Ключевые слова: вексиллология, государственный флаг, государственный герб, конститутция, Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика.
THE HISTORY OF TAJIKISTAN STATE FLAG OF SOVIET PERIOD
Abstract. Materials on the history of Tajik vexillology - the history of Tajikistan State flag is reviewed in this article firstly. Adoption of historical documents and the dates of determination of the flags of Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic and Tajik Soviet Socialist Republic are presented in the article in detail as well.
Key words: vexillology, state flag, state emblem, constitution, Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic, Tajik Soviet Socialist Republic.
Сведения об авторе: Зоиров Гафур Махмудович - соискатель Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан, e-mail: gafurmahmudovich@gmail.com
Information about the authors: Zoirov Gafur Mahmudovich - researcher, Institute of history, archeology and ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ВОЗДАЯНИЕ РАВНЫМ (КИСАС) И НАЗИДАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ (ТАЗИР) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА
ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА
Азизов У. А.
Таджикский национальный университет
На территории исторического Таджикистана мусульманская правовая система в полном объеме действовала до совершении Октябрьской революции, и частично, с ограничением со стороны Советской власти, - до тридцатых годов ХХ в. Оно в этом регионе со своими особенностями, почти на всех территориях этого региона, действовало согласно учениям ханафитской правовой школы суннитского направления мусульманского права. Но в основном соблюдались все требования, предусмотренные религиозными и правовыми источниками мусульманского права и доктрины, касающимся мусульманского уголовного права.
Во всех источниках мусульманского права, и, соответственно, абсолютным большинством исследователей мусульманского уголовного права преступления разделяют на три группы: 1) преступления, посягающие на «права Аллаха», которые наказываются предусмотренным в Коране и Сунне определенным наказанием (хадд); 2) преступления, которые также караются предусмотренным в Коране и Сунне определенным наказанием, но нарушают права частных лиц (кисас); 3) все иные преступления, наказание за которые не предусмотрено в Коране и Сунне, и которые могут посягать как на «права Аллаха», так и на права частных лиц (тазир) [11, с. 183-184].
В истории таджикского народа, как и других древних народов, имеющих древнюю историю государственности, за совершении преступлении против жизни и здоровья в доисламский и исламский периоды: предусматривалось наказание в виде кровной мести. В исторических и юридических источниках такие противонравственные и противоправные деяния называют «кровавыми преступлениями». Сначала регулировались наказания, связанными с кровной местью, нормами обычаев, и с развитием государственности и национальных правовых систем они стали предметами правового регулирования. В истории таджикского народа правовое регулирование таких отношений существовало и в
зороастрийской системе права. В мусульманское же право в более развитом виде оно преемственно переходило от предыдущих эпох. Но во все периоды оно давало потерпевшей стороне право наказывать и отомстить. Он имел право совершить убийство за убийство, ранения - за телесные ранения и т.д. [2, с. 143]. Однако этот вид общественного реагирования на преступления в доисламский период имел очень распространенный характер, и применялся в большинстве случаев в неровном порядке, т.е. могли за убийство одного человека убить множество людей из династии или племени лица, совершившего преступление.
Приходилось мусульманскому праву упорядочить этот вид наказания. В основном источнике религии и права мусульманского права - в Коране этот вид наказания закреплен и санкционирован таким образом: «О вы, кто верует! Предписано вам право, За смерть (убитых близких) отплатить. За жизнь свободного - свободный, И раб - за жизнь раба, И за жену - жена. Но тот, кому собратом будет прощено, Благодеянием разумным должен возместить» [7, с. 146].
В основном наказания в виде кровной мести применяются к лицам, совершившим преступления против жизни и здоровья человека. Ислам и мусульманское право считает человекам основным творением Аллаха и для полноценной защиты жизни и благополучии людей устанавливает широкие права и возможности. Уголовно-правовые нормы Корана и других источников мусульманского права охраняют личность, права и законные интересы человека от всякого рода посягательств, в том числе и от преступлений.
Данные преступления посягают на интересы людей и, естественно, имеет частный характер, который дает право самому потерпевшему или его законным представителям устанавливать пределы наказания, потребовать у виновного человека или его родственников определенную уплату за содеянное или же простить им. С развитием мусульманского права в последующие периоды часто стали применять вместо принципа талиона - кровной мести, возмещение или выкуп, который в мусульманском уголовном праве называют - дийа, дия, диет и т.п.
Самым тяжким преступлением против личности является убийство, за совершение, которого уголовно-правовые нормы Корана дают потерпевшей стороне право самостоятельно выбрать вид наказания. Нормы Корана, предусматривающие наказание за убийство, квалифицируются на несколько видов. Это умышленное убийство, убийство по ошибке и убийство новорожденного ребенка [9, с. 63]. М.И. Садагдар в мусульманском уголовном праве различает только умышленные и неосторожные убийства [12, с. 118-119].
Умышленным является убийство (катл, амд) тогда, когда у виновного человека имеется умысел на причинение смерти другого человека. Так и в современном уголовном законодательстве за умышленное совершение преступления, как и в древние и средневековые времена, предусматривали наказание строже, чем за неосторожные преступления. Умысел насовершение убийства в сознании человека может сложиться до совершении преступления или возникнуть в момент совершения преступного деяния.
По поводу признания совершенного убийства умышленным, у различных правовых школах имеются разногласия. Например, если судья выносит несправедливый смертный приговор, или же выносится приговор на основе ложных показаний, то шафииты и ханбалиты рассматривают это как умышленное убийство. Также шиитские правовые школы признают за умышленное убийство, даже если у виновного отсутствовал умысел, но орудия и средства, причинившие смерть потерпевшему, являются опасными и в обычной ситуациях применение может причинить смерть человеку [2, с. 145].
Убийство и кровопролитие в мусульманском праве и религии считаются самыми тяжкими грехами. По поводу запрещённости и наказуемости убийства в Хадисах много сказано, в частности: «... Пророк Аллаха сказал: Дела, которые в Судный день будут рассматриваться в первую очередь, это дела, связанные с кровопролитием» [10, с. 89].
Убийство выражается в незаконном лишении потерпевшего жизни, и оно может совершаться из корысти или мести. А.К. Назаров отмечает, что субъектом данного
преступления может быть любой вменяемый человек, достигший определенного возраста [9, с. 162]. М.М. Муллоев субъектом умышленного убийства считает профессионального убийцу, который был нанят для совершения убийства [8, с. 79].
Другим, менее опасным, видом убийствам является неосторожное убийство. Убийство считается неосторожным тогда, когда у лица, совершившего это преступление, отсутствует умысел на причинение смерти потерпевшего. В современном уголовном законодательстве данное деяние и сейчас называется как причинение смерти по неосторожности (ст. 108 УК РТ) [13, с. 285].
Также в теории мусульманского права есть мнения о том, что называют неосторожное убийство, как убийство по ошибке. Также наказание за совершение такого вида убийства предусмотрено намного легче, чем за умышленное убийство. В Коране о совершении убийства говорится:
«И никогда уверившему (в Бога),
Не должно верного убить,
Разве что только по ошибке.
И для того, кто верного по ошибке убьет -
Рабу, уверившему (в Бога), дать свободу,
И пеню уплатить семье того, кто умер,
Если они не пожелают
На милостыню обратить ее.
Если же убитый - верующий в Бога,
Но из людей, что с вами во вражде,
То вам - дать верному рабу свободу.
А если он - из тех людей,
С которыми у вас союз,
То - пеня для его семьи и верному рабу - свобода.
А кто (раба на выкуп) не найдет,
Тому назначен пост - два месяца отряду,
Как покаяние перед Аллахом.
Поистине, Аллах Всезнающ, мудр!» [8, с. 112].
Как вытекает из содержания вышеизложенных стихов Корана, за совершение убийства при разных обстоятельствах и разных формах вины предусматривается несколько разновидностей наказания. Используя принцип талиона согласно нормам Корана «Пророк сказал: за убитого, убийцу надо убивать, и это принадлежит потерпевшим». То есть наказание за совершение данного преступления предусматривается в виде смертной казни. Согласно содержанию данного указания назначение, применение или отказ от применения данного наказания принадлежит родственникам потерпевшего и его законным представителям. Также они имеют право не применять такое наказание и требовать выкупа за кровь. В отношении выкупа за умышленное убийство в правовых школах нет единого мнения. Например, ханафиты считают, что за умышленное убийство, т.е. убийство из мести, нельзя брать выкуп, но шафииты считают, что наоборот, нельзя лишать выкупа за убийство из мести [9, с. 162].
Возмещение вреда или выкуп в зависимости от обстоятельств совершения преступления, субъекта и объекта преступления, места совершения преступления отличаются. Например, возмещение выкупа за мусульманина и немусульманина, за женщину и за мужчину, в свяшенные месяцы или же в другие времена года, в священном городе Мекке или в других местах и т.д. О размера и порядке выкупа за убийство так пишет Абу Юсуф: «Согласно тому, что сообщается со ссылкой на посланника Аллаха и на имамов из числа его сподвижников, пеня за убийство (дийа) должна составлять 100 верблюдов или 1000 динаров или 10 000 дирхамов или 2000 овец или 200 одеяний или, наконец, 200 голов крупного рогатого скота» [1, с. 41-42; 2, с. 146]. Вышеназванные выкупы составляют полный выкуп, а за некоторые преступления принимается половина или меньше
полного выкупа. Например, за причинение вреда здоровью в зависимости от степени причиненного вреда принимались разные выкупы.
Отличался выкуп за убийство, совершенное на священной земле Мекки или во время священных месяцев, а также если убит член семьи, состоящий в таком родстве с виновным, что между ними невозможен брак [14, с. 134].
В уголовном праве это наиболее отчетливо проявляется в установлении меньших сумм возмещения (дийа) за жизнь женщин и немусульман по сравнению с возмещением за жизнь мужчин-мусульман. По учению ханифитов, дийа немусульманина должен составлять половину дийа мусульманина. Шафииты же, маликиты и шииты считают, что только в случае неосторожного убийства дийа немусульман может быть равен половине дийа мусульман, при умышленном же убийстве его размер должен быть тем же самым [12, с. 125].
Другим основным и проблемным в доктрине мусульманского праве является прощение и помилование, то есть кто и как может прощать и помиловать человека, который совершил такое особо тяжкое преступление, как умышленное убийство. Среди правовых школ не существует одинакового мнения по этому поводу. Например, маликиты считают, что такое право имеют только ближайшие родственники - дети, жена, братья, сестры и родители. А шииты считают, что право помилования осужденного имеют только родственники убитого по линии отца [12, с. 123].
Причинение вреда здоровью или телесное повреждение - отмечает А.К. Назаров, -представляет собой противоправное, умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью, выраженное в нарушении анатомической целостности или физиологических функции [9, с. 65]. С самых древнейших времен в уголовном праве и уголовно - правовых нормах считалось преступлением нанесение вреда здоровью и предусматривалось строгое наказание за его совершение. Эти наказания имели, прежде всего, телесный характер, и взамен или в качестве дополнительного наказания применялись и наказания, имеющие материальный характер. Одним из таких видов наказаний были членовредительские наказания на основе принципа талиона. Существовали они и в дозороастрийский период, в зороастрийском уголовном праве они тоже нашли свое отражение, считались одними из частоприменяемых наказаний и потом были санкционированы Кораном и другими нормами мусульманского права. В Коране норма, предусматривающая наказание за совершение преступления против здоровья, звучит следующим образом:
«И в ней для них Мы предписали:
Душа - за душу, глаз - за глаз, нос - за нос,
Ухо - за ухо, зуб - за зуб;
За (нанесенье) ран - отмщение (по равной мере). А кто простит (за свои раны) И (возмещение за них) на милостыню обратит, Тому послужит это искуплением (грехов)» [7, с. 134].
Среди ученых по поводу назначения и применения наказания к лицам, совершившие преступления против здоровья, существуют различные мнение. Однако из изложенной нормы Корана вытекает, что наказание за нанесение вреда здоровью назначается равным образом.
Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что телесные повреждения в принципе должны наказываться по талиону, в соответствии с нормами Корана и Хадисов [11, с. 195]. С точки зрения А.К. Назарова, членовредительские наказания применяются за умышленное нанесение ранения, а в других случаях обязательно должно уплачиваться возмещение (дийа) [9, с. 165]. Такую точку зрения поддерживает и В.Ю. Артемов [2, с. 153].
Применение принципа талиона, то есть применение членовредительских наказаний за причинение вреда здоровью согласно традиционной доктрине мусульманского права можно применять только после выздоровления потерпевшего, поскольку определение тяжести вреда вед возможно только в таком случае. В случае полного выздоровления, при котором не остается следов причиненного ранения,
наказание в виде воздаяния равным (кисас) исключается, что, в свою очередь, не исключает назидательного наказания тазир [11, с. 195].
Назначение членовредительских наказаний и выкуп за кровь (дийа) назначаются, во-первых, на основе умышленности или неосторожности совершенного преступного деяния, во-вторых, в зависимости от важности для организма и самого человека поврежденного органа. Если преступление совершено по неосторожности и не умышленно, то в таком случае, в зависимости от важности поврежденного органа в соразмерности установленному наказанию взимается возмещение (дийа).
В совершении данного преступлению в качестве субъекта выступает любое физическое вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Субъективную сторону преступления образует вина в форме умысла - причинение тяжкого вреда здоровью.
Как было отмечено, в мусульманском уголовном праве объединены нормы уголовного, уголовно - процессуального и уголовно-исполнительного права. Они иногда в одной норме предусматриваются все вместе, а иногда - в отдельности. Например, в нормах уголовного права, предусматривающих наказание за причинение вреда здоровью, предусматривается определенное наказанияе, а также способы применения и процесс исполнения наказания. Правовые школы и течения мусульманского права предусматривают различные способы исполнения наказания за причинение вреда здоровью.
Например, ханафиты, исходя из принципа гуманизма, при исполнении членовредительских наказаний рекомендуют, что увечье должно наноситься только острым орудием, чтобы наказание было сопряжено с меньшим мучением и исполнялось быстро. Но шафииты полагают, что надо исполнять наказания таким образом, чтобы виновному было причинено такое же ранение и такая же боль, какие он нанес потерпевшему [4, с. 49].
За выкидыш в результате нанесения вреда здоровью матери уплачивается полная дийа. Если виновником выкидыша является сама мать ребенка, то дийа уплачивается отцу или деду ребенка. За убийство беременной женщины уплачивается дийа в двойном размере [6, с. 158].
Другая группа преступлений - это преступления, за которые предусмотрено назидательное наказание (тазир). Это те преступления, за совершение которых в Коране и Сунне не предусмотрены наказания. В Хидое определение тазир дается следующим образом: «Тазир в первоначальном смысле означает запрещение, а также наставление. В законе под ним подразумевается кара, степень которой не определена ни в отношениях божеского, ни в отношениях частного права. Поводом к его применению служит какое-либо нарушение, за которое не определено хадда (или установленного наказания), независимо от того, состоит ли это нарушение в слове или в действии» [15, с. 471].
Таазиром наказывают за все правонарушении, за которые в мусульманском уголовном праве не определено наказаний «хадд», «кисас», или религиозного искупления «каффара». За все вышеуказанные преступления предусматриваются наказания как единственные санкции. В Хидое отмечается, что «Таазир налагается по предписанию закона. В таазире нет ничего твердого или определенного, но степень этого наказания предоставлена по усмотрению казия, цель которого составляет исправление» [15, с. 471].
Исходя из этой точки зрения, Л.В.С. Фан ден Берг пишет: «Если кто-либо совершит деяние, за которое не полагается ни «хадд», ни «кисас», но которое, однако, противоречит повелению закона, так как это им нарушается общественный порядок, или оно противоречит приказаниям законной власти либо нравственному чувству, судья (кадий) имеет право, смотря по обстоятельствам дела, подвергнуть такое лицо исправительному наказанию» [14, с. 180].
Подобный подход отмечается С. Боронбековым: «Любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности, его правовых принципов и норм ...» [3, с. 101].
Тазир можно применять за совершение таких преступлений, за которые них предусмотрено уголовное наказание в Коране и Сунне. Например, если стоимость
краденного дешевле установленной для применения наказания за совершение такого преступления, также может использоваться в данном случае со стороны потерпевшего прощение преступника за совершение преступления категории кисас. Также отмечается, что можно было при прощение убийцы, или примирении с ними со стороны потерпевшего, а также при совершении выплаты за кровь (дийа), право наказывать преступника предоставить государству, и правитель или другое компетентное должностное лицо может подвергнуть преступника тазиру в виде ста ударов плетью или лишения свободы сроком один год.
За совершение покушения на преступление человека наказывают тазиром. Если он является соучастником преступлений категорий хадд и кисас и не принимает активного участия в их совершении, он тоже подвергается этим видам наказания. Например, в совершении убийства, участвует, но не как организатор и исполнитель, и в таком случае не принимает непосредственное участие в совершении убийства.
Можно назвать многочисленные правонарушения, которые входят в группу преступлений категории тазир, такие как все преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, кроме прелюбодеяния, которое входит в группу преступлений, за которые предусмотрено определенное наказание хадд. В эту группу можно отнести и мужеложство (левоте или ливат), которое наказывается смертной казнью. Если мужеложство совершается добровольно человеком, достигшим совершеннолетия с несовершеннолетним лицом, то в таком случае первый подлежит смертной казни, а второй освобождается от наказания. Когда мужеложство совершают двое несовершеннолетних, то оба наказываются бичеванием - 100 ударами. Как и в прелюбодеянии, в качестве доказательства в мужеложстве требуется подтверждение четырех свидетелей (шеходет) или четырехкратное признание свои вины в совершении данного деяния (экрор).
Другими деяниями имеющими непосредственное отношение к таким преступлениям, являются сводничество и пособничество в совершении прелюбодеяния (киодет), за совершение которых в мусульманском уголовном праве предусматривается бичевание 75 ударами.
Мусульманское уголовное право к категории преступлений тазир относит и все преступления против собственности, кроме кражи и разбоя, за которые предусматривается наказание категории худуд. Тут можно назвать грабеж, мошенничество, присвоение чужого имущества, растрату доверенного имущества и т.д.
Наказание категории «тазир» применяется с целью исправления осужденного. Исходя из этого, не допускается применение отсечения части тела [11, с. 199]. На основе вышеуказанного применение смертной казни и воздаяние равным не допускается в случае, если есть «сомнение» (шубха) в совершении точно определенного преступления первой и второй категории преступлений, которое исключает возможность применения наказания за «худуд» и «кисас». В названых ситуациях предусматривается назидательное наказание «тазир». Например, кража государственного или общественного имущества, имущества, принадлежащего родственнику, имущества, стоимость которого ниже определенного минимума и т.д. Именно такое разделение преступления кража стало основанием для выделения в мусульманской правовой доктрине двух видов кражи - кражи хадд и кражи тазир [5, с. 18].
Как было отмечено, основная масса совершенных преступлений, согласно мусульманскому уголовному праву наказываются назидательными наказаниями тазир. К их числу можно отнести, противоправные деяния, начиная от самого опасного преступления - убийства до самое незначительного проступка, которые в мусульманском обществе считаются опасными деяниями, как нарушение поста во время священного месяца рамадана, пропуск пятничного намаза и т.д.
В теории мусульманского уголовного права также за оконченными преступлениями категории тазир признают «приготовление и покушение на преступления категорий хадд и кисас» [11, с. 197]. Все противоправные активные и пассивные действия или бездействие,
направленные на совершение преступления, считаются оконченным преступлением или грехом, независимо от того на каком этапе совершения они находятся. Например, если человек с целью кражи откроет дверь другого человека и будет пойман независимо от проникновения и присвоения имущества, его действия признаются как оконченное преступления категории тазир. За каждый совершенный этап действия кражи мусульманскому уголовному праву предусматривается соответствующее наказание. Например, применительно к краже виновный подлежит бичеванию сорока ударами, если он проник в место постоянного хранения (хирз) и взял имущество, но не успел его вынести; тридцатью ударами, если он проник в хирз, но ничего не взял; двадцатью ударами, если он проделал отверстие в хирз, но не проник в него; и десятью ударами, если он попытался проделать отверстие или открыть дверь, но был пойман [5, с. 56].
Таким образом, мусульманское уголовное право, как составная часть мусульманского права, действовало в дореволюционном Таджикистане с самого периодов его возникновения до полного формирования советского права в Таджикистане. Институты преступления и наказания в данном периоде развивались в соответствии с особенностями данного региона совместно с правовыми обычаями, которые составляли основные источники уголовного права.
Литература:
1. Арабский халифат и мусульманское право. - М., 1997.
2. Артемов В. Ю. Основные институты мусульманского уголовного права: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
3. Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. -Рязань, 2004.
4. Елаян Г. Ф. Основы мусульманского уголовного права. - Махачкала, 2002.
5. Елаян Г. Ф. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. - Краснодар, 2000.
6. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульманина. - М., 1999.
7. Коран / перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. - Тегеран, 2004.
8. Муллоев М. М. Происхождение и реакционная сущность шариата.- Душанбе, 1967.
9. Назаров А.К. Уголовно-правовые нормы Корана и Хадисов и их классификация по институтам уголовного права. - Душанбе, 2014.
10. Прохорова В. Хадисы Пророка. - М., 2003.
11. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 1986.
12. Садагдар М. И. Основы мусульманского права. - М., 1968.
13. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2012.
14. Фан ден Берг Л. В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. - СПб., 1882.
15. Хидоя. Комментария мусульманского права, в 2 ч. Ч.1. Т. 1-П. - М., 2010.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ВОЗДАЯНИЕ РАВНЫМ (КИСАС) И НАЗИДАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ (ТАЗИР) В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА ТАДЖИКИСТАНА
ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА
Аннотация. Мусульманское право является частью нашей национальной правовой истории. Преступление как социальное явление в мусульманском уголовном праве имело свои особенности. В данной статье автором с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права, мусульманского права и уголовного права анализируются особенности
преступлений, за которые предусмотрено воздаяние равным (кисас) и назидательное наказание (тазир) в истории развитии уголовного права Таджикистана исламского периода.
Ключевые слова: мусульманское право, мусульманское уголовное право, институт преступления, категоризация преступлений, категория преступлений «кисас и тазир», институт наказания в мусульманском праве.
FEATURES OF A CRIME FOR WHICH THE REQUITAL EQUAL (KISAS) AND INSTRUCTIVE PUNISHMENT (TAZIR) IN THE HISTORY DEVELOPMENT OF CRIMINAL LAW OF TAJIKISTAN THE ISLAMIC PERIOD IS PROVIDED
Abstract. The muslim law is a part of our national legal history. Crimes is the social phenomenon in muslim criminal law had the features. In given article the author use with the rich special literature and doctrines of leading thinkers in the field of the theory and right stories, the muslim law and criminal law are analyzed features of a crime for which the requital equal (kisas) and instructive punishment (tazir) in the history development of criminal law in the Islamic period is provided.
Key words: the muslim law, the muslim criminal law, institute of a crime, a crime categorization, a category of a crime (kisas and tazir), the institute punishment in the muslim law.
Сведения об авторе: Азизов Убайдулло Абдуллоевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: azizov-u.a@mail.ru
Information about the author: Azizov Ubaydullo Abdulloyevich - candidate of sciences (law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА САМОУПРАВЛЕНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гадоев Б. С.
Таджикский национальный университет
Ценным достижением новой таджикской государственности явилось признание и закрепление в Конституции РТ 1994 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Обращая на это внимание, важнейшей особенностью этого Основного Закона, безусловно, является также и то, что в его содержании предусмотрены специальные органы государства, наделенные необходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализацию основных прав, свобод и обязанностей; имеется нормативно-правовая база для деятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защиты индивида; сами носители конституционных прав и свобод получили юридические средства для правовой самозащиты.
Глубинная социальная сущность и политическое значение института подлинного народовластия заключается именно в том, что суверенная политическая воля индивида объективируется в реальной общественно-политической практике посредством осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей.
За время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции РТ, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей, включающий в себя следующие компоненты:
1) понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей;