ное правосудие, чтобы судить детей, а глобальная система ювенальной юстиции. Это:
• семейные суды или комиссии по примеру Японии, Шотландии или Германии, которые определяли бы, достиг ли несовершеннолетний правонарушитель уровня развития взрослого, можно и нужно ли его судить по законам уголовного судопроизводства;
• система воспитания, образования, опеки, попечительства, профилактики правонарушений, социализации и ресоциализации делинквентов и правонарушителей.
Ни один несовершеннолетний не должен быть подвергнут уголовному преследованию и наказанию лишением свободы свыше двух лет, если не прошел через систему ювенальной юстиции. Статья 20 УК требует не реконструкции, а исключения из кодекса. Проблемы защиты и ответственности несовершеннолетних правонарушителей в основной массе должны решаться на основании не только уголовного закона, но и специального федерального закона «Основы ювенальной юстиции в Российской Федерации».
ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Е.А. КАЛИНА,
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается история развития института опеки и попечительства в России, дается сравнение генезиса развития этого института в России и других странах. Вопросы законодательного урегулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, нуждаются в совершенствовании.
Ключевые слова: опека, попечительство, институт опеки и попечительства, органы опеки и попечительства.
GENESIS OF DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TRUSTEESHIP AND GUARDIANSHIP
E.A. CALINA,
post-graduate student of the department of civil law and Procedure of the of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation. The article reviews the history of development of the institution of trusteeship and guardianship of the Russian Federation, provides a comparison of the genesis of this institution in Russia and other countries. The author concludes that the issues of legislative regulation of relations arising in connection with the establishment, implementation and termination of guardianship and need further improvement.
Keywords: trusteeship, guardianship, the trusteeship and guardianship institute, the trusteeship and guardianship bodies.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК, Федеральным
законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Особенности установления, осу-
ществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство представляет собой форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК (п. 2 ст. 2 Закона).
Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. В частности, над детьми, не достигшими 15 лет, опека устанавливается в случае смерти родителей, а также при жизни родителей в предусмотренных законодательством случаях. Опека может быть установлена и над совершеннолетними лицами, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.
Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.
Общие положения об опеке и попечительстве содержатся в ст. 31—40 ГК. Специальные нормы об опеке и попечительстве над несовершеннолетними закреплены в гл. 20 «Опека и попечительство над детьми» СК, в ст. 145 «Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей».
Опека и попечительство устанавливаются в целях защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. В соответствии со ст. 32 ГК опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. На основании ст. 33 попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Опека/попечительство являются формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях для обеспечения иных его интересов.
Семейное законодательство регулирует отношения по опеке и попечительству только над несовершеннолетними и лишь по поводу воспитания таких подопечных. Опека или попечительство устанавливаются в отношении детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК); исключение составляет случай назначения опекуна ребенку родителя, не достигшего 16 лет (ст. 62).
Если в России проживает душевнобольной или слабоумный иностранец, который не может понимать значения своих действий или руководить ими, или малолетний иностранец (т.е. не достигший 15 лет), не имеющий законных представителей, которые защищали бы его интересы, над таким лицом может быть установлена опека.
За границей опека и попечительство над российскими гражданами могут быть установлены консулом. Согласно ст. 33 Консульского устава СССР «консул принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами СССР, которые остались без родительского попечения... Консул принимает меры к установлению
опеки и попечительства также над совершеннолетними гражданами СССР, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности». Опека (попечительство) над российскими гражданами, проживающими вне пределов России, устанавливается по российскому законодательству.
В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели различное содержание, что предопределялось в итоге отличием принципов и задач этого института. Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В то же время в отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца.
По римскому праву опека и попечительство различались. Попечительство длилось от совершеннолетия лица, до достижения им 25 лет. В древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.
В России процесс разграничения опеки и попечительства начался с Указа Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г.: «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается: в период 14—17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17—21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества».
Подобные отличия сохранялись длительное время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных, а В.И. Синайский указывал, что «идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки». Налицо сходство правил об опеке и попечительстве над несовершеннолетними по ГК с положениями законодательства конца XIX — начала XX в. с
разницей, что в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17 лет, а не до 14.
Почти все западные законодательства второй половины XIX в. учреждали временное попечительство, по характеру прав попечителя не отличавшееся от опеки, но включавшее в себя заботу об имуществе и личности лишь в определенном объеме и продолжавшееся до тех пор, пока в нем не отпадала надобность. По этому же пути в проекте опекунского устава 1891 г. пошла и Россия, наметив вместо старого русского попечительства новое, западноевропейское.
По проекту Гражданского уложения 1904 г. попечительство представляло собой иное явление. Оно выступало в основном как способ охраны интересов не рожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц. Предполагалось учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетним, если его представители временно не могут выполнять свои обязанности; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое «вследствие душевной или телесной болезни или вследствие физического недостатка (глухоты, немоты или слепоты) лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами». В последнем случае воля подопечного имела большое значение: помимо его желания, попечительство возникнуть не могло, за исключением случаев, когда лицо не могло устно или письменно заявить соответствующего ходатайства.
По ст. 220 Свода законов гражданских (на 1911 г.) «достигший 17-летнего возраста (несовершеннолетний) вступает в управление своим имением; но делать долги, давать письменные обязательства и совершать акты и сделки какого-либо рода, а также и распоряжаться капиталами, где-либо в обращении находящимися, или получать таковые обратно из кредитных установлений... может не иначе, как с согласия своих попечителей». По ст. 219 такие попечители выбирались самими несовершеннолетними. Эти постановления закона были истолкованы практикой в том смысле, что с достижением 17 лет опека заменялась попечительством, которое отличалось по своим функциям от опеки. Попечитель лишь восполнял деятельность несовершеннолетнего, но не действовал за него сам; находящемуся под попечительством предоставлялось право без согласия по-
печителя, искать и отвечать на суде, отчуждать движимость, приобретать ее за наличные деньги, отдавать свои вещи в залог, получать проценты с капитала и доходы по имению и т.п.
В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. К попечителям применялись постановления об опекунах, и это не позволяло четко отграничить опеку от попечительства.
Разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над совершеннолетними, если «последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права», и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок.
Статья 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. не разграничивала понятий «опека» и «попечительство», и это дало союзным республикам основание по своему усмотрению выбирать для той или иной категории граждан способ их устройства или охраны интересов. В отличие от действовавшего законодательства опека над детьми длилась до достижения ими 15 лет. Кроме того, указывалось, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могли самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности, устанавливалось попечительство.
Появление попечительства в отечественной правовой системе обусловлено процессом дифференциации объема дееспособности граждан и необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие объему ее дееспособности. По российскому праву опека и
попечительство хотя и не совпадают по своему содержанию, охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название «опека и попечительство».
Круг лиц, над которым устанавливается опека или попечительство, всегда различен и определяется в том числе приоритетными задачами (охрана лица или его имущества). Отношения опеки и попечительства не всегда строятся на альтруистических началах, они могут быть и возмездными.
В настоящее время вопросы законодательного урегулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, нуждаются в совершенствовании.
Литература
1. Азаревич В.Н. О различии между опекой и попечительству по римскому праву. СПб., 1872.
2. Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. — начало XX в.): учеб. пособие. М., 1996.
3. Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Казань, 1916.
4. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX в.). М., 1997.
5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 1996.
6. Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/-online.
7. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. Модель образовательного учреждения нового типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Е. Чепурных [и др.]; под ред. Н.П. Ивановой. СПб., 2001.
8. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966.
9. Семейные права, наследство и опека. СПб., 1879.
10. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
11. Хвостов В.М. Система римского права: конспект лекций; 2-е изд. М., 1904.
12. ШершеневичГ.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995.