Научная статья на тему 'Актуализация проблем патриотического воспитания детей и молодежи в современной России'

Актуализация проблем патриотического воспитания детей и молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
882
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ / CULTURE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Статья посвящена анализу актуальных проблем патриотического воспитания детей и молодежи. Автор статьи с позиций эффективности формирования чувства патриотизма характеризует ряд субъектов воспитательной деятельности в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the analysis of actual problems of patriotic education of children and youth. The author of article from positions of efficiency of formation of feeling of patriotism characterizes a number of subjects of educational activity in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблем патриотического воспитания детей и молодежи в современной России»



сю

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

А

КТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 37.035.44

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена анализу актуальных проблем патриотического воспитания детей и молодежи. Автор статьи с позиций эффективности формирования чувства патриотизма характеризует ряд субъектов воспитательной деятельности в современной России.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, субъекты воспитательной деятельности, вузы культуры, средства массовой информации.

Article is devoted to the analysis of actual problems of patriotic education of children and youth. The author of article from positions of efficiency of formation of feeling of patriotism characterizes a number of subjects of educational activity in modern Russia.

Keywords: patriotism, patriotic education, subjects of educational activity, culture higher educational institutions, mass media.

Качественная система образования, которая выполняет задачи не только обучения, но и воспитания, является стратегическим преимуществом любого государства. Эффективное социально-экономическое развитие общества, государства невозможно без образования и воспитания детей и молодежи в духе высокой нравственности. Духовно-нравственные качества личности составляют разделяемые ею ценности и нормы поведения, мировоззрение, образованность, культурный потенциал личности, сформированное чувство патриотизма. Патриотизм является одной из важнейших устойчивых нравственных характеристик личности.

В проекте «Концепции патриотического воспитания населения города Москвы», опубликованном в 2010 году и основанном на положениях Государственных программ и «Концепции патриотического воспитания

140 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

граждан Российской Федерации», дано толкование понятия «патриотизм». Патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [4]. Патриотизм понимается, прежде всего, как чувство ответственности за свою страну, свой народ.

Тема патриотизма в современной России — одна из самых актуальных и в то же время дискуссионных. В общественном сознании в силу определенных исторических реалий отношение к патриотизму, а следовательно, и к патриотическому воспитанию граждан, неоднозначно. Сближение некоторых патриотов с националистами и шовинистами привело определенную часть российского общества к мысли о ненужности и даже вредности патриотического воспитания.

В целом в российском обществе к началу

$

2 (52) март-апрель 2013 140-144

^ Социально-культурная деятельность

2000-х годов был сформирован заказ на возрождение целостной системы патриотического воспитания граждан, в первую очередь детей и молодежи, которая была в дореволюционной и советской России.

О своевременности постановки вопроса о патриотическом воспитании высказывался, в частности, недавно ушедший из жизни патриарх Алексий II. По его мнению, «патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. ...Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме» [5].

В последнее десятилетие государство и общество предприняли определенные шаги по решению проблем патриотического воспитания. В частности, в начале 2000-х годов были сформированы и введены в действие Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Ф Федерации на пятилетние периоды, разрабо-

тана «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Были достигнуты определенные успехи в этой области.

Но в целом, по мнению экспертов, еще не преодолено негативное отношение к данному вопросу у некоторой части населения, проводимая работа недостаточно целенаправленна, системна и комплексна. Не скоординирована деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений образования и культуры, не до конца сформированы четкие критерии оценки эффективности патриотической работы, ощущается недостаточность научно-методической работы в этой области, в частности обобщения положительного опыта патриотического воспитания.

В одном из своих выступлений Д.А. Медведев обозначил позицию государства по данной проблеме: «Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной дея-

тельности». Д.А. Медведев отметил также, что «вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен . сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прошлый период» [3].

Таким образом, проводниками патриотического воспитания должны быть все субъекты воспитательной деятельности: федеральные, региональные, местные органы власти как представители государства, учебные заведения всех уровней, общественные структуры и религиозные организации, учреждения культуры, семья, трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др.

Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит вузам культуры, которые осуществляют гуманитарное образование в чистом виде. Изучение гуманитарных дисциплин способствует духовно-нравственному формированию личности, одной из составляющих которого является патриотизм. Известный педагог В.Н. Сорока-Росинский отмечал в качестве одного из средств для постановки национального образования «. предоставление видного места в образовательном курсе наукам, имеющим своим предметом Родину, таким как русская история, русская литература, география и этнография России» [1].

Но формирование чувства патриотизма должно начинаться намного раньше, до поступления в высшее учебное заведение. Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье, затем продолжает совершенствоваться в школе и вузе. К сожалению, в современных семьях, в силу ряда причин, мало уделяют этому внимания. А

$

141

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

современная школа, из которой дети поступают в высшие учебные заведения, несмотря на проводимую модернизацию, пока не стала учить лучше, а вопросам духовно-нравственного воспитания, которые нормативно не регламентируются, не придает первостепенного значения.

Важная роль в настоящее время отводится и средствам массовой информации. Именно они оказывают воздействие на чувства и умы подрастающего поколения, формируют взгляды на жизнь, гражданскую позицию, нравственные и эстетические принципы. В первую очередь, это относится к специализированным средствам массовой информации, предназначенным детско-юношеской аудитории.

Анализ контента современных печатных и электронных средств массовой информации для детей и юношества, с точки зрения воздействия на формирование чувства патриотизма, свидетельствует о том, что этой проблеме уделяется очень мало внимания. О наличии проблемного поля в этой области говорят проведенные нами исследования и материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия» (Москва, 9—11 февраля 2013 г.).

В результате проведенного в 2012—2013 годах анкетирования продавцов и покупателей печатной периодической продукции для детско-юношеской аудитории были выявлены наиболее востребованные издания. Например, к их числу относятся: «Маша и медведи», «Смешарики», «Смурфики», «Scooby Doo!», «Pop Pixie», «Winx» и «Winx clab», «Губка Боб», «Трансформеры», «Черепашки ниндзя» и ряд других, целевой аудиторией которых являются дети от 3 до 12 лет; журналы «Лиза Girl», «Joy», «Все звезды», предназначенные для юношества.

Значительная часть этих изданий принадлежит крупным иностранным издательствам, совместным предприятиям, что естественно создает проблемы в патриотическом воспитании. Необходимо отметить, что подобные издания выпускаются огромными

тиражами (от 350 до 500 тысяч экземпляров), они буквально заполняют рынок печатной продукции для детско-юношеской аудитории, создавая помехи в распространении отечественных газет и журналов.

По характеру информации журналы разные: о природе, юмористические, развлекательные, литературные. Журналы красочно оформлены, в них хороший видеоряд, тексты, в основном, небольшие по объему, что соответствует детскому возрасту. Многие журналы имеют свои сайты в социальных сетях.

Но из названных журналов только журнал «Смешарики» для детей до 6 лет отличается выраженной социокультурной направленностью, остальные издания носят по преимуществу развлекательный характер, отличаются некоторой односторонностью предоставляемой информации. Особенно одиозна, на наш взгляд, информация в журналах, предназначенных для мальчиков. Информация в изданиях такого рода носит сугубо утилитарный характер, используется грубоватый юмор, сниженная стилистика языка (например, «смылись из класса», «амбал», мочить в значении «бить» и др.). Содержание довольно примитивно. Так, один из номеров за 2012 год журнала «Губка Боб» полностью посвящен тому, как Амбал-Камбал бил Губку Боба. Ни о каком военно-патриотическом воспитании нет и речи. В журнале «Черепашки ниндзя» показательны названия постоянных рубрик, например, «Коварные головоломки», «Ужасные рисо-валки», «Жуткий кроссворд» и т.п.

Представляется необходимым создание специализированных изданий для мальчиков, в которых удовлетворялся бы их интерес к проявлению силы, стойкости, военной тематике, которые соответствовали бы их наклонностям, но были бы более гуманными, отличались качественным языком и патриотической направленностью.

Распространены журналы для девочек, также, в основном, иностранного происхождения. Они в упрощенной форме повторяют тематику изданий для девушек, а

$

142

^ Социально-культурная деятельность

те, в свою очередь, в определенном смысле являются кальками глянцевых журналов, предназначенных женской аудитории. Содержание этих изданий по большей части составляет информация утилитарного характера, например, полезные советы, рецепты вкусных блюд. Так, в одном из номеров журнала для девочек «от 0 лет» под названием «Принцесса» рассказывается о том, как «печь кексики». Пропагандируется мода, красивый стиль, создается культ тела, а не души. В качестве приложения к номерам журнала даны розовые блокнотики, косметички и прочее. Следует отметить, что в изданиях такого рода нет места материалам духовно-нравственного, патриотического содержания.

Для данных журналов характерно наличие большого объема коммерческой рекламы, справочной и контактной информации. Например, в пятидесятистраничном журнале «Губка Боб» 10% материалов рекламируют разнообразную детскую продукцию.

К сожалению, среди наиболее покупае-Ф мых изданий оказалось не так много россий-

ских традиционных, проверенных временем и признанных специалистами газет и журналов для детей и юношества. Менее востребованными являются такие журналы, как «Клепа», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Миша», «Филя», «Свирель», «Коллекция идей» и др. Тиражи данных изданий колеблются от 5 до 60 тысяч экземпляров, многие распространяются по подписке.

В то же время журнал «Клепа», например, отличается патриотической направленностью, способствует социализации и ин-культурации подрастающего поколения. В занимательной форме, с рисунками, с выделением шрифтом и цветом важных тезисов, эпиграфами редакционная коллегия журнала пропагандирует семейные ценности, например, проводит конкурс среди детей под названием «Я горжусь своим папой»; знакомит с историей страны (печатает материалы о 1150-летии российской государственности); предлагает образцы поведения, рассказывая о династиях русских путешественни-

ков Обручевых, врачах по фамилии Гамалея и др.

Материалы журналов экологической направленности учат любить родную природу, беречь ее, заботиться о тех, «кого приручили». К числу таких изданий относятся «Свирель», «Свирелька», «Лазурь», «Муравейник», «Филя» и ряд других. Издатели журнала «Муравейник» в объявлении от редакции пишут: «Три вечные ноты в богатой гамме человеческого бытия — детство, природа, семья — неустанно звучат в «Муравейнике» [2, с. 43].

Малыми тиражами издаются журнал «Матушка», тематические номера которого посвящены русской истории, журнал «Юный краевед», одна из постоянных рубрик которого так и называется «Точка на карте — моя родина».

Представляются необходимыми следующие шаги общества и государства по организации патриотического воспитания средствами периодики:

• широкая пропаганда, финансовая поддержка изданий, ставящих своей задачей патриотическое воспитание подрастающего поколения;

• ограничение повсеместного распространения иностранной периодики низкого качества;

• противодействие попыткам дискредитации и девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации.

Необходимо обратиться к положительному опыту дореволюционной журналистики для детей и юношества в пропаганде патриотизма.

Со времен Петра Первого патриотизм был государственной российской идеологией. Девиз «За Веру, Царя и Отечество» стал жизненным кредо многих славных сынов Отчизны.

Журналы для детей и юношества уделяли патриотическому воспитанию своих читателей большое внимание. Так, с 1836 по 1863 год издавался специализированный «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». Издание предназна-

$

143

ф

ГИЛ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

чалось для подростков и юношей, будущих российских офицеров, и рассылалось во все военные учебные заведения. В журнале печатались лучшие произведения русской литературы, в частности, в одном из номеров была опубликована «Народная песня» В.А. Жуковского, в которой содержался призыв любить свое отечество. Патриотический настрой стихотворения Жуковского как нельзя лучше подходил для воспитания будущих доблестных офицеров российской армии. Перечисление славных побед русского оружия, описание просторов родной земли, прославление истории и мощи государства российского, сравнение русского царя с орлом в поднебесье предназначалось для возбуждения чувства гордости за отчизну, землю славных предков, формировало социокультурные аттракции.

Журнал имел определенную целевую аудиторию, но, с точки зрения содержания, не имел в этом смысле ограничений. Перед издателями журнала стояла задача воспитания в будущих офицерах «верности государю, любви к отечеству и приверженности к православной церкви», честности и порядочности.

Материалы журнала были призваны давать воспитанникам знания в области военной истории, способствовать их развитию «в художественном и научном отношении». Предложенные вниманию юных читателей статьи и произведения были яркими, интересными, познавательными, в них предлагались культурные образцы, материалы изда-

ния служили социализации и инкультурации будущих защитников родины.

Оценивая вклад издателей журнала в историю русской детско-юношеской журналистики и русской культуры в целом, можно говорить о том, что журнал был одним из лучших журналов для детей и юношества своего времени, издававшимся продолжительное время, изданием, пропагандировавшим высокие идеалы.

Журналы для детей и юношества дореволюционного периода продвигали не только военно-патриотические идеи, но и формировали у своих читателей гражданский патриотизм. Практически в каждом номере изданий данного периода, предназначенном и для мальчиков, и для девочек, мы находим прямо или опосредованно высказанную мысль о служении Отечеству.

Подводя итоги, необходимо отметить, что развитие России как свободного демократического государства возможно только при условии формирования у граждан, прежде всего у молодежи, патриотического сознания, чувства верности Отчизне, малой Родине, готовности к труду на благо Отечества и выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4]. Семья, школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации должны стать звеньями в системе обеспечения патриотического воспитания, способствовать формированию у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и любовь к ней.

Примечания

1. Бурлакова, И. И. Ретроспективный взгляд на патриотическое воспитание в России [Электронный ресурс] / И. И. Бурлакова. — Режим доступа: www.gynmc.ru<http://www.gynmc.ru>.

2. Муравейник. — 2008. — № 1.

3. По материалам видеоконференции в Приемной Президента Российской Федерации, 9 апреля 2009

г.

4. Проект «Концепции патриотического воспитания населения города Москвы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kos.mos.ru<http://www.kos.mos.ru>.

5. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nirsi.ru<http://www.nirsi.ru>.

$

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.