УДК 343.28/.29:28
КЛАССИФИКАЦИЯ НАКАЗАНИЙ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ
Раджабова Э.Ш., Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО), г. Москва, Российская Федерация, emilia005@mail.ru
В статье проводится анализ научных и нормативных критериев классификации наказаний по мусульманскому уголовному праву. На примере Исламской Республики Иран освещается система и сущностная сторона отдельных видов наказаний, выделяемых в мусульманской теории наказаний. Акцентируя внимание на двух незыблемых для ислама постулатах классификации наказаний, - определенности (нор-мированности) наказания и характере нарушенных общественных отношений, - автор предпринимает попытку осмысления возможности и необходимости рецепции в уголовное законодательство мусульманских государств светских видов наказаний и иных сдерживающих мер.
Ключевые слова: мусульманское уголовное право, шариат, классификация наказания, нормиро-
" >
ванные наказания, «худуд», «кисас», «дийа», «та зир», сдерживающие наказания, светские наказания.
УДК 343.28/.29:28
CLASSIFICATION OF PENALTIES ON ISLAMIC CRIMINAL LAW
Radzhabova E.Sh. Moscow State Institute (University) of International Relations (MGIMO University), Moscow, Russian Federation, emilia005@mail.ru
The article analyzes the scientific and regulatory criteria for the classification of penalties on Islamic criminal law. On the example of the Islamic Republic of Iran system and essential part of certain types of punishment allocated to the Islamic theory of punishment is illuminated. Focusing on the two immutable Islam postulates of classification penalties - definitions (normalization) of punishment and the infringement of public relations - the author attempts to understand the opportunities and the need for reception in the Islamic criminal law of the secular punishments or other deterrent punishments.
Key words: Islamic criminal law, Shari'a, classification punishment, normalized punishment, "hudud", "kisas", "diya", "ta'zir", deterrent punishment, secular punishments.
Современная доктрина мусульманского уголовного права получила в «наследство» уникальный научный потенциал многовековых разработок классификационных основ системы наказаний, подавляющее большинство из которых базируются на двух целеполагающих критериях: а) на степени определенности наказания за конкретное общественно опасное деяние и б) на характере нарушенных общественных отношений.
Историческая обусловленность такого подхода к классификации наказаний не подвергается сомнению при анализе основных источников мусульманского права - Корана и сунны пророка Му-хаммада. Кроме того, «основные правовые положения, разработанные в рамках исламской правовой доктрины, - отмечают В.И. Лафитский и Р.Г. Газизова, - содержат в себе две категории норм: 1) ал-ибадат - определяющие отношения мусульман с Аллахом - правил культа и исполнения религиозных обязанностей; 2) ал-муамалат - регулирующие на практике отношения между людьми...» [5, с. 495]. В этом ракурсе мусульманское уголовное право, высвечивая корреспонденцию правовой оценки деяний мусульманина от степени их соот-
ветствия воле Аллаха, классифицирует наказания на три группы:
1) наказания категории «хадд» или «худуд», точно определенные Кораном и сунной, применяемые за совершение преступлений, посягающих на права и волю Аллаха и, тем самым, представляющие наибольшую общественную опасность. Например, к наиболее опасным видам имущественных преступлений мусульманское уголовное право относит кражу и разбой [2, с. 28-30]. Основание назначения санкции «худуд» закрепляется непосредственно в одном из аятов Корана: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание»*;
2) наказания категории «кисас», «кавад» и
* Коран. Сура № 5 «Трапеза» Аят 37 (33) / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. М.-СПб.: Изд-во «Северо-Запад Пресс», 2005. С. 81.
«дийа», устанавливаемые за преступные нарушения прав отдельных лиц;
3) наказания категории «та 'зир», которые носят фиксированный характер и назначаются с учетом судейского усмотрения за все иные преступления, посягающие как на права и волю Аллаха, так и на сферу личностных интересов и прав (в частности, за мошенничество, вымогательство, злоупотребление доверием, обмеривание, обвешивание, растрату государственного имущества). С точки зрения Р.З. Таилова, наказание категории
«та 'зир» или «удержание от совершения действий устрашением» носит ярко выраженный дискреционный характер, поскольку его цель сводится к предупреждению любого поведения, наносящего ущерб правопорядку государства, «удержанию» самого преступника либо других лиц от похожего неправомерного поступка [8, с. 139].
Таким образом, в мусульманском уголовном праве не утрачены исторически сложившиеся критерии классификации наказаний, отражающие характер и степень общественной опасности преступления с точки зрения религиозных канонов. Причем в приведенной системе санкций «худуд» и «кисас» отсутствует упорядочение отдельных видов наказаний по степени их тяжести, поскольку все они в равной мере отражают волю Аллаха. Основная цель наказания, независимо от его вида, сводится к индивидуальному и общему удержанию преступника от рецидивного поведения, сдерживанию населения - от преступного примера правонарушителя, возмездию за убийство и телесные повреждения [3, с. 105], реабилитации путем реинтеграции правонарушителя в общество, его воспитания как ответственного гражданина [12, р. 325326]. В содержательном аспекте трехступенчатая система наказаний представляет собой симбиоз религиозного начала в случае применения наказания категории «худуд», обычно-правового начала -категории «кисас», государственно-правового -категории «тазир» [6].
В целом, в Общей части классического мусульманского уголовного права выделяется три группы наказаний: телесные, членовредительские и квалифицированные (например, смертную казнь («кетл»), в том числе в квалифицированной форме («реджм»), отсечение конечностей («кат»), бичевание («джельд»), лишение свободы («сиджн»), ссылку («нафи»), членовредительские наказания по талиону, конфискацию имущества («аль-мусадара»), возмещение или выкуп за кровь («дийа»), штраф) [1, с. 8-9, 21].
В зависимости от характера общественной опасности деяния и степени определенности санкций в Особенной части мусульманского уголовного права содержатся наказания: 1) за преступления, совершение которых карается определенным наказанием «хадд» или «худуд»; 2) за преступления, влекущие воздаяние равным («кисас»); 3) за пре-
ступления, наказания за которые носят назидательный характер («та'зир») [1, с. 101-167].
Вместе с тем, усилившаяся в последнее время необходимость в имплементации в национальное законодательство, в том числе и стран мусульманского мира, международных правовых стандартов в сфере противодействия различным видам преступности, вызвала логический виток динамического «обновления» системы наказаний. В этой связи действующее уголовное законодательство мусульманских государств стало подвергаться влиянию традиций других правовых систем, прежде всего, системы континентального права. Например, вслед за неудавшейся отменой смертной казни на Конгрессе ООН «По предупреждению преступности и обращению с несовершеннолетними» (Гавана, 1990 г.), очередная попытка ограничить применение смертной казни за общеуголовные преступления (категории «та зир») с целью сближения стран мусульманского мира с иными государствами, занимающими по этому вопросу позицию, отличную от религиозных канонов ислама, была предпринята в Арабской хартии прав человека (Каир, в 1994 г.). В этом международном правовом акте подчеркивалось, что смертная казнь может назначаться лишь за наиболее серьезные преступления. При этом смертная казнь не может назначаться за политические преступления, а также применяться к тем, кто совершил преступление в возрасте до 18 лет, к беременным женщинам и в течение 2-х лет к «женщинам, имеющим зависящих от них детей»*.
Как итог, построение системы наказаний в мусульманском уголовном праве с учетом влияния на этот процесс западно-европейского права разделилось на два диаметрально противоположных подхода:
1) классификация наказаний, «отвлеченная» от двух исторически обусловленных критериев степени определенности наказания за конкретное общественно опасное деяние и характера нарушенных общественных отношений. Например, в ст. 64 Уголовного кодекса Судана** дифференцируется 6 основных видов наказания (смертная казнь, конфискация имущества, лишение свободы, содержание под стражей, штраф, побои), а в ст. 77(А) определяется процедура компенсации вреда, причиненного преступлением. Так, Уголовный кодекс
* Arab Charter on Human Rights, adopted by Council of the League of Arab States, Cairo. 15 September. 1994 // URL:
http://unitycoalitionforisrael.org/pdf/arab_charter_on_hu man_rights.pdf (дата обращения: 28.01.2015).
** The Penal Code, 2003 [Sudan], 31 December 2003 // URL: http://www. refworld. org/docid/469e1f0a2.html [accessed 29 January 2015] (дата обращения: 29.01.2015).
Египта классифицирует наказания на основные (штраф, заключение под стражу, тюремное заключение, каторжные работы, смертную казнь) и дополнительные (лишения определенных прав и льгот, удаление с государственной службы, проба-цию, арест, конфискацию контрабанды, орудий и средств совершения преступления) [11, р. 337-339];
2) классификация наказаний в зависимости от вида уголовного правонарушения (преступления, проступка, нарушения), когда за совершение преступления применяются уголовные наказания (смертная казнь; пожизненные и временные каторжные работы; пожизненное и временное заключение), за проступки - исправительные меры (арест, штраф, освобождение под залог), за нарушение - полицейские санкции (краткосрочный арест до недели и штраф) [9].
А.В. Петровский, анализируя систему наказаний в современном мусульманском уголовном праве, классифицирует наказания на две группы: обязательные (нормированные) и светские. При этом в числе нормированных видов наказания указываются простая и квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, возмездие и компенсация за вред («дийа»). Так, нормированное наказание в виде смертной казни предусматривается за прелюбодеяние, разбой, вероотступничество, бунт. Перечисленные нормированные наказания характерны, например, для уголовного права Ирана, Йемена, Катара, Пакистана, Саудовской Аравии. Смертная казнь как светское наказание применяется за совершение наиболее серьезных преступлений против личности, государственной и общественной безопасности. Такая санкция содержится в уголовном законодательстве Бахрейна, Египта, Иордании, Кувейта, Ливии, Сирии и др. В числе членовредительских нормированных наказаний категории «худуд» выделяются четвертование за рабой, отсечение руки за кражу при отягчающих обстоятельствах, бичевание за прелюбодеяние и употребление спиртных напитков. Такие виды наказания регламентируются уголовным законодательством Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов. В уголовном праве Ирана и Судана предусматриваются членовредительские нормированные наказания за совершение преступлений категории «кисас», в частности, за телесные повреждения, повлекшие повреждение головы и лица, утрату какого-либо органа либо потерю органом его функций, проникающие и непроникающие ранения тела. Еще одним видом нормированных наказаний мусульманское уголовное право Ирана и Саудовской Аравии признает имущественные санкции: «дийю» за причинение смерти или телесных повреждений. В системе светских наказаний уголовное законодательство многих мусульманских госу-
дарств - Бахрейна, Египта, Иордании, Ирана, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии, Судана - выделяет основные наказания (лишение свободы на определенный и неопределенный срок, арест, штраф, конфискацию имущества) и дополнительные наказания (ссылку, лишение определенных гражданских и публичных прав, лишение права вождения транспортным средством, закрытие помещения, депортацию, опубликование приговора) [7, с. 66-81].
Подходы к классификации наказаний в мусульманском уголовном праве, полностью соответствующего канонам ислама, можно наглядно отразить при анализе законодательства Ирана. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран классифицирует все наказания на 5 видов (ст. 12-17) :
1) предписанные (нормированные) Кораном («худуд»), вид, размер и порядок исполнения которых определяется в соответствии с исламским религиозным законом (в частности, применение смертной казни за прелюбодеяние и мужеложство, распятия на кресте, отсечения правой руки и левой ноги, ссылки - за посягательство на общественный порядок, отсечения половины левой ноги за вторую кражу, бичевания - за употребление алкоголя). Нормированные наказания категории «худуд» являются ядром мусульманского уголовного права, причем Иран является одной из 5 ведущих стран мира по количеству смертных казней [12, р. 337339]. Они назначаются за ограниченное шариатом число преступлений против прав Аллаха, оскорбление пророка, коррупцию, кражу, прелюбодеяние, гомосексуальные и лесбиянские половые сношения, ложное обвинение в сексуальном насилии, сводничество, употребление алкоголя, бунты и вероотступничество [10, р. 5-6, 9];
2) возмездие («кисас») - равноценное возмещение вреда, причиненного преступлением, которое назначается виновному лицу за преступления против жизни и здоровья (например, за умышленное убийство и причинение телесного повреждения могут применяться смертная казнь, отрубание конечностей, ослепление);
3) материальная компенсация или «выкуп крови» («дийа») - возмещение вреда, причиненного неумышленным преступлением против жизни и здоровья либо умышленным преступлением против жизни или здоровья при согласии на то потерпевшего, определяемое судьей в соответствии с принципами исламского права (Закон об исламских уголовных наказаниях эквивалентом для уплаты «дийа» называет деньги, животных, одежду, однако на практике его размер ежегодно устанавливается правительственной комиссией с учетом инфляции);
Penal Code [Egypt], No. 58 of 1937, August 1937 // URL: http://www.refworld.org/docid/3f827fc44.html [accessed 29 January 2015] (дата обращения: 29.01.2015).
Islamic Penal Code of Iran. URL: http://www.refworld.org/cgi-
bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5 2b812384 (дата обращения: 28.01.2015).
4) взыскания, налагаемые судом («та 'зир») - включают дисциплинарные и уголовные наказания, вид и размер которых не фиксируется шариатом, а относится к дискреции судьи, руководствующегося общими принципами исламского права (к примеру, тюремное заключение, штраф и бичевание, при этом размер последнего не должен превышать размер аналогичного нормированного наказания категории «худуд»). Представляет интерес указание исследователей уголовного права Ирана на то, что имеющаяся в Законе об исламских
уголовных наказаниях концепция «та 'зир», ярко отражает влияние французского права [11, с. 321];
5) сдерживающие (правоохранные) меры -включают дисциплинарные и уголовные наказания, устанавливаемые государством в целях сохранения общественного порядка, обеспечения общественных интересов, предотвращения нарушений государственных законов и нормативных правовых актов (в их числе - тюремное заключение, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности, лишение социальных прав, ограничение свободы
выбора местожительства, образовательные меры в отношении детей и меры безопасности в отношении лиц, страдающих психическим расстройством).
Как следует из проведенного анализа, в уголовном законодательстве многих мусульманских государств преобладает шариатский подход к классификации наказаний с присущей ему религиозной «окраской» при установлении степени определенности наказания и характера нарушенных общественных отношений. В Иране, например, этот постулат подкрепляется конституционными нормами (ст. 4, 72), не допускающими принятие законов, в том числе уголовных, противоречащих принципам и устоям официальной религии [4, с. 143-144]. Вместе с тем, распространение в странах мусульманского мира влияния континентальной системы права способствует дополнению шариатской системы наказаний категорий «худуд», «кисас» и «та 'зир» светскими видами наказаний, в частности, штрафом, арестом, лишением определенных прав и преимуществ, пробацией, опубликованием приговора, конфискацией имущества.
Литература
1. Артемов В.Ю. Основные институты мусульманского уголовного права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 180 с.
2. Елаян Г.Ф. Ответственность за посягательства на собственность по мусульманскому уголовному праву: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2000. 189 с.
3. Игнатиади А.С., Сидоренко Э.Л. Охрана репродуктивного здоровья в российском уголовном законодательстве: направления и перспективы развития. Ставрополь, 2005. 189 с.
4. Лафитский В.И., Артемов В.Ю. Развитие исламской модели правосудия в современную эпоху // Правосудие в современном мире: монография / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 138-146.
5. Лафитский В.И., Газизова Р.Г. Исламское право в истории и современности // Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии / под ред. В.И. Лафитского. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контракт», 2013. С. 490-512.
6. Махарамов Я.А. Наказание по мусульманскому уголовному праву: понятие, цели, виды: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 174 с.
7. Петровский А.В. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских государств: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. 91 с.
8. Таилов Р.З. Генезис мусульманского права (историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 227 с.
9. Халиль Хикмат Хусейн. Система наказаний по мусульманскому уголовному праву: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 174 с.
10. Mohammad Hossein Nayyeri. New Islamic Penal Code of the Islamic Republic of Iran: An Overview. 31 March 2012 // URL: http://www.essex.ac.uk/hri/documents/HRIU_Research_Paper-IRI_Criminal_Code-Overview.pdf (дата обращения: 28.01.2015).
11. Sadiq Reza. Egypt. The Handbook of Comparative Criminal Law / Edited by Kevin Jon Heller and Markus D. Dubber / Stanford University Press Stanford, California, 2011. P. 179-208.
12. Silvia Tellenbach. Iran // The Handbook of Comparative Criminal Law / Edited by Kevin Jon Heller and Markus D. Dubber / Stanford University Press Stanford, California, 2011. P. 320-351.
Reference
1. Artemov V.Ju. Osnovnye instituty musul'manskogo ugolovnogo prava: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2008. 180 s.
2. Elajan G.F. Otvetstvennost' za posjagatel'stva na sobstvennost' po musul'manskomu ugolovnomu pra-vu: dis. ... kand. jurid. nauk. Mahachkala, 2000. 189 s.
3. Ignatiadi A.S., Sidorenko Je.L. Ohrana reproduktivnogo zdorov'ja v rossijskom ugolovnom zakonoda-tel'stve: napravlenija i perspektivy razvitija. Stavropol', 2005. 189 s.
4. Lafitskij V.I., Artemov V.Ju. Razvitie islamskoj modeli pravosudija v sovremennuju jepohu // Pravosu-die v sovremennom mire: monografija / pod red. V.M. Lebedeva, T.Ja. Habrievoj. M.: Norma: INFRA-M, 2013. S. 138-146.
5. Lafitskij V.I., Gazizova R.G. Islamskoe pravo v istorii i sovremennosti // Sravnitel'noe pravovedenie: nacional'nye pravovye sistemy. T. 3. Pravovye sistemy Azii / pod red. V.I. Lafitskogo. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija pri Pravitel'stve RF; Juridicheskaja firma «Kontrakt», 2013. S. 490-512.
6. Maharamov Ja.A. Nakazanie po musul'manskomu ugolovnomu pravu: ponjatie, celi, vidy: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2009. 174 s.
7. Petrovskij A.V. Musul'manskoe ugolovnoe pravo i osobennosti ugolovnogo zakonodatel'stva mu-sul'manskih gosudarstv: monografija. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2013. 91 s.
8. Tailov R.Z. Genezis musul'manskogo prava (istoriko-pravovoj aspekt): dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2004. 227 s.
9. Halil'Hikmat Husejn. Sistema nakazanij po musul'manskomu ugolovnomu pravu: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2008. 174 s.
13. Mohammad Hossein Nayyeri. New Islamic Penal Code of the Islamic Republic of Iran: An Overview. 31 March 2012 // URL: http://www.essex.ac.uk/hri/documents/HRIU_Research_Paper-IRI_Criminal_Code-Overview.pdf (дата обращения: 28.01.2015).
14. Sadiq Reza. Egypt. The Handbook of Comparative Criminal Law / Edited by Kevin Jon Heller and Markus D. Dubber / Stanford University Press Stanford, California, 2011. P. 179-208.
15. Silvia Tellenbach. Iran // The Handbook of Comparative Criminal Law / Edited by Kevin Jon Heller and Markus D. Dubber / Stanford University Press Stanford, California, 2011. P. 320-351.
Поступила в редакцию 10 февраля 2015 г.
Received 10 February, 2015