Научная статья на тему 'Неизмененность идеи патриотизма'

Неизмененность идеи патриотизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
572
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / PATRIOT / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / CIVIL POSITION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евлапова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности. Автор обращается к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понимания российского патриотизма. Ставится вопрос о необходимости патриотического воспитания новых поколений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of patriotism and its educational potential in strengthening of statehood and power of Russia, ensuring its national security, is considered in the article. The author refers to the historical and cultural heritage of domestic thinkers, as well as to the traditional spiritual-moral and ideological-philosophical basics of understanding of Russian patriotism. The question of necessity of patriotic education of new generations of Russia is being raised.

Текст научной работы на тему «Неизмененность идеи патриотизма»

Татьяна ЕВЛАПОВА

НЕИЗМЕННОСТЬ ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА

В статье рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении ее национальной безопасности. Автор обращается к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понима■ ния российского патриотизма. Ставится вопрос о необходимости патриотического воспитания новых поколений России. The phenomenon of patriotism and its educational potential in strengthening of statehood and power of Russia and ensuring its national security are considered in the article. The author refers to the historical and cultural heritage of domestic thinkers, as well as to the traditional spiritual-moral and ideological-philosophical basis of understanding of Russian patriotism. The question of necessity of patriotic education of new generations of Russia is being raised.

Ключевые слова:

патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, гражданская позиция, глобализация; patriot, patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, civil position, globalization.

ЕВЛАПОВА

Татьяна

Владимировна —

аспирант

Московского

государственного

областного

университета

еу1ароуа1958

@тай.ги

Теоретически понятие патриотизма рассматривается как комплексное понятие. Патриот живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами Родины. Так, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля читаем: «Патриотизм (от греч. patriots — соотечественник, patris — родина, отечество) — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Нет сомнения в том, что патриотизм является духовным достоянием человека. Такие качества, как любовь к стране, в которой ты родился, неидеологизированное осознание того, что ты связан какими-то корнями с чем-то глубинным, осознание принадлежности и уважения к нравственной и духовной культуре страны и т.д. составляют духовно-нравственную основу личности. Предстоятель Русской православной церкви Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А “человек мира” — это то же самое, что бездомный человек <...> Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны»1. «Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может

1 Алексий II. Интервью // Труд-7, 2005, 3 ноября, № 206 // http://www. patriarchia.ru/db/text/55442.html

иметь подлинную любовь к людям и своему отечеству, способен быть настоящим патриотом»1.

Патриотическое воспитание, прежде всего, это история, литература, а как раз эти предметы подвергаются дискриминации в учебных программах — на них урезается учебное время, история всячески вытесняется из школьных и вузовских программ, многие учебники не дают подлинных знаний по истории. Мы должны не просто знать даты, как это часто делается, но и понимать, к чему хорошему или плохому привели те или иные события. На самом деле смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, — какая она есть, такая и есть. Сегодня необходимо учить этому именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире2.

Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. «Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории»3.

Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, учебном заведении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями.

Содержание патриотического воспита-

1 Русская православная Церковь. Московский патриархат. Обращение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года. 5 декабря 2006 г. Зал церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя // http://www. patriarchia.ru/db/text/173887.html

2 Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание? // http://www.kreml.org/interview/183340498

3 Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. Волгоград, ноябрь

1998 г.

ния включает культурно-исторический, социально-политический, психологопедагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания является возрождение у граждан России традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите. И как писал А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества», настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства4.

Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества.

Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство. Основными задачами органов государственной власти и управления при этом должны быть: создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование

4 Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XVIII века. — М. : Педагогика, 1985, с. 380.

системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в обеспечении глобальной и региональной безопасности; воспитание личности гражданина — патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи.

Помимо общероссийского патриотизма, человек воспроизводит и местный, региональный патриотизм, выражающийся в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

В России патриотизм спокон веков рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации1 отмечается: «Коренные преобразования в стране конца XX — начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».

В Концепции также указано: «Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по фор-

1 Одобрена на заседании правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003.

мированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины...»

Система государственно-общественного воспитания молодежи, несомненно, должна опираться и на принципы современного международного права: мирное сосуществование государств, сотрудничество народов и государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека и основных свобод, ответственность за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и т.д.), суверенитет и равенство государств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных обязательств и др.

Воспитание патриотизма — правомерное действие общества. Но мне кажется, речь должна идти о формировании, кристаллизации чувства патриотизма всем общественным укладом, жизнью и деятельностью индивида. Отсюда, это должна быть не система обязательных мероприятий, напоминающая учебный процесс и административное сочинительство, а осознанные действия человека, которые происходят с рождения, всегда и везде, при этом общество лишь создает благоприятные условия для этого.

Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических моральнопсихологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.