Научная статья на тему 'ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ЗОРОАСТРИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизов Убайдулло Абдуллоевич

Основным видом реагирования на преступление во всех периодах развития человеческой цивилизации считалось наказание. За весь период развития уголовного права система наказания с целью его эффективного противостояния преступности всегда видоизменялась и совершенствовалась. В данной статье с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права и уголовного права анализируются цели наказания, особенности назначения и исполнения наказания в уголовном праве Таджикистана в период зороастризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSES PUNISHMENT SPECIAL OF APPOINTMENT AND EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN ZOROASTRIZM CRIMINAL LAW

OF THE PUNISHMENT IN ZOROASTRIZM CRIMINAL LAW The most important altitude of the civilized mankind to the crime was impose for responding kind of punishment. During the whole period of the development of criminal law the system of punishment was changed and improved in order to make it more effective. In the present article based upon rich experience of special literature and thinking’s of famous scholars in the field of theory and history of law and criminal law analysis peculiarities of foundation and establishment of the institution of punishment in criminal law of Tajikistan in the zoroastrizm period.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

• правовой реформой и принятием ряда нормативно-правовых актов, устанавливающие и обеспечивающие формы семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (Гражданский кодекс РТ, Семейный кодекс РТ и иные законодательные акты).

В целом процессы, происходящие в условиях независимости Таджикистана, характеризуют современный период как переходный, со всеми присушим ему достоинствами и недостатками.

Литература:

1. Босворг К. Э. Мусульманские династии (справочник по хронологии и генеалогии) / пер. с анг. и прим. А. А. Гразиевича. - М., 1971.

2. Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока (исследований) / отв. ред. А. Раджабов. - Душанбе, 2003.

3. История религии: в 2-х т. Т.1 / под общей ред. Н.Н.Явлокова. - 2-е изд. испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2004. - 355 с.

4. Мусульманское право / под ред. В.Г.Графского. - М., 2004.

5. Тахиров Ф. Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.). Т.2, ч.1. -Душанбе: Амри илм, 2001.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В

ИСТОРИИ ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА

В статье освещаются некоторые аспекты периодизации института опеки и попечительства в истории права Таджикистана. Проведение периодизации института опеки и попечительства имеет свои особенности, что следует опираться на существующие периодизации и критерии истории государства и права Таджикистана, согласно которым проводились периодизации в том или ином отношении.

Ключевые слова: опека и попечительства, формация, цивилизация, реформы, зороастризм, аль-кафала, независимость.

PERIODIZATION OF DEVELOPMENT OF TRUSTEE AND GUARDIANSHIP INSTITUTION

IN THE HISTORY OF HAW IN TAJIKISTAN

Some aspects of development of Trustee and guardianship institution in the history of haw in Tajikistan are considered in this article. Holding of periodization of Trustee and guardianship institution has its peculiarities if follows to lean on existing periodization and criterion of the history of the state and haw in Tajikistan according to which the periodization conducted in one way or another.

Key words: trustee and guardianship, formation, civilization, reforms, Zoroastrianism, al-kafal, independence.

Сведения об авторе: Холинова Мижгона Муборакшоевна, соискатель кафедры истории госправа Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: sherzod.ustoev@mail.ru

Information about the author: Kholinova Mizhgona Muborakshoevna, competitor of the Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Азизов У. А.

Таджикский национальный университет

Во все периоды развития человеческой цивилизации, обществу и государству приходилось бороться с такими негативными явлениями, как преступления. На этой основе им приходилось придумывать такие средства, которые могли эффективно реагировать на них и защищать интересы всех от этого социального зла. Эти проблемы, как активных членов общества, прежде всего волновали философов, социологов,

юристов, психологов и представителей различных направлений общественно-политической мысли. Основным и очень эффективным средством, придуманным человечеством для борьбы против преступлений, является наказание, которое прошло очень сложный исторический путь развития, и на этом пути претерпело существенные изменения, как по сущности, так и по форме применения.

Право наказывать виновных всегда принадлежало тем, кто имел в руках власть. Наказание всегда было отрицательной и морально-политической оценкой обществом и государством преступного деяния и самого лица, совершившего это деяние.

Существенное значение имеет определение целей наказания. Цели наказания - это конечные социальные результаты, на достижение которых направленно его применение [9, с. 195]. Цели наказания предусмотрены в ч. 2. ст. 46 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, и составляют восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений [8, с. 248]. Уголовное наказание во все периоды своего существования преследовало определенные цели. Изучение уголовного права государств зороастрийского периода показывает, что в большинстве случаев цели наказания совпадают с целями, предусмотренными в современных уголовных законах.

Наиболее важной целью назначения и применения уголовного наказания во всех периодах развития уголовного законодательства являлось восстановление социальной справедливости. Термин «справедливость» означает деятельность, осуществляемую на законных и честных основаниях, беспристрастно, правильно, в соответствии с истиной [6, с. 674].

Справедливость понимается как категория этическая и заключается в соотношении и распределении добра и зла между людьми, социальными группами, классами и отдельными лицами, соотношения между деянием и воздаянием, в том числе соотношение между преступлением и наказанием. Несоответствие между первым и вторым распорядками оценивается как несправедливость.

Совершение преступления считается наиболее грубым нарушением справедливости в праве по сравнению с видами правонарушений и наказания, является способом восстановления социальной справедливости, т.е. восстановления нарушенных в результате преступлений прав и свобод потерпевшего.

Как справедливо отмечает А.В. Наумов, никаким наказанием не может быть восстановлена жизнь потерпевшего от убийства либо утраченное им в результате преступления здоровье. Однако это вовсе не значит, что при наказании за эти преступления цель восстановления справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в этих случаях достигается путем ограничения прав и свобод виновного лица (например, лишение его свободы на продолжительное время и принудительное оставление в жестких условиях, определяемые содержанием соответствующего наказания). Таким образом, карательное содержание наказания является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости в этих случаях [11, с. 264].

Надо отметить, что понятие справедливости в уголовном праве зороастрийского периода считалось неразрывной частью наказания и всегда находило свое отражение в его сущности и содержании. В уголовно-правовых нормах законодательства древнего периода государственности таджиков основной целью наказания считалось восстановление справедливости. Оно также выступало в качестве древнейшего принципа наказания и одновременно имело также нравственный характер. Оно заключалось в том, что справедливое наказание с одной стороны стало основанием для восстановления нарушенного права и интересов, с другой стороны, поднимало авторитет, прежде всего закона, а потом - органа или лица применявшего данное наказание к правонарушителю. В данном случае прослеживается такой принцип, что если от применения наказания и не будет никакой пользы обществу, но все же лицо,

совершившее преступное деяние, надо наказать, чтобы это стало основанием соблюдения принципа справедливости.

Поскольку по древним законам и других норм регулирующих общественные отношения, чувство ответственности перед обществом занимало особое место, другим признаком из этого вытекал его нравственный аспект. Отсюда в древних государствах и обществах появлялась другая цель наказания - ответственность преступника перед обществом.

Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства [10, с. 205].

Также наравне с теорией справедливости уголовному праву знакомо множество теорий, которые объясняют социально-правовую природу и цели наказания. Древнейшими из этих теорий наказания считаются теории возмездия, устрашения, общего и специального предупреждения, социальной защиты и др.

Для того чтобы противостоять нарастающему валу преступности и для усиления эффективности борьбы с нею в исторических государствах таджиков в период зороастризма и последующие периоды развития уголовного права использовались многообразные виды наказания. Они по жестокости были очень строгими и иногда просто страшными. В зависимости от характера охраняемого объекта, видов деяний, степени вины лица, совершившего преступное деяние, социальной и религиозной принадлежности преступника и потерпевшего, что имело особое значение в древнем периоде, обстоятельств совершения деяний и т.д., назначение наказания было разнообразным и восстановление социальной справедливости имело свои особенности. Например, согласно установлению Вендидада, за совершение преступлении против здоровья человека в зависимости от степени вреда предусматривалось от 5 ударов плетью и 5 ударов посохом до 200 ударов плетью до 200 - посохом. Применялись разные способы осуществления наказания в виде смертной казни. Например, сдирание кожи с живого человека, отрубание головы или других частей тела виновного, отсечение конечности, заключение в особо жестких условиях, изгнание из общества и т.д., которые имели очень страшные последствия для подсудимого. Также наравне с указанными наказаниями применялись и наказания, имеющие материальный характер, в виде штрафа или выкупа вины. Одним из основных признаков и характерных черт наказания в древнем уголовном праве являлось то, что независимо от социального положения одинаково применялось наказания ко всем, кто совершает запрещенные деяния. Как отмечает А. Г. Халиков: «...перед ними - плетью и розгами - не было избранных и особенных» [12, с. 330]. Подтверждается это и в других источниках. Например, В. Купер отмечает, что «различия в личности, общественном положении в расчет здесь (при назначении наказания розгами) не принимаются» [5, с. 138-139].

Исправление человека, совершившего преступное деяние, с самых древних времен составляло другую цель наказания. Она заключалась в формировании у лица, совершившего преступление, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. В основном в древнем мире, в том числе и в древних государствах таджикского народа, осуществлялась эта цель с карательными элементами. Они старались с помощью применения кары заставить лицо, совершившее преступление, изменить свои отрицательные качества, под влиянием которых оно совершило деяние, запрещенное уголовным законом, и воспитать его в духе уважительного отношения к нормам права, религии, этики и т.д., установленному правопорядку в обществе, а также правам и интересам других членов общества.

Для достижения названной цели, т.е. исправления и воспитания преступника, использовались многочисленные методы, средства и условия. Например, как уже было отмечено, основным средством достижения названной цели считалось применение розог, кары, насилия и устрашения. Другим методом достижении этой цели считались искупление вины и материальные штрафные санкции, которые широко применялись в древних уголовных законах. Искупление вины считалось самым распространённым видом средств восстановления социальной справедливости. Уголовно-правовые нормы Авесты и других источников уголовного права зороастрийского периода предусматривали почти за все виды преступлений наказания такого характера. За преступления против религии, преступления против личности, преступления против собственности, преступления против растительного и животного мира и др. предусматривались материальные и исправительно - трудовые наказания. Например, за убийство безвредных и полезных животных предусматривался штраф или откуп за вину. Фарград 14 Вендидада предусматривает более 12 различных видов откупа вины и штрафа за содеянное. Они развивались и видоизменялись в зависимости от изменений, происходящих в политико-правовой жизни общества. В зороастрийском периоде они имели свои особенности, и после распространения ислама воспитательные цели наказания под влиянием мусульманского религиозно-правового учения стали осуществляться в иной форме. Однако и в мусульманском, и в других последующих периодах развития системы права на территории исторического Таджикистана предусматривались в законодательстве различные пути исправления преступника, начиная от общественного порицания до материальной ответственности и наказания в виде кары, что присуще было и мусульманскому праву.

Также для того чтобы применение наказания дало желаемые результаты, древние уголовно-правовые нормы предусматривали альтернативу телесным наказаниям. С этой целью в древнем уголовном законодательстве применяли выкуп вины и исправительные работы, которые в большинстве случаев для восстановления социальной справедливости были намного эффективнее. Особенно в Сасанидском периоде были ограничены физические наказания всякими другими видами наказаний, штрафов, выкупов, заменой наказаний денежными или исправительными работами на поле. Например, мера наказания за самый легкий проступок определена в три удара плетью, что равноценно штрафу в одну овцу; та же мера, выраженная в отработках, была равна одному дню сельскохозяйственных работ [7, с. 254]. Существовали и другие авестийские предписания такого характера, например, за одну провинность огерепта выкуп был установлен в размере 16 стир, за одну провинность авауиришта - 25 стир, за одну провинность аредуш - 30 стир и т. д. [12, с. 330].

Предупреждение преступлений, как основная цель наказания в современном уголовном законодательстве считается таковым, которое наряду с восстановлением социальной справедливости и исправлением лица, совершившего преступное деяние, в уголовном праве зороастрийского периода выполняло функции наказания. В теории уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное (частную превенцию) и общее (общую превенцию).

Частное предупреждение заключается в предупреждении совершения преступления самим осужденным. При частном предупреждении ставится единственная задача — исключить рецидив ранее судимого лица. Наказание должно устрашать осужденного, а также лишить его возможности совершить новое преступление. Цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений иными лицами. Предполагается, что факт применения наказания к конкретному лицу, совершившему преступление, должен оказывать превентивное воздействие на других граждан [10, с. 212-113].

В уголовном праве государств зороастрийского периода система наказаний состояла из многочисленных видов средств государственного и общественного принуждения и большинство из них ставили лицо совершившее преступление, в такие

условия, которые или полностью исключают вероятность совершения им новых преступлений, или же значительно препятствуют этому. Но не все наказания, которые применялись в том далеком историческом периоде, обладали такой способностью, и не все наказания были в одинаковой мере эффективными. Например, смертная казнь, которая предусматривалась за совершение многих преступлений, в будущем полностью лишила человека возможности совершать новые преступления, а лишение свободы на определённый или на неопределенный срок ограничивало преступнику возможности совершения новых преступлений.

Древние уголовные законы, особенно уголовно - правовые нормы зороастрийского права, как и современные уголовные законы, предусматривали такие наказания, как запрещение человеку заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на определенный или неопределенный период времени. Эти наказания тоже имели целью ограничивать человеку возможность совершать новые преступления на указанные в законе сроки или на неопределенное время. Но эти наказания ограничиваются только запрещением заниматься определенным видом деятельности, например, врачебной и т.д., или же занимать какой либо должности, такие как судья, сборщик налогов и т.д.

Другие направления наказания в уголовном праве и уголовно-правовых нормах государств зороастрийского периода имели общепредупредительный характер. Оно и применялись, прежде всего, к тем лицам, которые были склонны к нарушению уголовно-правовых или других норм, регулирующих общественные отношения древнего общества. Также они выполняли воспитательные функции в отношении всех других членов зороастрийской общины. Наказание лиц, которые совершили преступления, воздействует на других членов общества в воспитательном аспекте, и формирует у них непримиримое, негативное отношение к преступлению и преступникам.

Назначение и исполнение наказания за совершенное правонарушение во все периоды имели свои особенности и характерные черты. Они зависели от того, что из себя представляет данное правонарушение, каковы характер субъекта и объекта, охраняемого уголовно-правовыми нормами, уголовно - правовая политика, субъективные взгляды субъектов норм применения и т.д., и т.п.

Считалось, что совершение всякого правонарушения становится нарушением потребности и установлений божественных требований. В случаях, когда совершаются преступления, нарушается установленный в обществе порядок, предусмотренный и религиозными обычаями, и правовыми нормами; за это было установлено определенное наказание. Просить прощения у богов, приносить им жертвы, делать другие добрые дела в пользу храмов, богослужителей, общества и других обычных людей стало основаниям для помилования лиц, совершивших преступления. Это свидетельствовало о божественном характере уголовного права государств авестийского периода. Откуп вины проявлялся в нормах обычаев, религии и традиций, действовавших в тогдашнем обществе. Потом он постепенно принимает правовой характер и укрепляется в правовых, особенно деликтных нормах, начинает выходить из стен храмов и становится погашением штрафа и выполнением добрых дел в пользу сначала потерпевших, а потом и в пользу государственной казны. Но этот вид реагирования на правонарушения во всех периодах человеческой цивилизации не терял своей религиозной почвы и характера. Этот вид наказания стал преемственно восприняты от зороастрийской системы права в мусульманском праве и далее развился в виде наказания дийа.

Уголовное право, особенно институты преступления и наказания, в государствах авестийского периода имело много положительных моментов, к числу которых можно отнести, учет личных качеств лица, обвиняемого в преступлении при применении наказания. Например, при определении наказания, особенно должностным лицам и лицами имевшим особое положение в обществе, или лицам, совершившим преступление

по неосторожности, незнанию о запрещённости деяния, или обстоятельств, характеризующих человека с положительной стороны, учитываются как смягчающие положения наказания. Подтверждением тому являются надписи в Тахти Джамшеде (Персеполисе), которые говорят о прежних заслугах обвиняемого при вынесении вердикта о наказании. Отмечается о существовании немалого количества случаев, когда ценные заслуги и прежние добродетели обвиняемого спасали его от смертной казни [3, с. 22]. То есть прошлое человека, заслуги его, совершение преступления впервые и другие обстоятельства могли считаться обстоятельствами облегчающими преступность деяния и наказание, применяемое к преступнику. О таком случае Геродот пишет: «...когда Дариушу стало известно, что некий судья по имени Сандус был уличен во взяточничестве, то он приказал вздернуть обвиняемого на виселицу [1, с. 257-258]. Но в последний момент шах на основе вышеуказанного гуманного принципа велел: «Человек, совершивший преступление впервые, и прежние деяния которого были благими, заслуживает прощения» [4, с. 219]. О применении таких поощрительных методов отмечает и другой иранский исследователь, анализируя становление и развитие институтов преступления и наказания в Иране [2, с. 179-180].

Это свидетельствует о том, что по уголовному праву зороастрийского периода человека, совершившего преступление впервые, не наказывали смертью или другими видами строгих наказаний, что имеет особый воспитательный характер и для самого лица, совершившего преступление, и для других членов общества.

Таким образом, назначению и исполнению наказания в уголовном праве государства авестийского периода, как и других государств этого времени, была свойственна особая жестокость. Все виды наказания и другие меры, имеющие принудительный характер, отличались особой суровостью, и применялись такие методы, которые в большинстве случаев закончивались смертью осужденного. Все наказания, имеющие телесный характер, начиная от самого простого до высшего, в большинстве случаев не соответствовали принципам социальной справедливости и действительности совершенного преступления.

Литература:

1. Али Самеи. Судья и правосудие в древнем Иране. Исторические отзывы. Т. 6, № 1. -Тегеран, 1350 х.

2. Али Тализори. Преступление и наказание в эпоху Ахеменидов // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философии и права. - 2011. - № 4. - С. 179-183.

3. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Т. 1. Ч. 1-2 (от древнейших времен до начала ХХ века). - Душанбе, 2007. - Ирфон, - 244 с.

4. Геродот. История, Т. 1/ пер. на фарси Хади Хадаики. - Тегеран, 1336 х.

5. Купер В. История розги во всех странах, с древнейших времен до наших дней: флагелляция и флагеллянты. - Харьков, 1991.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка.

7. Периханян А. Г. Общество и право Ирана в Парфянский и Сасанидский периоды. - М., 1983.

8. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.

9. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. - М., 1999.

10. Уголовное право. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. - М., 1997.

11. Учебник уголовного права. Общая часть. - М., 1996.

12. Халиков А. Г. Правовая система зороастризма. - Душанбе, 2005.

ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

В ЗОРОАСТРИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Основным видом реагирования на преступление во всех периодах развития человеческой цивилизации считалось наказание. За весь период развития уголовного права система наказания с целью его эффективного противостояния преступности всегда видоизменялась и совершенствовалась. В данной статье с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права и уголовного права

анализируются цели наказания, особенности назначения и исполнения наказания в уголовном праве Таджикистана в период зороастризма.

Ключевые слова: институт наказания, исполнение наказания, система наказания, цели наказания, признаки преступления, уголовный закон, зороастрийское уголовное право, предупреждение преступления.

THE PURPOSES PUNISHMENT SPECIAL OF APPOINTMENT AND EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN ZOROASTRIZM CRIMINAL LAW

The most important altitude of the civilized mankind to the crime was impose for responding kind of punishment. During the whole period of the development of criminal law the system of punishment was changed and improved in order to make it more effective. In the present article based upon rich experience of special literature and thinking's of famous scholars in the field of theory and history of law and criminal law analysis peculiarities of foundation and establishment of the institution of punishment in criminal law of Tajikistan in the zoroastrizm period.

Key words: the institute of punishment, execution of a punishment, the system of punishment, rovers of punishment, the sign of crime, criminal law the zoroastrizm, warning of crime.

Сведения об авторе: Азизов Убайдулло Абдуллоевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

Information about the author: Azizov Ubaydullo Abdulloyevich, candidate of sciences (law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Буриев И. Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Актуальность изучения проблем изучения истории государства и права в условиях глобализации не вызывает сомнений, и она конечно актуальна, так как традиционное понимание роли и места государства и права, установившаяся традиционная система международных отношений претерпевают значительные изменения, а мир стоит на грани региональной, если не сказать мировой войны, хотя и "холодной". Определение задач государства в таких условиях и исходя из реалий сегодняшнего дня трудная но, необходимая задача исследователей.

Современные тенденции развития во всех сферах жизни, экономикт, политики, культуры, законодательства характеризуется глобализацией или унификацией. Глобализация является всемирным движением к унификации во всем от правовых норм до одежды и поведения. На наш взгляд, глобализация началась ни сегодня и не вчера, она имеет более древнюю историю. Можно сказать, что ее история это история развития человечества, помните арийцев, я где-то читал то ли научную статью или шутку о том, что китайцы создали свою великую стену против арийцев. Создание империй Ахеменидов, Сасанидов, Римской империи, Арабский Халифат, монгольская, тимуридская, Российская, Советская всех их объединяет глобальное мышление, движение к захвату и объединения всех, а греческую и советскую власть ещё задача формирования единой народности эллинов или советский народ.

Сегодня в отношении глобализации народы разделены на три группы, первая группа приветствует её, вторая индифферентна по отношению к ней, а третья считает, что глобализация является негативным, противоправным, противонародным явлением, служит малой кучке богачей и богатых стран. Действительно глобализация нивелирует различия, вводит всеобщую конкуренцию, стирает грани, существующие между народами, нациями, экономикой и культурой. Все это свидетельства формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.