Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА В АСЕАН В 2020 Г'

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА В АСЕАН В 2020 Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / АСЕАН / СОVID-19 / ВРЭП / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ВЬЕТНАМА В АСЕАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шпаковская Марина Анатольевна, Нгием Ба Чи

В статье рассматривается деятельность Вьетнама на посту Председателя АСЕАН в 2020 г., в особо сложных условиях связанных с распространением пандемией коронавируса СОVID-19, которое явилось крупнейшим вызовом всему человечеству. В статье также рассматриваются основные итоги деятельности Вьетнама в области политики, безопасности, экономики и социальной сфере. Авторы отмечают, что одним из значимых достижений в политической и экономической сферах в период председательства Вьетнама в АСЕАН явилось подписание в Ханое многостороннего экономического соглашения о создании крупнейшей зоны свободной торговли в истории - Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЭП), обсуждение которого длилось в течение долгого времени. В то же время, решить вопрос и подписать Кодекс поведения в ЮКМ в соответствии с международным правом, UNCLOS 1982 г., как планировалось ранее, не удалось. Страны вынуждены были отложить переговоры с Китаем о заключении Кодекса поведения в Южно-Китайском море, поскольку невозможно проводить консультации по такому острому и спорному вопросу в формате видеоконференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME RESULTS OF VIETNAM'S ASEAN PRESIDENCY IN 2020

The article examines the activities of Vietnam as the Chairman of ASEAN in 2020. It is noted that during this period took place in particularly difficult conditions associated with the spread of the coronavirus pandemic Covid-19, which was the biggest challenge to all of humanity. The article also examines the main results of Vietnam's activities in the field of politics, security, economy and social sphere. The authors note that one of the most significant achievements in the political and economic spheres during Vietnam's chairmanship in ASEAN was the signing in Hanoi of the multilateral economic agreement on the creation of the largest free trade area in history - RCEP, the discussion of which lasted for a long time. At the same time, it was not possible to resolve the issue and sign the Code of Conduct in the South China Sea in accordance with international law, UNCLOS 1982, as previously planned. The countries were forced to postpone negotiations with China on the conclusion of a Code of Conduct in the South China Sea, because it is impossible to hold consultations on such a sensitive and controversial issue in the format of video conferences.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА В АСЕАН В 2020 Г»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2021, Том III, № 3 (52). С. 164-176._

Шпаковская Марина Анатольевна

доктор исторических наук, профессор кафедры ТИМО РУДН, Россия, Москва, m.shpakovskaya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4463-880X

Нгием Ба Чи

магистрант кафедры ТИМО РУДН, Россия, Москва; Вьетнам, ngiem26@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4116-1620

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМА В АСЕАН В 2020 Г.

Аннотация: В статье рассматривается деятельность Вьетнама на посту Председателя АСЕАН в 2020 г., в особо сложных условиях связанных с распространением пандемией коронавируса СОУГО-19, которое явилось крупнейшим вызовом всему человечеству. В статье также рассматриваются основные итоги деятельности Вьетнама в области политики, безопасности, экономики и социальной сфере. Авторы отмечают, что одним из значимых достижений в политической и экономической сферах в период председательства Вьетнама в АСЕАН явилось подписание в Ханое многостороннего экономического соглашения о создании крупнейшей зоны свободной торговли в истории -Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЭП), обсуждение которого длилось в течение долгого времени. В то же время, решить вопрос и подписать Кодекс поведения в ЮКМ в соответствии с международным правом, ЦКСЬ08 1982 г., как планировалось ранее, не удалось. Страны вынуждены были отложить переговоры с Китаем о заключении Кодекса поведения в Южно-Китайском море, поскольку невозможно проводить консультации по такому острому и спорному вопросу в формате видеоконференций.

© Шпаковская М.А., Нгием Ба Чи, 2021.

Данная статья выполнена при поддержке гранта РФФИ №№ 20-514-92001/21 ВАОН «Российско-вьетнамское сотрудничество в контексте современной геополитической ситуации в Восточной Азии»

164

Ключевые слова: Вьетнам, АСЕАН, СОVID-19, ВРЭП, ЮжноКитайское море, Председательство Вьетнама в АСЕАН

Для цитирования: Шпаковская М.А., Нгием Ба Чи. Некоторые итоги председательства Вьетнама в АСЕАН в 2020 г. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том III, № 3 (52). С. 164-176. DOI: 10.31696/2072-8271 -2021 -3-3 -52-164-176

Some Results of Vietnam's ASEAN Presidency in 2020

Abstract: The article examines the activities of Vietnam as the Chairman of ASEAN in 2020. It is noted that during this period took place in particularly difficult conditions associated with the spread of the coronavirus pandemic Covid-19, which was the biggest challenge to all of humanity. The article also examines the main results of Vietnam's activities in the field of politics, security, economy and social sphere. The authors note that one of the most significant achievements in the political and economic spheres during Vietnam's chairmanship in ASEAN was the signing in Hanoi of the multilateral economic agreement on the creation of the largest free trade area in history - RCEP, the discussion of which lasted for a long time. At the same time, it was not possible to resolve the issue and sign the Code of Conduct in the South China Sea in accordance with international law, UNCLOS 1982, as previously planned. The countries were forced to postpone negotiations with China on the conclusion of a Code of Conduct in the South China Sea, because it is impossible to hold consultations on such a sensitive and controversial issue in the format of video conferences.

Keywords: Vietnam, ASEAN, COVID-19, RCEP, South China Sea, Vietnam's Chairmanship in ASEAN

Marina A. Shpakovskaya, Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, Russia, Moscow, m.shpakovskaya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4463-880X

Ba Chi Ngiem, Master student of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, Russia, Moscow; Vietnam, ngiem26@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4116-1620

For citation: Shpakovskaya M.A. Ba Chi Ngiem, Some results of Vietnam's ASEAN Presidency in 2020. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. III, № 3 (52). Pp. 164-176. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-164-176

С момента своего вступления в АСЕАН (1995 г.) Вьетнам уже второй раз в 2020 г. взял на себя роль председателя этой организации. За время, прошедшее после вступления в Ассоциацию позиции Вьетнама на международной арене заметно укрепились, страна активно включилась в реализацию большинства инициатив АСЕАН и «не видит своего будущего вне рамок регионального сообщества».1 Ассоциация идет по пути постепенного упрочения своего влияния, центральной роли в общерегиональных процессах, что дает «возможность лучше противостоять глобальному кризису, обострению конфликтов между ведущими державами и новым испытаниям, обеспечивать поступательное развитие своих экономик».2

2020 год, в котором Вьетнам стал председателем АСЕАН явился особенным не только для страны и региона, но и для всего мира в целом - этот год был связан с крупнейшим вызовом человечеству в XXI веке - пандемией коронавируса СОУГО-19, выявленного в конце 2019 г. в китайском городе Ухане. Опасность переноса коронавируса на территорию Вьетнама и его распространения была очень велика - страны являются ближайшими соседями, имеют общую границу протяженностью более 1 000 км, развитые торгово-экономические связи, что предполагает и тесные человеческие контакты. Вьетнам, как ближайший сосед и как страна, имеющие тесные торгово-экономические контакты с Китаем (около 30% от общего объема продукции импортируемой во Вьетнам продукции поступает из Китая) сразу попадала в зону риска распространения вирусной инфекции в стране. И именно благодаря четкому и своевременному принятию решений правительства и Министерства здравоохранения Вьетнама, и четкому соблюдению всех рекомендаций со стороны граждан страны, Вьетнам смог не дать распространиться инфекции в стране и уже к середине мая 2020 г. снять карантин и вернуться к повседневной жизни. В

этой связи, опыт Вьетнама явился несомненным положительным примером для других странах ЮВА3. Кроме того, правительство Вьетнама оказало существенную помощь в борьбе с эпидемий коронавируса и другим странам. Так, в январе 2020 г., в условиях стремительного распространения инфекции в Китае, Вьетнам поставил китайским партнерам товаров и медикаментов на сумму более 500 тыс. долл.; предоставил медицинские оборудования Японии на сумму 100 тыс. долл., Мьянме - 50 тыс. долл., Лаосу и Камбодже - 14 млрд донгов (более 600 тыс. долл.) и другим странам4.

В период распространения эпидемии СОУГО-19, правительство Индонезии подготовило специальную программу, рассчитанную для всех стран региона, которая была изложена президентом страны Джоко Видодо на дистанционном саммите лидеров двадцатки. Им были предложены основные направления противостояния коронавирусной инфекции, такие как, усиление социальной защиты уязвимых групп населения (в первую очередь пожилых людей), поддержка микро-, малых и средних предприятий, а также работников с низкой заработной платой; усиление мер защиты медицинского персонала в соответствии со стандартами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); разработка и обеспечение доступности вакцины и медикаментов. При этом, нельзя не отметить, что структуры Европейского Союза оказались менее эффективными в борьбе с эпидемией, по сравнению с мерами разработанными и принятыми странами АСЕАН в этом направлении5.

В обсуждении вопросов экономического развития на саммитах АСЕАН большое внимание уделялось выработке мер по восстановлению экономик стран региона после окончания пандемии. В августе 2020 г. в Ханое, на проходившей 52-й конференции министров экономики страны АСЕАН, министр промышленности и торговли Вьетнама Чан Туан Ань, в своем выступлении отметил, что страны Ассоциации намерены продолжать те инициативы и экономические приоритеты, которые были начаты Вьетнамом в качестве председателя АСЕАН в 2020 г.6. Кроме того, были намечены ориентиры по разработке генерального плана постпандемического экономического восстановления Ассоциации, включая разработку Комплексного

плана восстановления АСЕАН. Также обсуждались рекомендации Целевой группы по экономической интеграции АСЕАН, в которой рассматривались вопросы подготовки к диалогу с рядом партнеров АСЕАН, а также с региональным бизнес-сообществом. Были обсуждены возможности расширения сотрудничества между странами блока и ключевыми партнерами Ассоциации - Австралией, Новой Зеландией, Канадой, Великобританией и США и др. вопросы сотрудничества7.

В рамках формата АСЕАН+3 состоялись консультации с представителями Китая, Японии и Республики Корея, на которых обсуждались, в том числе, вопросы укрепления экономического сотрудничества, направленные на преодоление негативных последствий пандемии COVID-19: поддержание открытых рынков торговли и инвестиций, ограничение применения торговых и тарифных барьеров, усиление мер по облегчению торговли для стабилизации производства и поддержание связей в глобальных цепочках поставок8.

Важным шагом на пути дальнейшей интеграционной политики региона явилось подписание 15 ноября 2020 г. в Ханое на 37 саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), проходившем в режиме телемоста соглашения о создании крупнейшей зоны свободной торговли в истории - Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЭП) (Regional Com-prehensive Economic Partnership, RCEP). Подписанию этого соглашения предшествовали восьмилетние переговоры, продолжительное обсуждение условий соглашения, устранение разногласий между участниками, а также выход Индии из соглашения. Отказ Индии от участия во ВРЭП может способствовать усилению региональных позиций Китая, поскольку Австралия и Новая Зеландия могут оказаться «плохими помощниками» для Токио в вопросах сдерживания напористости Пекина9. Кроме того, подобного рода соглашение явилось первым многосторонним экономическим соглашением такого масштаба, в котором участвует Китай. Ранее Китай в проведении своей экономической политики, как правило, стремился заключать двусторонние соглашения с отдельными странами10. При этом за бортом ВРЭП оказались США. В итоге был дан старт новому проекту, который объединяет 15 стран, генериру-

ющие 30% мирового ВВП и объединяющей свыше 2 млрд населения. Совокупный ВНП 15 членов RCEP оценивается примерно в 137 млрд долл. США. Заключение RCEP оценивается как большой успех. При успешной реализации этого проекта, может измениться расстановка сил в экономике не только в Азии, но и в мире в целом.

Участвуя в этом проекте, КНР не стала идти по пути США, как это сделал Трамп, отказавшись от Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (СРТРР). Правительство Китая избрало другой путь - сотрудничество со всеми участниками, несмотря на ряд расхождений во взглядах с Японией или Австралией. RCEP ориентировано на интересы всех участников и в этом контексте оно в перспективе может оказать значительное влияние на мировую экономику в целом. Данное соглашение, по оценкам специалистов, нацелено скорее на гармонизацию, а не на изменение существующих «правил игры» в торговле и является ключевой вехой в развитии мега регионализма11. Благодаря обязательствам по открытию рынков для товаров, услуг и инвестиций, упрощению таможенных процедур, правилам происхождения в целях облегчения торговли, минимизации торговых барьеров, соглашение RCEP сможет активно способствовать развитию региональных и глобальных проектов, способствуя продвижению экономического развития стран АСЕАН и стран-партнеров12.

Обсуждая вопросы безопасности, страны АСЕАН в сентябре 2020 г. в Ханое провели 53-е совещание Министров иностранных дел АСЕАН (АММ-53). На пресс-конференции, состоявшейся по итогам этого совещания, генеральный секретарь АСЕАН Лим Джок Хой и вице-премьер, министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь отметили, что в ходе совещания страны выразили свое намерение по поддерживанию мирного, безопасного, нейтрального и стабильного региона Юго-Восточной Азии, основываясь исключительно на верховенстве закона, в решении вопросов которых центральную роль будет играть АСЕАН. Министры иностранных дел в основном согласились с тем, что Южно-Китайское море остается актуальной международной и региональной проблемой. Многие односторонние действия, включая милитаризацию, безосновательное

требование суверенитета, принудительное поведение продолжают вызывать озабоченность по поводу мира и стабильности в ЮКМ и регионе. Страны подтвердили принципиальную позицию АСЕАН в отношении мира и стабильности в ЮКМ, отстаивая роль международного права, важную роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Также министры иностранных дел продолжали призывать к ответственному и полному соблюдению Декларации поведения в ЮКМ (DOC), ожидая, что АСЕАН и Китай вскоре успешно смогут подписать Кодекс поведения в ЮКМ в соответствии с международным правом, UNCLOS 1982 г.13.

Как известно, Южно-Китайское море имеет репутацию одного из основных очагов нестабильности в Тихоокеанской Азии. Еще в 2002 г. Китай и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подписали Декларацию поведения сторон в Южно-Китайском море, в которой была оговорена политика стран, претендующих на спорные территории. Так же в одном из положений Декларации была предусмотрена выработка Кодекса поведения сторон в ЮКМ, который определит окончательные параметры урегулирования конфликта14. В этом контексте АСЕАН, стремится заменить Декларацию 2002 г. Кодек-сом.15 Однако решить этот вопрос, в 2020 г., в период председа-тельств а Вьетнама в АСЕАН, все же не удалось. На 2020 г. был запланирован ряд встреч в формате АСЕАН плюс Китай, которые было намечено провести в феврале - в Брунее, в мае - на Филиппинах, в августе - в Индонезии и в октябре - в КНР. Однако, как заявил официальный представитель Индонезии в АСЕАН Хосе Таварес, страны-члены АСЕАН отложили переговоры с Китаем о заключении Кодекса поведения в ЮжноКитайском море, поскольку невозможно, по их мнению, проводить консультации по такому острому и спорному вопросу в формате видеоконференций16.

Вопросы безопасности обсуждались в рамках 53-го совещания министров иностранных дел стран АСЕАН (сентябрь 2020 г.), на 27-м региональном форуме АСЕАН, в онлайн формате с участием глав МИД 27-ми стран и генерального секретаря Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, на котором председательствовал вице-премьер, министр иностранных дел

Вьетнама Фам Бинь Минь. Участники достигли согласия в том, что АСЕАН следует принять меры по укреплению доверия и превентивной дипломатии для дальнейшего укрепления сотрудничества в таких приоритетных областях, как помощь при стихийных бедствиях, борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью, морской безопасностью, кибербезопасностью, недопущением распространения и ликвидации оружия массового уничтожения. Утвержден второй ханойский План действий (АКР II), в котором определены приоритеты и направления сотрудничества в рамках Регионального форума АСЕАН на 20202025 годы. Также были приняты два других важных заявления: По обращению с детьми, завербованным или связанным с террористическими группами, и Сотрудничеству в сфере безопасности информационных технологий в контексте международной безопасности17. Важно отметить, что на этом форуме обсуждался и вопрос о достижении мира на Корейском полуострове. В этом контексте был достигнут консенсус о необходимости продолжения диалога по разрешению разногласий в направлении устойчивого мира на Корейском полуострове без ядерного оружия. Министры стран АСЕАН были единодушны в необходимости выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Министры подтвердили важность поддержания мира, стабильности, безопасности, свободы судоходства и авиации в Восточном море. На фоне и нарушений международного права, и Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (UNCLOS) министры подчеркнули необходимость проявлять выдержку и не допускать милитаризацию, а споры разрешать в соответствии с международным правом, включая UNCLOS 1982 г.18 Вопросы более тесного сотрудничества с АСЕАН были рассмотрены на 75 сессии ГА ООН, на которой была принята резолюция о сотрудничестве между АСЕАН и ООН, разработанная и представленная Вьетнамом от лица АСЕАН. (110 соавторов - рекорд по количеству соавторов резолюций АСЕАН-ООН). Подобного рода Резолюция принимается раз в два года с целью подтверждения и развития сотрудничества между двумя организациями. СБ ООН впервые провел заседание о роли АСЕАН в поддержании международного мира и

безопасности в период председательства Вьетнама в СБ, принятие плана действий АСЕАН-ООН на 2021-2025 гг.19.

Также, в период председательства Вьетнама в АСЕАН состоялось 14-е совещание министров обороны АСЕАН (ADMM-14). Это важное региональное мероприятия в военной сфере, которое было организовано и проведено Министерством национальной обороны Вьетнама (МНО), в рамках которого были обсуждены вопросы региональной безопасности и борьбы с распространением коронавируса. В этой связи было принято Совместное заявление министров обороны АСЕАН о сотрудничестве в области обороны ради сплоченной и адаптивной АСЕАН20.

На саммитах АСЕАН обсуждался и вопрос о роли женщины в современном обществе, в эпоху мира технологий, эмансипации и феминизма. В этом контексте в 2020 г. ряд мероприятий были посвящены роли женщин в обществе. В рамках АСЕАН 2020 был проведен Саммит женщин-лидеров АСЕАН «Роль женщин в построении сплоченного, динамичного, устойчивого и инклюзивного сообщества АСЕАН в мире после СОУГО-19», Саммит женщин-генеральных директоров АСЕАН под девизом «Внесение изменений для более сильного и адаптивного сообщества женщин-предпринимателей». На саммите отмечалось, что АСЕАН прилагает усилия по продвижению гендерного равенства, продвижению прав женщин и роли женщин в обществе. Обсуждались формы и механизмы сотрудничества АСЕАН по вопросам гендерного равенства и продвижения прав женщин, в таких комитетах, как Женский комитет АСЕАН (ACW), Комитет АСЕАН по поощрению и защите прав женщин и детей (ACWC), Межправительственный комитет АСЕАН по правам человека (AICHR) и Сеть женщин-предпринимателей АСЕАН -все они эффективно работают над вопросами повышения роли женщин. Участники саммита предложили ряд мер по защите прав женщин, расширения прав и возможностей женщин, таких как предоставление женщинам возможности к расширению доступа к цифровым платежным финансовым услугам, создание возможностей для участия в цифровой экономике. Также было высказано предложение создать Рабочую группу АСЕАН по инклюзивному финансированию и мерам по защите здоровья

женщин, поддержка женщин в доступе к цифровым подключениям и участию в социально-экономической деятельности после

пандемии.21

Кроме того, в период председательства Вьетнама в АСЕАН был одобрен проект резолюции «Роль парламента в содействии взаимосвязанности и экономическому восстановлению АСЕАН после эпидемии СОУГО-19» (на 41-й Генеральной Ассамблее Межпарламентской Ассамблеи АСЕАН - А1РА-41)22; принято решение о необходимости усилить обмен информацией, координации действий между ведомствами и подчеркивалась важность соблюдения международного права, особенно Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву при ведении всей деятельности на море (10-й Морской форум АСЕАН - АМБ)23; одобрена рамочная программа комплексного восстановления АСЕАН экономики в постковидный период и план ее реализации; было принято заявление о создании Регионального резервного склада для материалов медицинского назначения; создан и начал работу Фонд АСЕАН по борьбе с СОУГО-19; одобрена Декларация АСЕАН о рамочном соглашении об учреждении транспортного коридора АСЕАН; одобрены стратегические рамки АСЕАН по чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения24.

Поводя итоги председательству Вьетнама в АСЕАН, можно сказать, что выдвинутые Вьетнамом пять главных приоритетов деятельности Ассоциации в 2020 г. в основном были им выполнены: активный вклад в поддержание мирной, безопасной и стабильной обстановки в регионе; содействие экономическому процветанию на основе региональных связей и возможностей 4-й промышленной революции; социальное развитие на основе сохранения цивилизационно-культурного фактора и понимания идентичности АСЕАН; содействие развитию партнерских отношений в целях сохранения мира и устойчивого развития со странами мира, а также продвижение роли и вклада АСЕАН в международное сообщество; повышение потенциала и эффективности руководства АСЕАН25.

В ноябре 2020 г., Вьетнам официально завершил год своего председательства в АСЕАН и передал полномочия главы регионального объединения Брунею. Церемония передачи предсе-

дательства состоялась 10 ноября, в Ханое, в последний день 37-го саммита АСЕАН в формате телеконференции.

Говоря о роли и месте Вьетнама в АСЕАН, нельзя не отметить, что Вьетнам является важным связующим звеном, своеобразным «мостом» между Россией и АСЕАН. Опыт сотрудничества между Вьетнамом и Россией позитивно воздействует на присутствие России в регионе, прокладывает дорогу для других стран Ассоциации в развитии отношений с Россией, а также способствует укреплению диалога Россия-АСЕАН26.

Выступая на итоговой пресс-конференции премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук, отметил, что уже можно подвести итоги результатов сотрудничества как между странами-членами, так и между государствами-партнерами, что дает возможность наметить приоритетные направления развития АСЕАН. Нгуен Суан Фук также обратил внимание на особую сложность 2020 г., обусловленного такой проблемой, как пандемия СОУГО-19. Распространение коронавирусной инфекции потребовало принятия жестких ограничительных мер, которые видоизменили традиционные механизмы сотрудничества внутри Ассоциации. Тем не менее, сообщество АСЕАН смогло достойно справиться с этим вызовом27.

Вступление в новое десятилетие знаменуется для Вьетнама важным этапом на пути к реализации динамичного и устойчивого развития во всех сферах и утверждению своей роли в качестве активного и ключевого игрока на международной политической сцене.

1 Ву Тхуи Чанг Некоторые итоги членства Вьетнама в АСЕАН // Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2011, № 4. С. 115.

2 Мазырин В.М. Новый этап экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия. Актуальные проблемы развития. Выпуск XXXV (№ 35). 2017. С.23.

3 Шпаковская М.А., Нгием Ба Чи. Коронавирус-19. Деятельность правительства Вьетнама по его нейтрализации // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020, Том II, N0 2 (47). С. 162.

4 Шпаковская М.А., Нгием Ба Чи. Коронавирус-19. Деятельность правительства Вьетнама по его нейтрализации // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020, Том II, N0 2 (47). С. 161-173.

5 Мосяков Д.В. Страны ЮВА в противостоянии мировой эпидемии COVID-19 // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития., 2Q2Q, Том II,, No 2 (47 ). С. 9.

6 Страны АСЕАН обсудили меры по восстановлению экономики после окончания пандемии //ТАСС, 31.Q9.2Q2Q. URL: https://tass.ru/ekonomika/9327227

7 Khai mac Hôi nghi các Bô truông kinh tê ASEAN truc tuyên lân thú 52 [Открытие 52-го совещания министров экономики стран АСЕАН в онлайн-формате] URL: https://asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23d Dfpd/content/khai-mac-hoi-nghi-cac-bo-truong-kinh-te-asean-truc-tuyen-lan-thu-52

8 Вьетнам официально завершил год председательства в АСЕАН // ТАСС, 15.1Q.2Q2Q. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1QQQ7197

9 Парамонов О. Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство: ожидания и риски //Международная жизнь..19.11.2020 . URL: https://interaffairs.ru/news/show/28157

10 Сделка прошла онлайн. 15 стран Азии договорились о зопе свободной торговли // Российская газета. 15.11.2Q2Q. URL: https://rg.ru/2Q2Q/11/15/v-azii-podpisano-besprecedentnoe-ekonomicheskoe-soglashenie.html

11 Лисоволик Я. ВРЭП: ключевая веха в развитии мегарегионализма// Между-народлный дискуссионный клуб Валдай. Q9.12.2Q2Q. URL: https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/vrep-klyuchevaya-vekha-v-razvitii-megaregionalizma/

12 RCEP nam 2Q2Q và trat tu Châu Á tuang lai [ВРЭП 2Q2Q и будущий азиатский порядок] URL: https://trungtamwto.vn/chuyen-de/16861-rcep-nam-2Q2Q-va-trat-tu-chau-a-tuong-lai

13 Hôi nghi Bô truông Ngoai giao ASEAN lân thú 53 chính thúc khai mac [Официальное открытие 53-го совещания министров иностранных дел стран АСЕАН] URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ ynfWm23dDfpd/content/hoi-nghi-bo-truong-ngoai-giao-asean-lan-thu-53-chinh-thuc-khai-mac

14 Канаев Е. АСЕАН и кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море // РМСД. 1Q января 2Q13. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitayskom-more/#detail

15 См.: Локшин Г.М. Кодекс поведения в Южно-Китайском море (СОС) -иллюзия или отвлекающий маневр?// Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017.Выпуск XXXIV (No 34), С. 4Q-6Q.

16 АСЕАН отложила переговоры с Пекином о Кодексе поведения в ЮжноКитайском море // ТАСС, 2Q.Q6.2Q2Q. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8776917

17 Phó Thù tuóng, Bô truông Ngoai giao Pham Binh Minh chù tri Hôi nghi Diên dàn Khu vuc ASEAN lân thú 27 [Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Фам Бинь Минь председательствовал па 27-м Региональном форуме АСЕАН] URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/pho-thu-tuong-bo-truong-ngoai-giao-pham-binh-minh-chu-tri-hoi-nghi-dien-an-khu-vuc-asean-lan-thu-27

18 27-й Региональный форум АСЕАН принимает важные документы. URL: https://ru.nhandan.com.vn/quocte/qшcte-asean/item/2652150-состоялось-14-е-совещание-министров-обороны-асеан.Мт1

19 Dai hoi dong LHQ Khóa 75 thong qua Nghi quyét ve hop tác ASEAN-LHQ do Viet Nam thay mat ASEAN chü tri de xuät [75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Резолюцию о сотрудничестве АСЕАН-ООН, предложенную Вьетнамом от имени АСЕАН]. URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_pub1isher/ynfWm23dDfpd/content/-ai-hoi-ong-1hq-khoa-75-thong-qua-nghi-quyet-ve-hop-tac-asean-1hq-do-viet-nam-thay-mat-asean-chu-tri-e-xuat

20 Состоялось 14-е совещание министров обороны АСЕАН. URL: https://ru.nhandan.com.vn/quocte/qшcte-asean/item/2652150-состоялось-14-е-совещание-министров-обороны-асеан.htm1

21 Chü tich Quoc hoi Nguyen Thi Kim Ngän cung nhieu 1anh dao nü du Hoi nghi Thuong dinh Lanh dao nü ASEAN [Председатель Национального собрания Нгу-ен Тхи Ким Нган и многие женщины-лидеры приняли участие в Саммите женщин-лидеров АСЕАН.]. URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_pub1isher/ynfWm23dDfpd/content/chu-tich-quoc-hoi-nguyen-thi-kim-ngan-cung-nhieu-1anh-ao-nu-du-hoi-nghi-thuong-inh-1anh-ao-nu-asean

22 Парламенты-члены АИПА обсудили политические, экономические и социальные вопросы. URL: https://ru.nhandan.com.vn/chinhtri/chinhtri-doingoai/item/2500050-парламенты-члены-аипа-обсудили-полишческие-экономические-и-социальные-вопросы.htm1

23 Dien dán Bien ASEAN 1án thú 10 dien ra theo hinh thúc truc tuyén két hop truc tiép [10-й Морской Форум АСЕАН прошел в дистанционной и очной формах] URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_pub1isher/ ynfWm23dDfpd/content/dien-an-bien-asean-1an-thu-10-dien-ra-theo-hinh-thuc-truc-tuyen-ket-hop-truc-tiep

24 Hop tác ASEAN chong dich Covid-19: Thích úng, chü dong vá 1inh hoat [Сотрудничество АСЕАН в борьбе с пандемией COVID-19: адаптивно, инициативно и гибко] URL: https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_pub1isher/ynfWm23dDfpd/content/hop-tac-asean-chong-dich-covid-19-thich-ung-chu-ong-va-1inh-hoat

25 Шпаковская М.А., Куклин Н.С.,Нгуен Ба Чи, Нгуен Минь Хоанг. Вьетнамское председательство Вьетнама в АСЕАН в 2020 г. : новые возможности для России // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020, Том I, No 1(46). С.351.

26 Шпаковская М.А., Куклин Н.С., Ву Тхуи Чанг. Вьетнам в реализации концепции Большого евразийского партнерства // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018, №2(39). С. 142.

27 Вьетнам официально завершил год председательства в АСЕАН// ТАСС, 15.11.2020. UR: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10007197? nw=1605511141000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.