Научная статья на тему 'Некоторые итоги членства Вьетнама в асеан'

Некоторые итоги членства Вьетнама в асеан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
796
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / VIETNAM / ASEAN / SOUTH-EAST ASIA / INTEGRATION / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ву Тхуи Чанг

В статье рассматривается основной вклад Вьетнама в развитие АСЕАН за 15 лет со дня вступления в Ассоциацию. Автор статьи показывает эволюцию подходов Вьетнама к развитию регионального сотрудничества в интересах повышения значимости страны в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Results of Vietnam Membership in ASEAN

The article deals with the basis of the achievements Vietnam has made for 15 years since the day entered ASEAN. The author proves the contribution Vietnam has made in the interest of improving its position in the region.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги членства Вьетнама в асеан»

ПРОБА ПЕРА

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЧЛЕНСТВА ВЬЕТНАМА В АСЕАН

Ву Тхуи Чанг

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается основной вклад Вьетнама в развитие АСЕАН за 15 лет со дня вступления в Ассоциацию. Автор статьи показывает эволюцию подходов Вьетнама к развитию регионального сотрудничества в интересах повышения значимости страны в регионе.

Ключевые слова: Вьетнам, АСЕАН, Юго-восточная Азия, интеграция, региональное сотрудничество.

К настоящему времени Вьетнам добился значительных успехов в развитии страны, в формировании многовекторной внешней политики, последовательно проводя в жизнь политику «обновления», провозглашенную на VI съезде Компартии Вьетнама (КПВ) в декабре 1986 г. Вьетнам установил дипломатические отношения с более чем 170 странами мира, а также с многими региональными и международными организациями в мире, в том числе с АСЕАН, действуя по принципу: «Вьетнам готов быть другом и надежным партнером всех народов в мировом сообществе» [8. С. 119]. Как отметил премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг, «одним из главных стратегических приоритетов внешней политики является ее диверсификация, и именно сотрудничество с АСЕАН способствует политическому и экономическому укреплению страны, ее безопасности. В течение 15 прошедших лет Вьетнам всегда был активным участником АСЕАН и выступал с важными инициативами для ее укрепления, выстраивая свои отношения с ассоциацией в духе "активной, инициативной и ответственной политики"» [19. С. 7]. Фам Бинь Минь, исследователь Академии международных отношений при МИД Вьетнама, подчеркивает, что развитие всестороннего и эффективного сотрудничества с АСЕАН, провозглашенное вьетнамским руководством на Х съезде КПВ [9. С. 40], становится приоритетным направлением. «Во-первых, АСЕАН является ближайшим оборонительным поясом страны, во-вторых, консенсус с АСЕАН считается важнейшим способом для развития производительных сил, в-третьих, новая роль Вьетнама в АСЕАН поможет в укреплении отношений с другими странами мира, а также в повышении престижа страны в глазах иностранных партнеров» [15. С. 56].

Вступление Вьетнама в АСЕАН в 1995 г. стало важным фактором в общественной жизни как самого Вьетнама, так и стран — членов Ассоциации. Произошло коренное изменение всей геополитической ситуации в ЮВА [3. С. 108]. В своем выступлении на церемонии принятия Вьетнама в АСЕАН министр иностранных дел Индонезии Али Алафат заявил: «Вступление Вьетнама в „великую семью"

АСЕАН имеет огромное значение, поскольку расширяет членство в ассоциации с шести до семи» [13]. Оценивая членство Вьетнама в АСЕАН, российский исследователь В.М. Мазырин пишет: «Став с июля 1995 г. полноправным членом, Вьетнам разделяет большинство инициатив АСЕАН и не видит своего будущего вне рамок регионального сообщества» [3. С. 65]. По мнению Г.Ф. Мурашевой, «Вьетнам всегда играет заметную роль в региональной интеграции» [5. С. 32].

Первым важным вкладом Вьетнама в АСЕАН считается ускорение процесса ее интеграции. В Бангкокской декларации 1967 г. основатели АСЕАН выразили желание превратить АСЕАН в организацию, объединяющую все страны ЮВА. Но к началу 1980-х гг. обстановка в ЮВА во многом повторяла глобальную биполярную систему международных отношений, поскольку и здесь обозначилось существование двух субрегиональных группировок. С одной стороны, оформился союз социалистических государств: Индокитай — Вьетнам, Лаос и Камбоджа. С другой — произошло укрепление сотрудничества стран, входящих в АСЕАН [3. С. 25—26]. Как отметил Н.П. Малетин, «в основе состязания и противостояния этих двух подсистем региона была камбоджийская проблема, которая приобрела характер долгосрочного конфликта и сыграла роль важнейшего внешнего консолидирующего фактора для АСЕАН» [3. С. 27]. По мнению вьетнамского исследователя Нгуен Тху Ми, «АСЕАН в то время еще не проявила свою ценность в качестве организации регионального сотрудничества, и некоторые страны — члены Ассоциации под влиянием США и других внерегиональных сил выступали против поддержки борьбы за независимость и освобождение стран Индокитая. Вот почему желание основателей АСЕАН не смогло реализоваться до окончания холодной войны. Вступление Вьетнама в АСЕАН в 1995 г. усилило перспективы сотрудничества в ЮВА» [14. С. 44—45]. После принятия Вьетнама в АСЕАН, Лаос, Камбоджа и Мьянма постепенно присоединись к Ассоциации в 1997—1999 годах, что стало важным этапом в развитии регионального сотрудничества. АСЕАН превращается в региональную организацию, объединившую десятки стран Юго-Восточной Азии. Как пишет Н.П. Малетин, «Ассоциация стран ЮВА достигла полного соответствия своему названию, став подлинно региональной организацией. Она получила право выступать от лица всей ЮВА и претендовать на более прочное место в системе современных международных отношений» [3. С. 46].

Вторым вкладом стало активное участие Вьетнама в проектах регионального сотрудничества Ассоциации. Следует отметить, что различие в политической системе и идеологии, заметное отставание экономики Вьетнама от развитых стран АСЕАН стало значительным испытанием для страны в плане выполнения обязанностей члена Ассоциации и реализации программ организации. С целью полной интеграции в регион вьетнамское руководство решило участвовать почти во всех программах Ассоциации, направленных на укрепление мира, стабильности и развития, которые касались не только Вьетнама, но и всего региона. Так, участие в Зоне свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схеме промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочном соглашении о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА) позволило Вьетнаму расширить свое присутствие на рынках соседних

стран и увеличить прибыли. Вместе с тем, в качестве одного из создателей форума АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), Вьетнам внес вклад в расширение набора средств по ведению диалога, укреплению мер доверия и расширению превентивной дипломатии. Будучи председателем АРФ (2000—2001), Вьетнам согласовывает свои предложения и идеи, способствующие укреплению мира и безопасности в регионе, с другими странами. Участие в этом форуме позволяет Вьетнаму сблизиться с важными потенциальными внешнеторговыми партнерами (прежде всего США, Россия, ЕС, Япония, Китай), которые играют большую роль на международной арене и имеют весомый авторитет в системе мирового хозяйства, что облегчает выполнение задач по развитию и модернизации страны.

Большое значение СРВ придает участию в субрегиональных программах. Вьетнам выступил с важными инициативами по реализации программ по развитию коридора «Восток — Запад» и бассейна реки Меконг, т.е. комплексного освоения бассейна крупнейшей реки ЮВА. Важным объектом стал проект создания трансазиатской железной дороги от Сингапура до Южного Китая с ответвлениями на Вьетнам и Камбоджу. Претворение в жизнь указанных проектов способно существенным образом повлиять на эффективное использование людских и природных ресурсов страны, содействовать решению проблемы бедности [4. С. 15—16]. В конце 2006 года Вьетнам совместно с партнерами по АСЕАН выступил инициатором создания нового регионального форума — Восточноазиатского саммита (ВАС), призванного служить площадкой для обсуждения широкого круга стратегических, политических и экономических проблем [4. С. 18].

Третий фактор. С момента своего вступления в АСЕАН Вьетнам принял активное участие в работе этой организации. Вьетнам участвовал в разработке программы «Видение АСЕАН к 2020 г.», в подготовке Ханойской декларации о сокращении разрыва в уровне социально-экономического развития, во Вьентьянской программе действий, в разработке Устава АСЕАН и масштабного плана трех «осей» сообщества АСЕАН. Эти три «оси» подразумевают развитие социокультурного сообщества АСЕАН наряду с Экономическим сообществом и Сообществом безопасности.

Четвертый вклад. Вьетнам взял на себя ответственность по организации и проведению ряда встреч на высшем уровне и международных мероприятий в рамках АСЕАН. Здесь следует особенно выделить успех шестого саммита АСЕАН, состоявшегося в Ханое в декабре 1998 г., где была подтверждена важная роль и политическая значимость Вьетнама как в АСЕАН, так и в Юго-Восточной Азии, что улучшило имидж и позицию Вьетнама в глазах партнеров. В 2000 и 2001 годах Вьетнам успешно завершил миссию председателя Постоянного комитета АСЕАН и удачно организовал 34-е совещание министров иностранных дел АСЕАН и ряд других встреч на высоком уровне. С января 2010 года на Вьетнам была возложена обязанность председателя АСЕАН сроком на один год. Вьетнам расценил это как крупную дипломатическую победу, как возможность внести достойный вклад в развитие АСЕАН во время своего председательствования.

Следует отметить, что на деятельность Вьетнама в этой должности оказывает влияние целый ряд неотложных задач, основными среди них являются: сохранение

мира, стабильности и сотрудничество; наращивание политической интеграции внутри Ассоциации; форсирование политического сотрудничества с другими вне-региональными партнерами; укрепление консолидации в организации, особенно в экономической и инвестиционной областях.

В плане решения этих задач в АСЕАН создается много механизмов, способствующих предотвращению конфликтов.

Главным событием в плане укрепления политической интеграции можно считать ратификацию Устава (Хартии) АСЕАН всех стран-членов. Устав АСЕАН считается «основополагающим политико-правовым документом, определяющим рамки, последовательность и направленность интеграционных процессов внутри Ассоциации, ее взаимодействия с другими субъектами и институтами международного права». Реализация Устава, по словам А.С. Воронина, «превратит АСЕАН в эффективное сообщество, в сплоченную международную организацию интеграционного типа и тем самым усилит позиции стран — членов Ассоциации в отношениях с внерегиональными партнерами» [2. С. 23]. АСЕАН развивает диалоговые отношения и сотрудничество с внерегиональными партнерами: Китаем, Японией, Кореей, Индией, Пакистаном, Австралией, Новой Зеландией, Россией, США и Канадой, ЕС, ООН и другими региональными и международными организациями. АСЕАН расширяет рамки сотрудничества с партнерами как на стратегическом, так и на многостороннем уровнях. Действительно, АСЕАН продолжает занимать важное место во многих механизмах в формате «АСЕАН+1», «АСЕАН+3», на Вос-точноазиатском Саммите и Региональном форуме АСЕАН по проблемам мира и безопасности. Следует отметить, что Ассоциация сумела использовать отношения с внерегиональными странами для привлечения материальных, финансовых, технических ресурсов с целью решения задач, связанных с собственным экономическим развитием, политической стабильностью и упрочением позиции Ассоциации.

Что касается развития в экономической области, то нужно отметить, что объем торговли внутри Ассоциации в 2008 году вырос до $400 млрд (*/4 всей внешней торговли АСЕАН) [1. С. 10], а объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) внутри организации в 2009 году достиг $11 млрд. Если в 2006—2008 годах ПИИ в АСЕАН увеличились до 8,6%, то ПИИ внутри Ассоциации — до 42,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это означает, что объем ПИИ внутри Ассоциации рос быстрее, чем объем ПИИ в целом [7. С. 9]. АСЕАН стремится стать одним из крупных экономических центров мира наряду с США, Германией, Китаем и Японией. Руководители стран — членов АСЕАН, участвующие в работе 16-го саммита АСЕАН в апреле 2010 г. в Ханое, выразили уверенность в построении Экономического сообщества к 2015 г. и отметили стремление превратить АСЕАН в мощный центр экономического роста.

Следует отметить, что наряду с позитивными факторами в АСЕАН имеется много сложностей и ограничений, таких как: неоднородность и неравномерность политического и социально-экономического развития государств — членов АСЕАН, возрастание напряженности, прежде всего различного рода внутрире-

гиональных конфликтов, в том числе территориальных и пограничных споров, растущих масштабов нетрадиционных угроз. Все эти факторы стали серьезной преградой не только для Вьетнама, исполнявшего роль председателя, но также для дальнейшего развития ассоциации. Перспектива интеграции группировки во многом будет зависеть от совместных усилий всех членов ассоциации в преодолении таких преград.

Вьетнам стал председателем АСЕАН тогда, когда в 2010 г. исполнилось 15 лет со дня его вступления в Ассоциацию. В том же году Вьетнам отмечал 1000-летнюю годовщину столицы Ханоя. По словам премьер-министра СРВ Нгуен Тан Зунга на встрече с представителями иностранных информационных агентств, «год председательствования Вьетнама в АСЕАН представляет собой не только гордость, но и огромную задачу для страны», и «Вьетнам готов выполнить эту задачу» [19. С. 6]. Премьер-министр также отметил, что, готовясь к важным событиям в рамках АСЕАН, Вьетнам должен использовать этот шанс для улучшения своего имиджа, для развития экономического потенциала, для модернизации, для политико-социальной стабильности, а также возможности активно влиять на региональную и международную интеграцию. Он подчеркнул, что 2010 год важен не только для Вьетнама, но и для всех государств — членов АСЕАН, прежде всего в выполнении первых фаз комплексных программ построения сообщества к 2015 году и в работе по претворению в жизнь Устава АСЕАН.

С лозунгом «К сообществу АСЕАН: от общего видения к конкретным действиям» (Towards ASEAN Community: from vision to action), который был предложен Вьетнамом в год своего председательствования в АСЕАН, согласились все страны — члены Ассоциации. Исходя из этого лозунга, приоритетами в год председа-тельствования Вьетнама в АСЕАН стали: активизация консолидации внутри организации, эффективное развертывание Устава АСЕАН и программ — экономической, социально-культурной и в рамках безопасности, расширение и углубление отношений АСЕАН с внерегиональными партнерами, повышение значимости АСЕАН в регионе и мире [19. С. 6].

Говоря о новой роли Вьетнама, заместитель премьер-министра, министр иностранных дел СРВ Фам За Хием сказал: «Это событие имеет важное значение для Вьетнама потому, что заседания пройдут не только в рамках АСЕАН, но и станут диалоговым форумом ш проблемам АСЕАН с другими державами, с региональными и международными организациями» [12]. Во Вьетнаме в 2010 году произошло много важных событий. Вьетнам успешно организовал совещания на высоком уровне: Саммит АСЕАН и Саммит АСЕАН с важными диалоговыми партнерами, совещание министров иностранных дел АСЕАН, совещания министров иностранных дел АСЕАН с партнерами, министерское совещание АРФ и более 10 других совещаний на министерском уровне. Для подготовки к таким важным событиям во Вьетнаме был создан Госсовет по проблемам АСЕАН-2010, в который вошли 5 подкомиссий и постоянный секретариат. Госсовет по проблемам АСЕАН-2010 показал полную эффективность в своей работе и взаимодействие с другими отделами по реализации основных направлений деятельности Вьетнама в год председа-

тельствования. В самом начале 2010 года, 13—14 января, в городе Дананг (Вьетнам) состоялись важные совещания в рамках АСЕАН, такие как: совещание министров иностранных дел, третье совещание Совета культурно-социального Сообщества АСЕАН и заседание диспетчерского сообщества АСЕАН. На встрече министров стран — членов АСЕАН был определен статус Рабочей группы по проблемам развития инфраструктуры, телекоммуникаций в рамках Ассоциации. Эта инициатива была выдвинута лидерами на 15-м саммите АСЕАН. Министры также обсудили меры по применению Устава на практике, уделили особое внимание практическому применению Договора о сотрудничестве в ЮВА, о создании в АСЕАН зоны, свободной от ядерного оружия (Southest Asian Nuclear-weapon-free area), выполнению Декларации о поведении в Южно-Китайском море, активизации сотрудничества АСЕАН с партнерами по формуле «АСЕАН+1», «АСЕАН+3» и в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС) [18]. На встречах на своей земле Вьетнам выступил с важными инициативами по развитию межгосударственной интеграции в ЮВА. Успехи первых совещаний под председательством Вьетнама были очевидны, что стало важной предпосылкой для дальнейшего укрепления роли Вьетнама в АСЕАН.

В апреле 2010 года Вьетнам успешно организовал 16-й саммит АСЕАН в Ханое. По инициативе Вьетнама участники саммита согласились подписать Декларацию «Об экономическом восстановлении и устойчивом развитии» и Декларацию «О сотрудничестве по противодействию климатическим изменениям» [6. С. 11]. Вьетнам активно обсудил со странами — членами АСЕАН вопрос о проведении первой официальной сессии лидеров стран АСЕАН с представителями Межпарламентской ассамблеи АСЕАН. Это событие стало новым импульсом для развития внутрирегионального сотрудничества. Можно сказать, что инициативы Вьетнама способствовали реализации основных целей АСЕАН, таких как активизация и эффективная реализация договоренностей и планов строительства сообщества АСЕАН, улучшения специальных служб.

С 28 по 30 октября 2010 г. в Ханое проходили очередные мероприятия АСЕАН, в частности, 17-й саммит АСЕАН и ряд двусторонних саммитов АСЕАН с диалоговыми партнерами (Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Россия, Австралия, Новая Зеландия, ООН) по формуле «АСЕАН+1» и «АСЕАН+3» с участием Республики Корея, Японии и КНР. В течение трех дней в Ханое проходил интенсивный диалог по всем вопросам, интересующим лидеров АСЕАН и их партнеров. Лидеры десяти стран, участвующие в работе 17-го саммита, обсудили пути дальнейшей интеграции с целью создания сообщества АСЕАН и повышения центральной роли АСЕАН в регионе, способы преодоления преград, стоящих на пути их интеграции, например, большой разрыв в экономическом развитии и существующие территориальные споры. Участники саммита также выразили решимость форсировать совместное противостояние глобальным вызовам, согласились активизировать поддержание регулярного диалога в верхах не только с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, но и с другими партнерами. По словам премьера СРВ Нгуен Тан Зунга, наряду со стратегическими отношениями АСЕАН — Китай,

АСЕАН — Япония, лидеры АСЕАН пришли к решению вывести отношения АСЕАН — Корея и АСЕАН — США на стратегические партнерские отношения [16]. На этой встрече были приняты многие документы, в том числе: Декларация «О развитии кадров и о мерах для экономического восстановления и устойчивого развития», Декларация «Об активизации благосостояния и содействия развитию женщинам и детям в АСЕАН», Декларация «О поиске и спасении людей и кораблей на море» (принята министрами иностранных дел стран АСЕАН). «Успешное проведение 16-го и 17-го саммитов АСЕАН и сконцентрированные усилия на всех уровнях в течение всего 2010 года под лозунгом „К Сообществу АСЕАН: от общего видения к конкретным действиям" привели к значительным достижениям и немало способствовали реализации наших планов построения Сообщества АСЕАН к 2015 году», — заявил на церемонии закрытия представитель государства — председателя АСЕАН, премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг [17]. Успех саммита получил резонанс в регионе как событие, дающее дополнительный импульс развитию сотрудничества стран Ассоциации в направлении общего сбалансированного развития.

В конце октября в Ханое прошло пятое заседание ВАС, в который входят ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона: 10 стран АСЕАН, а также Китай, Индия, Австралия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея. В своем выступлении на церемонии открытия ВАС премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг высоко оценил роль ВАС и заявил: «Мы должны интенсивнее обмениваться мнениями о проблемах, интересующих международное сообщество, с целью обеспечения мира, стабильности и развития в регионе» [11]. Наряду с обсуждением путей экономического восстановления после кризиса, устойчивого развития, участники саммита согласились усиливать сотрудничество в пяти приоритетных сферах — в области образования, финансов, энергетике, противодействия природным катаклизмам и распространении пандемий. Саммит принял официальное решение пригласить президентов России и США стать полноправными участниками Вос-точноазиатского саммита со следующего года. Оценивая вопрос о расширении ВАС, Генеральный Секретарь АСЕАН Сури Писуван сказал: «Объем ВВП всех стран — членов ВАС составляет 30 млрд долл., что превышает половину объема ВВП всего мира. Это будет новым импульсом развития не только для региона, но и всего мира». Госсекретарь США Хилари Клинтон констатировала, что «ВАС имеет все возможности стать главным форумом для обсуждения политических проблем и вопросов безопасности в АТР». Говоря о ВАС, заместитель премьер-министра, министр иностранных дел СРВ Фам За Хием заявил: «Решение о расширении членства в ВАС имеет важное стратегическое значение для АСЕАН в деле превращения ВАС в форум сотрудничества на высшем уровне, в котором АСЕАН будет играть центральную роль и станет „ядром" для объединения и урегулирования интересов в регионе...» [11].

Серия саммитов лидеров стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и серия саммитов АСЕАН с лидерами государств-партнеров организации стали успешными результатами усилий Вьетнама, направленных

на реализацию планов по построению Сообщества АСЕАН, и важным шагом от общих рассуждений к конкретным действиям. Страны — члены АСЕАН добились многого в переходе от общего видения к конкретным делам, и Ханойские саммиты закрывают АСЕАНовский календарь важнейших событий 2010 года. Таким образом, за пятнадцать лет членства в АСЕАН Вьетнам сумел внести значительный вклад в развитие всех сфер сотрудничества в рамках АСЕАН: экономической, политической и оборонной. Инициативы, выдвинутые Вьетнамом, являются не только конкретными программами, но и стратегическими проектами (Ханойская программа действий, Ханойская декларация о сокращении разрыва в уровне социально-экономического развития), которые способствуют углублению внутрирегионального сотрудничества и расширению международных связей организации. Достигнутые результаты обусловлены усилиями Вьетнама по преодолению трудностей в АСЕАН и подтверждают правильность выбранного правительством СРВ нового курса развития страны, ориентированного на региональную интеграцию и повышение степени открытости страны к внешнему миру. Как отметил министр иностранных дел Индонезии, «Вьетнам внес огромный вклад в региональное развитие, в повышение уровня отношений между странами — членами ассоциации» [10]. Можно сказать, что отношения между Вьетнамом и Ассоциацией успешно развиваются на основе сотрудничества, равноправия и взаимной выгоды, поскольку интересы Вьетнама оказались тесно связанными с интересами стран — членов АСЕАН.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Воронин А.С. АСЕАН. Испытание на прочность. //Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 8. — С. 10.

[2] Воронин А.С. АСЕАН: ответ на вызовы глобализации. //Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 5. — С. 23.

[3] Малетин Н.П. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы / Фонд сотрудничества России — АСЕАН. — М.: Гуманитарий, 2002.

[4] Маслов Г.М., Урляпов В.Ф. Вьетнам в системе современных международных отношений в Азиатско-тихоокеанском регионе. — М.: ИД-Ключ-С, 2009.

[5] МурашеваГ.Ф. Вьетнам в АСЕАН // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 3.

[6] ASEAN 16. Án tumg ve Viet Nam doi mái. Tap chí Toan cánh, su kien, du luán. So 237 (4-2010). (16-й саммит АСЕАН. Впечатление об «обновленном» Вьетнаме. Журнал «Панорама, событие, мнение», № 237 (4-2010)

[7] ASEAN va cái to ASEAN. Chuyen san Ho sa su kien, so 114, 07.05.2010 (АСЕАН и реконструкция АСЕАН. Журнал «Профиль событий» № 114, 07.05.2010.)

[8] Dáng Cong Sán Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thú IX. Há Noi. Nhá xuat bán Chính tri Quoc gia, 2001, 352 с. (Коммунистическая Партия Вьетнама. Материалы IX гаезда КПВ. — Ханой, Гос.политиздательство, 2001.)

[9] Dáng Cong Sán Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thú IX. Há Noi. Nhá xuat bán Chính tri Quoc gia, 2006, 375 с. (Коммунистическая Партия Вьетнама. Материалы X ^езда КПВ. Ханой, Гос.политиздательство, 2006.)

[10] Hoi nghi ASEAN 17 de lai dau an tot dep vái quoc te (17-ое Совещание АСЕАН оставило хорошее впечатление). URL: http://www.mofa.gov.vn/vi/nr040807104143/nr040807105001/ ns101102084205#0cl7ocfXm49

[11] Hoi nghi cap cao Dong A ket nap Nga, My (Восточный Саммит принял Россию и США). URL: http://www.vnexpress.net/GL/The-gioi/2010/10/3BA224C4/

[12] Huong den 2010 — Nam Viet Nam dam nhan vai tro chü tich ASEAN. (К 2010 году — Год возложения обязанности председателя на Вьетнам в АСЕАН). URL: http://www.mofa.gov.vn/ vi/nr040807104143/nr040807105001/ns090807164401#d52EDamq1RIP

[13] Nhan dan 29.07.1995. (Газета Нянзан. — 29.07.1995)

[14] Nguyen Thu My. Viet Nam — nhung dong gop doi voi su phat trien cüa ASEAN ke tu khi gia nhap. Tap chi Khoa hoc xä hoi, thang 6-2005. (Нгуен Тху Ми. Вьетнам — вклады для развития АСЕАН со дня вступления. Журнал «Общественные науки»)

[15] Pham Binh Minh. Dinh huong chien lugc doi ngoai Viet Nam den 2020. Ha Noi. Nha xuat ban Chinh tri Quoc gia, 2010. (Фам Бинь Минь. Стратегическое направление внешней политики Вьетнама до 2020 г. — Ханой: Гос.политиздательство, 2010.)

[16] Phat bieu cüa Ngai Nguyen Tan Düng Thü tuong Chinh phü nuoc Cong hoa Xä hoi Chü nghla Viet Nam tai Hop bao ket thüc Hoi nghi Cap cao ASEAN 17 va cac Cap cao lien quan (Выступление Премьер — министра СРВ на пресс-конференции о завершении 17-го саммита АСЕАН и других совещаний). URL: http://www.mofa.gov.vn/vi/nr040807104143/ nr040807105001/ns101101101617#IA8veeZg46a9

[17] Phat bieu cüa Ngai Nguyen Tan Düng Thü tuong Chinh phü nuoc Cong hoa Xä hoi Chü nghia Viet Nam tai Le be mac Hoi nghi Cap cao ASEAN 17 va cac Cap cao lien quan (Выступление Премьер-министра СРВ на церемонии закрытия 17-го саммита АСЕАН и других совещаний). URL: http://www.mofa.gov.vn/vi/nr040807104143/nr040807105001/ ns101101111320#hNhFcDIxJU0

[18] Quyet tam hoan thanh trong trach, nang cao vi the Viet Nam tren cuong vi Chü tich ASEAN 2010 (Решительно выполнить ответственность, повысить позицию Вьетнама в качестве председателя АСЕАН в 2010 г.). URL: http://www.mofa.gov.vn/vi/ctc_quocte/un/ nr090311103654/nr090311140642/ns100325091549#0yo0nTFviXIV

[19] Viet nam chinh thuc dam nhiem Chü tich Hiep hoi cac nuoc ASEAN. Tap chi Toan canh, su kien, du luan. So 234 (1-2010). (Вьетнам официально стал председателем АСЕАН. Журнал «Панорама, событие, мнение». — 2010. — № 1 (234)).

SOME RESULTS OF VIETNAM MEMBERSHIP IN ASEAN

Vu Thuy Trang

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the basis of the achievements Vietnam has made for 15 years since the day entered ASEAN. The author proves the contribution Vietnam has made in the interest of improving its position in the region.

Key words: Vietnam, ASEAN, South-East Asia, integration, regional cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.