимо ориентировать на опережающий рост доли высокотехнологических наукоемких отраслей при одновременном снижении удельного веса сырьевых и материалоемких отраслей. [3,15]

Бесспорно, что задействование всех ресурсов инновационного потенциала региона, его приращение и формирование инновационной восприимчивости, в основном, зависят от условий и обстоятельств, в коих «варится» данная региональная социо-эколого-экономическая система.

Нам представляется, что инновационный потенциал республики обусловлен ее способностью привлекать ресурсы для инновационного развития.

В ходе нашего исследования мы провели комплексный анализ инновационно-инвестиционного развития республик СКФО, при расчете инновационного показателя за основу взяли интегральный показатель. Такой подход позволил выявить комплекс острых проблем, связанных с формированием и развитием инновационного потенциала конкретной республики, необходимостью мобилизации усилий по наращиванию научной, кадровой и финансово-экономической составляющих потенциала.

При анализе тесноты взаимосвязи между различными показателями, разнонаправлено воздействующими на динамику инновационного потенциала, мы использовали типовой инструментарий корреляционно-регрессионного анализа. [5,8] Проведенные расчеты коэффициентов корреляции показали наличие тесной связи с инновационным потенциалом республик СКФО (коэффициент корреляции больше 0,7) имеют два показателя

- инвестиции и коэффициент обновления ОФ.

Связь между инвестпотенциалом и численностью персонала, задействованного в исследованиях и разработках, можно оценить как среднюю. Можно также отметить наличие умеренной связи с инновационным потенциалом - объемы затрат исследования и разработки...

В целом, можно констатировать, что для формирования и наращивания роста инновационного потенциала промышленного комплекса республик СКФО необходимо, в первую очередь, задействовать четыре группы факторов:

- рост инвестиций в основной капитал;

- рост темпов обновления ОПФ;

- рост кадров для науки;

- рост затрат на НИОКР.

Задействование указанных групп факторов требует конкретизации мероприятий, направленных на формирование и развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры, активизацию форм господдержки инвесторов. [6,7,13]

Нам представляется необходимым в СКФО сформировать единое региональное инновационное пространство с целью мобилизации всех ресурсов на развитие технологического и интеллектуального потенциала, устойчивого роста инновационного предпринимательства.

Такой подход позволит разработать и принять к исполнению окружной план территориального размещения производительных сил, определить потребности новой экономики СКФО в инновациях в соответствии с приоритетными направлениями деятельности республик.

Мы предлагаем создать Северокавказский координационный совет по инновациям. Он будет строго ориентирован на обеспечение тесного взаимовыгодного взаимодействия государства, науки, бизнес-структур и гражданского общества во всех процессах формирования и реализации приоритетных направлений научно-технологического развития.

В республиках необходимо в оперативном порядке сократить административные барьеры касательно земельных отношений, землепользования, разрешений на поведение инженерных и иных сетей и получения соответствующей документации и т.п.

Для оценки уровня инновационно-инвестиционного развития республик целесообразно использовать, в т.ч. такие показатели, как:

- затраты на технологические инновации предприятий малого и среднего бизнеса;

- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

- удельный вес предприятий, занимающихся технологическими инновациями, в общем количестве предприятий.

Нам представляется, что активное использование этих и других показателей позволит выявить проблемное поле формирования и устойчивого развития инновационного потенциала республик СевероКавказского Федерального округа.

Источники:

1. Алексеев С.Г. Интегральная оценка инновационного потенциала региона //Проблемы современной экономики. -2009. - №2. - С. 302-308

2. Беспалов М.В. Особенности развития инновационной деятельности в регионах ЦФО //Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №23. - С.29-36

3.Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика,2010.

- 255 с.

4.Градов А.П. Цикличность развития экономики и управление конкурентными преимуществами. - СПб: Полто-рак,2011. - 226 с.

5. Данилова Т.Н. Подходы к оценке инновационного потенциала региона //Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №17. - С. 19-25

6.Колмыкова Т.С. Стратегические возможности к продвижению инвестиционных возможностей региона в развитии промышленного комплекса //Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №35. - с. 2-7

7.Кондратьев И.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика,2002. - 461 с.

8.Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы. - М., 1998.

9.Мисаков В.С. Методологические проблемы функционально-стоимостного анализа в условиях перехода к рыночной экономике. - Нальчик, 1995.

10. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ в строительстве. - М., 1986.

11. Мисаков В.С., Галачиев О.Т., Шардан С.К. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 1 (71). С. 108-114.

12. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б. Анализ качества и объема аудиторской выборки //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. -2013. - № 5 (55). - С. 121-127.

13. Мисаков В.С., Шахмурзов З.М., Ивазов А.Х. Составляющие и специфика потенциала перерабатывающих предприятий регионального АПК //TerraEconomicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 283-285.

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

15. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса //TerraEconomicus. 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 137-141.

16. MisakovV.F., BaiduyevI.Z., GendugovS.Z. Functionally-valueanalysisasamethodofsystemresearch//ИзвестияОренбургскогогосударственногоаграрногоуниверситета. - 2009. - № 2 (22). - С. 167-172.

17. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution International Business Management. - 2016. - Т. 10. - № 10. - С. 1946-1951.

Sources:

1. Alekseev S.G. Integral assessment of the innovative potential of the region // Problems of the modern economy. - 2009. -No. 2. - S. 302-308

2. Bespalov M.V. Features of the development of innovation in the regions of the Central Federal District // Regional Economics: theory and practice. - 2014. - No. 23. - S.29-36

3. Glazyev S.Yu. Strategy for the rapid development of Russia in the context of the global crisis. - M .: Economics, 2010. -

255 p.

4. Gradov A.P. Cyclical development of the economy and management of competitive advantages. - St. Petersburg: Polto-rak, 2011. - 226 p.

5. Danilova T.N. Approaches to assessing the innovative potential of a region // Economic analysis: theory and practice. -2014. - No. 17. - S. 19-25

6. Kolmykova T.S. Strategic opportunities for promoting the investment opportunities of the region in the development of the industrial complex // Regional Economics: theory and practice. - 2013. - No. 35. - from. 2-7

7. Kondratiev I.D. Big business cycles and foresight theory. - M .: Economics, 2002. - 461 p.

8. Misakov V.S. Analysis of the competitiveness of the company. - M., 1998.

9. Misakov V.S. Methodological problems of the functional-cost analysis in the transition to a market economy. - Nalchik,

1995.

10. Misakov V.S. Functional-cost analysis in construction. - M., 1986.

11. Misakov V.S., Galachiev O.T., Shardan S.K. The state policy of the formation of a promising structure of the economy of the regional agro-industrial complex // Scientific and Technical Journal of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2009. No. 1 (71). S. 108-114.

12. Misakov V.S., Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. - No. 5 (55). - S. 121-127.

13. Misakov V.S., Shakhmurzov Z.M., Ivazov A.Kh. Components and specifics of the potential of processing enterprises of the regional agro-industrial complex // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 283-285.

14. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

15. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S.

System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. 2012. - T. 10. -No. 1-3. - S. 137-141.

16. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2009. - No. 2 (22). - S. 167-172.

17. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution International Business Management. - 2016. - T. 10. - No. 10. - S. 1946-1951.

З.Р. Боташева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «СевероКавказская государственная академия», г. Черкесск

Z.R. Botasheva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk

З.У. Кябишева - студентка 4 курса, института экономики и управления ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск

Z.U. Kyabisheva - 4th year student, Institute of Economics and Management FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk

М.И. Чажаев - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Чеченский государственный университет, г. Грозный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.I. Chazhaev - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration Chechen State University, Grozny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.