Научная статья на тему 'Образ России в публикациях дореволюционных журналов для детей и юношества'

Образ России в публикациях дореволюционных журналов для детей и юношества Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
114
23
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / MAGAZINES FOR CHILDREN AND YOUTH / НРАВСТВЕННОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / MORALITY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения на примере публикаций дореволюционных журналов для детей и юношества.In the article are considers questions of morality, patriotic education of the rising generation by the example of publications of pre-revolutionary magazines for children and youth.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна,

Текст научной работы на тему «Образ России в публикациях дореволюционных журналов для детей и юношества»

^нтггш + I ■ I I ■

^ Духовность - основа культуры 47

ОБРАЗ РОССИИ В ПУБЛИКАЦИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения на примере публикаций дореволюционных журналов для детей и юношества.

Ключевые слова: журналы для детей и юношества, нравственное, патриотическое воспитание.

In the article are considers questions of morality, patriotic education of the rising generation by the example of publications of pre-revolutionary magazines for children and youth.

Key words: magazines for children and youth, morality, patriotic education.

Анализ содержания современных журналов для детей и юношества показывает, что большинство изданий данного типа имеют развлекательный характер. Значительная часть современных издателей преследует коммерческие цели и не озабочена вопросами воспитания подрастающего поколения. Все это негативно влияет на духовно-нравственный потенциал современной детской периодической печати, не способствует формированию культурно-исторической среды для воспитания российских детей.

На наш взгляд, эффективность современной детской журналистики может быть повышена за счет освоения предшествующего опыта, в частности изучения практики изданий журналов для детей и юношества в дореволюционный период.

С конца XVIII века до начала XX века в России выходило около 250 журналов для детей и юношества. Первым стал журнал «Детское чтение для сердца и разума», который стал издавать выдающийся русский просвети-

тель Н.И. Новиков, сначала как приложение к газете «Московские ведомости», а с 1785 года в качестве отдельного издания. Некоторые из журналов издавались не более года, другие печатались на протяжении нескольких десятилетий и внесли значительный вклад в дело воспитания подрастающих поколений граждан России, приобщения их к русской культуре.

Русские журналы для детей и юношества первой четверти XIX века были в основном переводные. Материалы, которые в них печатались, брались из французских и немецких журналов для детей. Но уже тогда издатели адаптировали иностранные источники к русским реалиям, использовали русские имена и значащие фамилии (Добросердов, Здравос-мыслов), показывали русские нравы и быт. Фактически, издатели переделывали статьи на русский лад. В то же время в самом первом русском журнале для детей «Детское чтение для сердца и разума» были уже напечатаны оригинальные русские произведения, в частности первая повесть Н.М. Карамзина под на-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 47-52

званием «Евгений и Юлия». В дальнейшем доля произведений русских авторов в детских журналах только увеличивалась. Большинство журналов были литературно-художественными по своему характеру: в них печатались повести и рассказы, стихотворения и драмы, предания и эссе. Тематика публикаций была самая разнообразная: статьи на нравственные, исторические, религиозные темы, естественнонаучные материалы, игры, шарады, загадки, рекомендации по изготовлению поделок и вышивок.

Одной из наиболее значительных тем, которые раскрывались на страницах журналов для детей и юношества, стала тема России как отечества для маленьких читателей. Издатели большинства журналов ставили своей задачей знакомство детей и подростков в яркой и интересной форме со своей страной. В журнале «Лучи», издававшемся с 1850 по 1860 год известной русской писательницей А. Ишимовой, в статье под названием «Сцены степей Оренбургских», говорится: «Можно сказать по всей справедливости, что мы, Русские, очень мало знаем наше отечество. Обширное почти до беспредельности, населенное разноплеменными народами, мало описанными или совсем неописанными, оно долго еще будет предметом самых любопытных для нас изысканий. И потому всякое описание какой-либо местности, всякий легкий очерк каких-либо особенностей нам неизвестных - есть драгоценнейшее приобретение и для историка, приготовляющего потомству сказания о чудной и славной земле нашей, и для простого человека, желающего собственно для себя узнать обо всем, что касается до милой родины его» (8, с. 12).

Специфика журнала как периодического издания давала возможность в разных номерах предлагать читателям новые разнообразные сведения о России: ее природе, народах, ее населяющих, городах и селах, знаменитых людях, обычаях и нравах, событиях, которые происходили в стране. В разных журналах печатались многочисленные статьи о героическом прошлом России, произведения русской

прозы и поэзии в знак уважения к родному слову. Публикации отличались особой любовью и почтением к истории государства, памятникам старины, в них создавался многогранный облик Родины, образ Святой Руси, которую надо любить и которой уже в детстве надо готовиться служить.

В одной из статей журнала «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей», который издавался А. Семеном в Москве с 1835 по1844 год, говорится: «Любить свое отечество, значит употреблять все свои силы, чтобы оно было крепко извне и спокойно внутри. Победы и выгодный мир внушают почтение народам. Поддержание законов и добрых нравов укрепляет внутреннюю безопасность ... Будем помнить беспрерывно, что отечество имеет святые и непреложные права на наши дарования, наши добродетели, наши дела, наши чувства» (3, с. 271).

Издатели журналов показывали детям, что Россия - многонациональная страна, отечество для многих народов. Российское государство исторически складывалось на протяжении столетий как полиэтническое государство, как сообщество разных этносов, культур и религий. Многонациональность России была источником ее силы и могущества. В знак уважения к своему и другим народам по правилам русского языка XIX века названия национальностей писали с большой буквы. Эта традиция сохранялась и в периодических изданиях для детей. В журнале «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшемся книгопродавцам Е. Эггер-сом в Ревеле в 1834-36 годах, была напечатана интересная игра с географической картой мира, которую надо было сначала разрезать, а потом правильно составить. Дана, например, была карта Азии. Игра сопровождалась рассказом о том, что в Азии расположена Сибирь, говорилось о ее природе, полезных ископаемых, описывались народы, которые там

Духовность - основа культуры 49

проживают: «По берегу Ледовитого океана живут самоеды. Все их богатство состоит в оленях ... Самоеды промышляют сверх того звериною и рыбною ловлями ... В восточной части Сибири живут Якуты, а самая СевероВосточная ее оконечность известна под именем Чукоткой земли. Чукчи разделяются на оленные и оседлые. Первые живут по большей части внутри земли, а последние находятся на берегах моря и рек, занимаются звериною и рыбною ловлей и торгом. В Юго-Западной части Сибири, а также в южных частях Европейской России живут Калмыки и Киргизы, имеющие большие табуны лошадей, много овец, коз и рогатого скота» (13). Рассказывалось и о других народах.

В № 2 журнала «Лучи» за 1850 год автор статьи под названием «Белорусы» писал: «Наука Русская нашла себе истинное направление в изучении родины, - и какую обильную жатву соберет она! ... Есть над чем поработать естествоиспытателю, геологу, географу, историку, археологу и всему ряду деятелей науки». В статье было дано «эскизное изображение быта одной из трех коренных ветвей народа Русского» (9, с. 95-96).

Но издатели журналов для детей и юношества не забывали, что Россия как государственный проект основывалась, в первую очередь, на историческом движении русского народа. В том же журнале «Лучи» за 1852 год была опубликована статья «Черты русского воспитания», в которой говорилось: «Каждый народ имеет в своем характере черты, ему собственно свойственные, составляющие основу его жизни и резко отличающие его от других народов; и каждый истинный сын отечества непременно должен глубоко и вникать и основательно изучать эти черты, чтобы тем успешнее действовать на поприще служения отечеству и тем более приносить пользы своим согражданам» (11, с. 19). Большое количество публикаций в детских журналах посвящено было рассказу о русских людях, их героических поступках, благородном поведении, нравственных исканиях. Россия представала перед маленькими читателями в лицах лучших своих

сынов. Так, один из популярнейших журналов для детей и юношества первой половины XIX века под названием «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений», выходивший на протяжении более двадцати лет в Санкт-Петербурге, отличался обилием материалов о подвигах русских героев. В книге 229 с подзаголовком «Черты из жизни русских генералов» была опубликована статья «Генерал-лейтенант Д.П. Неверовский», повествующая о геройском поведении Д.П. Неверовского в Бородинском сражении, за что ему было присвоено Кутузовым звание генерал-лейтенанта. В книге 231 был напечатан рассказ о блестящем военачальнике князе В.Г. Мадатове, бившемся с персами. В части 27 журнала «Звездочка» за 1848 год была напечатана статья «Чудное спасение» о научной экспедиции на Русский Север, на полуостров Таймыр, и о подвиге руководителя экспедиции Миддендорфа, пробывшего в одиночестве 18 дней без еды, огня, под снегом. «Как неодолима должна быть волшебная сила любознательности, что гонит путешественника из недр обилия на край света, где вечные льды и снега, навстречу голодной смерти!» - писал автор статьи (7, с. 22).

В 1812 году в Москве начал издаваться журнал «Библиотека для детей. Или полезное, приятное и нравоучительное детское чтение». В первой части этого журнала печатались «Достопамятные анекдоты, показывающие великий и неустрашимый дух россиян». Слово «анекдот» имело тогда значение «короткий исторический рассказ». В них рассказывалось о подвиге полковника Гренадерского полка Парфентьева, погибшего во время битвы за Варшаву; о подвиге Ивана Федотова, бомбардира 14-й Артиллерийской бригады, во время битвы за Свеаборг; о спасении 38 человек в 1808 году на реке Каме гражданином города Чистополя Бараевым; о честности рядового Пермского мушкетерского полка Афанасия Дорохова, проявленной при выходе его из шведского плена, и о многом другом, свидетельствовавшем о мужестве и благородстве русских людей.

Но не только русские герои и полководцы привлекали внимание издателей, но и те, кто прославили свое отечество величием духа и слова. В этой же части журнала «Библиотека для детей» печатались «Исторические отрывки о России», в которых повествовалось, например, о митрополите Филарете, проявившем силу русского духа в борьбе с Лжедмитрием. «Золотой век русской поэзии» нашел свое отражение в журналах для детей и юношества. Стихотворения лучших русских поэтов той эпохи были напечатаны во многих номерах журналов. В журнале «Библиотека для воспитания», издававшемся в Москве в 1843-1846 годы, произведения поэтов предварялись краткими биографическими справками. В журнале был создан специальный раздел под названием «Стихотворения», в котором помещались, например, стихотворения Веневитинова (с предисловием А.С. Хомякова), Лермонтова, Баратынского (с предисловием И.В. Киреевского), Языкова, Дельвига и даже народные «Русские песни». В книге 232 «Журнала для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» была напечатана литературно-критическая статья В. Плаксина «В память И.А. Крылова», раскрывающая огромное значение творчества Крылова для русской культуры в целом. «Крылов познакомил образованные сословия с родным языком», - подчеркивал автор статьи (5, с. 395).

Печатались в журналах и патриотические стихи малоизвестных поэтов. Так, в № 3 журнала «Лучи» за 1850 год было напечатано стихотворение Авдотьи Глинки под названием «Русское чувство»:

«Я Русской именем горжусь, Люблю душой святую Русь, И никогда не преклоняла Колено пред чужой страной; С восторгом пламенным внимала Я звукам родины святой, Что разливаются широко, Как наши реки по степям, И западают в грудь глубоко, И много говорят сердцам» (10, с. 145).

Особое внимание издатели журналов для детей и юношества уделяли урокам прошлого. «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» отличался интересными публикациями по истории России. В их числе статья «Первые начала русского флота» о строительстве русских кораблей (в книге 245), «Похождения русских матросов на остров Шпицберген» о самоотверженности, выносливости, смекалке русских матросов, в течение шести лет и трех месяцев находившихся на безлюдном острове (в книге 246), «Поход Суворова в Швейцарию» (в книге 247); «История Исаакиевского Собора» (в книге 248), «Подвиги русских за Кавказом в 1805 году» (в книге 253). В книге 265 рассказывалось «Об осаде Азова в 1695 г.». В книге 229 были опубликованы 27 «Собственноручных писем Екатерины II к князю М.Н.Волконскому о Пугачеве». В последнем письме Екатерина пишет: «От всего сердца соединяю моления мои с вашими, дабы Всевышний благоволил отвратить во все будущие века меч гнева своего от любезного отечества и даровал нам покой и тишину» (4, с. 57). Все материалы исторического характера подбирались издателями с целью показать заботу и правителей и простых граждан об укреплении силы и могущества российского государства.

Особым интересом в начале XIX века начинают пользоваться произведения древнерусской литературы, свидетельствующие о героическом прошлом страны, ее славных традициях, умных и талантливых людях. П. Ред-кин, издатель журнала «Новая библиотека для воспитания», первым начинает публикацию памятников древней письменности в периодической печати для детей. Историк С.Соловьев печатает в журнале ряд статей под названием «Русская летопись для первоначального чтения», которые рассказывали о древнейшей истории России. В книге пятой этого журнала была опубликована «Песнь о походе Игоря Святославича» с примечанием издателя, в котором он выражает уверенность, что чтение данных произведений будет способствовать тому, что русские дети и под-

Духовность - основа культуры

51

ростки «станут сочувствовать прекрасному и плодотворно воспитаются на родном» (12, с. 2). В книге шестой журнала было напечатано «Послание Даниила Заточника к Георгию Долгорукому» с небольшими комментариями А. Иванова, раскрывающими детям смысл этого уникального памятника русской мысли и слова.

Во многих детских журналах были публикации, в которых описывалась красота русской природы, но описания эти всегда сопровождались нравственными рассуждениями. Так, в девятой части журнала «Детское чтение для сердца и разума» за 1787 год в небольшой статье-зарисовке на нравственную тему под названием «Весна» содержится призыв к маленьким читателям: «К вам, отроки! Обращаюсь я; к вам, чувствительные и нежные души, могущие живее ощущать красоты Природы!.. Идите за мною, юные человеки! Рассматривайте те картины, которые буду я писать в глазах ваших: вы увидите в них кисть Природы, ибо она учила меня живописи» (2, с. 195). В конце публикации восхваляется «небесный Отец наш», подаривший людям эту красоту.

Издатели обращали внимание детей на тот факт, что российское государство имеет необъятные просторы и много разных городов и сел. В одном из журналов описывается «величина поверхности 37 западных губерний и областей европейской России», в другом журнале были напечатаны «Письма из Томска», в которых рассказывалось о достопримечательностях этого сибирского города, в третьем журнале в статье под названием «Письма из Петербурга в Москву» описывались величие и красота Санкт-Петербурга.

Авторы статей, напечатанных в детских журналах, не только знакомили детей с красотой и просторами родной земли, но и учили думать о ней, заботиться, перенимать чужой опыт для улучшения жизни на родной земле. В статье «Арзамас» в № 1 журнала для детей старшего возраста под названием «Звездочка» за 1845 год, автор, возвратившись из дальнего путешествия, пишет: «Пусть ямщики наши поют и колокольчик заливается, пусть

сохраняется у нас все хорошее и народное, но пусть перенимаем мы все, что может быть полезно для России, и пусть скорее, как можно скорее легкие и удобные пути сообщения соединят все концы огромной России, оживят ее и прольют в ней деятельность и довольство» (6, с. 21-22).

Со страниц русских журналов для детей и юношества, издававшихся в первой половине XIX века, предстает великая, могучая,«святая Русь», о которой в одноименном стихотворении напишет в журнале «Звездочка» за 1848 год К.П. Вяземский:

«О, будь всегда, как и доныне, Ковчегом нашим под грозой, И сердцу Русскому святыней, И нашей силой пред враждой!» (7, с. 27).

Талантливый, к сожалению, рано ушедший из жизни, педагог, писатель, редактор журнала «Библиотека для воспитания» Д.А. Волуев писал о задачах своего издания: «Наша главная цель. дать пищу и руководителя для пробуждающейся деятельности души и мысли, оживить для учащегося . сухую науку . чтобы измлада он мог привязать свое благородное, еще ничем не искаженное сочувствие к предметам, достойным его, и прежде всего к великому, святому достоянью своего отечества, его высокой судьбе и назначенью, к великим годинам его прошедшего и его сподвижникам за веру и родину. Надо чтобы из-млада было в нем посеяно уважение Русского имени, которого мы часто не понимаем и под старость; и без которого нам ничего не совершить в будущем: ибо ни один народ никогда и ничего не совершал без веры в свое призвание» (1, с. 10).

В современной России не принято говорить с детьми о патриотизме. Само слово «патриот» приобрело, к сожалению, несколько отрицательный оттенок. А в начале XIX века выходил детский журнал под названием «Патриот». Издатели дореволюционной периодической печати для детей и юношества воспитывали в русских детях веру в свое оте-

чество и его великое предназначение, создавая на страницах своих журналов многогранный образ России, сильного многонационального государства, населенного прекрасными людьми, любящими свою родину. Будучи сами патриотами и настоящими педагогами, издатели журналов хорошо понимали основные задачи своих изданий. В первую очередь журналы для детей и юношества осуществляли просветительскую и воспитывающую функции, формировали нравственные устои будущих граждан России.

Нравственные уроки, данные издателями

и авторами статей в дореволюционных журналах, могут быть использованы современной журналистикой для детей и юношества. Это позволит современным журналам не только стать каналом передачи информации от старшего поколения к младшему, но и приобщать детско-юношескую аудиторию к духовным ценностям, культурным традициям общества.

«Будущее страны определяется прежде всего состоянием духа нации, ее культурным потенциалом. Для современной молодежи очень важно увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков» (14, с. 6).

Примечания

1. Библиотека для воспитания. - Введение.

2. Детское чтение для сердца и разума. - 1787. - Ч. 9.

3. Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей. - Лист 34.

4. Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. - Кн. 229.

5. Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. - Кн. 232.

6. Звездочка. - 1845. - Ч. 1.

7. Звездочка. - 1848. - Ч. 27.

8. Лучи. - 1850. - № 1.

9. Лучи. - 1850. - № 2.

10. Лучи. - 1850. - № 3.

11. Лучи. - 1852. - Т. 5.

12. Новая библиотека для воспитания. - Ч .5.

13. Предметы полезных упражнений для удовольствия детей. - 1834. - №8. - С. 53-60.

14. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры / Е.М. Скворцова. - М.: ЮНИТИ, 1999.