Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ФОРМАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ / ЗОРОАСТРИЗМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холинова Мижгона Муборакшоевна

В статье освещаются некоторые аспекты периодизации института опеки и попечительства в истории права Таджикистана. Проведение периодизации института опеки и попечительства имеет свои особенности, что следует опираться на существующие периодизации и критерии истории государства и права Таджикистана, согласно которым проводились периодизации в том или ином отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION OF DEVELOPMENT OF TRUSTEE AND GUARDIANSHIP INSTITUTION IN THE HISTORY OF HAW IN TAJIKISTAN

Some aspects of development of Trustee and guardianship institution in the history of haw in Tajikistan are considered in this article. Holding of periodization of Trustee and guardianship institution has its peculiarities if follows to lean on existing periodization and criterion of the history of the state and haw in Tajikistan according to which the periodization conducted in one way or another.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА»

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1924-1941)

В статье рассматривается становление и развитие геологического исследования в Таджикистане. Автор на основе исторических документов и научных трудов отражает ход становления и развития геологического исследования в Советском Таджикистане в 1924-1941 гг.

Ключевые слова: экспедиция, геолог, геологических исследования, месторождения, полезных ископаемых, гидрогеология, геологоразведка, конференция, сейсмология, институт геологии.

GEOLOGICAL RESERCH IN TAJIKISTAN (1924-1941)

In this article considered formation and development of geological research in Tajikistan. The author based on historical documents and treatise reflects the history of formation and development of geological research in the Sovet Tajikistan in 1924-1941.

Key words: expedition, geologist, geological research, place of birth, mineral, hydrogeology, prospect, conference, seismology, institute of geology.

Сведения об авторе: Исмоилов Ёдгор Хофизович, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и право Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: ismoilov66@list.ru

Information about the author: Ismoilov Yodgor Hofizovich, senior teacher of chair methods of teaching history and law, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

УДК Тадж: 9+34с+34(09) ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА

Холинова М. М.

Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Опека и попечительство как форма устройства детей лишенных родительской опеку, существовала с древнейших времен. Однако достоверная информация по функционированию института опеки и попечительства примерно при возникновении первых государств Пешдадидов и Кайанидов, которые по историческим данным имели стройную систему государственного управления, армию, налоги и т.д. отсутствует.

С этой позицией трудно согласиться, так как до возникновения государств в неинституциональной форме в догосударственном образовании существовал и функционировал институт опеки и попечительства. При этом информация о существовании формы устройства детей и их семейного воспитания, а также способы назначении института опеки и попечительства дошло до нас со времен правления Ахеменидов (550-330/329 до н.э.). Так как в истории таджикского народа Ахеменидам удалось провести в огромных масштабах государственные реформы, где институт опеки и попечительства больше чем в разные периоды существования, приобрел правовой статус. Среди государственных реформаторов следует также назвать имена Кира и Дари Великого, которые провели комплексные реформы общественной жизни, где также рассматривались вопросы воспитания и формы оказания помощи детям-сиротам и нуждающимся в опеке.

В целом они завершили логический процесс специализации и дифференциации развития института опеки и попечительства, которые были начаты ещё при Пешдадидах и Каянидах. Но, стоит отметить и тот факт, что, начиная с правления Ахеменидов и кончая Бухарским эмиратом, институт опеки и попечительства существовал в том разряде, который соответствовал решению проблемы формы устройства детей, нуждающихся в опеке.

Исходя из вышеуказанного, считаем научно обоснованной необходимость проведения периодизации истории становления института опеки и попечительства в

истории права таджикского народа. Проведение периодизации института опеки и попечительства имеет свои особенности. В данном случае следует опираться на существующие периодизации и критерии истории государства и права Таджикистана, согласно которым проводились периодизации в том или ином отношении.

Сегодня юридической наукой разработаны различные формы определения периодизации историко-правового материала. В этом разряде основными критериями являются такие феномены, как «формация», цивилизация», «династия», личностные подходы и другие. Каждая из этих критериев в отличие друг от друга при определении и изучения предмета, факторов, явлений либо отдельных институтов исторического развития имеют свою специфику. Например, предметом изучения формационного подхода к определению периодизации истории являются общественно-экономические отношения. Цивилизационный подход опирается на культуру, религию, взаимоотношения государства и религии. Критерием династического подхода является - период правление династии. Также в науке существуют иные подходы и целый ряд критериев периодизации (развитость законодательства, проведенные реформы, проявления существенных изменений на уровне законодательства и практики). Не останавливаясь на подобном анализе каждого из критериев периодизации, отметим, что формационный и династический подход для периодизации института опеки и попечительства не подходят, так как анализ этих подходов показывает, что они не в полной мере способны выявить специфику, особенности, а также закономерности развития института опеки и попечительства, однако в науке сторонников этих подходов пока достаточно. Наиболее адекватным для целей нашего исследования критерием служит цивилизационный подход. Выбор данного подхода отличается своей спецификой. История показала, что религия не только служила доминатом в политической и правовой сфере жизни таджикского народа, но и являлась государственной идеологией и источником правовых норм досоветского Таджикистана. Таким образом, мы полагаем, что институт опеки и попечительства прошел следующие четыре этапа развития:

а) эпоха зороастризма; в) период распространения ислама; г) советский период; д) постсоветский период.

Важный исторический этап в развитии института опеки и попечительства занимает эпоха зороастризма. Религия древних иранцев (стран Ближнего и Среднего Востока) чаще всего связывается с эпохой зороастризма. Авеста - собрание священных книг зороастризма и по своему содержанию является неисчерпаемым источником познания общественного строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока. Согласно учению Заратуштры, в мире существует два начала [2, с. 170]: доброе - Ахура-Мазда (Ормузд) и злое - Ангра-Манью (Ахриман), между которыми происходит постоянная борьба, где разум мудрого монарха является первичным. С учетом этих начал, по семейно-брачным вопросам «Авесто» предписывает необходимость семьи, детей, относя к порождению «добра». Наиболее полную картину общественного строя и правовых институтов создает «Вендидат» [3], где значительное место отдается вопросам гражданского права (заключение договоров, форма их заключения, ответственность за нарушение договора в особенности договора доверительного управления имущества и др.), семейно-брачных отношений, преступлений и наказаний. В период правления Сасанидов зороастризм был объявлен официальной религией, в связи с чем законы Заратуштры выступали в роли действующего права, составляя правовую основу общественной жизни и т.д.

Зороастризм продолжал действовать до арабской экспансии. С образованием Арабского Халифата наступает последующая цивилизация - «Исламская», где произошло кардинальные перемены в общественно и политико-правовой жизни Востока. В своей основе нормы исламского права опирались на Коран. Вопросы формы семейного устройства детей оставшихся без попечения родителей регулировались нормами брачно-семейного права. Забота о сиротах осуществляется с помощью

института «аль-кафала» - опекунства. При этом с приходом ислама усыновление (табанни) детей-сирот был запрещен [4, с. 88]. Однако принять сироту под опеку (аль-кафала) является весьма достойным поступком для каждого мусульманина. Именно в исламскую эпоху было образовано государство таджиков - Саманидов (К^ в.), где окончательно завершился процесс сложения таджикской народности. В саманидскую эпоху таджикский язык стал господствующим языком. После распада государства Саманидов территория, населенная таджиками, входила в состав многих государств Средней Азии (вплоть до установления в XIX в. Российского протектората над Средней Азией). Почти все сменявшие друг друга правители феодальных государств Центральной Азии, от династии Саманидов до Бухарского и других ханств, так или иначе, приняв ислам, рецептировали мусульманское право [1, с. 145].

Октябрьская революция 1917 г. открыла новую эпоху в периодизации истории становления института опеки и попечительства. Также признан важным фактором в установлении и образовании Советской власти в Таджикистане (1917-1921 гг.). В 1924 году была образована Тадж.АССР в составе Узбекской ССР, и сразу же был взят курс на регулирование брачно-семейных отношений. В этой сфере первоначально Семейный кодекс УзССР явился актом, обобщившим первые достижения Советской власти в области переустройства брачно-семейных отношений в Узбекистане и Таджикистане [5, с.439]. Придавая первостепенное значение формам устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в 6 разделе Постановления «О правах трудящихся женщин Таджикской АССР и о необходимости борьбы с их закрепощением» говорится об «отмене деления детей на законно и незаконорожденных и установление их полного равноправия». Данный акт был направлен на окончательный слом дореволюционной формы устройства детей, «...основанного на религиозном вероучении ислама» [5, с. 443]. Критерием данного периода служит создание нормативно-правовой базы регулирования семейно-брачных отношений, направленная на обеспечение:

• равенства женщины с мужчиной во всех сферах общественной жизни;

• ломки старых порядков;

• освобождения семьи из-под опеки и влияния духовенства и религиозных предрассудков;

• установления правового статуса незаконнорожденных детей и гарантий их форм семейного устройства;

• создания государственных учреждений по контролю и содержанию детей-сирот (СНК, детские дома, коммуны, школ-интернатов для детей-сирот и т.д.);

• установления уголовной ответственности за выдачу замуж несовершеннолетних или малолетних (слабоумных), находящихся под опекой или попечительством.

Безусловно, после образования в 1929 г. Таджикской ССР и до распада СССР под руководством директив КПСС проводилась систематическая и упорная работа, направленная на совершенствование правовых основ и форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Начало современного этапа развития института опеки и попечительства в истории государства и права Таджикистана связано с процессом распада СССР и обретением страной независимости. За это время таджикскому народу удалось сохранить этическую самобытность, своеобразную и богатую культуру, тягу к свободе и независимости, которая была реализована в 1991 году. Сегодня Таджикистан является политическим, независимым, светским, демократическим, унитарным государством с рыночной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамического развития. Критериями периода становления и совершенствования института опеки и попечительства в истории государства и права Таджикистана во многом взаимообусловлено:

• обретением страной независимости;

• принятием в ноябре 1994 новой Конституции и выбора Президента;

• правовой реформой и принятием ряда нормативно-правовых актов, устанавливающие и обеспечивающие формы семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (Гражданский кодекс РТ, Семейный кодекс РТ и иные законодательные акты).

В целом процессы, происходящие в условиях независимости Таджикистана, характеризуют современный период как переходный, со всеми присушим ему достоинствами и недостатками.

Литература:

1. Босворг К. Э. Мусульманские династии (справочник по хронологии и генеалогии) / пер. с анг. и прим. А. А. Гразиевича. - М., 1971.

2. Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока (исследований) / отв. ред. А. Раджабов. - Душанбе, 2003.

3. История религии: в 2-х т. Т.1 / под общей ред. Н.Н.Явлокова. - 2-е изд. испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2004. - 355 с.

4. Мусульманское право / под ред. В.Г.Графского. - М., 2004.

5. Тахиров Ф. Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). Т.2, ч.1. -Душанбе: Амри илм, 2001.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В

ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА

В статье освещаются некоторые аспекты периодизации института опеки и попечительства в истории права Таджикистана. Проведение периодизации института опеки и попечительства имеет свои особенности, что следует опираться на существующие периодизации и критерии истории государства и права Таджикистана, согласно которым проводились периодизации в том или ином отношении.

Ключевые слова: опека и попечительства, формация, цивилизация, реформы, зороастризм, аль-кафала, независимость.

PERIODIZATION OF DEVELOPMENT OF TRUSTEE AND GUARDIANSHIP INSTITUTION

IN THE HISTORY OF HAW IN TAJIKISTAN

Some aspects of development of Trustee and guardianship institution in the history of haw in Tajikistan are considered in this article. Holding of periodization of Trustee and guardianship institution has its peculiarities if follows to lean on existing periodization and criterion of the history of the state and haw in Tajikistan according to which the periodization conducted in one way or another.

Key words: trustee and guardianship, formation, civilization, reforms, Zoroastrianism, al-kafal, independence.

Сведения об авторе: Холинова Мижгона Муборакшоевна, соискатель кафедры истории госправа Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: sherzod.ustoev@mail.ru

Information about the author: Kholinova Mizhgona Muborakshoevna, competitor of the Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Азизов У. А.

Таджикский национальный университет

Во все периоды развития человеческой цивилизации, обществу и государству приходилось бороться с такими негативными явлениями, как преступления. На этой основе им приходилось придумывать такие средства, которые могли эффективно реагировать на них и защищать интересы всех от этого социального зла. Эти проблемы, как активных членов общества, прежде всего волновали философов, социологов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.