Научная статья на тему 'Журналы для детей и юношества в контексте русской художественной культуры второй четверти XIX века'

Журналы для детей и юношества в контексте русской художественной культуры второй четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
706
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналы для детей и юношества / Русская художественная культура / вторая четверть XIX века / magazines for children and youth / Russian artistic culture / the second quarter of the XIX century

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Показана специфика отечественных журналов второй четверти XIX века, предназначенных для детей и юношества. Установлены их взаимосвязи с отечественной художественной культурой этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of national magazines of the second quarter of the XIX century for children and youth is shown. Their relations to the home artistic culture of this period are defined.

Текст научной работы на тему «Журналы для детей и юношества в контексте русской художественной культуры второй четверти XIX века»

развитие его коммуникативности приводит к тому, что коммуникация, проникая в контекст социализации, обогащает ее и формирует качественно новый результат социализации. Во-вторых, современное понимание социализации конкретизирует процесс взаимодействия социальных субъектов (человека, социальных групп, обществ).

Социальное взаимодействие носит интресубъективный характер и порождает новационные коммуникативные структуры, релевантные модернизированным процессам социализации. Предложенный метод теоретического моделирования способен, на наш взгляд, оптимизировать коммуникативные практики в процессах социализации, усилить их соответствие идеалу современного социума.

Библиографический список

1. Стригапкова Е.Ю. Социально-философские проблемы коммуникации. Саратов, 2007.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

3. Тейяр де Шардеп П. Феномен человека. М., 1989.

4. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М., 1997.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

6. Кагап М.С. Мир общения. М., 1988.

7. Титарепко А.И. Нравственные основы общения. М., 1979.

E.V. Gaimanova Magazines for Children and Youth in the Context of the Russian Artistic Culture of the Second Quarter of the XIX Century

The specificity of national magazines of the second quarter of the XIX century for children and youth is shown. Their relations to the home artistic culture of this period are defined.

Key words and word-combinations: magazines for children and youth, Russian artistic culture, the second quarter of the XIX century.

Показана специфика отечественных журналов второй четверти XIX века, предназначенныгх для детей и юношества. Установлены их взаимосвязи с отечественной художественной культурой этого периода.

Ключевые слова и словосочетания: журналы для детей и юношества, русская художественная культура, вторая четверть XIX века.

УДК 070(091 )"1 8" ББК 76.03+76.01

Е.В. Гайманова

ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

И ЮНОШЕСТВА

В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ

ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

В богатом и многообразном мире русской художественной культуры особое место принадлежит журналам для детей и юношества, которые ведут свою историю в России с конца XVIII в.

Термином «журналы для детей и юношества» обозначают печатные периодические издания, предназначенные для определенной целевой аудитории, возраст которой опреде-

226 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ляется в границах приблизительно от 3-4 до 17-18 лет. Специфика аудитории требует опубликования разнообразных материалов на доступном языке. Содержание таких журналов обусловлено не только возрастом, но и уровнем развития, природными способностями и культурными навыками каждого ребенка.

Анализ современного состояния журналов для детей и юношества показывает обнаруживает такую тенденцию, как нарушение взаимосвязи содержания и оформления изданий с отечественной художественной культурой. На первом месте у современных издателей, к сожалению, оказываются коммерческий успех и выгода, а не сохранение и приумножение отечественных культурных традиций. Как правило, издатели журналов в вопросах содержания и особенно оформления своих изданий ориентированы на западные образцы. Так, непомерно тиражируются комиксы в американском стиле и иллюстрации в изобразительной технике «диснеевских» мультфильмов. Этот факт заставляет обратить внимание на успешный отечественный опыт включения периодических изданий, предназначенных детско-юношеской аудитории, в контекст художественной культуры, в частности, второй четверти XIX столетия - времени взлета русской художественной мысли.

Журналистика для детей и юношества всегда была тесно связана с конкретными историко-культурными, социально-экономическими условиями жизни русского общества. Она развивалась под влиянием и во взаимодействии с разными видами духовной и художественной культуры, каковыми являлись литература, народное поэтическое творчество, просвещение, педагогика, наука, театр, живопись, графика, музыка. Художественная культура, в контексте которой будут рассматриваться журналы для детей и юношества, является «одной из специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности» [1, с. 1]. По мнению современных исследователей, художественная культура, как и другие специализированные области культуры, социально стратифицирована. В частности, существует понятие детской художественной культуры, включающей в себя как творчество самих детей и подростков, так и систему эстетического воспитания и просвещения детей.

В центре нашего исследовательского внимания находятся журналы не как продукт самостоятельного творчества детей, а издаваемые взрослыми людьми для детско-юношеской аудитории. Их задачи определяются в первую очередь воспитательной и культурно-образовательной направленностью.

В России изначально культивировался эстетически ориентированный подход к изданию детских журналов, способствующий развитию у детей художественного восприятия и вкуса. Если общество не думает о воспитании подрастающего поколения, оно не имеет будущего - так считали многие представители русской дворянской и разночинной интеллигенции второй четверти XIX в.

Большинство русских издателей периодики для детей были подвижниками, отдававшими все силы делу воспитания юношества. Многие из них сами были заметными представителями русской культуры своего времени, прежде всего литературы, так как именно этот вид искусства главенствовал в русской художест-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 227

венной жизни исследуемого периода. В числе известных издателей, занимавшихся писательством и публицистикой, были журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, историк А.П. Башуцкий, профессор права Московского университета П.Г. Редкин, детский поэт и писатель Б.М. Федоров, ученый и педагог Д.А. Валуев, автор знаменитой книги «История России в рассказах для детей» А.О. Ишимова.

Во второй четверти XIX в. выходило 20 журналов, предназначенных детско-юношеской аудитории. По сравнению с началом столетия их издание носило более устойчивый характер - многие журналы выходили на протяжении нескольких лет.

Русские издатели сделали процесс чтения для детей более доступным и привлекательным . Журналы давали возможность в одном номере печатать материалы на самые разнообразные темы, удовлетворяя тем самым различающиеся потребности детей и подростков. Появились специализированные издания для девочек («Звездочка», «Лучи»), для мальчиков («Журнал для воспитанников военно-учебных заведений»), журналы, посвященные драматургии («Детский драматический вестник»). В целом журналы отличались большим разнообразием в содержании, и читательский интерес к ним возрастал.

Специфика отечественной журналистики для детей и юношества исследуемого периода определялась тем, что, с одной стороны, она являлась составной частью общей журналистики, а с другой - имела в основном литературно-художественный характер, так как практически половина журнальной площади была занята художественными произведениями. Таким образом, журналистика данного типа была самым тесным образом связана с детской и общей литературой и публицистикой, развивалась, в частности, и по их законам.

Как известно, вторая четверть XIX столетия была ознаменована взлетом литературного творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Активно развивалась в этот период русская критическая мысль в статьях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Начинался творческий путь будущих выдающихся писателей: Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого.

В литературе, изобразительном искусстве, музыке, скульптуре второй четверти XIX в. органично сочетались разные стилевые черты - классицизма, романтизма и реализма. «Переплетение стилей дало прекрасный художественный результат и способствовало рождению вершинных творений русского национального искусства, отмеченных печатью "и божества, и вдохновенья"» [2, с. 332]. В журналистике для детей и юношества продолжал господствовать сентиментализм, но и в журнальные публикации для детско-юношеской аудитории властно проникали новые литературные течения. В этом смысле показательно отражение романтизма в журналистике для детей и юношества.

Романтический герой второй четверти XIX в. - это волевой, сильный человек, с трагическим мироощущением, разочарованный, утративший интерес к земным радостям, обличающий богатых и сильных, переживающий как личную трагедию утрату нравственных и эстетических идеалов. Подобная трактовка сильной личности, стремящейся к свободе и не находящей себе применения в окружающем мире, была определена особенностями Николаевской эпохи.

228 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Конечно, такого рода герои не были характерны для произведений, публиковавшихся в журналах для детей и юношества того времени. Но стремление к воле, свободе, борьба за независимость родины - основные мотивы романтических произведений этого периода - нашли отражение и на страницах исторических публикаций в детской периодике. Романтизм как литературное направление в журналах для детей и юношества проявлялся в героизации исторических личностей, среди них были римские республиканцы, древнерусские князья, герои Отечественной войны 1812 года.

Своеобразием отличался романтизм в ранних произведениях Н.В. Гоголя, где им был создан сказочно-фантастический мир украинского села. Данная романтическая традиция нашла свое отражение в детской журналистике в разнообразных сказках и восточных повестях, заполнивших в исследуемый период номера журналов для детей и юношества.

Во второй четверти XIX столетия особый интерес у писателей-романтиков вызывала историческая тематика. Наиболее популярными авторами, писавшими исторические произведения, в то время были М.Н. Загоскин и И.И. Лажечников. В двух своих знаменитых исторических романах «Юрий Милослав-ский» и «Рославлев» М.Н. Загоскин рисовал романтические образы главных героев в духе «народного настоящего прошлого». В 1840-х годах И.И. Лажечниковым были написаны романы «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик», которые, по выражению Белинского, «достойны почетного упоминания в истории русской литературы» благодаря романтической основе, историзму, гуманизму автора. Для публикаций в журналах для детей и юношества исследуемого периода историческая тематика была также характерна. Так, на страницах журнала «Библиотека для воспитания» печатались многочисленные материалы по истории славянских народов, а в журнале «Новая библиотека для воспитания» было опубликовано талантливое переложение «Повести временных лет» под названием «Русская летопись для первоначального чтения», выполненное молодым тогда историком С. Соловьевым. Интерес представителей русской культуры к истории Древней Руси проявился на страницах «Новой библиотеки для воспитания» в переложении для детей шедевров древнерусской литературы «Слова о полку Игореве» и «Моления Даниила Заточника».

В одной из программных статей журнала «Библиотека для воспитания», издававшегося в 1843-1846 гг., говорилось: «Не те произведения хороши для детей, которые писаны для них, но те, которые, при всей глубине поэтического созерцания, вместе так поэтически просты и так стройно вылились из гармонически настроенной души, что одинаково доступны и зрелому возрасту, и безыскусственному понятию ребенка». В связи с этим утверждалось, что «для детского слуха, который еще не может отличать и оценивать относительные достоинства языка по его эпохам, полезнее навык к современному стиху пушкинской школы» [3]. В соответствии с заявленной программой в каждом номере журнала печаталась подборка из 10-15 стихотворений А.С. Пушкина, A.A. Дельвига, Н.М. Языкова и других знаменитых русских поэтов. Подборкам стихотворений предшествовали предисловия. Так, в части 6 за 1848 г. были представлены несколько стихотворений Д.В. Веневитинова с предисловием А.С. Хомякова,

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 229

стихи М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского с предисловием И.В. Киреевского. В программе журнала анонсировалось, что «по отделу чисто литературному участвуют А.П. Зонтаг, В.Ф. Одоевский, К.К. Павлова, Н.Ф. Павлов, А.С. Хомяков, Н.М. Языков и др.» [3].

В «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных заведений», выходившем в Санкт-Петербурге в 1836-1863 гг., печатались только оригинальные произведения известнейших российских литераторов, например: «Переложение 49 псалма» И.И. Дмитриева, стихотворение «Осень» Н.М. Карамзина, отрывок из комедии «Чудаки» Я.Б. Княжнина, басня «Устрица и двое прохожих» А.Е. Измайлова, стихотворения «На смерть Гете» Е.А. Баратынского, «К Александровской колонне» Шихматова, «К гробу Суворова» Н.И. Гнедича, «Сказка об Иван Царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского. На страницах журнала впервые для детей еще при жизни были опубликованы стихи А.С. Пушкина, сопровождавшиеся вступительной статьей, положительно оценивающей творчество поэта. Журнал отличался разнообразием материалов, но все они были проникнуты патриотизмом, любовью и уважением к русской культуре, ее народу, что было характерно для исследуемого периода.

В соответствии с творческими исканиями русских писателей и поэтов опубликованные в журналах повести, рассказы и статьи давали богатый материал духовно-нравственного содержания, побуждали детей и подростков к размышлениям о жизни и месте человека в этой жизни, его обязанностях по отношению к Богу, царю, отечеству и другим людям. Так, в № 3 за 1842 г. журнала «Звездочка» было напечатано рассуждение о душе человека, о божественных творениях под названием «Месяц и звезды».

Благодаря публикациям в журналах дети и подростки знакомились с анализом творчества современных поэтов и писателей. Например, в том же журнале «Звездочка», предназначенном для детей старшего возраста, за 1848 год была опубликована интересная, но спорная статья под названием «Несколько слов о Лермонтове и Кольцове». Автор статьи прозу Лермонтова ставил выше, чем поэзию, считая Лермонтова-поэта подражателем Пушкина. В «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» была опубликована литературно-критическая статья В. Плаксина «В память И.А. Крылова». Автор сравнивал басни Крылова и Лафонтена, показывал, что Крылов подражал Лафонтену только общей мыслью, взяв за основу содержание и порядок басни, но используя совсем другие средства. По мнению автора статьи, Крылов старое содержание «облекает... в такие формы, которые согласны с нашими народными нравами, понятны Русскому уму и доступны Русскому сердцу» [4, с. 360]. Статья раскрывает значение Крылова для русской культуры, в ней отмечается, что «Крылов познакомил образованные сословия с родным языком» [4,с. 395].

Журналы были насыщены художественными и публицистическими материалами, повествующими о жизни и подвигах выдающихся людей, чье нравственное служение долгу и вере могло служить образцом для подражания. Так, в журнале «Всеобщая библиотека полезных для юношества сведений» в 5-й части в разделе «Биография» рассказывалось о выдающемся русском ученом М.В. Ломоносове. В журнале «Живописное обозрение достопамятных

230 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемом А. Семеном» только за 1836-1837 гг. были напечатаны 44 статьи, повествующие о жизни подвижников веры, полководцев, литераторов и других людей, прославивших отечество.

Издатели журналов анонсировали новые русские книги. «Спешите же пользоваться каждым сочинением, выходящим из ряда обыкновенных: хорошее чтение есть лучшее средство для молодых людей образовать ум и вкус свой», -писала по поводу новой литературы А.О. Ишимова в одном из своих журналов [5, с. 58].

Русские писатели и издатели журналов для детей и юношества хорошо знали древнюю и современную зарубежную литературу и знакомили с лучшими произведениями детей и подростков. Например, П.Г. Редкин опубликовал в своем журнале произведения Г.Х. Андерсена «Соловей», «Гадкий утенок», «Бронзовый вепрь», сказки Э. По. В прозаическом переложении русские дети познакомились в журнале «Новая библиотека для воспитания» со странствованиями Одиссея и похождениями Энея.

Разные художественные стили (классицизм, романтизм, реализм) активно развивались не только в литературе, но и в русском изобразительном искусстве второй четверти XIX в. Однако в журналах для детей и юношества исследуемого периода не было прямого отзвука выдающихся достижений русской живописи того времени. В оформлении изданий не участвовали знаменитые художники -это будет характерно для последующего времени. Иллюстраций было еще немного. В журналах не использовались репродукции картин, а были напечатаны в основном черно-белые литографии, изображающие то, о чем рассказывалось в материалах. В целом художественное оформление данного вида прессы представляло собой в то время специфическую область графики.

Необходимо отметить в качестве характерной черты графического оформления журналов использование разных шрифтов, курсива для привлечения внимания, выделения слов и мыслей. Это отражено, например, в таком издании, как «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшемся книгопродавцом Е. Эггерсом в 1834 г.

Издатели знакомили детей и с разными видами изобразительного искусства. Во многих изданиях того времени имелись особые разделы под названием «Живопись» или «Искусства». В № 14 издания Е. Эггерса, предназначенного для практического применения имеющихся в нем сведений, был опубликован материал под названием «Внутреннее устройство театра». В нем рассказывалось об изготовлении декораций. В № 20 описывался «Легкий способ рисовать» с помощью черного листа бумаги.

Откликались журналы и на значительные события, происходящие в мире русского изобразительного искусства. Так, в журнале «Живописное обозрение достопамятных предметов» была напечатана биографическая заметка «Кипренский». В заметке извещалось о «горестной потере» для русской культуры: «Знаменитый Русский живописец Кипренский скончался в Риме. Он возвращался уже в Россию, тщетно проживши несколько лет в Италии для поправления

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 231

своего здоровья» [6, с. 151]. В разделе «Искусства и художества» этого журнала были даны общие очерки по истории искусства («Живописи школы»); рассказывалось о школах ваяния и зодчества («Александровская колонна, «Памятник Суворову»).

В русском музыкальном искусстве рассматриваемого периода заметным явлением становится использование народных, фольклорных мотивов. Можно сказать, что русская музыка стала национальной и патриотичной. Музыкальный вкус, музыкальное просвещение становились темами, раскрываемыми на страницах журналов для детей и юношества. В частности, в «Детском журнале для образования понятия сердца и нрава; для изучения искусств и рукоделий; разнообразного полезного чтения и забавы милых русских детей», издававшемся в Санкт-Петербурге в 1838-1839 гг. А.П. Башуцким, печатались статьи, в которых музыкант А. Снегирев обучал детей нотной грамоте. Детей приобщали к музыкальной культуре, знакомили с популярными произведениями того времени. В приложении к журналу печатались ноты.

Обращение издателей русских журналов для детей и юношества к произведениям традиционного искусства обогащало содержательную основу изданий, служило делу воспитания подрастающих поколений. Устное поэтическое творчество народа выполняло в первую очередь духовно-нравственную функцию. Оно раскрывало внутренний мир народа, выражало его стремления, взгляды на жизнь, пропагандировало любовь к родине, стремление людей к миру и в то же время готовность защищать народные идеалы, воспитывало поэтическое чувство восхищения родной природой. Духовное влияние русской литературы усиливалось нравственным воздействием фольклора в журнальных публикациях, что открывало большие возможности для формирования нравственно зрелой личности. «Ценность поэтических творений в конечном счете объясняется их педагогическим значением, их ролью в воспитании, в духовном обогащении личности» [7, с. 276].

Организация в последней трети XVIII в. писателем А.Т. Болотовым первого детского театра в России послужила мощным толчком для развития детской драматургии в начале следующего, XIX столетия. Это, в свою очередь, дало импульс для появления в 1830-е годы специализированных журналов для юных читателей. Так, в Санкт-Петербурге в 1829-1830 гг. издавался «Детский драматический вестник», в котором печатались небольшие одноактные пьесы, в основном морально-нравственного характера, для постановки в домашних театрах.

В большей части журналов для детей и юношества в исследуемый период обязательно публиковались небольшие драматические произведения. Так, в «Детском журнале», редактором которого был А.П. Башуцкий, в № 10 за 1838 г. была напечатана комедия-шутка для детей «Болезнь Пьерро». Издатель в примечании объясняет детям, как одеты герои пьесы, как они должны себя вести. Таким образом, дети могли не только прочитать, но и поставить данную пьесу на домашней сцене.

Журналы для детей и юношества изначально не предназначались для освещения злободневных общественно-политических событий, в целом они пред-

232 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ставляли собой своеобразный срез культурной жизни страны, отражали те или иные тенденции в области историко-культурного процесса и в этом смысле являлись участниками культурной жизни русского общества, приобщали к художественной жизни русских детей. Дореволюционный опыт приобщения подрастающих поколений к художественным ценностям национальной культуры может и должен быть продуктивно использован в современной культурной ситуации, которая характеризуется разобщенностью, дискретностью, ориентированностью на инокультурные образцы, в условиях начавшегося процесса разрушения ценностно-смыслового единства российской культуры.

Библиографический список

1. Флиер А.Я. Культурологический словарь. URL: http://hghltd.yandex.net.

2. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

3. Библиотека для воспитания. М., 1844.

4. Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. СПб., 1850. Т. 58, кн. 232.

5. Звездочка: для детей старшего возраста. СПб., 1849. № 4.

6. Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Августом Семеном. М., 1837. Т. 2.

7. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.