Научная статья на тему 'Наказание в исламском уголовном праве'

Наказание в исламском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАКАЗАНИЯ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / НОРМИРОВАННОЕ НАКАЗАНИЕ / ВОЗМЕЗДИЕ / ВИРА / ТА'ЗИР / ESSENCE AND CONTENT OF PUNISHMENT / GOALS OF PUNISHMENT / NORMALIZED PUNISHMENT / RETRIBUTION / VIRA / TА'ZIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Артём Александрович

Исламскому праву свойственны такие цели наказания, как исправление, общая и частная превенция, восстановление справедливости, однако их содержание и способы реализации кардинально отличаются от российского понимания. Система наказаний основана на доктрине и религии. Все наказания подразделяются на четыре вида: худуд, кисас, вира и та’зир (судебное взыскание). Особенностью этих видов наказаний (за исключением судебного взыскания) является то, что они не могут быть смягчены, даже при наличии определенных условий. Еще одной особенностью выступает предписание назначать максимально предусмотренное санкцией статьи наказание в случае совершения нескольких альтернативных деяний, предусмотренных в диспозиции. Российскому праву такое правило незнакомо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT IN ISLAMIC CRIMINAL LAW

Islamic law is characterized by such goals of punishment as correction, General and private prevention, and restoration of justice, but their content and methods of implementation are radically different from the Russian understanding. The system of punishments is based on doctrine and religion. All punishments are divided into four types: Hudud, kisas, Vira, and Tа'zir (judicial penalty). The peculiarity of these types of punishments (with the exception of judicial penalties) is that they can't be mitigated, even if certain conditions are met. Another feature is the requirement to impose the maximum penalty provided for by the article's sanction in the case of several alternative acts provided for in the disposition. This rule is unfamiliar to Russian law.

Текст научной работы на тему «Наказание в исламском уголовном праве»

УДК 343.241

Медведев Артём Александрович Московский государственный юридический университет

им. О. Е. Кутафина (МГЮА) Международно-правовой институт

Россия, Москва karpov23061999@mail .ru Medvedev Artem Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

International Law Institute Russia, Moscow

НАКАЗАНИЕ В ИСЛАМСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Аннотация: исламскому праву свойственны такие цели наказания, как исправление, общая и частная превенция, восстановление справедливости, однако их содержание и способы реализации кардинально отличаются от российского понимания. Система наказаний основана на доктрине и религии. Все наказания подразделяются на четыре вида: худуд, кисас, вира и та'зир (судебное взыскание). Особенностью этих видов наказаний (за исключением судебного взыскания) является то, что они не могут быть смягчены, даже при наличии определенных условий. Еще одной особенностью выступает предписание назначать максимально предусмотренное санкцией статьи наказание в случае совершения нескольких альтернативных деяний, предусмотренных в диспозиции. Российскому праву такое правило незнакомо. Ключевые слова: сущность и содержание наказания, цели наказания, нормированное наказание, возмездие, вира, та'зир.

PUNISHMENT IN ISLAMIC CRIMINAL LAW Annotation: islamic law is characterized by such goals of punishment as correction, General and private prevention, and restoration of justice, but their content and

methods of implementation are radically different from the Russian understanding. The system of punishments is based on doctrine and religion. All punishments are divided into four types: Hudud, kisas, Vira, and T^zir (judicial penalty). The peculiarity of these types of punishments (with the exception of judicial penalties) is that they can't be mitigated, even if certain conditions are met. Another feature is the requirement to impose the maximum penalty provided for by the article's sanction in the case of several alternative acts provided for in the disposition. This rule is unfamiliar to Russian law.

Key words: essence and content of punishment, goals of punishment, normalized punishment, retribution, Vira, T^zir.

Исламское уголовное право - это сложное социальное явление, которое связано с религией ислама, но не соединяется с ней. Оно относится к правовой системе, а не религиозной. Нормы исламского уголовного права отличаются от религиозных норм обеспеченностью принудительной силой государства. В то же время исламское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, обычаями в единой системе религиозно-нормативного регулирования.

В уголовном законодательстве мусульманских стран, в отличие от российского (ст. 43 УК РФ), отсутствует определение наказания и его признаков. Эти положения отражены лишь в доктрине. Например, сирийский юрист Мохаммед Аль-Фадель пишет, что наказание-это кара, предусмотренная законом, принимаемая от имени общества в отношении лица, чья вина установлена, которое заслужило наказание за совершение предусмотренного законом преступления [1, с. 373]. Алжирский автор Исхак Ибрагим Мансур считает, что наказание - это кара, установленная законом и назначенная судом лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в причинении страданий этому лицу, в ограничении его прав и свобод [2, с. 129].

Преступление по исламскому уголовному праву рассматривается как посягательство на чьи либо права — грех, за которым следует наказание.

Данный подход предопределяет двойственность последствий преступного деяния: за одно и то же преступление человек наказывается дважды — при исполнении земного наказания и в загробном мире [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 33]. Неизбежность наказания презюмируется: если земное наказание заставляет лицо раскаяться, то в загробном мире наказание его уже не ждет [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 39], но если на земле по каким-то причинам лицу удается избежать наказания, то в загробном мире наказание неизбежно [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 36].

Алжирский ученый Исхак Ибрагим Мансур считает, что признаками наказания являются законность наказания, его персональный (личный) характер, назначение только по приговору суда, а также то, что наказание должно включать в себя элемент страдания, быть справедливым и соразмерным [4, с. 12].

Сущностью и содержанием наказания в мусульманском праве является кара - земное возмездие, возмездие, воздаяние за содеянное зло. Кара как промежуточная цель наказания встречается у многих авторов. Так, Джунди Абдель-Малек считает, что наказание неразрывно связано с идеей причинения боли преступнику, хотя она (боль) и не является целью наказания. Боль причиняется преступнику только ради достижения конечной цели наказания -защиты общества и обеспечения охраны общественного порядка [5, с. 123]. На мой взгляд, автор под "болью" понимает кару и рассматривает её как средство достижения иных целей наказания.

Что касается целей наказания, то в мусульманском законодательстве, в отличие от российского, цели не называются, в доктрине же указываются такие цели, как исправление, общая и частная превенция, восстановление справедливости, однако содержание этих целей и способы их реализации отличаются от российского понимания [6, с. 69].

Главной целью наказания в мусульманской правовой доктрине, является исправление человека. Если для российского права исправление представляет собой формирование уважительного отношения осужденного к труду,

правилам и нормам человеческого общежития, его законопослушное поведение (что исключает достижение такой цели в случае наказания в виде смертной казни), то в исламском праве исправление заключается в раскаянии перед Аллахом в совершенных грехах, которое возможно при применении любого вида наказания (в том числе и смертной казни).

Другой целью наказания выступает превенция (как общая, так и частная). Крайняя строгость наказаний, абсолютная определенность санкций, публичный характер исполнения и возможность применения дополнительных последствий (например, ношение отсеченной руки для осужденного за кражу, распятие после исполнения смертной казни) служат достижению общепревентивной цели посредством устрашения. Частная превенция достигается как по средством лишения фактической возможности совершать преступления (смертная казнь, отсечение руки), так и посредством устрашающего и одновременно воспитательного воздействия в виде применения нормированного наказания, которое может быть трансформировано в более жесткое за каждое последующее преступное деяние.

Последняя цель наказания в мусульманском праве представляет собой смешение кары и восстановления справедливости: с одной стороны, наказание должно быть земным возмездием за совершенный грех, с другой — эквивалентность страданий осужденного и его жертвы, четкое определение размера материального возмещения (лицо может договориться с потерпевшим о факте замены возмездия дийей) более буквально отражает восстановление справедливости, нежели традиционное понимание этой цели в российском праве (когда само провозглашение приговора и назначение наказания уже является восстановлением справедливости) [6, с. 69].

Все предусмотренные шариатом наказания можно разделить [7]: на основные (смертная казнь или отсечение кисти руки); альтернативные, которые при определенных условиях могут заменять основные (например, дийа при замене возмездия на материальное возмещение по согласию потерпевшего и виновного); дополнительные, которые исполняются после основного

(например, ношение отсеченной руки на перевязи так, чтобы все видели, что вор наказан); и сопутствующие, являющиеся следствием назначения основного наказания (например, лишение лжесвидетеля права быть свидетелем до конца жизни).

Что касается законодательного закрепления системы наказаний, то в современных уголовных законах она построена по одной из трех моделей [6, с. 70]:

1. Система наказаний, которая основана на доктрине и религии. Так, по УК Ирана [8] (ст. 14) все наказания подразделяются на четыре вида: худуд (система нормированных, видов наказаний за совершение определенных шариатом преступлений против Аллаха), кисас (возмездие - наказание равное по тяжести совершенному противоправному деянию), дийа (вира), та'зир (судебное взыскание - система наказаний, применяемых по усмотрению судьи за неопределенные шариатом преступления).

2. В странах, где уголовное законодательство формировалось под воздействием английского уголовного права (бывшие английские колонии и страны, в которых за основу взят УК Индии), система наказаний простая и не связана с классификацией преступных деяний. В систему наказаний входят смертная казнь, тюремное заключение, арест, телесные наказания, штраф, конфискация имущества, выплата компенсации (Нигерия, Судан, Пакистан и т. д.);

3. В странах, уголовное законодательство которых формировалось под влиянием семьи континентального права, система наказаний тесно связана с категоризацией уголовно наказуемых деяний на преступления, проступки и нарушения и строится на основе критерия тяжести наказания (Египет).

Джунди Абдель Малек [5, с. 123] делит наказания на следующие виды в зависимости от последствий:

1) причиняющие телесные повреждения (отсечение частей тела, смертная казнь);

2) связанные с ограничением или лишением свободы (каторга, лишение свободы);

3) причиняющие материальный ущерб (штраф, конфискация имущества);

4) позорящие наказания (опубликование приговора).

Нормированное наказание является четко определенным по виду,

размеру и порядку исполнения в исламском религиозном законе (ст. 15 УК Ирана) [8] и существует в виде смертной казни, членовредительства, битья плетьми, лишения свободы и изгнания из общины (высылки). Функция судьи здесь сведена к минимуму: судья обязан вынести решение о назначении такого наказания, а исполнительные органы обязаны исполнить его в точном соответствии с законом [6, с. 72].

Вид и размер нормированного наказания зависит от преступного деяния (например, прелюбодеяние, по общему правилу, влечет наказание в виде смертной казни, а лжесвидетельство — в виде бичевания); от того, при каких обстоятельствах было совершено деяние (прелюбодеяние мужчиной в браке, но до вступления в интимные отношения со своей женой наказывается бичеванием, обриванием головы и высылкой). Иногда наказуемость деяния напрямую зависит от вероисповедания виновного. Так, статья 318 УК Судана [9] гласит, что наказание за прелюбодеяние (бичевание) не будет применяться к лицам, «Божественная религия которых предполагает иное наказание за это преступление». Преступник в этом случае будет наказан по законам своей веры. Если религия преступника не предусматривает наказания за данное преступление, то можно назначить не более 8-10 ударов плетьми и штраф или тюремное заключение на срок не более 1 года. То же самое относится и к такому преступлению, как употребление алкоголя: только мусульмане наказываются бичеванием (немусульмане платят штраф или отбывают тюремное заключение).

Смертная казнь в мусульманских странах применяется за бунт, восстание, прелюбодеяние (по общему правилу), разбой и вероотступничество и исполняется публично. Если в норме прямо не предусмотрен способ

исполнения наказания, то исполнение наказания возможно любым способом. В целом исламскому праву известны такие способы исполнения смертной казни, как обезглавливание, забивание камнями, сожжение и сбрасывание со стены. Следует отметить, что смертная казнь не исполняется в отношении беременной женщины до момента рождения ребенка, а если женщина кормит младенца грудью — до момента, пока кормление не будет прекращено.

Действующее законодательство арабских стран сохранило этот вид наказания, но ограничило сферу его применения наиболее опасными преступлениями. Например, УК Иордании предусматривает смертную казнь за измену, вербовку в вооруженных силах, преступление против внутренней безопасности, терроризм, умышленное убийство, убийство родственника, поджог, повлекший за собой смерть человека [9].

Забивание камнями также исполняется публично, применяется за прелюбодеяние, представляет собой квалифицированный вид смертной казни в виде забрасывания осужденного камнями. Подробно регламентируется процедура исполнения данного наказания: камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить осужденного с 1-2 ударов, и не должны быть слишком маленькими, чтобы не делать процесс слишком длительным и не причинять излишние страдания. Оптимальным считается размер камня, который умещается в ладони. Закон предписывает, чтобы мужчина при забивании камнями был закопан в землю по пояс, женщина — по грудь. Право бросить первый камень принадлежит либо судье (если вина была установлена на основании признания осужденного), либо свидетелям (если именно на их показаниях основано обвинение).

Фактически квалифицированным видом смертной казни является распятие на кресте. В Коране оно упоминается как наказание за вооруженное посягательство на общественный порядок (грабеж или разбой с применением оружия) [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 33]. По поводу исполнения данного наказания правовые школы расходятся во мнениях: одни считают, что распятие должно выступать в качестве дополнительного наказания, т.е. сначала

исполняется наказание в виде смертной казни, а затем тело привязывают к кресту; другие, напротив, полагают, что сначала следует исполнить наказание в виде распятия (как менее тяжкое), а затем привести в исполнение смертную казнь. Третий вариант предполагает, что само по себе распятие в момент привязывания осужденного не должно стать причиной смерти, наказание исполняется в течение трех дней и если по истечении этого срока осужденный остается жив, то казнить его нельзя [6, с. 73].

Членовредительские наказания назначаются за кражу, грабёж и осуществляются путем отсечения кисти руки и или ступни ноги квалифицированным медиком. Такие наказания исполняются в виде отсечения кисти руки (или четырех пальцев, за исключением большого) — за первую кражу, части ступни — за кражу, совершенную повторно, а также в случае первой кражи, если отсечение руки невозможно. В отношении последующих однородных преступлений одни правовые школы выступают за тюремное заключение, другие же предписывают исполнять членовредительские наказания, пока это возможно.

Несмотря на жестокость, членовредительские наказания представляются понятными эффективными. Однако противники данного вида наказаний утверждают, что они противоречат Всеобщей декларации прав человека [10, ст. 5], согласно которой никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство обращению и наказанию и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г. Именно поэтому в настоящее время во многих арабских странах весьма редко применяются членовредительские наказания.

Бичевание может быть назначено за прелюбодеяние, пьянство или лжесвидетельство, ложное обвинение в прелюбодеянии. Число ударов регламентируется законом в зависимости от преступления и статуса лица. В целом следует отметить, что бичевание выступает превентивной мерой, которая зачастую применяется к лицам за совершение преступления категории «худуд» впервые. Повторное совершение такого преступления может повлечь более

строгое наказание вплоть до смертной казни. Сила удара варьируется в зависимости от преступления, за которое назначено наказание: удары должны быть сильнее при наказании за прелюбодеяние, чем за лжесвидетельство, а самыми слабыми — за употребление алкоголя. Удары не должны приходиться на голову, лицо и гениталии и не должны стать причиной смерти [6, с. 74].

Лишение свободы минимально может быть назначено на один день. По поводу максимального срока этого наказания доктрина и практика расходятся во мнениях. Традиционно считается, что срок лишения свободы не может превышать срок изгнания из общины — один год, но на практике это наказание назначается «до полного раскаяния в содеянном». Например, ст. 64(3) УК Судана гласит, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение «тюремное заключение» без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях [9].

В исламских странах этот вид наказания нельзя считать распространенным. Отличие мусульманского уголовного права состоит в том, что этот вид наказания назначается только за неопасные преступления и оно является факультативным, т.е. суд может его заменить другим, который, по его мнению, является более эффективным. Небезынтересно, что первоначально при мусульманских судах не было тюрем. Правонарушители, приговоренные к лишению свободы, содержались у себя дома или в мечети.

Нарушение поста во время Священного месяца Рамадан законодательство ряда исламских стран также объявляет уголовно наказуемым деянием (ст. 274 УК Иордании 1960г. и ст. 222 УК Марокко предусматривают лишение свободы и штраф) [9].

Возмездие (кисас) представляет собой наказание за умышленные преступления против жизни и здоровья и определяется по принципу талиона, т.е. заключается в причинении виновному вреда, равноценного тому, который был причинен преступлением (ст. 16 УК Ирана) [8]. Кисас является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный

характер. Возмездие по принципу талиона прямо предписано религией [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 45]. Особенностью наказания является его прямая зависимость от усмотрения потерпевшей стороны — самого потерпевшего или наследников погибшего. Выбор одного из видов наказания (возмездия или материальной компенсации) зависит исключительно от их усмотрения, и ни суд, ни государственная власть не вправе смягчить, ужесточить или отсрочить наказание. Центральная роль в процессе принадлежит потерпевшему или его родственникам, поскольку только они имеют возможность решить судьбу виновного лица [6, с. 76].

Возмездие за причинение смерти возможно, если имеет место равенство потерпевшего и обвиняемого (когда дийа за их смерть установлена в одинаковом размере). Однако есть и исключения — возмездие за убийство женщины может применяться к мужчине (несмотря на то, что дийа за ее смерть составляет половину от размера материального возмещения за мужчину). Кроме того, не может быть назначено возмездие отцу за убийство своего ребенка. Данное наказание не применяется и в случае, когда ребенок обвиняемого является родственником жертвы, имеющим право на возмездие.

Что касается возмездия за телесные повреждения, то здесь принцип равенства дополняется еще рядом аспектов: наказание следует обращать на такой же орган или часть тела виновного, которые пострадали у потерпевшего (правая рука — за правую руку, левое ухо — за левое ухо). Наказание не должно причинять вред больший, чем тот, который был причинен преступлением, и не должно приводить к смерти.

В случае когда ампутация части тела точно так, как это было причинено потерпевшему, невозможна, ампутация производится в меньшем объеме, а разница компенсируется потерпевшему в материальном виде - виновный обязывается выплатить дийю, но может быть наказан лишением свободы [11, с. 19] (например, ст. 334 УК Пакистана) [9]. Если части тела или органы, на которые должно быть обращено наказание, парализованы, ампутированы или

иным образом повреждены, то эквивалентность исключается и требуется материальная компенсация.

Вира (или «дийа», т.е. «деньги за кровь», «кровавые деньги») заключается в материальном возмещении вреда, причиненного неумышленным преступлением; возмещении вреда, причиненного невменяемым лицом или не достигшим возраста ответственности; или когда за преступление не предусмотрено более строгое наказание. Она также может быть назначена за совершение умышленных преступлений, которые, влекут наказание в виде возмездия, но по взаимному согласию между лицом, обладающим правом на возмездие (ближайшим родственником), и виновным заменено уплатой виры, т.е. материальным возмещением ущерба. Эта возможность также прямо предусмотрена в тексте Корана [3, Коран, сура 5 «Трапеза», айат 45].

Вира может быть денежной или имущественной (верблюды, быки, ткани). Она определяется судом исходя из предписаний закона и подлежит уплате потерпевшему либо лицу, имеющему право на возмездие. Уплачивается вира не только в случае причинения вреда жизни или здоровью, но и в ряде случаев при причинении материального ущерба.

В одних случаях размер виры за установлен религией (дийа); в других случаях обязанность установления размера компенсации возложена на судью (арш). Размер виры зависит от пола и религии потерпевшего. Так, вира за смерть женщины составляет половину от стандартного размера виры за мужчину. Что касается виры за убийство немусульманина, то здесь различные школы расходятся во мнениях (половина или 1/3 от стандартного размера виры). Размер виры за нерожденного ребенка (если прерывание беременности произошло вследствие причинения вреда) определятся в виде 1/10 от виры за его мать [12, с. 51]. Мусульманское право защищает и человеческое тело от посягательств после смерти человека, устанавливая необходимость уплаты виры за причинение телесных повреждений мертвому телу.

Вира, несмотря на ее отнесение к видам наказания в законодательстве (например, ст. 17 УК Ирана) [8], зачастую не рассматривается юристами в

качестве уголовного наказания, поскольку в некоторых случаях подлежит уплате поручителями (акила) лица, совершившего деяние (при неосторожном причинении смерти или вреда).

К числу судебных взысканий ст. 18 УК Ирана [8] относит штраф, тюремное заключение, лишение права занимать определенную должность либо заниматься определенной деятельностью (например, пожизненное лишение права работы в судебных органах, предусмотренное ст. 597 за ненадлежащее исполнение обязанностей по отправлению правосудия), лишение социальных прав и ограничение свободы выбора местожительства, опубликование приговора.

Главной особенностью наказаний в виде судебных взысканий является то, что, в отличие от первых трех видов, они могут быть смягчены при наличии определенных условий. Так, например, ст. 38 УК Ирана [8] предусматривает возможность назначить более мягкое наказание из числа предусмотренных, если имел место отказ частного истца от жалобы или иска; в случае сообщения обвиняемым сведений, содействующих изобличению соучастников, розыску имущества, добытого в результате преступления; при наличии особых условий и обстоятельств, послуживших причиной для совершения преступления (например, провокационных заявлений и действий потерпевшего); при явке с повинной лица, совершившего преступление; с учетом особого социального положения и прежней репутации обвиняемого, а также в связи с его действиями направленными на ослабление последствий и возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Еще одной особенностью выступает предписание назначать максимально предусмотренное санкцией статьи наказание в случае совершения нескольких альтернативных деяний, предусмотренных в диспозиции [6, с. 79] (например, организация мест для употребления алкогольных напитков и привлечение в такие места населения подлежат максимуму наказания, предусмотренному ст. 704 УК Ирана) [8]. Российскому праву такое правило незнакомо. Например, в ст. 228 УК РФ диспозиция является альтернативной, в связи с чем совершение

хотя бы одного из перечисленных в ней деяний (хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ) уже является преступлением. Совершение нескольких из указанных деяний, безусловно, предполагает назначение более строгого наказания в рамках санкции, но не обязательно предусмотренного в статье максимума.

Список литературы:

1. Мухаммед Аль-Фадель. Общие принципы уголовного права. — Дамаск, 1978.

2. Исхак Ибрагим Мансур. Краткий очерк по криминологии и уголовному праву. — Алжир, 1982.

3. Кулиев Э. Перевод смыслов священного Корана. М.; СПб.: Диля, 2012.

4. Элайди Рамез Ахмед. Наказание по уголовному праву арабских стран: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

5. Джунди Абдель-Малек. Уголовно-правовая энциклопедия // Цит. по: Мусульманское право. Основные доктринальные труды. XIX-XX века: Пер. с араб. В 3 т. Т. 3: Уголовное право. Уголовный процесс. Судоустройство. — Ташкент, 1998.

6. Исламское уголовное право и процесс: учеб. пособие / под общ. ред. И. Ю. Козлихина, Н. Г. Стойко. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

7. Халиль Хикмат Хусейн. Система наказаний по мусульманскомууголовному праву: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

8. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / науч. ред. А. И. Ахани; пер. с перс. М. С. Пелевина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.

9. Есаков Г. А., Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Проспект, 2009.

10. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

11. Махарамов Я. А. Указ. соч.

12. Peters R. Crime and Punishment in Islamic Law. Theory and Practice from the Sixteenth to the Twenty-first Century. Cambridge, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.