Научная статья на тему 'Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в'

Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТ / ВАЖНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ / MAGAZINES FOR CHILDREN AND THE YOUTH / RUSSIAN ART CULTURE / CONTEXT / AN IMPORTANT STAGE OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Автор статьи анализирует взаимосвязь русских журналов для детей и юношества первой четверти XIX в. с художествен­ной культурой этого времени, определяет значение первого этапа для дальнейшего развития данного вида периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magazines for Children and the Youth in the Context of Domestic Art Culture of the First Quarter of the XIX century

The author of the article analyzes interrelation of Russian magazines for children and the youth of the first quarter of the XIX century with art culture of the time, defines value of the first stage for the further development of the given kind of periodicals.

Текст научной работы на тему «Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в»

УДК 008.82.(051.053.2).930.85

Е. В. Гайманова

Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в.

Автор статьи анализирует взаимосвязь русских журналов для детей и юношества первой четверти XIX в. с художественной культурой этого времени, определяет значение первого этапа для дальнейшего развития данного вида периодической печати.

Ключевые слова: журналы для детей и юношества, русская художественная культура, контекст, важный этап развития. Е. V. Gaymanova

Magazines for Children and the Youth in the Context of Domestic Art Culture of the First Quarter of the XIX century

The author of the article analyzes interrelation of Russian magazines for children and the youth of the first quarter of the XIX century with art culture of the time, defines value of the first stage for the further development of the given kind of periodicals.

Keywords: magazines for children and the youth, Russian art culture, context, an important stage of development.

Коренным качеством русской культуры на протяжении 200 лет была литературоцентрич-ность. Слово, зафиксированное в книгах и журналах, определяло взгляды и настроения общества.

Дискретность, раздробленность современной российской культурной жизни очевидна. Это находит отражение в периодических изданиях для детей и юношества. Обзор современной детской прессы свидетельствует о том, что она во многих изданиях, к сожалению, далека от традиций русской художественной культуры, часто пропагандирует другие культурные идеалы, носит, в основном, развлекательный, гедонистический характер. Слово в журналах для детей и юношества перестало выполнять духовно-нравственную функцию.

Примером органичного включения детской периодики в культурный контекст могут служить журналы для детей и юношества первой четверти XIX столетия.

Культурологическое понятие контекста (от лат. сойех^ - тесная связь) подразумевает изучение объекта во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими объектами, в данном случае имеется в виду рассмотрение детско-юношеских журналов во взаимосвязи и взаимовлиянии с художественной культурой исследуемого периода. Развитие

журналистики данного типа происходило в тесной взаимосвязи с просвещением, литературой для взрослых и детей, изобразительным искусством, русской художественной культурой в целом.

Появление в конце XVIII в. первого отечественного журнала для детей и юношества «Детское чтение для сердца и разума» дало толчок развитию детской журналистики. В первой четверти XIX в. издавалось 16 журналов, предназначенных детям и подросткам. Среди них «Сокращенная библиотека в пользу господам воспитанникам первого кадетского корпуса», издававшаяся в Санкт-Петербурге в 1801-1804 гг., «Веселый и забавный друг детей, или курс нравственного воспитания», служащий продолжением «Детскому чтению», издававшийся учителем С. Смирновым в Москве в 1804 г., «Патриот. Детский журнал» (М., 1804), «Друг юношества и всяких лет» (М., 1807-1815), «Друг детей» (М., 1809), «Журнал для детей, или приятное и полезное чтение для образования ума и сердца» (СПб., 1813), «Детский вестник» (М., 1815), «Детский музеум» (СПб., 1822) и др.

Анализ журналов для детей и юношества первой четверти XIX в. свидетельствует, что начало столетия было первым, а потому наиболее важным этапом развития детской журналистики, определившим во многом дальнейшую историю

© Гайманова Е. В., 2011

Журналы для детей и юношества

в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в.

детских журналов в России и внесшим определенный вклад в развитие русской художественной культуры.

Исходя из современных принципов классификации периодики, предназначенной для детско-юношеской аудитории, необходимо для характеристики журналов использовать следующие критерии: тип издания, целевая аудитория, цели и функции, особенности редакционной политики, целевое назначение, масштаб распространения. К числу важных составляющих типологической характеристики современные исследователи относят также периодичность выхода издания, формат, тираж и ряд других факторов.

В связи с этим необходимо отметить, что журналы для детей и юношества, выходившие в начале XIX столетия, отличались друг от друга по этим параметрам, общая типологическая картина только начала складываться в этот период. Можно отметить некоторые общие черты, позволяющие выделить эти журналы как особый тип специализированных изданий, предназначенных для конкретной целевой аудитории, возраст которой определялся в границах от 3-4 до 17-18 лет.

Основными целями издателей в соответствии с этим основными функциями изданий были культурно-просветительская и воспитательная. Издатели русских журналов для детей и юношества любили детей и уделяли много внимания их воспитанию, в том числе художественному, считая это занятие очень важным делом. Позднее Н. А. Добролюбов сформулирует основную цель этой кропотливой работы следующим образом: «Кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее».

Журналы были авторскими, так как только издатели определяли редакционную политику, отбирали авторов и материалы для публикации, редактировали, сами писали произведения и статьи для своего издания. Публикуемые в журналах материалы носили в основном духовно-нравственный, религиозный характер. В то же время детские издания по мере возможности популяризировали науку, технику на определенном этапе их развития, расширяли кругозор, помогали в обучении, служили развлечением.

В целом многие периодические издания имели литературно-художественный или энциклопедический характер, были скорее сборниками или альманахами в соответствии с модой начала века. Распространялись в основном по подписке в Мо -скве, Санкт-Петербурге, ряде крупных городов.

Необходимо отметить, что незначительными были тиражи изданий, не сформировалась структура детского издания, менялась рубрикация, не было деления по возрастным категориям, не различались журналы для девочек и мальчиков. Многие журналы существовали не более года, выходили нерегулярно.

Большая часть журналов была тяжеловата для детского восприятия: не была иллюстрирована, не имела материалов развлекательного характера. Некоторые произведения, напечатанные в журналах, отличались излишней дидактичностью, морализаторством.

Как уже было отмечено, старт развитию детской журналистики дал выдающийся просветитель, писатель, журналист, педагог Н. И. Новиков, выпустив в свет первый номер своего журнала с символичным названием «Детское чтение для сердца и разума». Литературно-художественный журнал Новикова, в издании которого принял живейшее участие Н. М. Карамзин, сразу поднял на небывалую высоту детскую журналистику.

Добраться до этой вершины удалось не каждому последовавшему за ним журналу. Но сама задача покорения этой вершины заставляла издателей совершенствовать свое детище, искать новые способы и приемы привлечения детско-юношеской аудитории к своему изданию, обращаться к художественным традициям прошлого, активно использовать то новое, что появлялось в русском и европейском искусстве.

Журналистика для детей и юношества, будучи литературно-художественной по своему целевому назначению, оказала определенное воздействие на развитие русской литературы для взрослых и детей. Повести, рассказы, публиковавшие -ся в детских журналах, развивали основные направления русской художественной культуры: сентиментализм, романтизм, реализм.

Наиболее значительный вклад публикации в детских журналах внесли в утверждение на русской почве сентиментализма как особого художе -ственного направления. Это направление соответствовало душевному восприятию детей, и потому было близко и понятно им.

Необходимо помнить, что первое крупное произведение в духе сентиментализма под названием «Евгений и Юлия» было напечатано Н. М. Карамзиным в журнале «Детское чтение для сердца и разума» еще до появления знаменитой повести «Бедная Лиза», официально признанной первым произведением в этом направ-

лении в русской литературе. В повести Карамзина присутствуют все черты, характерные для русского сентиментализма: культ чувства, природы, врожденной нравственной чистоты, неиспорченности нравов, повышенная чувствительность, склонность к уединенному размышлению, меланхолическая мечтательность героев. Детская аудитория с восторгом читала эту и другие подобные ей сентиментальные повести русских и зарубежных авторов, так как воспевание чистой любви, трогательных чувств, восторженное отношение к природе, умение видеть вокруг себя красоту привлекали юных читателей.

Детская журналистика популяризировала оригинальные произведения не только знаменитых отечественных писателей и поэтов, таких, как Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, но и малоизвестных русских авторов. Так, в журнале «Друг юношества и всяких лет» публиковали свои произведения преподаватели и студенты Московского университета: А. И. Ковальков, И. А. Андреев, С. А. Ремезов, И. М. Снегирёв, Д. И. Попов и многие другие.

Издатели знакомили детско-юношескую аудиторию с новинками русской и зарубежной литературы. Например, издатель журнала «Детский вестник» П. В. Победоносцев опубликовал в июньском номере повесть «Опасность от излишней чувствительности» и дидактический рассказ «Покорность промыслу», о которых пишет в примечании: «Произведения помещены из новой книги под названием "Избранные поучительные повести, удобные вливать в сердце чувство нравственной красоты, представлять воображению картины добродетели и питать в душе семя чувствительности". Книга сия, составленная из переводов, заимствованных из лучших Немецких и Французских писателей и состоящая в 4-х частях, выйдет в свет не позже будущего месяца» [1].

В разных номерах журнала «Патриот» за 1804 г. печатались «Известия библиографические». В них была дана краткая аннотация новым иностранным сочинениям, например, «Курсу Морали для молодых девиц», сочинению Франсуа Амальрика, опубликованному в Париже в 1803 г.

Журналы формировали художественный вкус детей и юношества, возбуждали интерес к чтению как эстетическому процессу, готовили к восприятию взрослой литературы. На страницах журналов первой четверти XIX в. появились сначала рисунки («Друг юношества и всяких лет»),

затем тематические иллюстрации («Журнал для детей»).

Впервые в русской художественной практике в журнале «Волшебный фонарь, или зрелище Санкт-петербургских продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом соответственно каждому лицу и званию», издававшемся в Санкт-Петербурге в 1817 г., были использованы литографии, которые чуть позднее нашли широкое применение в энциклопедическом издании под названием «Детский музеум».

Опубликованные в журналах стихи А. Ф. Мерзлякова, басни И. А. Крылова и других баснописцев, диалоги журнала «Волшебный фонарь, или зрелище» приобщали детей к русской народной художественной культуре того времени. Даже переводные произведения были насыщены русскими именами с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Лизанька, Фединь-ка), значащими фамилиями (Здравосмыслов), бытовыми реалиями русской жизни.

Журнальные публикации в детских периодических изданиях служили источником вдохновения для русских писателей и поэтов. Известно, например, что своим появлением на свет две басни И. А. Крылова - «Свинья под дубом» и «Обезьяна» - обязаны материалам журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума».

Детские периодические издания становились школой художественного мастерства. Именно в них дети начали печатать свои собственные, пусть еще незрелые произведения, в основном, стихотворения. Так, журнал «Новое детское чтение, издаваемое С. Глинкою», продолжая традицию, начатую журналом М. И. Невзорова «Друг юношества и всяких лет», печатает небольшое стихотворение «Поздравление с новым годом», сопровождая его примечанием издателя: «С удо -вольствием буду помещать в Детском чтении все изъявления детской любви к родителям» [3].

Наиболее выдающимся среди периодических изданий для детей и юношества первой четверти XIX в. стал журнал «Новое детское чтение, издаваемое С. Глинкой», который выходил с 1821 по 1824 г. в Москве. Основное место в журнале С. Глинки занимали материалы исторического характера, что было связано с интересами самого издателя, который являлся одним из лучших детских писателей-историков своего времени. Например, во второй части журнала за 1820 г. был

Журналы для детей и юношества

в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в.

напечатан «Драматический анекдот» в стихотворной форме (фактически это была пьеса в четырех явлениях) под названием «Торопитесь делать добро, или Суворов под Варшавою». Завершалась эта небольшая пьеса «речью того, кто представляет лицо Суворова»:

Здесь тень Суворова представлена одна;

Но славою его вселенная полна.

Оружьем побеждал, он побеждал душою,

И благости пример во всем являл собою.

Еще он и теперь сердцам всем говорит:

«Зло должно отлагать; в делах добра спешить» [3].

В этих словах заключался нравственный урок для юных читателей.

Первая четверть XIX столетия является важным этапом, потому что это был период накопления внутренних сил для дальнейшего развития, начало формирования основных типологических особенностей данного вида журналистики, определивших ее расцвет в конце XIX и XX вв.

Важным было и то, что нравственный, духовный потенциал, заложенный в публикациях детских журналов, формировал новое поколение российских детей. Русские мальчики и девочки вырастали на этих журналах, с интересом читали, по их публикациям учились любить родину, дом, семью, друзей, помогать страждущим, становились истинными патриотами и гражданами своего отечества. Журналы формировали их художественный вкус, приобщали к национальной художественной культуре.

Ю. М. Лотман в книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.)» пишет о воздействии чтения детской литературы и журналов на формирование подрастающего поколения: «У Никиты Муравьева (будущего декабриста) и его сверстников было особое детство - детство, которое создает людей, уже заранее подготовленных не для карьеры, не для службы, а для подвигов. Людей, которые знают, что самое худшее в жизни -это потерять честь. Совершить недостойный поступок - хуже смерти. Смерть не страшит подростков и юношей этого поколения: все великие римляне погибали героически, и такая смерть завидна. ... Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю» [3].

Журналы для детей и юношества в силу своего литературного характера сами были частью художественной культуры своего времени.

Культурно-исторические уроки дореволюционной журналистики для детей и юношества могут быть использованы в современной издательской практике.

Библиографический список

1. Детский вестник [Текст] : журнал для детей. -М. , 1815 (июнь). - С. 225-226.

2. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.) [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. ,1994. - С. 64.

3. Новое детское чтение С. Глинки [Текст] : журнал для детей. - М. , 1820. - Ч. 2. - С. 62.

4. Новое детское чтение, издаваемое С. Глинкою [Текст] : журнал для детей. - М. , 1823. - Ч. 1. -С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.