Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ДЕ-ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ДЕТИ ЛИШЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холиновой Мижгона Муборакшоевна

В статье освещаются некоторые аспекты современного состояния институтов опеки и попечительства, как единственное средство и форма устройства детей, лишенных родительской опеки в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MODERN POSITION IN TRUSTEE AND GUARDIANSHIP INSTITUTIONS IN TAJIKISTAN

This article considers some aspects of modern position of Trustee and guardianship institutions as the only means and form of children arrangement who are deprived of parental care in Tajikistan.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ»

УДК Тадж: 9+34с+34(09)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Холинова М. М.

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан

В Республике Таджикистан деятельность по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, лишенными родительской опеки признан как одно из приоритетных направлений деятельности государства. Данное положение констатирует нормы Конституции Республики Таджикистан и иных законодательных актов, принятых в условиях государственной независимости.

Таджикистан - социальное государство. Однако нам следует сказать, что в социальном государстве не предвидится острых проблем по форме устройства детей. Это было бы неверным.

Так как любое социальное государство либо государство, претендующее на такую позицию, не освобождено от проблем в особенности осиротевших и детей, утративших родительской опеки. И по мере необходимости все это считаются актуальными проблемами современности. Не исключено, что являются объектом мирового внимания. Мировое сообщество придает этой проблеме особую значимость. Например, Россия, США, Испания, Италия, Индия, Пакистан, Китай, Афганистан, Африканские страны и другие государства мира остро ощущают и сталкиваются с проблемами усиления роста числа детей-сирот и их устройства. Эти страны включены в состав государств-участников Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года. Так, по данным государственной статистики Российской Федерации на 1 января 2009 года число осиротевших детей составило 681 301 человек. Безрадостная статистика свидетельствует о том, что Россия занимает в Восточной Европе и СНГ второе место (после Литвы) по числу детей, оставшихся без семьи и родителей (89 человек на 100 тыс. населения) [6, с. 3]. Отличительную картину можно наблюдать и на примере Республики Таджикистан, где дети составляют самую большую долю населения, причем возраст 40% населения моложе 18 лет [9]. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, количество детей круглых сирот составляет 3300 детей, 120 тысяч детей имеют одного родителя [5]. По сведениям UNICEF в Таджикистане, как минимум 80% детей, находящихся в интернатных учреждениях, имеют своих биологических родителей. Безусловно, это печальная статистика и показательный факт, свидетельствующий о существовании весьма острой проблемы - защиты прав детей-сирот. В подобных случаях мировое сообщество уже в течение длительного времени применяет надежно апробированные юридические конструкции - опеку и попечительство [7, с. 3]. Действительно, сегодня институт опеки и попечительства является единственным средством и формой устройства детей, лишенных родительской опеки. Так как опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан [10, с. 3].

В этой связи стоит отметить, что на протяжении последних 25 лет в Республике Таджикистан были предприняты целенаправленные шаги по совершенствованию института опеки и попечительства. В связи с этим принят и одновременно приведен с принципами и нормами международного стандарта по защите прав человека и положениями Конвенции о правах ребенка ряд нормативно-правовых актов. Как известно, урегулирование вопросов формы назначения и прекращения институтов опеки и попечительства - это предмет регулирования национального законодательства. Отсюда, являясь одним из источников института опеки и попечительства,

законодательство Республики Таджикистан представляет совокупность определенных норм, расположенных с учетом их единства и дифференциации. Эти нормы находят свое отражение в различных правовых нормативных актах, которые в совокупности образуют действующее национальное законодательство об институте опеки и попечительства. В этом смысле, под национальным законодательством нужно понимать не только законодательные акты, но и иные нормативные акты, содержащие нормы, так или иначе регламентирующие правоотношения в сфере защиты прав и интересов детей. То есть, они закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах либо в ратифицированных Парламентом Республики Таджикистан международных стандартах по правам ребенка.

Однако с этим не исчерпываются законодательные аспекты предпосылок и регулирования институтов опеки и попечительства. Так как в соответствии с принципами и нормами международного стандарта по защите прав человека и

положениями Конвенции о правах ребенка дополнительно приняты следующие

*

документы :

I. Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства" (2000 года).

3. Дополнения и изменения к Гражданскому кодексу Республики Таджикистан (2001 г. [1], 2002 г. [2], 2005 г. [3]).

6. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об образовании Комиссии при Правительстве Республики Таджикистан по правам ребенка " (2001 г.).

7. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О выплате компенсаций нуждающимся семьям с детьми-учащимися общеобразовательных школ в Республике Таджикистан» (2001 г.).

9. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Национального плана действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 годы» (2003 г.).

10. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан "О применении законодательства при рассмотрении конфликтов спорных вопросов, относящихся к уходу за ребенком" (от 2 октября 2003 г.).

II. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан "О практике рассмотрения судами Республики Таджикистан дел о расторжении брака" (от 29 мая 2003 г.).

12. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан "О судебном механизме рассмотрения дел по усыновлению" (2 октября 2003г.).

13. Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об утверждении Положения о Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан" (2004 г.).

14. Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об утверждении списка заболеваний, которые не позволяют любому лицу усыновить ребенка и быть его опекуном" (2004 г.).

16. Дополнения и изменения к Семейному кодексу Республики Таджикистан (2006 г. [4]).

18. Указ Президента Республики Таджикистан «Об утверждении Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан» (23 июня 2007 г.).

Кроме того, Парламентом Республики Таджикистан дополнительно ратифицированы следующие международные стандарты и принципы в области прав человека:

• Конвенция «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 1 июня 1999 года (Конвенция МОТ №182) (15 июня 2005 г.);

* Конвенция «О правах ребенка» от 1989 года, ратифицирована Республикой Таджикистан в 1993 году.

81

• Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2 августа 2002 г.);

• Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (5 августа 2002 г.);

• Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (8 июля 2002 г.).

Также дополнительно были приняты и другие нормативно-правовые акты отраслевого значения и затрагивающие вопросы здоровья населения, пенсионного обеспечения, военной обязанности, образования, а также по исполнению уголовного наказания и т.д., в сфере защиты права ребенка. Кроме того, было проделано много организационных работ по совершенствованию и решению проблем института опеки и попечительства.

В частности, за последние десятилетия в результате усилий государств и международных организаций в сфере защиты прав ребенка образована Комиссия при Правительстве Республики Таджикистан по правам ребенка от 7 сентября 2001 года. Комиссия создана с целью обеспечения реализации международно-правовых обязательств Республики Таджикистан, вытекающих из Конвенции ООН о правах ребенка и других международных договоров в области защиты прав и интересов ребенка. Кроме того, одной из основных задач Комиссии являлась разработка Национального плана действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 годы [8, с.10]. Также были созданы Общественная приёмная по соблюдению прав и интересов ребенка и Детская референтная группа, которая активно осуществляет детский мониторинг за исполнением законодательства по защите прав ребёнка на всех уровнях.

Также (в 2001 году) по Рекомендации Комитета ООН по правам ребенка в Республики Таджикистан в расширенной форме была проведена первая Национальная конференция по защите прав детей, в ходе которой были затронуты и рассмотрены вопросы по защите прав ребенка. Но главной из них была проблема формы устройства детей-сирот после гражданского противостояния в Таджикистане. Действительно, Таджикистан пережил гражданскую войну и в результате которого наметились тенденции к увлечению роста числа детей-сирот. По независимым статистическим данным, количество детей, находящихся на государственном попечении в учреждениях, за последнее 10 лет увеличилось на 32%. Например, в 2002 году в 84 государственных учреждениях содержалось 10.800 детей. В 2003 году в 92 государственных учреждениях республики находилось более 10 тысяч детей.

Из них в 31 школах-интернатах для детей-сирот и детей из малоимущих семей находились 5474 ребенка, в 17 специальных детских учреждениях для детей с ограниченными возможностями - 1951 ребенок, в 4 домах ребенка - 162 ребенка, в 9 детских домах - 878 детей, в 4 государственных учреждениях для детей, находящихся в конфликте с законом, - 27 детей, в 27 пришкольных интернатах - 1444 ребенка (общеобразовательная школа со спальными корпусами, так как не было образовательных учреждений поблизости от дома)**.

Также до начала 2014 г. функционирование институтов опеки и попечительства законодательно обеспечивалось органом государства по опеке и попечительству. Основные усилия органов опеки и попечительства направлены на приспособление и решение:

• защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

• выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

• устройство детей, оставшихся без попечения родителей, что соответствует главе 18 Семейного кодекса Республики Таджикистан. В особенности по характеристикам ст.123, 124, 125, Семейного кодекса Республики Таджикистан органы опеки и

** Согласно данным Министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения.

82

попечительства, то есть местные исполнительные органы государственной власти занимаются вопросами выявления и ведения учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В поселке и селе функции по опеке и попечительству осуществляются непосредственно джамоатами шахрак и джамоатами дехот.

Однако в свете реформирования семейного законодательства в нынешних условиях функции органов опеки и попечительства возлагаются на Комиссию по правам ребенка, которая функционирует на основании Постановления Правительства Республики Таджикистан за № 377 от августа 2008 года «Об обеспечении защиты прав ребенка». До этого момента функции по защите прав детей выполняла Комиссия по делам несовершеннолетних, которая была образована Указом Президента Республики Таджикистан от 23 февраля 1995 года. Данное Постановление упразднило Комиссию по делам несовершеннолетних, передав ее функции и полномочии Комиссии по правам ребенка. На начало 2014 года только в районе Фирдавси г. Душанбе функционирует орган опеки и попечительства в отделе образования хукуматов района, в остальных районах города созданы комиссии по прав ребенка. Также Комиссии по правам ребенка располагает широкими полномочиями, но главное из них обеспечение защиты прав ребенка и в отношениях граждан Республики Таджикистан в рамках своей компетенции зачастую оказывает защиту прав детей за пределами Таджикистана.

Сегодня важным вопросом государственной политики в сфере защиты прав детей является частичная де-институционализация института опеки и попечительства. В этой связи не менее важной для государства было привлечение общественности и их активное участие в деле воспитания и устройства детей сирот.

Модель указанной формы взаимодействия между государством и общественными организациями уже разработаны. Однако в силу отсутствия нормативно-правового акта о механизме участия и содействия общественных объединений в решении проблем устройства детей, лишенных родительской опеки, данная позиция соответственно требует корректировки и уточнения. При этом надежная реализация последнего во многом зависят проблемы обеспечения неотъемлемых прав ребенка на достойную жизнь и воспитание в семье.

Литература:

1. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2001. - №7. -Ст.508.

2. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - №4. -Ч.1. -Ст.170.

3. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2005. - №3. -Ст.125.

4. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2006. - №4. -Ст.196.

5. Из выступления Президента Эмомали Рахмон от 26.04.2013 года [Электронный ресурс] / Послание к Маджлиси Оли. - Режим доступа: www.president.tj (Дата обращения: 01.09.2014).

6. Куропатская Е.Г. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение: дис... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Куропатская Елена Григоревна. -М., 2011.

7. Мягдесян Г.А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Мягдесян Галина Андреевна. -М., 2009.

8. Отчет Республики Таджикистан по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций «О защите прав ребенка за период с 2000 по 2006 гг.». -Душанбе, 2007.

9. Таблица «Основные демографические показатели.xls». URL: http://www.stat.tj/russian/database.htm (Дата обращения: 11.10.2014).

10. Урумова Т.О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования: дис. канд. юрид. наук:12.00.03 / Урумова Татьяна Олеговна. -М., 2003.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Аннотация. В статье освещаются некоторые аспекты современного состояния институтов опеки и попечительства, как единственное средство и форма устройства детей, лишенных родительской опеки в Таджикистане.

Ключевые слова: опека; попечительство; дети, лишенные родительской опеки; международные стандарты по защите прав ребенка; де-институционализация института опеки и попечительства.

SOME ASPECTS OF MODERN POSITION IN TRUSTEE AND GUARDIANSHIP

INSTITUTIONS IN TAJIKISTAN

Abstract. This article considers some aspects of modern position of Trustee and guardianship institutions as the only means and form of children arrangement who are deprived of parental care in Tajikistan.

Key words: trustee, guardianship, children devoid of Parental trustee, international standard for protection of children ole institutionalization of trustee and guardianship institution.

Сведения об авторе: Холиновой Мижгона Муборакшоевна - соискатель кафедры истории госправа Института философии, политологии и права им. А. Баховудинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: sherzod.ustoev@mail.ru

Information about the author: Kholinova Mizhgona Muborakshoevna - competitor of the Institute of philosophy, political science and law named after Bakhoviddinov A., Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Диноршоев А. М.

Таджикский национальный университет

Принципы правового государства и демократического общества, международные стандарты прав человека однозначно предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав. В статье 19 Конституции РТ устанавливается, что каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.

Судебная власть в Таджикистане осуществляется посредством конституционного, административного уголовного, гражданского и хозяйственного судопроизводства. Особое место в данной системе занимают уголовное и гражданское судопроизводство. Далее более подробно остановимся на них.

В уголовном судопроизводстве право граждан на судебную защиту приобретает специфические черты из-за своеобразия этого вида государственной деятельности. В отличие от гражданского судопроизводства, где доминирует диспозитивное начало, уголовному процессу присущ принцип публичности (официальности), требующий от органов уголовного преследования (прокурора, следователя, дознавателя) "возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению виновных и их наказанию". Иными словами, эти должностные лица обязаны начать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.