ОПИСАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В АВЕСТЕ
FORMATION OF PRIMARY ECOLOGICAL IDEAS IN AVESTA
А. Ш. Комили, С. Холназаров
В статье кратко рассматриваются некоторые экологические вопросы, отраженные в древнеиранской священной книге «Авеста». Чистота как экологическая категория в Авесте связана с понятием красоты. Там, где царствует чистота, господствует здоровье, счастье и богатство. Поэтому везде - в храмах огня, в домах, в помыслах, деяниях и повседневной жизни человека должна царить чистота.
Ключевые слова: Авеста, экология, педагогика, зороастризм, солнце, огонь, жизнь, вода, почва, растение, животное, человек.
Законом Республики Таджикистан «Об образовании» перед школой и вузом поставлена задача защиты и развития национальной культуры, традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность подвести фундамент выработанных человечеством трудовых и духовно-нравственных ценностей: общечеловеческих и национальных.
Одной из основных черт древней культуры таджиков является их педагогическая мысль, традиционные пути воспитания и обучения. Содержание и направление педагогических идей определялись общими задачами социально-экономического развития, отражая в себе противоречия в классовой структуре и идейно-философских воззрениях среднеазиатского общества.
Педагогические идеи древнего периода нашли отражение в Авесте - крупном религиозно-философском памятнике Средней Азии и Ирана, а также в устном народном творчестве.
Авеста - это сборник (свод) религиозных, фольклорных, географических, медицинских, философских, литературных, педагогических и психологических сведений.
В Авесте наряду с первоначальными нравственными, трудовыми, эстетическими понятиями упоминаются и экологические. Например, в зороастризме - национальной религии предков таджикского и персидского народа - свет, тепло, солнце и огонь существовали как символы высшего божества Ахура Мазды.
Огонь являлся источником тепла в морозные зимы, на нем готовили пищу. В древности разжечь огонь было тяжелой работой, и люди старались хранить огонь в очаге. Это имело не только религиозное, но и воспитательное значение. Молодое поколение воспитывалось на принципах и символах, отражающих явления самой природы, тесно связанных с землей и ее обработкой, со скотоводством, то есть с практической деятельностью людей. В процессе практической деятельности
A. Sh. Komili, S. Kholnazarov
The authors wrote about the Tajik people's attention to the cleanness of environment and upbringing people in this direction and paid special attention to the idea of ecological phrases. Judging by the examples from the book "Avesta", the cleanness of the environment plays the leading part in the life of people, and these examples can be the evidence of the writers' opinions.
Keywords: Avesta, ecology, Zoroastrians, pedagogies, the Sun, fire, water, life, earth, plant, animal, man.
формировались определенные умения и навыки у молодого поколения. Например, движение (в противоположность неподвижности), рост и развитие (растений), уход за животными, рождение детей и их воспитание в Авесте являются обязательными для соблюдения религиозными правилами.
Одной из черт зороастризма, связанной с воспитанием человека, была идея чистоты и здоровья человека. Болезни в Авесте связываются с наследием дэвов, то есть с грязью, неблагополучием, властью и ложью. Поэтому каждый зороа-стриец боролся против болезней, ежедневно соблюдая личную гигиену. Зороастриец также обязан был содержать в чистоте жилое помещение, землю, почву и воду.
До завоевания Средней Азии и Персии арабами предки таджиков детей приучали к соблюдению личной гигиены, чистоты в доме и за его пределами, уважение к людям и окружающей природе. Поэтому в Авесте одобряется построение жилья, создание семьи, воспитание детей, посадка растений и деревьев, орошение и обработка земель: «Тот, кто обрабатывает эту землю левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот создает земле прибыль. Это поистине подобно тому, как любящий муж дарует сына или другое благо своей возлюбленной жене, покоящейся на легком ложе».
Согласно Авесте земля обещает человеку, который ее обрабатывает, «...рожать без устали... давать пропитание и обильный урожай», а человек, который не обрабатывает ее, «поистине вечно будет стоять, прислонившись к чужой двери, среди тех, кто попрошайничает». «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность». Почитание хлеба и муки нашло отражение свадебных обрядах (посыпание мукой), при родах ребенка («у хлеба широкая дорога, пусть ребенок не пугается»), молоко -«шир» - называли чаще словом «гандж» («сокровище», «богатство»); огонь считался основой земного бытия.
В яштах Авесты воспевается уважение к труду, ко всякой деятельности человека:
Сколько долей получат От жертвенного хлеба Священник, и воитель, И пахарь, и пастух.
С трудом в Авесте связаны экологические понятия. Если говорить о воспитании экологических представлений, прежде всего привлекает внимание, что экологические знания тесно связаны с повседневной жизнью людей и с различными предметами. Чистота, красота, добро и счастье понимаются как взаимосвязанные понятия. С этой точки зрения в Авесте солнце чистое, красивое, так как дарует людям тепло и свет и символизирует добро. Результаты экологических оценок всех явлений сводятся к тому, что все они используются в реальной жизни человека. Чистота и красота в Авесте имеют только практическое значение. Другими словами - чистота материальна, она видится и осознается.
Прежде всего человек обязан содержать себя безупречно чистым как внутренне, так и внешне. Обладая способностью мыслить и действовать, он должен тем более ревностно заботиться о чистоте окружающей среды. Вот некоторые экологические представления зороастризма: сохранять землю плодородной и незагрязненной, выращивать растения и деревья, ухаживать за животными. Это рекомендуется всему человечеству.
Чистота как экологическая категория в Авесте связана с понятием красоты. По Авесте, где царствует чистота, там господствует здоровье, счастье и богатство. Поэтому чистота должна царить везде - в храмах огня, в домах, в помыслах, деяниях и повседневной жизни человека. Дэвы не могут подойти к чистому, так как они находятся в грязных местах и вонючих водоемах. Содержать в чистоте воду, огонь, почву считалось священной обязанностью. Другими словами, проблема экологического воспитания возникла еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют тексты Авесты.
Чистота касается не только человека, но и природы. В Авесте говорится, что нет разницы между человеком и миром животных и растений. На основе повседневного житейского опыта было замечено и прослежено, что многие болезни возникают чаще всего у тех лиц, которые были в контакте с телами больных или трупами умерших людей. Поэтому в Авесте приводятся весьма строгие правила, касающиеся обращения с трупами. «Трупы должны храниться вдали от населенных пунктов с обязательным соблюдением правил личной и общественной гигиены». Правила предписывали не допускать соприкосновений трупов с водой, предметами домашнего обихода или орошаемой землей. Особое внимание уделялось гигиене питьевой воды. Вода считалась священной, и категорически запрещалось ее загрязнение отходами, продуктами выделения: слюной, кровью, калом. В питьевой воде запрещалось стирать белье и купаться. Этому вопросу была посвящена IV глава «Вендидада» Авесты. В случае попадания трупов в проточную воду использовать ее как питьевую запрещалось до тех пор, пока труп не будет убран из воды. Если труп попадал в колодец или родник, то воду из них разрешалось брать только после того, как колодец или родник после сильного дождя минимум три раза промывался водой
и высушивался. К священному огню по зороастрийским понятиям можно приносить только чистые и сухие дрова. Дрова специально сушили перед тем, как положить их в огонь. Сжигание мокрого топлива считалось оскорбительным для воды, а зороастриец был обязан заботиться о чистоте и сохранении воды, земли, огня и всего благого творения.
Особое значение также придается чистоте окружающей среды. По этому поводу Заратуштра спрашивает у Аху-ра Мазды: «О, творец мира истинный! Какое место на земле является наилюбезнейшим?» И сказал Ахура Мазда: «Поистине там, где праведный человек воздвигает дом, наделенный огнем и молоком, женой и детьми, хорошими садами, в этом доме, когда обилие скота, обилие огня и обилие всякого житейского добра... Поистине и там, о, Спитаме Заратуштра, где возделывают побольше хлеба, трав, растений и съедобных плодов, где орошают сухую почву. более ... всего выращивают мелкий и крупный скот».
Методы, применявшиеся с целью очищения и обеззараживания окружающей среды, можно разделить на следующие группы: 1) механические (закапывание или засыпание нечистого камнями, песком, плотной и сухой почвой); 2) физические: огонь, солнце, холод. В Авесте огонь признается священным и мощным очищающим средством против гниения. С помощью физических факторов обеззараживались не только жилые помещение, но также одежда и предметы домашнего обихода. Холод применяли для сохранения продуктов; 3) химические (пепел, уксус, напиток Хаомы); 4) растительные (исфанд - горицвет летний, эфедра, сандаловое дерево, чеснок, верблюжья колючка, лук, алоэ). Эти растения применялись в виде порошка, которым обрабатывались нечистоты.
В Авесте говорится, что для человека «чистота есть величайшее благо», и описываются правила личной гигиены: «Каждый обязан умываться несколько раз ежедневно, волосы и ногти всегда содержать в чистоте». Глава 17 «Венди-дата», посвященная уходу за ногтями и волосами, представляет интерес, поскольку, например, и в старом таджикском быту сохранялось почтительное отношение к ногтям и волосам, которым приписывается магическая роль.
Соблюдение обряда очищения для зороастрийцев является нравственным долгом. Существовали разные обряды очищения. Обряды очищения включали в себя омовение с головы до ног. Простейшие из них могли быть совершены мирянами в их собственном доме. Более тщательное очищение, необходимое после серьезного осквернения, совершали жрецы с произнесением священных изречений.
Весьма сходные предписания приведены в отношении гигиены продуктов. Здесь говорится: «.сила, трезвый ум и здоровье, наследственность зависят от хорошего питания. Питание - это жизнь, а голод - это смерть». Таким образом, в Авесте подчеркивается, что чистота должна быть везде: на земле, в воздухе, на деревьях, кустарниках и травах, в реках, озерах, даже в глазах и на щеках женщин. Все эти экологические понятия отражены в структуре духовно-психологического учения Авесты.
Согласно воззрениям зороастрийцев, психологическая структура человека состоит из пяти сил.
Первая духовная сила человека называлась «фарах хара» и означала божий, наследственный, то есть такая сила идет от бога. Эта сила руководит личностью в его стремлении к совершенству (развитию). Другими словами, личность нравственно (духовно) развивается богом.
Вторая сила - ядро бытия или «душа». Ее задача состоит в защите чистоты тела.
Третья сила - совесть, задача которой - уметь различать добро и зло.
Четвертая сила - это память. Она управляет поведением, мыслями и поступками человека.
Пятая сила - равноправие всех людей.
На основании вышеуказанной духовно-психологической структуры личность должна стремиться к совершенствованию своих нравственных качеств и обеспечить себе счастье.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в Авесте перечисляются многие педагогические и экологические понятия, такие как чистота, в том числе личная гигиена, уход за животными и растениями, добро, зло, духовное и физическое совершенство и другие.
С экологической точки зрения интересно то, что во всех поучениях Авесты предпочтение отдается практической стороне экологических проблем. Другими словами, главное внимание уделяется миру земному, и, по сути, многие правила Авесты говорят о защите окружающей среды, о чистоте и порядке, об уходе за животными и растениями. Особенно подчеркивается недопустимость кровавых жертвоприношений, приводящих к хищническому убою скота. В противовес мирной жизни оседлых скотоводов-земледельцев порицается жизнь кочевников, занимающихся грабежом и угоном скота, предаются проклятию их правители и жрецы. «Злодей - это тот, кто не находит себе пропитания иначе, как тем, что производит насилие над скотом и людьми праведного скотовода».
Древнетаджикская интеллектуальная мысль выработала духовную, нравственно-экологическую теорию, в основу которой положены общинная свобода, равноправие в жизни, труде и распределении трудовых благ. Возникшие и развивавшиеся на базе практической, трудовой деятельности людских общин, эти воззрения еще с начальных этапов отражают тесную связь человека с окружающей средой, с ее защитой, с наведением порядка и чистоты в жилых помещениях, что очень ярко отражено в гимнах Авесты.
Вопросы гигиены беременной женщины и профилактики женских болезней тоже занимает важное место в Авесте. В различных главах «Вендидата» отражены гигиенические правила, необходимые для беременных, рожениц и кормящих матерей. Особое место занимает гигиена половой жизни. Эти кодексы были очень требовательными как к женщинам, так и к мужчинам. Мужчина не должен быть в контакте с женщиной во время менструаций и в период беременности. В случае нарушений этих требований он подвергался суровому наказанию.
В Авесте говорится об особом и бережном отношении к земле, земледельческому труду и садоводству. Поэтому Аху-ра Мазда в своем учении призывает людей обрабатывать
землю, заниматься скотоводством и садоводством. По мнению зороастрийцев, Ахура Мазда не сотворил ни одного вредного животного. Корова, собака, верблюд, коза и овца были основными животными, удовлетворявшими нужды в еде и одежде предков таджиков и персов. Зороастрийцы старались увеличить поголовье домашнего скота.
По мнению исследователей Авесты, первый «ангел» «Воху Мана» означает «чистое начало» и является покровителем животных. Например, он подчиняется «Воху Ману» и рано утром будит людей, призывая их к утренней молитве и праведному труду: земледелию, скотоводству, садоводству и др.
В Авесте говорится, что если человек совершает добрые дела, его помысли чисты, это он делает прежде всего для себя, так как перед Ахура Маздой все люди равны. Любое существо, созданное им, оценивается по его заслугам. Человеку не следует забывать о том, что ему принадлежит все, что есть в этом мире: вода, солнце, луна, деревья, растения, но нельзя злоупотреблять природными богатствами, хищнически расходовать их, а нужно во всем соблюдать меру: Да будет в этом доме Обилие скота и множество людей! Да будет здесь резвый конь И прочная телега! Да пребудет здесь муж маститый
и красноречивый!
Бог от человека требует, чтобы он мыслил разумно и относился к окружающей среде бережно, рачительно используя все, что есть на земле и на небе, что свидетельствует о величии Ахура Мазды.
Во времена правления Ахеменидов в процессе учения осуществлялось ознакомление детей с природой и окружающей средой. Каждый человек был обязан знать о полезных растениях и животных. С этой целью практиковалось ознакомление детей с миром животных и растений, приучали беречь окружающую среду. Отсюда мы приходим к выводу, что проблема экологического воспитания имеет древние исторические корни, так как еще далекие предки таджикского народа придавали большое значение чистоте природы: воды, почвы, растительного и животного мира. Они бережно относились к богатствам природы. Из древних письменных культурных памятников мы черпаем ценные исторические сведения о воспитании и формировании экологических понятий.
При Ахеменидах уважение и почитание света, огня, тепла, солнца, почвы, воды, а также чистоты окружающей среды, соблюдение личной гигиены было долгом каждого члена общества, так как все они считались символами Ахура Мазды. Действительно, свет, солнце, огонь, тепло, вода, земля были явлениями самой природы и тесно связаны с садоводством, скотоводством, крестьянским трудом и практической жизнью людей.
Согласно Авесте категория чистоты относится не только к человеку, но и к природе, потому что мир животных и растений ничем не отличается от жизни человека. В Авесте говорится, что чистота должна быть во всем и везде: в одежде, в доме, во дворе, в деревне, в городе. Авеста учит, что источниками возникновения болезней являются грязные водоемы, грязная почва, гнилые продовольственные продукты.
Как видим, предки таджиков имели верное представление о чистоте окружающей среды, воды, почвы, продовольствия. Они не только сами соблюдали правила личной гигиены и сохраняли чистоту окружающей среды, но и на этих ценностях воспитывали и своих детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки Озод, 2001. С. 48.
2. Брагинский И. С. Из истории персидской и таджикской литературы. М.: Наука, 1972. С. 52.
3. Авеста. Избранные гимны / пер. с авест. и ком-мент. проф. И. М. Стеблин-Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. С. 127.
4. Нуралиев Ю. Н. Медицина эпохи Авиценны. Кн. 1 и 2. Душанбе: Ирфон, 1981.
5. Ризозода Шафак. История персидской литературы. (Таърихи адабиёти форси). Тегеран, 1334 х. С. 31.
КАТЕГОРИИ СУЩНОСТИ И ЭНЕРГИИ В ТРИНИТАРНОМ БОГОСЛОВИИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
CATEGORIES OF SUBJECTS AND ENERGY TRINITARIAN THEOLOGY OF ST. GREGORY PALAMAS
О. О. Козарезова
Статья посвящена проблеме антиномичности в сфере богословия Средневековья и ее проявления в тринитарной теологии Паламы. Автор доказывает, что в философской традиции Восточной и Западной церкви можно видеть трансформацию три-нитарного богословия. В статье приведен анализ духовных воззрений Григория Паламы.
Ключевые слова: патристика, богословие, онтология, тринитарное богословие, духовные воззрения.
Вопрос о сущности и энергии является одним из существенных в христианском богословии, он также непосредственно связан с гносеологией, поскольку напрямую касается проблемы богопознания, его границ. Именно этот гносеологический аспект раскрывается в учении известного богослова и философа Григория Паламы, в его полемике с представителями схоластики. Изучение данной проблемы является актуальным в наше время, когда проблема интуитивного, мистического знания и его соотношения со знанием научным открыто обсуждается в научных кругах. Данная проблематика также связана и с темой образования: изучая историю педагогики, важно знать различие методов в университетском и академическом образовании Запада и Востока. Учение о Троице, различие подходов к пониманию этого догмата являются ярким свидетельством этого.
Как отмечают некоторые исследователи церковной истории Византии [1-3; 4, с. 287], богословские споры, возникшие в XIV в. между сторонниками и противниками учения Григория Паламы о сущности и энергии, были связаны с тринитарной проблематикой, обострившейся после официального признания Шсдие Римско-католической церко-
O. O. Kozarezova
This article focuses on the problem of antinomicity in the sphere of theology its manifestations in trinity theology of Palamas. The author argues that in the philosophical tradition East and West Church one could observe the transformation Trinitarian theology. The article presents an analysis of spiritual views of the Gregory Palamas.
Keywords: Patristics, theology, Ontology, Trinitarian thought, spiritual views.
вью, где основным вопросом был вопрос об отношении Божественной сущности и Ипостаси. Так, с одной стороны, в решении тринитарной проблемы, заключающейся в уточнении формулировки об исхождении Святого Духа, православные богословы пытались, с одной стороны, уйти от ереси савеллианства, растворяющей Три Лица в едином Божестве, а с другой стороны, пытались уклониться от другой крайности - ереси триетизма, делающей особый акцент на ипостасности Лиц и их личных свойств. Как в Западной, так и Восточной церкви были сторонники и того, и другого направления, что создавало угрозу искажения догмата, принятого на Втором Вселенском Соборе. Но, как известно, и после Собора православные богословы столкнулись с ересями, так или иначе слишком вольно интерпретировавшими принятую формулировку и тем самым нарушающими церковное единство.
Соборы XIV в., связанные с паламистскими спорами, и принятые на них установления, обратившись снова к святоотеческому преданию, подтвердили непоколебимость догматов православной веры, и в частности догмата об исхо-ждении Святого Духа, где раскрывались взаимоотношения между Лицами Троицы. На них были также определены чет-