ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Рауфов Ф.Х.
5.7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Рауфов Фарух Халилович, советник юстиции 1-го класса; соискатель. Подразделение: кафедра уголовного права.
Место учебы: Таджикский национальный университет. Должность: заместитель начальника Управления по расследованию уголовных дел особой важности.
Место работы: Генерапьная прокуратура Республики Таджикистан.
E-mail: farruh_raufov@mail.ru
Аннотация: В статье автором проведен историкоправовой анализ законодательства Республики Таджикистан об ответственности за насильственные действия сексуального характера. Автором изучены все правовые акты, начиная от зороастризма до настоящего времени, и выявлено все недостатки и пробелы этих актов. Используя метод анализа и сравнения, установлены эпохи развития таджикского права, относительно насильственных действий сексуального характера.
Ключевые слова: преступления, мужеложство, лесбиянство, насилие, наказанные, половые отношения, иные действия сексуального
характера.
HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN, OF RESPONSIBILITY FOR SEXUAL ASSAULT
Raufov Farukh Halilovich, 1s class justice counselor, competitor. Department: criminal law chair.
Place of study: Tajik National University.
Position: deputy head of particular importance cases criminal investigation office.
Place of employment: General Prosecutor's Office Republic of Tajikistan.
E-mail: farruh_raufov@mail.ru
Annotation: In this article the author conducted historical and legal and comparing legislation of the Republic of Tajikistan on the responsibility for sexual assault. Author studied all legal acts, ranging from Zoroastrianism to date, and all identified shortcomings and deficiencies of these acts. Using the method of analysis and comparison, established era development of Tajik law regarding sexual assault.
Keywords: crime, sodomy, lesbianism violence, punished, sexual relations, other sexual acts
На современном этапе своего развития независимое Таджикское государство, как часть мирового сообщества, встав на путь демократизации, старается усовершенствовать механизмы правления, реформировать право, определить пути построения гражданского общества и правового государства. В связи со сказанным, исследование историко-правовых проблем приобретает особую актуальность, тем более что история права представляет собой часть духовной культуры
таджикского народа, активно влияющей на возрождение и становление его национального самосознания1.
Развитие таджикского права, и соответственно правовых норм относительно насильственных действий сексуального характера, можно условно разделить на четыре большие эпохи. Это:
-возникновение и развитие зороастрийского права (конец II тыс. до н.э. до началаУШв.н.э.).
- распространение и развитие мусульманского права (начало УШв.н.э. до начала Х1Хв.н.э.).
- возникновение и развитие таджикского советского права (начало XIX в.н.э. до 1991 года).
- возникновение и развитие таджикского права в период государственной независимости (с 1991 года по сей день).
Две первые эпохи развития права тесно связаны с господствующей в ту пору религией, соответственно зороастризмом и исламом. Соответственно, в них нет четкого разделения правовых и религиозно-этических норм.
Зороастризм (по-персидски-зардуштия)-термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии-Зороастра (Зар-душт и Заратуштра). Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени Бога в зороастризме - Ахура Маздо, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее. Эта религия возникла в конце II тыс. до н.э., или точнее в X или IX в. до н.э. Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Неменьшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет1 2.
Основным источником зороастрийского права является книга «Авеста». Название «Авеста» происходит от среднеперсидского слова «apastak», позже «awastay»- «основа» (или по иным толкованиям, «установление» (конституция), «предписание», «восхваление» и др.). Авеста состоит из собрания религиозных текстов индоевропейцев, населявших Бактрию, Согд, Хорезм, Фергану, Памир, Хорасан, часть Закавказья и другие территории Западного Ирана. Она содержит религиозные гимны, стихотворения, проповеди Заратуштры и легенды Ахура Мазды и злого бога Ан-хра-Манью (Ахриман).3
Сохранившаяся Авеста традиционно делится на 5 «книг» - Ясно, Виспрад, Вендидад, Яшто и Хурдо Авеста, а также несколько не входящих в них других частей и фрагментов.4
Многие столетия, правовая система зороастризма, и её основной источник Авеста действовали на территории исторического Таджикистана. В 2001 году были отпразднованы проведением международных научных симпозиумов при поддержке ЮНЕСКО 2700-летие Авесты, а в 2003 году 3000-летие зороастризма.
Прежде чем изложить точку зрения Авесты и других памятников таджикского права относительно насиль-
1Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). Душанбе, 2005. С.8.
2См. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7.
3 См. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). Душанбе, 2005. С.40-41.
4 См. http://ru.wikipedia.ora/wiki/ABecTa#.D0.A1.
149
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
ственных действий сексуального характера, следует отметить, что под понятием насильственных действий сексуального характера, исходя из современного законодательного регламентирования, понимается насильственное мужеложство, насильственное лесбиянство и иные насильственные действия сексуального характера5.
А.Г. Халиков, исследуя зороастрийское право и её основной источник отмечает, что Авеста, как и современное право, признает половую свободу личности как одно из приоритетных направлений свободы человека. Всякое посягательство на нее строго каралось уголовно-правовыми нормами зороастризма. Возможно, предел свободы половых отношений мужчины и женщины был более ограничен, чем сейчас, но это исходило из требований зороастрийской религии и верности супругов в семейных отношениях. Авеста знает несколько преступлений этой категории: изнасилование, мужеложство, незаконное интимное отношение и др.6
Авеста, как правовой, и прежде всего религиозный источник зороастризма, не отличает насильственное мужеложство от добровольного. Мужеложство, по авестийски «кунмарзи» считалось тяжким грехом, за который предусматривалась смертная казнь- «марган-зон»7.
Лица, совершившие мужеложство (как активный, так и пассивный субъект), по зороастризму, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Однако, мы считаем, что при совершении насильственного акта мужеложства, потерпевшее лицо освобождалось от уголовной ответственности, хотя прямых указаний в Авесте по этому поводу нет.
Мужеложство включается в число преступлений, за которые нет прощения в Авесте. По общественной опасности мужеложство приравнивается к сожжению тела человеческого и разбою, и лицо, их совершившее без суда и следствия будет убито, а приговор может вынести и исполнить любой очевидец8.
Так, в строке 12 фаргарда 1 Вендидада указано: «Девятый добрый край, который я-Ахура Мазда, соз-дал-Хнента в Гургане. И потом пришел Ахриман всех тел-смерть, и распространил грех, за который нет прощения-мужеложство».9Лишь, в случае, если лицо, совершившее мужеложство, не является последователем Мазды (зорострийцем), сожалеет о содеянном, обещает впредь не совершать такого греха и принимает зороастрийскую религию, ему прощается его грех.10 11
Также, мужеложство осуждается в строках 26-28 и 40 фаргарда 8, строке 40 фаргарда 3 Вендидада. 11
Субъектом мужеложства по зороастризму является совершеннолетний мужчина, т.е. лицо, достигшее 15-летия и способное вести интимные отношения12. К совершеннолетнему лицу, совершившему мужеложство, применяется казнь-марганзон. Однако, зороастризм допускает привлечение к уголовной ответственности за такие деяния и лиц от 8 до 15 лет, однако к ним
5 Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Душанбе, 2011. С.256.
6 Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). Душанбе, 2005. С.340.
7 Там же. С.451.
8 Халиков А.Г. Древнее уголовное право таджиков. Душанбе, 2004. С.50, 53.
9 Вендидад.-Т.2.С.872-873.
10 См.Вендидад.-Т.1.-С.341.
11 Там же. С.341,872-873, 1045.
12 Халиков А.Г. Древнее уголовное право таджиков. Душанбе,
2004. С.51.
применяется наказание в виде ударов плетью (до 200 ударов).
Действия активного субъекта (как насильственные, так и ненасильственные) составляют объективную сторону данного преступления. Её основным объектом выступает половая свобода и половая неприкосновенность потерпевшего, а факультативным его честь и достоинство.
В других источниках зороастризма, в том числе в «Суждениях духа разума» и «Ардавирофнаме» также мужеложство строго осуждается. Так, «Суждения духа разума» приравнивают мужеложство к убийству и тушению священного огня13.
Таким образом, зороастризм, в сегодняшнем понимании насильственных действий сексуального характера, знает только мужеложство (насильственное и добровольное) и устанавливает за его совершение ответственность и наказание в виде смертной казни (марганзон) и ударами плетью, в зависимости от возраста преступника. Однако в правовых источниках зороастризма нет упоминаний, и соответственно не установлена уголовная ответственность и наказание за лесбиянство (насильственное и ненасильственное) и иные действия сексуального характера (как насильственные, так и ненасильственные).
После завоевания арабами таджикских земель и распространения на древней земле таджиков новой религии - ислама в начале VIII века н.э., на сменузо-роастрийскому праву пришла новая правовая системамусульманское право (фикх). Академик АН РТ Ф. Тахиров справедливо отмечает, что наряду с нормами мусульманского права действовали также нормы обычного права.14
Некоторые ученые отождествляют понятие мусульманское право с понятием шариат. Однако, как считает Г. М. Керимов, в шариате, освещаются как светские, так и религиозные проблемы, и шариат шире понятия мусульманское право (фикх), и последнее охватывается им. Мусульманское право представлено в Шариате пятью основными юридическими школами (мазха-бами), возникшими в 8-10 в.в.: ханифитской, маликит-ской, шаффиитской, ханбалитской и джаъфаритской15.
М.М. Муллаев выдвигает следующую классификацию основных источников Шариата: Коран (священная книга религии ислам), Сунна (изречения и деяния пророка Мухаммада), фетва (постановления, решения и другие юридические заключения видных законоведов мусульманского мира), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), адат (обычное право, которое состоит из древне таджикских правовых норм)16.
Г.М.Керимов к указанным источникам добавляет кияс (аналогию), и отмечает, что главными источниками Шариата являются Коран и сунна, и мусульманские правоведы самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и Сунне.
Гомосексуальные отношения-мужеложство (левот) и лесбиянство (сехук), как насильственные, так и добровольные строго запрещены Исламом. Доктор Надия аль-Авади объясняет это тем, что «гомосексуальные
13 Суждения духа разума.-С.104-105.
14Ф.Тахиров. Развитие права в Таджикистане.Душанбе, Ирфон, 1994 (на таджикском языке). С.51 15См.Г.М.Керимов. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. М.,2010. C.3.
16 М.М.Муллаев. История уголовного права Таджикской ССР. Часть 1. Сталинабад, 1960. С.6-7.
150
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Рауфов Ф.Х.
отношения противоречат замыслу Творца, который создал нас парами».17
В Коране неоднократно говорится о том, что люди созданы парами: «...и создали Мы вас парами» (78:8), «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил Вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (4:1).18
В Коране содержится история о народе Лута. Этот народ занимался мужеложством и был уничтожен Божественным гневом (27:54-58).19
В Коране нет прямого предписания о запрете анального секса с женщинами, однако существуют ряд хадисов Пророка, которые утверждают о запрете данного деяния. Так, Пророк Мухаммад (с) сказал: «Не имейте анального секса с женщинами» (передано Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбалом, Абу Иса Мухаммадо-мат-Тирмизии Абу Абдулла ибн Маджой аль-Казвини); «Аллах не настолько застенчив, чтобы не сказать вам правды: не вступайте в половую связь с вашими женами через анус» (передано Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбалом)20 и т.д.
Законодательство современных исламских государств оценивают акт полового сношения через анус с другой женщиной как прелюбодеяние (зино), и устанавливают соответствующее наказание21.
Лесбиянство-столь же древнее явление, как и мужской гомосексуализм, и оно также является нарушением предписаний Ислама, поскольку противоречит приведенным выше аятам о сотворении людей парами. Однозначный запрет лесбиянства установлен следующим хадисом Пророка: «Мужчина не должен смотреть на аурат другого мужчины, так же, как и женщина - на аурат другой женщины. Мужчина не должен спать под одним покрывалом с другим мужчиной, а женщина с другой женщиной». Аурат (или аврат) для женщины в данной ситуации является область ее тела между талией и коленами22. В мусульманских первоисточниках не установлено определенное наказание за лесбиянство.
Однако в Уголовных кодексах ряда исламских государств существуют конкретные уголовные наказания за лесбиянство. Так, согласно Закону исламских наказаний (Уголовного кодекса) Исламской Республики Иран, женщины, совершившие лесбиянство (мусохака) наказываются сотней ударов плетью каждая. Совершившая эти деяния в четвертый раз, женщина будет казнена. 23
Нет в Исламе определенных запретов и наказаний за совершение деяний, которые в сегодняшнем понимании квалифицируются как иные насильственные действия сексуального характера.
Таким образом, нормы мусульманского права (фикх), в том числе относительно запрета мужеложства, как добровольного, так и насильственного, действовали на территории сегодняшнего Таджикистана до начала 20х годов XIX века.
17 Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 3-е.М., 2007. С.56.
18 Коран (на тадж языке). Душанбе, 2008. С.173, 1411.
19 Там же. С.883.
20Пюбовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 3-е.М., 2007. С.45.
21 Закон исламских наказаний (Уголовный кодекс) Исламской Республики Иран (на персид. языке). Душанбе, 1999. С.33.
22Пюбовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 3-е.М., 2007. С.60.
23 Закон исламских наказаний (Уголовный кодекс) Исламской
Республики Иран (на персид. языке). Душанбе, 1999. С.40.
После победы Октябрьской революции в России в 1917 году, в апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР. В Туркестанский край, с центром в городе Ташкент вошли сегодняшние северные районы Таджикистана и большая часть Бадахшана, которые до создания Туркестанской АССР, были в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Однако, в это время Бухарский эмир все еще правил на территории Эмирата. 2 сентября 1920 года части Красной Армии и объединенные силы красных бухарских отрядов штурмом взяли Бухару, эмир сбежал в Душанбе. 6 октября 1920 г. Первый Все бухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Впоследствии, в марте 1921 года с помощью правительства РСФСР на территории Центрального и Южного Таджикистана также была установлена Советская власть.24
Как, известно, в 1924 году была образована Узбекская ССР, в состав которой вошла Таджикская АССР, а в 1929 году Таджикская АССР вышла из состава Узбекской ССР и образовалась как самостоятельная Советская Социалистическая Республика в составе Советского Союза.
До принятия Уголовного кодекса Узбекской ССР 1926 года и Уголовного кодекса Таджикской ССР 1935 года, согласно Декрету ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. действия всех декретов и постановлений ВЦИК РСФСР и его Президиума, которые имели действие на территории РСФСР, были распространены на территории союзных республик25.
В том числе, на территории сегодняшнего Таджикистана действовали нормы Уголовного Кодекса РСФСР, принятого 26 мая 1922 года на 3-й сессии IX съезда Советов. Этот Кодекс с изменениями и дополнениями действовал до 1 января 1927 года, т.е. до вступления в силу принятого22 ноября 1926 года ВЦИК так называемого Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года, который хоть и был обозначен как редакция УК РСФСР 1922 года, но, по сути, явился новым уголовным кодексом26.
Согласно этому Кодексу так называемые «Преступления в области половых преступлений» были включены в главу V (Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности»). Однако, этот Кодекс не предусматривал уголовную ответственность за мужеложство.
Впоследствии, и принятый УК РСФСР 1926 года также не предусмотрел уголовную ответственность за мужеложство, и лишь Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1934 года «О дополнении Уголовного кодекса ст.154-а была установлена уголовная ответственность за мужеложство (добровольное и насильственное).
До внесения указанных изменений в УК РСФСР, Постановлением Президиума ЦИК СССР от 17 декабря 1933 г. была установлена уголовная ответственность за мужеложство и предложено центральным исполнительным комитетам союзных республик включить в уголовные кодексы этих республик новую статью, ус-
24http://www.ajam-spb.narod.ru/istori.html
25 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 г.г. Под ред. проф.И.Т.Голякова. М., 1953. С.197-198.
26http://ru.wikipedia.org.
151
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
танавливающую уголовную ответственность за мужеложство.27.
Эти положения подтвердило постановление ЦИК СССР от 7 марта 1934 года (СЗ № 15) «Об уголовной ответственности за мужеложство»28.
Еще до принятия указанных нормативно-правовых актов, исходя из национального менталитета, введенный в действие Постановлением ЦИК Советов Узбекской ССР от 16-го июня 1926 года Уголовный кодекс Узбекской ССР установил уголовную ответственность за мужеложство (бесакалбазство), впервые определив это преступление как «половое сношение между лицами мужского пола»29. Этот Кодекс включил мужеложство (бесакалбазство) в главу местных бытовых преступлений, а не в главу половых преступлений. Данное положение также действовало для Таджикской АССР, входящей в состав Узбекской ССР. Принятием данного Уголовного кодекса мужеложство, как добровольное, так и насильственное, было криминализировано на территории Узбекской ССР. Однако, какой-либо ответственности за совершение лесбиянства (добровольного либо насильственного) и иных насильственных действий сексуального характера в этом УК отсутствует.
Примечательно, что в указанном Кодексе используется также другой термин -«бачебазство», как содержание лиц мужского пола (бачей) для мужеложства, а также подготовка и обучение их этому (ст.280)3°. Это понятие впоследствии было использовано Уголовным кодексом Таджикской ССР 1935 года для определения понятия мужеложства(ст.223), взамен использованного УК Узбекской ССР термина «бесакалбазство»31.
Термин «бесакалбазство», в виде «бесакалбазлык» сохранил до настоящего времени Уголовный кодекс Республики Узбекистан (ст.120), и под данным понятием понимается удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной без насилия32. Хотя УК Республики Узбекистан «бесакалбазлык» считает мужеложством, однако указанное определение шире принятого определения мужеложства, т.е. полового сношения мужчины с мужчиной, а не удовлетворение половой потребности вообще.
УК Таджикской ССР 1935 года, как первый уголовный закон самостоятельного субъекта СССР, был введен в действие Постановлением ЦИК Таджикской ССР с 15 июня 1935 года и первоначально состоял из 244 статей. До его принятия в 1924-1935 г.г. на территории Таджикской ССР действовал УК Узбекской ССР 1926 года.
В УК Таджикской ССР 1935 года преступлениям в области половых отношений (формулировка Кодекса) была посвящена отдельная глава. Этот Кодекс под указанными преступлениями понимал половое сношение с лицами не достгигшими половой зрелости и т.д. (ст.ст.183-188)33.
А мужеложство, как добровольное (ч.1 ст.223), так и совершенное с применением насилия или использованием лица малолетнего или зависимого
27 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 г.г. Под ред. проф.И.Т.Голякова. М., 1953. С.340-341.
28Там же. С.342.
29 Уголовный кодекс Узбекской ССР. Самарканд, 1930. С.96.
30 Там же. С.96.
31 Уголовный кодекс Таджикской ССР 1935 года. Сталинабад, 1935. С.68.
32http://uzlawyer.com/download.php?view.22
33 Уголовный кодекс Таджикской ССР 1935 года. Сталинабад,
1935. С.59-60.
положения потерпевшего, либо за плату, по профессии или публично (ч.2 ст.223) было включено в главу 9 «Преступления, составляющие пережиток родового быта».
Уголовный кодекс Таджикской ССР 1935 года не знаком с понятиями лесбиянство, иные насильственные действия сексуального характера, и соответственно не устанавливает уголовную ответственность за совершение таковых действий.
Новый Уголовный кодекс Таджикской ССР (далее УК Тадж.ССР), утвержденный Законом Таджикской ССР от 17-го августа 1961 года, и вступивший в действие с 1-го ноября 1961 годаотказался от включения в отдельную главу преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, и эти преступления, в том числе мужеложство, были включены в главу 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности»34.
УК Тадж.ССР 1961 года отказавшись от понятия «бачебазство» повторил определение мужеложства, данное УК Таджикской ССР 1935 года (мужеложствополовое сношение мужчины с мужчиной). Однако, при переводе на таджикский язык понятие «мужеложство» было указано как «бачабоз'Т». УК Тадж.ССР 1961 года не внес каких-либо серьезных изменений в определении половых преступлений. Их авторы также не смогли увидеть и закрепить законодательно существующие в обществе отношения, связанные с совершением насильственного лесбиянства и иных насильственных действий сексуального характера.
Все эти недостатки были устранены принятием Уголовного кодекса независимого Таджикистана в 1998 году (далее УК РТ). Правовой почвой для данного Кодекса послужил Модельный УК СНГ 1996 года, носящий рекомендательный характер для государств-членов СНГ. УК РТ 1998 года декриминализировал добровольное мужеложство, и криминализировал насильственное лесбиянство и иные насильственные действия сексуального характера. УК РТ 1998 года объединил половые преступления под общим названием «Преступления против половой свободы и половой неприконовенности». Впервые в таджикском уголовнозаконодательном лексиконе появились термины «насильственные действия сексуального характера», «лесбиянство», «иные действия сексуального
характера» и т.д35.
Несмотря на положительные положения УК РТ 1998 года нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так,- необходимо объединить статьи 138 (изнасилование) и 139 (насильственные действия сексуального характера) в единую статью под названием «Насильственные действия сексуального характера», которая охватила бы изнасилование, насильственное мужеложство, насильственное лесбиянство и иные насильственные действия сексуального характера;
- необходимо установить дополнительные квалифицирующие признаки ст.139 (насильственные действия сексуального характера), такие как «повлекшие тяжкие последствия», «с применением или с угрозой применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия», «повлекшее
34 Уголовный кодекс Таджикской ССР 1961 года. Душанбе, 1963. С.87-88.
35 Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 года. Душанбе, 2011. С.255-257.
152
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Рауфов Ф.Х.
заражение ВИЧ/СПИД-ом». Отсутствие указанных квалифицирующих признаков порождает
определенные трудности в правоприменительной практике. Также, заслуживают особого внимания и подражания введенные дополнения в ст.132 (насильственные действия сексуального характера) Уголовного кодекса Российской Федерации от 29 февраля 2012 года. Указанная статья была дополнена частью пятой, предусматривающей уголовную ответственность за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, если эти деяния совершены лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Предусмотренные наказания в виде от 15 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное лишение свободы, также направлены на защиту прав и свобод, в том числе половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц.
- нужно пересмотреть санкции ст.139 УК РТ (насильственные действия сексуального характера), так как они намного мягче предусмотренных санкций УК за изнасилование, хотя они по общественной опасности и признакам состава преступления схожи. К примеру, изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста или близкого родственника наказывается лишением свободы от 20 до 25 лет или пожизненным лишением свободы. А насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении близкого родственника (тот же половой контакт, однако не через влагалище, а через анус), наказываются лишь лишением свободы от 10 до 15 лет, хотя эти действия ничуть не уступают по своей общественной опасности изнасилованию. За такие действия, совершенные в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста закон карает лишением свободы от 15 до 20 лет.
Мы считаем, что изучение истории возникновения и развития права, в том числе относительно насильственных действий сексуального характера, и сравнительный анализ действующего уголовного законодательства способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию последнего.
Список литературы:
1. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. М.: Диля, 2010.
2. Коран (на тадж. языке). Душанбе, 2008.
3. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 3-е.М., Ансар. 2007.
4. Муллаев М.М. История уголовного права Таджикской ССР. Часть 1. Сталинабад, 1960.
5. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 г.г. Под ред. проф.И.Т.Голякова. М., 1953.
6. Тахиров. Ф. Развитие права в Таджикистане. (на таджикском языке). Душанбе, Ирфон, 1994
7. Халиков А. Г. Древнее уголовное право таджиков. Душанбе, 2004
8. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма. Душанбе: «Маориф ва фарх,анг», 2005.
Literature list:
1. Kerimov G.M. Shariat: The Law of Muslim life. Shariat answers to the problems of modernity. M.: Diehl , 2010.
2. The Koran ( on Taj. Language ) . Dushanbe, 2008 .
3. Love and sex in Islam: Collection of articles and fat-was . Ed. 3 - E. M . , Ansar. 2007 .
4. Mullan M.M. History of Criminal Law of the Tajik SSR. Part 1. Stalinabad , 1960 .
5. Collection of documents on the history of criminal legislation of the USSR and the RSFSR 1917-1952 yy Ed. prof. I. T. Golyakova . M., 1953 .
6. Takhirov . F. Razvitie rights in Tajikistan. ( in Tajik ) . Dushanbe Irfon , 1994
7. Halikov A.G. Ancient criminal law Tajiks. Dushanbe, 2004
8. Halikov A.G The legal system of Zoroastrianism . Dushanbe : «Maorif and farhang», 2005 .
Отзыв
на статью «История развития законодательства Республики Таджикистан об ответственности за насильственные действия сексуального характера» соискателя кафедры уголовного права Таджикского национального университета Рауфова Ф.Х.
Статья Ф.Х. Рауфова посвящена истории уголовной ответственности за насильственные действия сексуального характера. Изучение истории возникновения и развития уголовной ответственности за насильственные действий сексуального характера, и сравнительный анализ действующего уголовного законодательства способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию последнего.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку последние годы в Республике Таджикистан динамика указанных преступлений растет. Статья представляет собой первое в отечественной науке исследование проблем уголовной ответственности за насильственные действий сексуального характера. Используя метод анализа и сравнения, автор условно разделяет развитие таджикского права, и соответственно правовых норм относительно насильственных действий сексуального характера, на четыре большие эпохи. Надо отметить, что сравнительно правовой анализ - это объективная необходимость сегодня. Использование сравнения - это вполне удачный, как представляется, прием изучения отечественного уголовного законодательства в части ответственности за насильственные действия сексуального характера. На основе анализа юридической литературы, законодательных актов автор считает, что, несмотря на положительные положения, УК РТ 1998 года нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Для совершенствования уголовного законодательства Республики Таджикистан, особенно за насильственные действия сексуального характера предложения и выводы автора в этой статье являются своевременными.
Таким образом, статья Ф.Х. Рауфова «История развития законодательства Республики Таджикистан об ответственности за насильственные действия сексуального характера» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Заместитель декана факультета международных экономических отношений и права Таджикского государственного университета, кандидат юридических наук Н.А. Кудратов
153