Научная статья на тему 'Зороастрийкое право и проблема классификации преступлений'

Зороастрийкое право и проблема классификации преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1787
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВЕСТА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / СОУЧАСТИЕ / ВИНА / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОВТОРНОСТЬ / ЗОРОАСТРИЗМ / МАЗДАЯСНИЙСКАЯ РЕГЛИГИЯ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиков Абдурахим Гаффорович

Преступность и уголовное наказание как актуальные явления достаточно хорошо освещались в Авесте и зороастризме. В Авесте и зороастризме часто встречаются нормы, которые строго запрещают многие преступные деяния, за совершение которых преступники привлекались к наказанию. Категории преступлений в Авесте и зороастризме определялись от объекта преступлений, состава объективной стороны преступления. Предусмотренные преступления в Авесте, можно разделить на простые и сложные составы. Интересным является то, что в Авесте и зороастризме достаточно хорошо представлены виды преступлений в зависимости от формы вины. Изучение уголовно – правовых норм Авесты и зороастризма приводит к выводу, что еще в древности многие виды преступлений и способы наказания за них были предусмотрены на основе более развитых положений уголовного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zoroastrian law and the problem of classification of crimes

Criminality and criminal punishment as a social phenomenon were clearly shown in Avesta and Zoroastrism. In Avesta and Zoroastrism we often face with the norms which prohibit many wrongdoings. Under committing crimes they were punished. Categories of crimes in Avesta and Zoroastrism were defined from the object of crime, they were divided into simple and complex (objective side of crime). Besides it should be noted that kinds of crime are reflected in Avesta and Zoroastrism according to the form of guilt.

Текст научной работы на тему «Зороастрийкое право и проблема классификации преступлений»

2.2. ЗОРОАСТРИЙКОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Халиков Абдурахим Гаффорович, д.ю.н. Должность: профессор кафедры прав человека и сравнительного правоведения. Место работы: Таджикский национальный Университет, юридический факультет. E-mail: [email protected]

Аннотация: Преступность и уголовное наказание как актуальные явления достаточно хорошо освещались в Авесте и зороастризме. В Авесте и зороастризме часто встречаются нормы, которые строго запрещают многие преступные деяния, за совершение которых преступники привлекались к наказанию. Категории преступлений в Авесте и зороастризме определялись от объекта преступлений, состава объективной стороны преступления. Предусмотренные преступления в Авесте, можно разделить на простые и сложные составы. Интересным является то, что в Авесте и зороастризме достаточно хорошо представлены виды преступлений в зависимости от формы вины.

Изучение уголовно - правовых норм Авесты и зороастризма приводит к выводу, что еще в древности многие виды преступлений и способы наказания за них были предусмотрены на основе более развитых положений уголовного права.

Ключевые слова: Авеста, преступления, уголовное наказание, соучастие, вина, объективная сторона, преступления, классификация, повтор-ность, зороастризм, маздаяснийская реглигия, состав преступления.

ZOROASTRIAN LAW AND THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF CRIMES

Khalikov Abdurahim Gafforovich, Dr of law. Position: professor at Human right and comparative jurisprudence chair. Place of employment: Tajik National University, law department. E-mail: [email protected]

Annotation: Criminality and criminal punishment as a social phenomenon were clearly shown in Avesta and Zoroastrism. In Avesta and Zoroastrism we often face with the norms which prohibit many wrongdoings. Under committing crimes they were punished. Categories of crimes in Avesta and Zoroastrism were defined from the object of crime, they were divided into simple and complex (objective side of crime). Besides it should be noted that kinds of crime are reflected in Avesta and Zoroastrism according to the form of guilt.

Keywords: Avesta, criminal punishment, guilt, objective side, punishment, classification, religion, zoroastrism.

Вендидад - религиозная книга маздаяснийцев, которая полностью дошла до нас из далекого прошлого. Содержание и цель этой книги представляют собой древний уголовный кодекс народов Ирана (и Средней Азии -А.Х.). Наличие такого уголовного кодекса в древности доказывает, что наши предки в то отделенное время не были так уж далеки от современных цивилизаций...

Дж. Дустхох1

Преступность и уголовное наказание как социальные явления достаточно хорошо освещались в Авесте и

1 Дустхох Дж. Авесто.Кухантарин сурудхо ва матнхои эрони. Душанбе 2001. -С.420.

зороастризме. При формировании своей религии Зо-роастр уделяет деликтно - правовым отношениям особое внимание. Таковыми в основном считались те деяния, которые, исходя из миропонимания и миро-сознания древних людей, посягали на те ценности, на которых основывались порядок и стабильность в обществе. С учетом сказанного, для определения правонарушения или преступления в зороастризме необходимо осознать концепцию миропонимания и мироустройства этой религии, в которой определяются ценностные отношения, интересы, объекты, подлежащие особой защите. В Авесте и зороастризме часто встречаются нормы, которые строго запрещают многие деяния. Нарушение же этих запретов влечет за собой наказание. При этом отметим, что эти поступки и их содержание весьма трудно классифицировать по каким - то основам. В большинстве случаев они не совпадают с единой классификационной основой. Но наказание за деяния розгами и запрет на эти деяния -в любом случае явное доказательство признания деяния как деликтного. Если сравнивать понятия преступления в современном понимании с древним установлением, то они мало чем отличаются. Современное уголовное право и законодательство под преступлениям понимает «... виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания».2 Зороастрийское право и Авеста также признают преступления за общественно опасное деяние, посягающее на жизнь человека, животного, на ангелов, религию и окружающую среду, запрещенное Авестой и другими источниками зороа-стрийского права под угрозой наказания. Главное внимание в Авесте уделяется категориям вины.

Классификация преступлений

Категории преступлений в Авесте и зороастризме определяются в зависимости от различных оснований. Например, в зависимости от состава объективной стороны преступления в Авесте можно разделить на простые и сложные. Преступное деяние по зороастрий-ским каноном может посягать только на один объект путем совершения одного действия преступника. Например, фаргард 4 строка 34: «Когда кто-то наносит телесное повреждение другому, в результате которого кровь вытекает из тела потерпевшего, нарушитель наказывается 50 ударами плетью и 50 ударами посохом»3. Данное деяние с точки зрения объективной стороны преступления является простым. В нем преступник одним своим поступком наносит травму невинному.

Бывают случаи, когда действие преступника влечет за собой несколько последствий, и такое действие признается как единая форма преступления с классификационных основ. Например, согласно фаргарду 15, строка 5, «когда кто-то настолько бьет или загоняет беременную собаку, что сучка падает в ущелье, яму, канал и в результате умирает, то совершитель деяния становится пешутану».4 Или же, согласно фаргарду 4, строка 1: «Когда кто-то заключает договор найма, и в результате получатель найма отказывается вернуть взятое, то нарушитель договора приравнивается вору и наказывается ...».5 Во всех этих случаях действия преступника имеют сложный состав. Иногда в зависи-

2 Уголовное право. Словарь-справочник. Автор - составитель-док.юрид.наук. Т.А. Лесниевски-Костарева.-М., 2000.-С.270.

3 Дустхох Дж. Авеста.-С.444.

4 Вендидад Перев. с авестийского, комментарий и словарь Х.Рази. В 4-х томах. - Техрон, 1376х.- Фаргард15 строки 5-6.

5 Вендидад, Фаргард 4. строка 1.

мости от содержания и сложности состава действия преступника преступление характеризуется как длящееся. Например, при определении такого религиозного преступления, как закапывание тела мертвого в землю, о котором говорится в строках 36-38 фаргарда 3 Вендидада, предусмотрены три нормы уголовного права, состав которых в зависимости от объективной стороны определяется как длящийся. Строка 36: «Кто закапывает тела мертвых людей и собак в землю и в течение шести месяцов не вынимает из земли, то какое наказание им?» Ахура Мазда отвечает: - «Его следует наказать пятьюстами ударов лошадиной плетью и пятьюстами ударов посохом».6 Закапывание тела в землю по зороастрийским нормам являлось тяжким грехом. И когда такое деяние совершается и в течение определенного времени тело не вынимают из земли, то объективная сторона преступления т.е. невынимание тела из земли, рассматривается как деяние длящееся. Чем больше пройдет времени от закапывания и чем дольше лицо, совершившее это деяние, не исправит своей ошибки, тем больше будет тяжесть его вины (в результате бездействия): «Кто закапывает тела мертвых людей и собак в землю и в течение года не вытаскивает их из земли, какое наказание им ? «Ахура Мазда отвечает: - «Его следует наказать тысячью ударов лошадиной плетью и тысячью ударов посохом».7 Длящееся преступление в зороастризме чаще всего состоит из двух форм поступка. Обычно первая часть поступка в форме действия совершается определенными движениями, «в данном случае закапыванием тела в землю», а вторая часть объективной стороны как продолжение первой совершается уже в форме пассивного поступка преступника, т. е. бездействием. Например, оставление трупа в земле в течение определенного времени.

Интересным является то, что в Авесте и зороастризме достаточно хорошо представлены виды преступлений в зависимости от формы вины. Вина, как особая часть и элемент правонарушений, в зороастрийском праве выступает как основа назначения наказания. По зороастрийскому праву, класть труп на землю8 или его соприкосновение с любым другим чистым объектом деревом, водой и др., считалось тяжким грехом и строго каралось. Преступником считался даже человек, который знал, например, о загрязнении дров или же других предметов, но использовал их в служении богам. Если же такое загрязнение происходило независимо от воли и знания человека, то он не считался виновным. Например, в строках 1-3 фаргарда 5 говорится: «Когда останки мертвого птицы принесут на дерево, через некоторое время кто-то из этого дерева изготовит дрова для сына огня -Ахура Мазды и сожжет их в огне, какое наказание ему?» Ахура Мазда отвечает: -«Останки мертвого, принесенные птицей, собакой, волком, ветром и мухой, не обвиняют кого-то».9 Авеста снимает ответственность за действия животных и природных явлений, в результате которых возможно возникают отношения, которые запрещаются уголовно-правовыми средствами. Такое освобождение лица от ответственности - явное доказательство того, что

6 Там же.- Фаргард 3,строка 36.

7 Авеста.Дустхох. Дж -С.436.

8 Трупы оставляли в специальных местах-дахмах, где их съедали животные и птицы. Кости собирали в «остадон». Оставление тела мертвого в любом другом месте было великим грехом. Даже те, кто переносил части этого тела или же просто видел и не брал, становился преступником.

9 Авеста Дустхох. Дж. -С.447.

Авеста при выявлении преступлений особое внимание уделяет вине и ее формам. В данном случае о вине не может быть и речи. Причинами этого загрязнения являются не разумные действия человека, он не знал и не имел возможности узнать о загрязнении. Весьма интересным является и суждение Ахура Мазды в строке 4 данного фаргарда, где он дает разъяснение причины освобождения от ответственности: «Если за действия птицы, собаки, волка, ветра и мухи (в данном случае за загрязнение ими) я буду наказывать людей, то очень скоро мой добрый мир... станет обитанием пешутанов10-преступников».11

В строке 5 фаргарда пять Вендидада также говорится о тех случаях, когда этими причинами и водой загрязнение принесено на землю крестьянина. И Авеста здесь также освобождает землепользователя от ответственности.

Авеста освобождает человека от ответственности в связи с отсутствием вины и воли. Такая концепция установления наказания в последующем было развита в других источниках зороастрийского права. В «Суждениях Духа разума» отмечается: «А на небесах берут душу в плен за достойные деяния, потому что грех каждого происходит из-за его собственных дел».12 Конкретизация наказания за содеянное, причастность лица к преступлению и определение вины преступника достаточно хорошо были разработаны зороастрийски-ми источниками права. Причастность человека к преступному деянию определялась выражением воли и разумным поступком самого человека, а не какими - то явлениями или животными.

В Авесте и зороастризме формы вины имели особе определения, которое и ныне признаны за основные в уголовном праве. В «Суждениях Духа разума» отмечается: «И каждый должен претерпеть за душу и должен быть сведущ в делах и деяниях, ибо деяние, которое человек совершает непреднамеренно («не зная»), есть деяние малое, а тот грех, что человек совершает преднамеренно, становится грехом основательным ... »13. Таким образом, зороастризм отделяет умышленное деяние от неумышленного. Неумышленное деяние, которое посягает на объекты, защищаемые авестийскими канонами, это и есть разновидности преступлений за неосторожность. Указания на то, что «каждый должен быть сведущ в делах», в свою очередь устанавливает и другой принцип уголовного права: незнание закона не освобождает от уголовной ответственности. Но незнание и знание с последующим нарушением влияет на квалификацию преступления с учетом субъективной стороны преступления в форме умышленной и неосторожной вины. Неосторожность ее заключается в том, что человек должен был бы знать, о последствиях, но из-за халатности не задумался об этом. Однако при определении вины и назначении наказания зороастризм строже карает те деяния, которые совершены преднамеренно, т. е. то лицо, которое совершает преступление, зная о ценно-

10 Пешутану, как преступление, в многочисленных местах Авесты и Вендидада интерпретируется по разному. В Авесте пешутану - это преступник, который наказывается смертной казнью. В Вендидаде часто под пешутану понимается преступление, за которое предусмотрено наказание в 200 ударов плетью и 200 ударов посохом. В настоящей строке скорее всего под пешутану понимаются вообще преступники. Подробно см. Аве-ста.Глоссарий.Дж.Дустхох.-С.686.

11 Авеста Дж. Дустхох.-С.447-448.

12 Суждения Духа разума./Зороастрийские тексты.-М.,1997.-С.107.

13Там же. -С. 80.

сти и защищенности объекта, но все же посягает на него. Грех этого человека основателен. Те же, кто совершил правонарушение по неосторожности или халатности, то их деяние «малое», т. е. опасность такого нарушения малозначима по сравнению с умышленным.

В Авесте часто говорится об умышленном убийстве, что свидетельствует о классификации преступлений с учетом субъективной стороны преступления. Например, о преступлении против животных говорится в строке 10 фаргарда 13 Вендидада: ««Когда кто-то бьет пастушескую собаку так сильно, что та не может выполнять свои функции (защищать стадо), или же отрезает ей уши или ногти, после чего вор или волк найдет дорогу в стадо и украдет барана, и собака не может дать сигнал, то лицо, совершившее это деяние ( нане-сяшее вред собаке. -А.Х.), должно оплатить стоимость барана, а за нанесенные собаке раны должно быть привлечено к ответственности за нанесение умышленного вреда».14 Аналогичная вина установлена в строке 11 настоящего фаргарда, когда такое деяние совершается по отношению к домашним собакам. Интересным является тот факт, что при определении вины Авеста, как и современное законодательство, уголовное право, основное внимание уделяет степени нанесенного вреда. В данном случае квалифицирующим признаком выступает утрата трудоспособности собаки или утрата какого - либо из органов собаки. Современное уголовное право развитых государств имеет специальную норму, защищающую здоровье человека от такого вреда. Квалифицирующий признак такого деяния по отношения к людям и ныне определяется в таком же контексте. Согласно комментарию Уголовного кодекса РФ, при нанесении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью размер и характер стойкой утраты трудоспособности определяются: утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или же полной утратой профессиональной деятельности.15 И в Авесте, когда говорится о том, что «собака не может дать сигнал», также подчеркивается потеря профессиональной задачи этого животного.

При определении других видов преступлений в Авесте также упоминаются формы вины. Касаются они убийств собак, людей, совершения аборта, воровства и т. д. Например, в Вендидаде относительно аборта имеется такая норма: «Если женщина из-за стыда совершает аборт (возможно, с согласия отца ребенка. -А.Х.), то вина за убийство ребенка, равно возлагается и на отца и на мать, а наказание за такое деяние - как за умышленное убийство».16

Из анализа уголовных норм Авесты и зороастризма следует, что преступления определяются в них или прямым умыслом, или и косвенным . Например, интимные отношения с женщиной во время месячных Вендидадом запрещаются. Это деяние карается тридцатью ударами плетью и тридцатью ударами посохом. Если мужчина, зная положение женщины, вступает с ней в половые отношения, как указано в строке 14 фаргарда 16, то налицо прямой умысел. Бывает и косвенный умысел. «Кто дает собаке твердую кость, от который ломаются ее зубы, или же горячую пищу, которой она обжигает рот и горло, и в результате полученных травм собака умирает, то человек, совершив-

14 Вендидад. Фаргард 13.строка 10.

15 Комментарий к Уголовному кодексу российской Федерации Ответ. ред. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев.М., 2001.-С.258.

16 Вендидад.- Т.3. -С.1479. Фаргард 15, строка 12.

ший это деяние, станет пешутану - заслуживает смер-ти».17 В данном случае субъективная сторона преступления относительно смерти собаки выступает в форме косвенного умысла. Но могло быть и так, что прямой умысел преследовал одни цели, но при этом имели место и другие последствия. В данном случае только причинная связь выявит верховенство прямого умысла над косвенным.

Классификацию преступлений, согласно Авесте, можно проводить и в зависимости от степени их тяжести. Преступления по отношению к людям, и по отношению к животным делятся на несколько групп. Например, часть 3 фаргарда 4 Вендидада посвящена вопросам защиты здоровья человека. В ней определены степень угрозы и фактическое нанесение вреда здоровью человека. Здесь приводятся 4 вида преступлений в зависимости от степени тяжести деяния преступника. Это преступления огерепта, авауришта, аре-душ и пешутану18. В Авесте, в зависимости от объекта преступлений, упоминаются преступления против человека, собственности, окружающей среды, земли, воды, животного и растительного мира, преступления против религии, против ангелов, против святых явлений огня и т. д.

Изучение уголовно-правовых норм Авесты и зороастризма привело нас к выводу о том, что еще в древности многие виды преступлений и способы наказания за них были предусмотрены на основе более развитых положений уголовного права государственного характера. Тогда еще были установлены многие институты уголовного права, такие, как повторность преступлений, рецидив преступлений, наказания, амнистия и помилования, штрафные санкции, покушения на преступления, условные осуждения и многое другое которые и в современном уголовном праве требуют особого внимания. Повторность преступления, согласно новому Уголовным кодексу РТ (ст.19), определяется следующим образом: «Повторностью преступлений признается совершение в разное время двух и более деяний, предусмотренных одной и той же статьей или же частью статьи настоящего Кодекса».19 Строка 26, часть 3 фаргарда 4 Вендидада определяет преступления категории аредуш.20 В строках 27-28 фаргарда 4 предусматривается повторность этого преступления до пяти раз в разное время. Лицо, совершившее это деяние в шестой же раз, становится пешутану.21 Как видим, за предыдущие преступления лицо не наказывалось, т. е. понятия повторность и неоднократность22 преступлений отличались от нынешнего23 их понимания. В Авесте повторность совершения преступления признавалась лишь в случае отсутствия судимости. В

17 Авеста.Дж.Дустхох.-С.511.

18 Об этих четырех видах преступлений мы подробно будем говорить при рассмотрении преступлений против жизни и здоровья людей.

19 Уголовный кодекс РТ.Ст. 19. Часть 1.

20 Аредуш - это преступление, согласно которому преступник военным инструментом наносит удар человеку, в результате которого потерпевший не получает существенного вреда здоровью или получает травму, которая излечивается в течение трех дней.

21 Авеста Дж. Дустхох.-С.442-443.

22 В Уголовном кодексе РФ это требование содержится в ст.17. под названием: «Неоднократность». См: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной прак-тикой./Под. общ. ред. С.И. Никулина.-М., 2001.-С.108.Далее: Комментарий Уголовного кодекса РФ/Под ред. С.И.Никулина.

23 Повторность в современном уголовном праве признается в двух видах: связанная с предшествующей судимостью и не связанная с ней. См.Комментарии. Часть, 2, ст. 17. Комментарий Уголовного кодекса РФ/Под ред. С.И.Никулина.

других видах преступлений имелись и другие виды по-вторности, во многом схожие с современным пониманием этого явления.

Из исследования уголовно-правовых норм Авесты следует, что в те времена в уголовном праве существовал и институт соучастия. В строках 13-14 фаргарда 15 отмечаются преступления, объективной стороной которых является совершение незаконного аборта: «Если женщина забеременела от чужака, т.е. вне брака, и они желают совершить аборт, то они ищут старуху, которая занимается этим. И найдя старуху, они совершают аборт с помощью специальных растений «шайита» или «гнона» или «фраспата». Вина за содеянное поровну распространяется на всех троих»24. В данном случае, согласно строфе 12 настоящего фаргарда, они обвиняются в умышленном убийстве. Авеста признает соучастие в совершении преступления, но даже при определении роли каждого соучастника в совершенном деянии здесь предусматривается одинаковое для всех наказание. Как видим, в Авесте отсутствует классификация соучастников по ролям-организатор, исполнитель, подстрекатель и помощник.

Преступления в Авесте различаются также в зависимости от состава деяния преступника - оконченное преступление или неоконченное. По зороастрийскому праву, приготовление и покушение на преступление и совершение преступления наказуемы. Подготовкой к преступлению признаются поиск, изготовление и приспособление средств и орудий...для совершения преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, даже если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам.25 В строке 17 предусматривается подготовка к преступлению путем нанесения телесного повреждения военным инструментом. «Кто встанет со своего места с целью нанесения телесного повреждения другому, тот является преступником - огерепта».26 Огерепта- преступник, который, с целью нанесения вреда здоровью другого, возьмет в руки военный инструмент, пусть даже тупой или защитный, но по непонятным причинам не совершает преступления. Скорее всего, речь здесь идет о тех случаях, при которых преступник не по своей воле не может совершить преступление. В случае же, когда он с военным инструментом и с целью преступления подойдет к объекту преступления, т.е. другому человеку, то его вина в покушении как более реальная угроза здоровью человека квалифицируется более строго и наказывается жестче.

Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействия) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, даже если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.27 В Авесте отмечается: «Если кто-то встанет и подойдет к другому, чтобы нанести ему вред, то его вина квалифицируется как авауиришта».28 Авауришта - преступление, при котором лицо, вращая военным оружием, намеревается нанести вред другому, но, возможно из-за вмешательства других, не может довести до конца свое решение. Таким образом, в Вендидаде по одному преступлению устанавливается несколько видов приготовления и покушения, в зависимости от реальной

24 Вендидад. Фаргард 15, строки 13-14.

25 Уголовный кодекс РТ.Ст. 32, часть 1

26 Вендидад. Фаргард 4, строка 17.

27 Уголовный кодекс РТ.Ст. 32, часть 3.

28 Вендидад Фаргард 4. Строка 17.

угрозы здоровью человека. Угроза, которая менее реальна, по степени тяжести считается менее вредной и наказывается не так уж строго. Например, когда лицо с целью нанесения вреда просто встанет со своего места. Возможно, что оно еще не взяло в руки оружия, ничего не сделало, но все равно это лицо становится огерепта. Если на этой стадии его задерживают от проступка (первая стадия покушения на преступление) , то оно наказывается «пятью ударами лошадиной плетью и пятью ударами посохом»29. В случае же, если он подойдет к объекту преступления, или же вращает оружием над головой с целью нанесения удара и его останавливают на этой стадии, тогда его деяние квалифицируется как авауиришта и наказывается строже: «десятью ударами лошадиной плетью и десятью ударами посохом»30.

Весьма интересным является то, что авестийское право, в отличие от современного уголовного права, классификацию подготовки и покушения на преступление в зависимости от реальной угрозы преступника, проводит более определенно с учетом конкретных видов преступлений. Вендидад, проводя классификацию действий, в качестве квалификационных признаков учитывает степень реальности совершения преступления. Другая особенность Авеста заключается в том, что при определении покушения или подготовки к преступлению учитывается повторность совершения этих поступков и деяний как особо опасного поведения. Каждый раз при повторении этих покушений степень вины преступника увеличивалась и наказания за него ожесточались. Из сказанного следует, что в Авесте предусматривались действия, предотвращающие разгул преступлений и беспорядка. Главным направлением здесь были профилактика и предотвращение преступления еще на стадии его подготовки или покушения на преступление. В итоге в зороастризме большое значение приобрела следующая формулировка: «Злоумышленника надо наказывать вовремя, не ожидая, когда он нанесет вред доброму».

Правовые нормы Авесты имеют много норм уголовного права, что позволяет говорить о классификации их по степени опасности, наказания и объектов посягательств. По степени опасности более опасными считаются некоторые преступления, угрожающие жизни отдельных животных, окружающей среде и жизни человека. Так, в Вендидаде в фаргарде 14 строке 1-2 предусматривается наказание за убийство выдры: «Кто убьет. выдру, того следует наказать 10 тысячами ударов лошадиной плетью и 10 тысячами ударов посохом». Опасными считались и убийство человека, и нанесение вреда человеческому плоду (аборт), которые также строго карались: «Если женщина из - за стыда с помощью мужчины совершает аборт (они не являются законными супругами), то вина за убийство ребенка возлагается как за умышленное убийство на них обоих ».31 Умышленное убийство тоже каралось смертью. Строго карались, как опасные преступления, изнасилование, мужеложство и др. Наименее опасными считались подготовка к преступлению и преступления, не имеющие опасных последствий для зороастризма и его системы правопорядка. Самым минимальным наказанием считались 5 ударов розгами или плетью, а самым строгим - 10 тыс. ударов.

29 Там же,

30 Там же, строка 22.

31 Там же, строка.12.

Следует отметить, что упоминаемые в Авесте преступления также можно классифицировать соответственно уровню наказания и его природе, возможности выкупа наказания или невозможности, преступления, подлежащие амнистии и не подлежащие и т. д. Например, фаргард 15, строки 1-8 предусматривают пять видов преступлений, за которые нельзя получить амнистии. Субъект, совершивший их, становится пешу-тану, и ему нет прощения: Это: 1) человек, пропагандирующий зороастрийцу почитание другой религии; 2) лицо, давшее сильно горячую пищу или же твердую кость собакам, избиение, за которым последовала смерть собаки; 3) лицо, которое загнало беременную собаку, и собака падает в ущелье, ров и в результате погибает; 4) интимные отношения с женщинами в период месячных; 5) интимные отношения с беременными женщинами, в результате которого получает вред человеческий плод.

Между тем имеются преступления, за которые в Авесте не только предусматривается выкуп, но и дается возможность преступникам путем покаяния или принятия зороастрийской религии освободиться от уголовной ответственности и наказания. В таких случаях вина преступников в зависимости от обстоятельств вообще прощается. В фаргарде 5 строках 2526 Вендидада отмечается, что вина человека прощается в результате его молитвы и прощения.32В данном случае речь идет о сожалении в совершении поступка. В таких случаях прощать верующего имеет право как сам Ахура Мазда, так и великий жрец и судья - Муба-дони мубед. Согласно Вендидаду, Мубадони мубед имеет право прощать одну треть вины преступника, а за остальное поручается сам Ахура Мазда.33 В строках 40-41 фаргарда 3 говорится: «Если виновный не является зороастрийцем и очень сожалеет о содеянном (о совершении тяжкого греха), и приносит клятву, что больше не совершит такого греха (возможно, вступает в зороастрийскую религию), то Мазда прощает его вину. О Заратуштра! Истинно маздаяснийская религия прощает вину человека, который принимает эту веру:

- Маздаяснийская религия прощает воровство;

- Маздаяснийская религия прощает убийство;

- Маздаяснийская религия прощает закапывание тела в землю;

- Маздаяснийская религия прощает те преступления, за которые нет выкупа;

- Маздаяснийская религия прощает наказания за самое тяжкое преступление;

Маздаяснийская религия прощает любые преступления, которые совершили люди (очевидно, речь идет о тех преступлениях, которые человек совершил до вступления в эту религию)».34

Эти строки по-разному интерпретированы в переводах Авесты. Если взять за основу перевод Дж. Дустхо-ха, то в числе тех преступлений, которые прощает Ахура Мазда, первым стоит «воровство»35, а Хашим Рази первым называет «обман».36 Дж. Дустхох, комментируя сказанное, стоит на позиции, которая одобряет обворовывание богатых в пользу бедных.37 Ха-шим Рази придерживается мнения, что здесь речь

32 Авеста Дж.Дустхох.-С.451.

33 Вендидад. Фаргард 5 строка 25-26.

34 Вендидад. Фаргард 3 строки 40-41.

35 Авеста Дж.Дустхох. -С. 437.

36 Вендидад. Х.Рази-Т.1. -С. 361.

37 Мазда знает, что воровство запрещается, но обворовывать

богатых и отдавать бедным - это доброе дело...См. Авеста. Глос-

сарий. Дж.Дустхох. -С.544

идет об обмане вообще.38 Вторым видом преступления, которое прощает Мазда, исследователи однозначно признают убийство. Но встает вопрос, о каком убийстве идет речь. И здесь мнения исследователей расходятся. Дж. Дустхох считает, что речь идет об убийстве человека, которого присудили к смертной казни-«маргарзан» по воле божьей.39 Хашим Рази полагает, что речь идет об убийстве верующего и об убийстве путем колдовства. Вообще Хашим Рази склоняется к тому, что все эти преступления - это те деяния человека, которые он совершал до вступления в зороастрийскую веру. Скорее всего, мы здесь сталкиваемся с проблемой «закон, ухудшающий положение верующих, обратной силы не имеет». Эта особенность еще ярче проявляет себя при анализе других видов преступлений. Х. Рази, в строке 40 фаргарда 3 при принятии маздаяснийской веры, отмечает, что человеку, который до принятия зороастрийской веры закапывал мертвых в землю, после принятия веры его вина прощается.40 Потому что он, до принятия зороастризма не знал о запрещении закапывать тела. Признание принципа «закон обратной силы не имеет», ограничивая действия деликтно-правовых норм Авесты в рамках зороастризма, дало возможность активному распространению новой маздаяснийской религии. Дж. Дустхох понимает данные строки по - другому, что придает механизму правового регулирования Авесты другие качество- «нужда не знает запрета».

Таким образом, освобождение от наказания имеет сугубо исторический характер, и оно в основном относится к тем поступкам, которые люди совершили до вступления в зороастризм. Поэтому первоначально этот принцип, как особый метод распространения зороастризма, способствовал развитию этой молодой религии. Позже этот принцип использовался по отношению к захваченным народам.

Наиболее приемлемой является классификация преступлений в зависимости от объекта посягательства:

преступления против человека: нанесение телесного повреждения, вред здоровью, убийство, ограничение свободы и т.д.;

преступления против животного мира и окружающей среды;

преступления против религиозных культов.

Список литературы:

Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой./Под. общ. ред. С.И. Никулина.-М., 2001. Далее: Комментарий Уголовного кодекса РФ/Под ред. С.И.Никулина.

Вендидад Перев. с авестийского, комментарий и словарь Х.Рази. В 4-х томах. - Техрон, 1376х.

Дустхох Дж. Авесто.Кухантарин сурудхо ва матнхои эрони. Душанбе 2001.

Комментарий к Уголовному кодексу российской Федерации Ответ. ред. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев.М., 2001.

Суждения Духа разума./Зороастрийские тексты.-М.,1997.

Уголовное право. Словарь-справочник. Автор - состави-тель-док.юрид.наук. Т.А. Лесниевски-Костарева.-М., 2000.

Уголовный кодекс РТ.

Халиков А.Г. Зороастрийское право: система права или правовая семья // Черные дыры в Российском законодательстве, №6 2013 г.

38 Вендидад-Т.1. -С. 361 39Авеста. Дж.Дустхох. -С. 544. 40 Вендидад. Х.Рази. Т.1.-С.361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.