Научная статья на тему 'Повседневная культура: элитарные и массовые ценности (на примере периодики для детей и юношества)'

Повседневная культура: элитарные и массовые ценности (на примере периодики для детей и юношества) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1240
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / THE PERIODICAL PRESS FOR CHILDREN AND YOUTH / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / DAILY CULTURE / ЭЛИТАРНЫЕ И МАССОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ELITE AND MASS VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Автор статьи рассматривает повседневность в широком значении данного термина как весь ментальный контекст и анализирует динамику элитарных и массовых ценностей в коммуникативной составляющей культуры повседневности. В качестве примера автор использует периодическую печать для детей и юношества, в которой во взаимосвязи и взаимодействии сосуществуют элитарные, массовые и традиционные пласты культуры. Рассматривая периодику для детей и юношества как культурный феномен повседневности, автор выявляет её сущностные характеристики. По мнению автора, периодические издания не только отражают контекст российской повседневности, бытовой и ментальный мир русской жизни, являются средством коммуникации детей и взрослых, но и способствуют продвижению элитарных ценностей в сферу интересов массовой читательской детско-юношеской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY CULTURE: ELITE AND MASS VALUES (ON THE EXAMPLE OF THE PERIODICAL PRESS FOR CHILDREN AND YOUTH)

The author considers the everyday in the broad sense of the term as a whole mental context and analyzes the dynamics of elite and mass values in communicative component of the culture of everyday life. As an example, the author uses periodicals for children and youth, which in the relationship and interaction coexist elite, mass and traditional cultural strata. Considering periodicals for children and youth as a cultural phenomenon of everyday life, the author reveals its essential characteristics. According to the author, periodicals not only reflect the context of Russian everyday life, home and the mental world of Russian life, are a means of communication of children and adults, but also help promote elitist values within the interests of the mass readership junior audience.

Текст научной работы на тему «Повседневная культура: элитарные и массовые ценности (на примере периодики для детей и юношества)»

сСПовседневная культура:

элитарные и массовые ценности (на примере периодики для детей и юношества)

УДК 008:316.33/.35 Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи рассматривает повседневность в широком значении данного термина как весь ментальный контекст и анализирует динамику элитарных и массовых ценностей в коммуникативной составляющей культуры повседневности. В качестве примера автор использует периодическую печать для детей и юношества, в которой во взаимосвязи и взаимодействии сосуществуют элитарные, массовые и традиционные пласты культуры. Рассматривая периодику для детей и юношества как культурный феномен повседневности, автор выявляет её сущностные характеристики. По мнению автора, периодические издания не только отражают контекст российской повседневности, бытовой и ментальный мир русской жизни, являются средством коммуникации детей и взрослых, но и способствуют продвижению элитарных ценностей в сферу интересов массовой читательской детско-юношеской аудитории.

Ключевые слова: периодика для детей и юношества, культура повседневности, элитарные и массовые ценности.

E. V. Gaimanova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

DAILY CULTURE: ELITE AND MASS VALUES (ON THE EXAMPLE OF THE PERIODICAL PRESS FOR CHILDREN AND YOUTH)

The author considers the everyday in the broad sense of the term as a whole mental context and analyzes the dynamics of elite and mass values in communicative component of the culture of everyday life. As an example, the author uses periodicals for children and youth, which in the relationship and interaction coexist elite, mass and traditional cultural strata. Considering periodicals for children and youth as a cultural phenomenon of everyday life, the author reveals its essential characteristics. According to the author, periodicals not only reflect the context of Russian everyday life , home and the mental world of Russian life, are a means of communication of children and adults, but also help promote elitist values within the interests of the mass readership junior audience.

Keywords: the periodical press for children and youth, daily culture, elite and mass values.

ГАЙМАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры, доцент Московского государственного университета культуры и искусств

GAIMANOVA ELENA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, professor of the Department of theory and history of folk art culture, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: gaimanovaev@rambler.ru © Гайманова Е. В., 2014

В современной российской культурологии как области гуманитарного знания происходит осознание культурной ценности повседневной жизни. Данный интерес проявляется в многочисленных исследованиях. Культуру повседневности рассматривают с позиций бытовой культуры, анализируют её коммуникативную составляющую. В ряде исследований культура повседневности представляется динамичной и диалогичной, что сближает её с характерными чертами периодической печати: информативностью, регулярностью, движением от номера к номеру, установлением обратной связи с читателями. Периодика, в свою очередь, отражает контекст повседневности, является средством коммуникации в повседневной жизни.

В структуре суточного времени в рамках повседневной жизни исследователи выделяют четыре сектора, первый из которых должен удовлетворить телесные, а также психические и духовные потребности человека: потребность в общении, получении информации, вере и т.п. Четвёртый сектор непосредственно связывают с понятием свободного времени: посвящён удовлетворению любознательности, потребности в информации, игре. Чтение периодики, в первую очередь детско-юношеской, как раз и может служить средством удовлетворения духовных потребностей, любознательности, выполнять рекреативную функцию.

Вслед за Л. В. Беловинским мы будем рассматривать повседневность не в узком значении данного термина — как быт, а в широком — как весь ментальный контекст [1]. На наш взгляд, представляется очевидным, что ежедневное или еженедельное чтение периодической печати является одной из составляющих досуга как части повседневности, как способа структуризации её культурного пространства. Периодическую печать, предназначенную для детско-юношеской аудитории, молено рассматривать как феномен повседневной культуры, в котором во взаимосвязи и взаимодействии

сосуществуют все пласты культуры: элитарная, массовая и традиционная.

Рассмотрение периодики для детей и юношества как культурного феномена предполагает выявление её сущностных характеристик в свете современного научного знания.

Кратко проанализируем основные составляющие данного феномена, позволяющие рассматривать его в рамках повседневной культуры.

Основными задачами, которые решает периодика данного типа, являются:

• приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному, духовному, нравственному потенциалу общества;

• трансмиссия культурно-исторической информации от старшего поколения младшему (в том числе и информации обыденного характера через статьи и литературно-художественные публикации);

• осуществление коммуникативной функции (периодика является средством общения детей и взрослых, детей друг с другом).

Специфичность детско-юношеской прессы определяется, в первую очередь, характером аудитории, которая подразделяется на четыре категории: дошкольники 3—6 лет (им посвящены, например, современные журналы «Весёлые картинки», «Смеша-рики», Воробышек»), младшие школьники 7—10 лет («Мурзилка», «Филя», «Миша»), подростки 11—15 лет («Пионер», «Свирель», «Юный эрудит»), старшеклассники 15—17 лет («Бумеранг», «Лазурь», «Мару-ся»). Современная тенденция характеризуется направленностью издания сразу нескольким целевым группам в связи с подвижностью возрастных границ и в целях привлечения внимания. Например, журналы «Миша», «Свирелька» предназначены одновременно для дошкольников и младших школьников, «Клепа» — для младших школьников и подростков. Данная аудитория характеризуется наличием обыденного сознания определённого уровня и только

формирующимися признаками других видов сознания (научного и т.п.).

Подобного рода издания нерентабельны или малорентабельны (в них мало или практически нет рекламы), поэтому им требуется финансовая поддержка государства или спонсоров. Данное обстоятельство обусловливает наличие серьёзной проблемы: на современном медиарынке молено найти издания разного качества, их реестр постоянно меняется: одни исчезают, другие появляются. В то лее время таких изданий на рынке медиапродукции много, так как для ряда издателей привлекательна и благородна воспитательная цель выпуска журналов и газет как средства социализации и инкультурации подрастающего поколения.

Анализ истории создания периодики для детей и юношества показывает, что за весь дореволюционный период издавалось более 240 журналов и газет: из них в конце XVIII — первой четверти XIX века издавалось всего 16 лсурналов. Во второй четверти века их число увеличилось до 20. Особенно активно выходили лсурналы в 90-е годы XIX века — начале XX века — более 140 изданий (включая газеты, например, «Утро жизни», 1917 год, г. Рыбинск).

По данным Российской книжной палаты, в 1986 году в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов. В 2004 году в России издавалось уже 105 детских и юношеских газет и 112 лсурналов.

Необходимо обратить внимание на тенденцию роста количества газет, что свидетельствует об усилении информационной, коммуникативной функции данного вида СМИ. В первую очередь, газеты, в силу своей елседневной периодичности, включают детско-юношеские издания в контекст повседневности. Журналы, благодаря объёму, в основном, способствуют приобщению юных читателей к элитарной и массовой ху-долсественной культуре.

По данным Роспечати, на 2014 год можно подписаться на 145 детских и молодёжных изданий. Традиционно издания для де-

тей и юношества представлены различными видами периодики: в основном, лсурналами, альманахами, дайдлсестами, в меньшей степени — газетами и прилолсениями к ним. Двухтысячные годы ознаменованы ростом онлайн-версий традиционных детско-юношеских изданий («Юный техник», «Мур-зилка» и др.), в современной России выходят многочисленные электронные лсурналы, например, «Солнышко», «Журнал сказок для младших школьников и подростков», «Сетевой журнал для малышей» и др.

Так лее как культура повседневности, периодические издания подразделяются по тендерному признаку: для мальчиков — «Губка Боб», «Тачки», «Круто»; для девочек — девочек «OOPS!», «Girl», «Winx club», «Маруся!». Делятся издания и по мировоззренческому признаку: «Божий мир», «Православная радуга». К числу особых групп целевой аудитории относятся дети-инвалиды, воспитанники детских домов, для них существуют немногочисленные издания (например, «Школьный вестник» для незрячих детей).

Специфику данного вида прессы определяет также масштаб распространения: есть издания, распространяющиеся за рубежом, например, «Миша», есть немецкие, французские, голландские издания, которые выходят в России («Yes!»). Журналы «Пионер», «Мы», «Айголек» издаются в странах СНГ. Регионы имеют собственные печатные СМИ для детей, например, журнал «Баир» издаётся на калмыцком языке, журнал «Знайка» в Саратовской области. В изданиях такого рода отражаются, соответственно, быт и культура разных народов, населяющих наше государство и другие страны.

По характеру информации, потребность в которой является важнейшей составляющей культуры повседневности, выделяются универсально-тематические («Клепа») и монотематические издания («Матушка»).

Появление новых технологий, освоение

их в обыденной среде приводит к появлению новых изданий. Так, в последние годы появился «журнал для юных исследователей» — младших школьников под названием «Пин-код».

Важным фактором определения специфики прессы для детей и юношества как явления повседневности является целевое назначение изданий. В зависимости от цели издания подразделяются на информационно-публицистические («Пионер», «Костер»), научно-популярные («Юный эрудит»), художественные («Лазурь», «Путеводная звезда»). Особую группу составляют развлекательные издания, основной целью которых является развлечение юных читателей. за последние двадцать лет число подобных изданий резко увеличилось. К числу собственно развлекательных относятся такие журналы, как «Играем с Бар-би», «Том и Джерри» и др. Получая много информации из разнообразных источников, современные дети нуждаются в отдыхе: периодика предоставляет им такую возможность.

К числу признаков, определяющих специфику детско-юношеской периодики, относится также периодичность изданий: они могут выходить с периодичностью 1 раз в неделю, 1—2 раза в месяц, 1 раз в два месяца. Объем информации в современных детских журналах может достигать 50 и более страниц. Дореволюционные альманахи выходили 1 раз в год, объёмом более ста страниц. Для того чтобы издания стали фактом повседневности, они должны издаваться периодически и большими тиражами. К сожалению, приходится констатировать, что российские издания, обладающие качественным контентом, с помощью которого дети и подростки погружаются в мир не только художественной, но и бытовой русской культуры, выходят малыми тиражами. Например, в числе лучших современных изданий молено назвать такие журналы, как «Матушка» (7,5 тысяч экземпляров), «Свирелька» (7,5 тыс.), «Свирель»

(9,5 тыс.), «Муравейник» (14 тыс.), «Ну, погоди» (45 тыс.), «Филя» (48 тыс.), «Мурзил-ка» (60 тыс.). В то же время иностранные журналы, такие как «Губка Боб» и «черепашки ниндзя», издаются полумиллионными тиражами. При этом необходимо отметить низкое качество их контента.

Журналистика для детей и юношества является особым социальным институтом и выполняет в обществе определённые функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную, особо важными являются функции социализации и инкультурации. Две последние функции предполагают культурную самоидентификацию, включение детей и подростков в социальную жизнь, создание условий для усвоения, осмысления и принятия норм, ценностей, образцов, накопленных предыдущими поколениями. Публикации в изданиях способствуют включению юных читателей и в бытовой контекст.

Рассматривая типологические характеристики детско-юношеской прессы, мы остановили наше внимание прежде всего на тех, которые определяют включённость периодики в контекст повседневности, в бытовой и ментальный мир русской жизни.

Перечисленные специфические признаки периодики для детей и юношества в целом определяют её как культурный феномен, выступающий в виде целостного системного статуса. Функции периодики столь многозначны, содержание её, включающее почти все области человеческой культуры, столь многообразно, что молено говорить о том, что периодика является особым культурным пространством, заключённым в некую сферу.

Периодика данного вида концентрирует в себе некий «микрокосм». Данный микрокосм включается «в широкий исторический и социальный контекст». Это особое культурное пространство молено назвать культуросферой, вслед за Д. С. Лихачевым. Культуросфера — понятие идеализированное, но культура и есть «стремление к

идеалам», воспитание на основе идеальных форм. Читая периодику, юный читатель наполняет свою жизнь культурными смыслами, «вступает в мир культуры, становится частью культуросферы, а она, в свою очередь, становится частью его духовного мира» [2, с. 5].

Понятие повседневная культура, на наш взгляд, шире, чем понятие обыденная культура. Чтение художественных текстов в периодических изданиях, по сути, является элементом приобщения к художественной культуре, а не обыденной. Повседневная культура содержит в себе ценности и элитарной, и массовой, и традиционной художественной культуры.

К моменту появления первых русских журналов для детей и юношества в конце XVIII века традиционная культура находилась в процессе трансформации. В это время в России формируется элитарная культура, которая во многом позаимствовала ценности европейской культуры. На историческую сцену выходит дворянская субкультура, а позднее формируется массовая культура. На протяжении XIX века — начала XX века трансформация традиционной культуры только усиливается. «Как только новые поколения стали выходить за пределы ценностных ориентаций старших, стали разлагаться основы традиционной культуры», — пишет в своём исследовании А. С. Каргин [3, с. 64]. Традиционная культура перестала быть основополагающей, превратившись в одну из составляющих новой культурной парадигмы.

Первый русский специализированный журнал, предназначенный детской аудитории, стал выходить в 1785 году и назывался «Детское чтение для сердца и разума». Судя по названию, его издатель Н. И. Новиков предполагал печатать материалы такого рода, которые наилучшим образом будут воздействовать на умы и сердца юных читателей, будут формировать у них стремление к эстетическим, духовно-нравственным идеалам. Будучи представителем эли-

тарной культуры, Новиков начал издавать периодическое издание для детей, которое, по сути, относилось к явлениям массовой культуры. Но, как уже было отмечено, специфика детской периодики заключается в том, что в ней возможно сочетание разных пластов художественной культуры: элитарной, массовой и традиционной.

Первые русские журналы, издававшиеся в конце XVШ — начале XIX века, несли на себе явный отпечаток элитарной художественной культуры, основным идеалом которой является формирование человека, способного к активной преобразующей деятельности, творчеству, человека «высокой» культуры, концентрирующей в себе духовный, нравственный и художественный опыт лучших представителей русского общества. В журналах печатались произведения таких выдающихся русских писателей, как Н.М. Карамзин, возвышенные строки лучших русских поэтов того времени — В. А. Жуковского, Г. Р. Державина и других с рассуждениями личностного характера о Боге, Вере, Любви, Совести, Судьбе, Предназначении человека. Поэзия в России того времени была выражением высших, идеальных устремлений человека, поэты были «властителями дум», не зря потомки назвали это время «золотым веком» русской поэзии. Юные читатели детской периодики приобщались к вершинам духа, знакомясь с поэтической мыслью современников. Произведения представителей так называемой суперэлитарной (А. С. Каргин) культуры, в частности отрывки из романов Руссо, Вольтера, греческой и римской классики, также публиковались в детско-юношеских журналах.

На протяжении всего дореволюционного периода существования детско-юношеской журналистики доминантными культурными ценностями были ценности элитарной культуры, формировавшейся, прежде всего, в среде русского дворянства, а позднее в среде разночинной интеллигенции. В дореволюционной русской элитарной культуре

осуществлялся поиск нового и одновременно действовала установка на сохранение старых, ключевых ценностей — семья, друзья, определение своего места в этом мире. К числу ценностей элитарной художественной культуры данного периода относились увлекательная мечта о будущем, идеалы добра, любви, просвещения, особая духовность, присущая её носителям, представителям образованного и культурного слоя России. Особой ценностью обладали идеи служения, долга, жертвенности, патриотизма. Элитарная культура воспевала яркую творческую индивидуальность, пропагандировала противостояние толпе, идею сохранения собственного имени в творчестве. Наличие ценностей такого рода создавало возвышенность, серьёзность содержания изданий этого периода.

Вторая половина XIX века характеризовалась ростом образованности населения, появлением разночинной интеллигенции, зарождением на русской почве такого явления, которое позднее будет названо массовой культурой. Этому, безусловно, способствовало активное развитие средств массовой информации, в частности периодики, предназначенной для детей и юношества. Увеличивалось количество детско-юношеских изданий, росли их тиражи и масштаб распространения. Число авторов, которые создавали произведения для детей и подростков, не будучи профессиональными писателями, неуклонно росло. Журналы стали более демократичными по своему содержанию, в них появились многочисленные развлекательные и рекламные материалы. В целом, издательская деятельность подверглась коммерциализации: если раньше периодика издавалась, прежде всего, радетелями за дело воспитания, то теперь это становится прибыльным делом. Вследствие этого изменился характер изданий. Публикуемые материалы занимательны, но не глубоки, их чтение не предполагает размышления, нацелено на сиюминутный интерес.

В то же время в ряде качественных изданий продолжается публикация лучших произведений элитарной культуры девятнадцатого и начала двадцатого века: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, В. В. Вересаева, и др.

С 1906 по 1912 год П. С. Соловьевой и Н. И. Манасеиной издавался иллюстрированный журнал для среднего возраста под названием «Тропинка», который представлял собой издание, принадлежащее к элитарной культуре. В нем печатали свои произведения символисты Д. Мережковский, К. Бальмонт, С. Городецкий, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, А. Белый и др. Проза была представлена именами А. Куприна, А.Толстого, А.Ремизова. Иллюстрировали издание И. Билибин и М. Нестеров.

В 20—30-е годы XX века, в советский период, несмотря на то, что сменилась элита общества, в ряде изданий продолжают сохраняться традиции элитарной культуры в новой интерпретации. Так, в журналах «чиж» и «Еж» под руководством С. я. Маршака работали поэты — представители литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, Н.Заболоцкий, А.Введенский; рисунки создавали В. Конашевич, Е.Чарушин, Н. Рад-лов и другие талантливые ленинградские художники. Новаторство поэтов и художников не было признано официальной критикой того времени, но они были яркими представителями элитарной культуры, работавшими в детско-юношеской периодике. Они творили для детей новый мир, вовлекали их в эстетическое пространство, стимулировали к созданию собственных произведений.

XX век в целом ознаменован быстрым распространением массовой культуры, отличительной чертой которой является использование упрощённых образцов элитарной и народной культуры, простота идей и образов, удовлетворение актуальных сиюминутных запросов людей, общедоступность. В то же время с помощью массовой культуры осуществляется взаимосвязь

между обыденным, повседневным и элитарным, не всегда доступным пониманию масс.

Конец XX — начало XXI века в детско-юношеской журналистике также охарактеризованы доминированием массовой культуры. Многие издания отличаются бездуховностью, пропагандой материального благополучия, заботой не о душе, а об имидже, обилием рекламы. Так, в издающихся большими тиражами журналах («Губка Боб, «Черепашки ниндзя», «Война клонов», «Трансформеры») отмечается грубоватый юмор, сниженная лексика («мочить», «смылись из класса» и т.п.). Девяносто процентов пятидесятистраничного журнала «Губка Боб» посвящены рассказу о том, как Амбал Камбал бил Губку Боба. Оставшиеся 10% объёма отданы рекламе детских товаров. В журнале «Черепашки ниндзя» показательны названия рубрик: «Коварные головоломки», «Ужасные рисовалки», «Жуткий кроссворд», игра «Сможешь ли ты стать гангстером?». В таком культурном контексте формируются современные дети и подростки. В детско-юношеских изданиях культивиру-

ются вещи как ценности, создаются кумиры из числа представителей шоу-бизнеса, кино, эстрады. Высокие ценности заменяются культом потребления.

Анализ периодики для детей и юношества как феномена культуры повседневности свидетельствует о том, что издания не только отражают контекст российской повседневности, бытовой и ментальный мир русской жизни, являются средством коммуникации в повседневности, но и способствуют продвижению элитарных ценностей в сферу интересов массовой читательской детско-юношеской аудитории. Необходимо в большей степени использовать потенциал периодики в качестве эффективного средства массовой информации, с помощью которого может осуществляться трансмиссия элитарных ценностей, высоких идеалов, духовности, нравственных ориентиров непосредственно юным читателям. Это будет способствовать формированию устремлённости большей части читательской аудитории, в силу возраста склонной к романтизации и идеализации жизни, к великим целям, добру и справедливости.

Примечания

1. Беловинский А. В. Культура русской повседневности. Москва, 2008.

2. Ходжаева Ю. М. Экология культуросферы: к проблеме сохранения наследия : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата культурологии. Саранск, 2009.

3. Каргин А. С. Народная художественная культура. Москва, 1997.

References

1. Belovinskij L. V. KuPtura russkojpovsednevnosti [Culture of Russian everyday life]. Moscow, 2008.

2. Hodzhaeva Ju. M. Jekologija kuPturosfery: k probleme sohranenija nasledija. Avtoreferat diss. kand. kuPturologii [Ecology culture sphere: to the problem of preserving heritage. Synopsis kand. Cultural Studies diss.]. Saransk, 2009.

3. Kargin A. S. Narodnaja hudozhestvennaja kuPtura [Folk art culture]. Moscow, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.