Научная статья на тему 'ВЬЕТНАМ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АСЕАН В 2020 Г.: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ'

ВЬЕТНАМ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АСЕАН В 2020 Г.: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / РОССИЯ / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В АСЕАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / VIETNAM / RUSSIA / ASEAN / SOUTHEAST ASIA / SOUTH CHINA SEA / ASEAN CHAIRMANSHIP / STRATEGIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шпаковская Марина Анатольевна, Куклин Никита Сергеевич, Нгием Ба Чи, Нгуен Минь Хоанг

Вьетнам сегодня является одним из лидеров АСЕАН и одной из самых быстроразвивающихся экономик региона. Вьетнам в качестве председателя способен принять активное участие в развитии существующих инициатив Ассоциации и создании новых. Председательство Вьетнама - стратегического партнера России открывает для последней широкие возможности участия в региональных инициативах и урегулировании противоречий великих держав в регионе в качестве третьей, независимой стороны. Открываются перспективы и для более тесного экономического взаимодействия и создания совместных интеграционных инициатив, как, например, Большое евразийское партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM IS ASEAN CHAIR 2020: NEW OPPORTUNITIES FOR RUSSIA

Today Vietnam is one of the ASEAN leaders and one of the fastest growing regional economies. Vietnam as current ASEAN chair is able to take an active part in the existing initiatives development of the Association and the creation of new ones. The chairmanship of Vietnam, a strategic partner of Russia, opens up wide opportunities for the latter to participate in regional initiatives and resolve the conflicts of the great powers in the region as a third, independent party. Good prospects are also opening up for closer economic interaction and the creation of joint integration initiatives, such as Greater Eurasian Partnership.

Текст научной работы на тему «ВЬЕТНАМ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АСЕАН В 2020 Г.: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том I, № 1 (46). С. 345-355._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-1-1-46-345-355

Вьетнам - председатель АСЕАН в 2020 г.: новые возможности для России Шпаковская Марина Анатольевна

доктор исторических наук, профессор кафедры ТИМО РУДН, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4463-880X

Куклин Никита Сергеевич

ассистент кафедры ТИМО РУДН, аспирант первого года обучения, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5715-847X Нгием Ба Чи

бакалавр кафедры ТИМО РУДН, Россия, Москва, Вьетнам, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4116-1620 Нгуен Минь Хоанг

магистрант, РУДН, Россия, Москва, Вьетнам, https://orcid.org/0000-0001-8424-7446

Аннотация: Вьетнам сегодня является одним из лидеров АСЕАН и одной из самых быстроразвивающихся экономик региона. Вьетнам в качестве председателя способен принять активное участие в развитии существующих инициатив Ассоциации и создании новых. Председательство Вьетнама - стратегического партнера России открывает для последней широкие возможности участия в региональных инициативах и урегулировании противоречий великих держав в регионе в качестве третьей, независимой стороны. Открываются перспективы и для более тесного экономического взаимодействия и создания совместных интеграционных инициатив, как, например, Большое евразийское партнерство. Ключевые слова: Вьетнам, Россия, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, председательство в АСЕАН, стратегическое партнерство

Vietnam is ASEAN Chair 2020: New Opportunities for Russia

Marina A. Shpakovskaya

Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4463-880X Nikita S. Kuklin

Assistant at the Department of Theory and History of International Relations, first year PhD candidate RUDN University, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5715-847X

© Шпаковская М.А., Куклин Н.С., Нгием Ба Чи, Нгуен Минь Хоанг, 2020.

Ba Chi Ngiem

Bachelor of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, Russia, Moscow, Vietnam, [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4116-1620 Minh Hoang Nguyen

RUDN University, Russia, Moscow, Vietnam, https://orcid.org/0000-0001-8424-7446

Abstract: Today Vietnam is one of the ASEAN leaders and one of the fastest growing regional economies. Vietnam as current ASEAN chair is able to take an active part in the existing initiatives development of the Association and the creation of new ones. The chairmanship of Vietnam, a strategic partner of Russia, opens up wide opportunities for the latter to participate in regional initiatives and resolve the conflicts of the great powers in the region as a third, independent party. Good prospects are also opening up for closer economic interaction and the creation of joint integration initiatives, such as Greater Eurasian Partnership.

Keywords: Vietnam, Russia, ASEAN, Southeast Asia, South China Sea, ASEAN chairmanship, strategic partnership

Вступление в новое десятилетие знаменуется для Вьетнама важным этапом на пути к реализации динамичного и устойчивого развития во всех сферах и утверждению своей роли в качестве активного и ключевого игрока на международной политической сцене. В 2020 г., наряду с празднованием важнейших юбилейных дат внутри страны, таких как 90-я годовщина со дня основания КПВ и 45-летие освобождения Юга, Вьетнам начал осуществление полномочий Председателя АСЕАН. Вьетнам будет осуществлять эти полномочия перед новыми вызовами и угрозами в условиях быстро меняющегося и нестабильного регионального порядка. С другой стороны, Вьетнам приобретает возможность утвердить свой политический и экономический потенциал, выдвигать новые инициативы по укреплению мира и безопасности как на региональном, так и на международном уровнях, придерживаясь политики «обновления» партии, а также продемонстрировать мировому сообществу, что Вьетнам является стабильным региональным государством.

Необходимость «создания выгодных условий в целях защиты Отечества, сохранения и поддержания мира, как в Юго-

Восточной Азии, так и в мире в целом для развития экономики» в рамках политики «обновления», провозглашенной на VI Съезде Коммунистической Партии Вьетнама, скорректировала внешнеполитический курс страны в сторону политического и экономического сближения с международным сообществом, прежде всего, со странами региона1. В этой обстановке сотрудничество с АСЕАН стало стратегическим приоритетом во внешней политике Вьетнама. Уже в 1995 г., на 28 саммите министров иностранных дел АСЕАН в Брунее, Вьетнам официально стал седьмым членом АСЕАН. Данный шаг на фоне распада биполярной системы международных отношений и формирования нового мирового порядка, безусловно, стал дипломатическим успехом для вьетнамского руководства.

Вступление в Ассоциацию показало, что Вьетнам меняет стратегическую линию в своей внешней политике, начинает включаться в интеграционные проекты стран региона, что, в конечном счете, приводит к утверждению позитивного политического имиджа страны.

Став полноправным членом АСЕАН, Вьетнам де-факто и де-юре идентифицировал себя как неотъемлемая часть Юго-Восточной Азии . Вступление Вьетнама в АСЕАН явилось первым важным вкладом Вьетнама в дело укрепления Ассоциации - вслед за которым еще три страны региона вступили в эту организацию (Лаос и Мьянма - в 1997 г., Камбоджа - в 1999 г.). Таким образом сформировалась «асеановская десятка», которая на сегодняшний день представляет весь регион ЮВА.

На протяжении почти 25 лет с момента вступления в АСЕАН Вьетнам активно участвует в деятельности этой организации, выступает с различными инициативами в целях ее политической консолидации и экономической интеграции, формирования атмосферы дружбы и взаимодоверия между государствами-членами, выработки общего курса развития и продвижения интересов и задач организации в мире.

Вьетнам выступает за приверженность основополагающим принципам АСЕАН, которые подразумевают соблюдение национального суверенитета на основе добровольного сотрудничества, территориальной целостности, равноправия, взаимо-

выгодного сотрудничества и соблюдения общей повестки дня, уважения прав человека, социальной справедливости и многосторонней торговли . Эти принципы способствуют упрочению солидарности стран организации и поддержанию определяющей роли АСЕАН, как в механизмах регионального сотрудничества, так и в реагировании на различные международные проблемы региона, включая Восточное море (ЮКМ)4.

За годы членства Вьетнама в АСЕАН эта организация превратилась в одного из ведущих экономических и торговых партнеров Вьетнама. С моментом присоединения к Зоне свободной торговли АСЕАН (АФТА) в 1996 г. общий импортно-экспортный товарооборот между Вьетнамом и странами АСЕАН увеличился более чем в 9,5 раза, с 5,9 млрд долл. США в 1996 г. до почти 56,3 млрд долл. в 2018 г. При этом экспортный оборот составил 24,5 млрд долл., а импортный - 31,8 млрд долл. США в

2018 г.5. По сравнению с 2017 г. товарооборот между Вьетнамом и АСЕАН увеличился на 12,9%, в частности, экспорт - на 13,9%, импорт - на 12,2%6.

Необходимо отметить увеличивающийся интерес к региону АСЕАН со стороны ведущих мировых держав, которые наращивают деловой взаимовыгодный диалог. Правительство Вьетнама неоднократно отмечало, что АСЕАН становится ядром интеграционных процессов в АТР. Важным результатом работы Вьетнама в АСЕАН стало заключение в 2002 г. Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море (ЮКМ) между странами АСЕАН, с одной стороны, и Китаем - с другой (DOC)7.

Вьетнам уже имеет положительный опыт председательства в АСЕАН в 2010 г.. На посту председателя Вьетнам акцентировал внимание «десятки» на деятельности по расширению военного сотрудничества как внутри АСЕАН, так и с ее парт-

о

нерами . Совещание министров обороны АСЕАН+8 с участием России, США, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии также стало уникальной площадкой взаимодействия. В своей приветственной речи премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг заявил, что «все страны в регионе и за его пределами нацелены на поддержание мира и стабильности, что является их общим стремлением и общей заинтересо-

ванностью. Для достижения этой цели странам необходимо поддерживать и развивать диалог и углублять сотрудничество, укрепления доверия друг к другу. Необходимо продолжать разрабатывать и распространять стандарты и кодексы поведения, на принципах уважения независимости, суверенитета, целостности и урегулирование различных споров исключительно мирными способами в соответствии с принципами международного права, а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.»9.

В октябре того же 2010 г. в Ханое проходил второй саммит Россия-АСЕАН, в котором принимал участие Президент РФ Дмитрий Медведев. В своем выступлении на саммите он подчеркнул, что «успешное строительство новой архитектуры АТР отвечает интересам всех стран и их желаниям развивать спокойную созидательную жизнь»10. На саммите были предложены варианты активизации сотрудничества по направлениям, отвечающим интересам модернизации и инновационного развития сторон. В этом ключе российско-вьетнамские отношения выходят на передовую формирования позитивных тенденций в ЮВА и АТР11. Кроме того, на очередном Саммите стран Восточной Азии (ВАС), благодаря усилиям Вьетнама, было принято официальное решение о вступлении России в эту структуру. ВАС, впервые организованный в 2005 г. в Куала-Лумпуре, в своей деятельности ориентирован на обсуждение и решение, главным образом, вопросов экономического развития, а также

энергетических, финансовых, образовательных вопросов, здра-

12

воохранения и защиты окружающей среды . Расширение ВАС имеет стратегическое значение на пути превращения его в эффективную площадку принятия решений на высшем уровне с центральной ролью АСЕАН.

Стоит отметить, что Вьетнам играет важную роль в качестве связующего звена, своеобразного «моста» между Россией и АСЕАН. На сегодняшний день Вьетнам является единственной страной «десятки», имеющей с Россией отношения всеобъемлющего стратегического партнерства. Опыт сотрудничества между Вьетнамом и Россией позитивно влияет на присутствие России в регионе, прокладывает дорогу для других стран Ассоциации в развитии отношений с Россией, а также способствует

13

укреплению диалога Россия-АСЕАН. На третьем саммите Россия-АСЕАН, прошедшем в 2016 г.у в Сочи, президент России В. Путин подчеркнул роль Вьетнама в выстраивании отношений России с остальными участниками АСЕАН. По его словам, достигнута договоренность в выстраивании в ближайшем будущем стратегического партнерства с другими странами, а также, в опоре на опыт заключения соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом в 2015 г., прорабатывается возможность заключения такого же договора с другими странами АСЕАН14.

Опыт вьетнамо-российских отношений, укрепление связей по линии Россия - АСЕАН предоставляет сторонам уникальные преимущества. С одной стороны, Россия, будучи крупнейшим производителем и экспортером энергоносителей, способствует обеспечению энергетической безопасности региона и повышению эффективности геологоразведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа. Кроме того, использование российских морских портов расширяет для стран АСЕАН возможности транзитных перевозок в Азию и Европу. Инновационные и модернизированные машиностроительные комплексы России позволяют повысить эффективность производственных сетей в зоне свободной торговли15. Опыт России в высокотехнологическом производстве, использовании нетрадиционных источников энергии, освоении космоса и исследовании Арктики также может стать важным направлением развития АСЕАН.

С другой стороны, Россия также заинтересована в выстраивании стратегических отношений с АСЕАН. В Концепции внешней политики РФ 2016 г. подчеркивается, что Россия стремится к последовательному углублению и укреплению комплексного, имеющего долгосрочный характер диалогового партнерства с АСЕАН и его выведению на уровень стратегического партнерства16. Во-первых, ЮВА играет важную роль в развитии российского Дальнего Востока, а именно - через регион проходят важнейшие морские пути, соединяющие дальневосточный регион России с Европой и Ближним Востоком. Во-вторых, в условиях поворота России на Восток вслед за ухудшением отношений с Западом и последовавшими за ними санкциями, сближение с АСЕАН дает возможность расширения

экономического сотрудничества. Россию и АСЕАН связывает тождество позиций по множеству региональных и международных вопросов, в частности в формировании полицентрично-го мирового порядка с координирующей ролью ООН при неукоснительном соблюдении норм и принципов международного права.

Уже в январе 2020 г. Вьетнам приступил к исполнению обязанностей Председателя. Темой года АСЕАН-2020 стала «Единство и активная адаптация», которую объявил Премьер-министр СРВ Нгуен Суан Фук на церемонии передачи предсе-

17

дательства в рамках 35-го Саммита АСЕАН в Бангкоке .

Были выдвинуты 5 главных приоритетов деятельности Ассоциации в 2020 г.:

1) Активный вклад в поддержание мирной, безопасной и ста-

бильной обстановки в регионе;

2) Содействие экономическому процветанию на основе регио-

нальных связей и возможностей 4-й промышленной революции;

3) Социальное развитие на основе сохранения цивилизационно-

культурного фактора и понимания идентичности АСЕАН;

4) Содействие развитию партнерских отношений в целях со-

хранения мира и устойчивого развития со странами мира, а также продвижение роли и вклада АСЕАН в международное сообщество;

5) Повышение потенциала и эффективности руководства

АСЕАН18.

Вьетнам акцентирует внимание на укреплении солидарности стран АСЕАН, единства внутри «асеановской десятки». В течение года запланировано более 300 конференций и мероприятий, в том числе 36-й и 37-й саммиты АСЕАН, 53-е совещание Министров иностранных дел АСЕАН, Совещание Министров иностранных дел АСЕАН и партнеров, 41-я Генеральная ассамблея Межпарламентской ассамблеи АСЕАН19. По словам Нгуен Суан Фука, для Вьетнама - «это возможность внести реальный вклад в развитие и гармонию сообщества АСЕАН, самостоятельности, сплоченности, идентичности, ответственности и высокой способности адаптироваться к вызовам времени»20.

В условиях изменения политической конфигурации Азиатско-Тихоокеанского региона, стремительного перемещения в регион основных центров сил, взвешенная и гибкая стратегия АСЕАН крайне важна в решении вопросов укрепления мира и безопасности в АТР. Используя опыт председательства десятилетней давности, а также следуя идеологическому наследию Хо Ши Мина «Неизменностью реагировать на тысячи изменений», в 2020 г. Вьетнам намерен вывести страны АСЕАН на новый уровень интеграции и политической эффективности как единого игрока, соблюдая при этом принципы суверенитета, добровольного участия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Эффективность и привлекательность АСЕАН объясняется тем, что эта межправительственная организация стала неотъемлемым участником и важным посредником в урегулировании межгосударственных разногласий, в реагировании на общемировые угрозы, такие как международный терроризм, распространение оружия массового поражения, экологическое загрязнение, бедность, преступность и др. В этом случае лидирующая роль Вьетнама в Ассоциации дает стране возможность утвердить свой вес и влияние.

В роли председателя АСЕАН Вьетнам также получает возможность попытаться приблизиться к разрешению важнейшего для вьетнамского руководства вопроса, касающегося обеспечения территориальной целостности и безопасности островов и морских пространств в акватории Восточного моря (Южно-Китайского). Вьетнам намерен отстаивать свой суверенитет над своими законными морскими территориями, включая Парасельские острова и островами Спратли. Руководство КПВ призывает мировое сообщество четко соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., разрешать территориальные разногласия исключительно мирным, дипломатическим путем, без применения силы или угрозы ее применения. Безусловно, основную опасность для Вьетнама в данном вопросе представляет Китай, который, без всякого преувеличения, демонстрирует экспансионистские амбиции. Китай проводит политику по расширению своих границ, путем сооружения в море искусственных островов, создавая и развивая на них военную инфраструктуру. В этом вопросе Вьетнам, будучи председателем

АСЕАН, намерен поставить на повестку дня вопрос о выработке на основе общих позиций совместного подхода в отношении Китая, а также добиться окончательного принятия Кодекса поведения в ЮКМ.

Однако сложность решения этого вопроса состоит в том, что Китай является главным экономическим партнером не только Вьетнама, но и всех стран АСЕАН и вступление в прямую конфронтацию с Китаем может привести к негативным последствиям для них. В то же время, учитывая, что на севере Вьетнам имеет сухопутную границу с Китаем протяженностью более 1000 км исторический опыт пограничной войны 1979 г. показал опасность конфронтации с Китаем. С другой стороны, активизация Китаем своей политики в регионе вынуждают страны-члены АСЕАН как совместными усилиями, так и на двустороннем уровне искать поддержки у других крупных игроков, таких как Россия, США, Индия. Что касается вьетнамского руководства, то по отношению к Китаю оно проводит сбалансированную политику «сотрудничества и борьбы» (hop tac va dau tranh), сохраняя отношения мирного сосуществования.

Будучи Председателем АСЕАН для Вьетнама важно скоординировать действия остальных стран-членов для формирования единой позиции внутри блока по данной проблеме с тем, чтобы страны вступали в переговоры с Китаем от лица всего АСЕАН, а не на основе двухсторонних отношений. Однако это является сложной проблемой, так как между государствами-членами АСЕАН, при всем их этническом, религиозном и политическом разнообразии, нет единого мнения по вопросам взаимных претензий по территориальным водам в Восточном море. В этом направлении Вьетнаму предстоит довольно много работы, что консолидировать позиции стран.

1 Кобелев Е.В. Внешняя политика как катализатор процессов обновления («Дой мой») // Вьетнамские исследования. Выпуск 7. Опыт обновления во Вьетнаме: современность и история. - М.: ИДВ РАН, 2017. - С.129.

2

Новакова О.В. Геополитический код и национальные интересы Вьетнама - XXI в. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Т. II, №3 (40), 2018. С.150-151.

3 The ASEAN Charter. 2008. P. 6. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/images/archive/publications/ASEAN-Charter.pdf.

4 Ngoai giao Viet Nam 2018, Nxb. Chính tri quoc gia - Su that, Hà Nôi, 2019, tr. 47 / [Синяя книга по дипломатии Вьетнама 2018].

5 Thuang mai hàng hóa Viet Nam - ASEAN sau han 20 nâm Viet Nam gia nhap. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/ViewDetails.aspx?ID=1184&Catego ry=Phân%20tich%20chuyên%20dê&Group=Phân%20tich / [Торговые отношения между Вьетнамом и АСЕАН по итогам 20 лет членства]

6 Báo cáo xuát nhap khau Viet Nam nâm 2018. Bô Công Thuang, Ha Noi, 2019. Tr.80. / [Доклад экпорта и импорта Вьетнама за 2018 г.]

7 Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea. URL: https://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 / [Декларация поведения сторон в ЮКМ]

Мурашева Г.Ф. Вьетнам в 2010-2011 гг.: основные события // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - М., 2011. С. 153.

9 Ván dê Biên Bông vân duac nêu lên tai Hôi nghi ADMM+ о Hà Nôi. RFI Tiêng Viet, 12.10.2010. URL: http://www.rfi.fr/vi/viet-nam/20101012-van-de-bien-dong-van-duoc-neu-len-tai-hoi-nghi-admm-o-ha-noi

10 Выступление Президента России Д. Медведева на втором саммите Россия-АСЕАН. Ханой, 30 октября 2010. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/9380

11 В.М. Мазырин, Г.М. Локшин, Е.В. Кобелев. Сообщество АСЕАН в современном

мире / Монография. М.: ИД«ФОРУМ», 2019. - С. 258.

12

Ву Тхуи Чанг. Некоторые итоги членства Вьетнама в АСЕАН // Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2011, №4. - С. 121.

13

Шпаковская М.А., Куклин Н.С., Ву Тхуи Чанг. Вьетнам в реализации концепции Большого евразийского партнерства // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития.- 2018 год №2(39) - С. 142

14 Пресс-конференция по итогам саммита Россия - АСЕАН. Сочи, 20 мая 2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51954

15 Яковлев А.А. Роль Вьетнама в укреплении отношения России и АСЕАН // САМРАУ - Евразийский центр. 13.11.2018. http://ecsamrau.com/news/news_post/rol-vyetnama-v-ukreplenii-otnosheniya-rossii-i-asean

Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1

17 Viet Nam tiêp nhan chúc Chù tich ASEAN. VN Express, 04.11.2019. URL: https://vnexpress.net/viet-nam-tiep-nhan-chuc-chu-tich-asean-4007310.html / [Вьетнам принимает пост председателя АСЕАН]

18 Nâm Chù tich ASEAN 2020: Vi môt ASEAN gân kêt và chù dông thích úng. Báo dien tú Bàng công sán Viet Nam, 13.01.2020. URL: http://dangcongsan.vn/doi-ngoai/nam-chu-tich-asean-2020-vi-mot-asean-gan-ket-va-chu-dong-thich-ung-546776.html / [Председательство в АСЕАН 2020: К единому и активно адаптирующемуся АСЕАН]

19 Вьетнам организует и координирует организацию более 300 мероприятий в рамках Года АСЕАН-2020. Нянзан онлайн, 08.01.2020. URL:

https://ru.nhandan.com.vn/quocte/quocte-asean/item/2115750-инфографика-вьетнам-

организует-и-координирует-организацию-более-300-мероприятий-в-рамках-года-aceaH-2020.html

20 Viet Nam khai dong Näm Chü tich ASEAN 2020. Nhan dan dien tu, 06.01.2020. URL: https://www.nhandan.com.vn/chinhtri/item/42831702-viet-nam-khoi-dong-nam-chu-tich-asean-2020.html / [Вьетнам приступил к председательству в АСЕАН]

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № № 20-514-92001 ВАОН «Российско-вьетнамское сотрудничество в контексте современной геополитической ситуации в Восточной Азии»

Статья поступила в редакцию 23.04.2020, принята к публикации 11.05.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.