Научная статья на тему 'Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России'

Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2260
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евлапова Т. В.

В статье рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности. Автор обращается к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понимания российского патриотизма. Поднимаются вопросы, связанные с необходимостью патриотического воспитания новых поколений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России»

УДК 172.15

Евлапова Т.В.,

аспирантка, Московский государственный областной университет

Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России

В статье рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности. Автор обращается к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понимания российского патриотизма. Поднимаются вопросы, связанные с необходимостью патриотического воспитания новых поколений России.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, гражданская позиция, национальная идея.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов XXI в., а не повторять ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. Идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень трактовки и понимания. Российский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан России, быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положение по отношению к любому частному патриотизму. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции раз-

вития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении. В рамках «теории официальной народности» министра народного просвещения России С.С. Уварова, выдвинутой в 1930-е годы, значительное развитие получила и «русская идея»1. За последнее время, по мнению некоторых политологов, «русская идея» вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она может способствовать осуществлению надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи. Все более активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале. Вследствие этого возникает необходимость более глубокого понимания сущности «русской идеи», ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России за последнее десятилетие, но и с учетом многовекового исторического развития опыта нашего Отечества. Вместе с тем, осмысливая содержание «русской идеи», необходимо помнить, что современная Россия — многонациональное государство, объединяющее большое количество этносов, представляющих различные религиозные конфессии. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть русская идея, «... стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населяющих огромную Российскую Империю»2.

Анализ «русской идеи» должен, безусловно, основываться на рассмотрении важ-

нейших взглядов, положений отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с «русской идеей», в ее общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе целого ряда идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма у них имеются общие, объединяющие моменты.

Анализ взглядов отечественных мыслителей в дореволюционный период развития России позволяет констатировать, что в них достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, в котором значительное место занимал патриотизм. Это проявилось прежде всего в трех принципах становления и развития «русской идеи» : религиозном (православие, Киевская Русь), политическом (самодержавие, «священное царство», Московская Русь) и социальном (европейская цивилизация, Российская Империя)3.

Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма почти всегда находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки. России — прошлой, настоящей и будущей, ее возрождению были отданы все главные помыслы и усилия русского мыслителя и патриота И.А. Ильина. Основываясь на духовно-нравственном, альтруистическом подходе к пониманию сущности патриотизма, идеализируя русскую культуру и возвеличивая душу русского народа, И. Ильин не сомневался в особом предназначении России. Огромной любовью к Родине пронизаны его мысли, посвященные своеобразию, самобытности, самостоятельности, суверенности русского народа, его культуры, сознания и чувств, деяний и, в конечном счете, самой судьбы.

В главном русле отечественной религиозно-философской традиции рассматривал «русскую идею» Л.П. Карсавин. Предметом его анализа являлись исконные классические темы русской духовности: о Боге, о человеке, о корнях его жизни, прежде всего

№ 1 2011 г.

43

нравственных, о высшем предназначении, особенно в соизмерении с судьбой России. По убеждению Л. Карсавина, «великое будущее» России определяется духовными силами русского народа, развитием его национального самосознания, любовью к Богу, верой в величие и особое предназначение страны. Патриотизм как явление национальной духовности и компонент общественного сознания в настоящее время, когда Россия «собирает камни» своей истории, актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем много веков назад. Сила любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан.

Позиция патриотизма — это стремление человека к участию в модернизации страны, к резкому повышению эффективности хозяйства, к волевой концентрации всех социальных сил для прорыва вперед, к выходу из затянувшейся апатии и безразличия к собственному настоящему и будущему. В данном контексте можно выделить ряд направлений исследования феномена патриотизма.

К первому направлению, которое может быть определено как возвышенно- эмоциональное, относятся получившие наибольшее распространение суждения, определяющие патриотизм через чувство любви к Родине, Отечеству4.

Второе направление, которое можно определить как деятельностное, основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых для человека чувств. Эти чувства должны побуждать личность, группу, нацию к активным действиям, поступкам на благо своей Родины5.

В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Содержание и характер данного направления в значительной степени обусловлены особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты6. Его сторонники называют этот феномен «государственным патриотизмом»7.

Четвертое направление. Ряд авторов представляют патриотизм как одно из явлений духовной жизни общества8.

Пятое направление. Данное направление можно определить как патриотизм

личности. Личность здесь занимает безусловно доминирующее среди остальных субъектов патриотизма положение.

Шестое направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что субъектом патриотизма в нем по-прежнему выступает личность. Сам патриотизм здесь рассматривается как важнейший фактор развития личности, а именно — ее духовного развития, самовыражения.

Формат патриотизма — это этнокультурное, геополитическое, экономическое пространство России, её мощный потенциал развития.

Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе.

Патриотизм как фундаментальное, социальное, культурное, субъектное соотношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования предполагает высокую взаимную ответственность за стабильность и безопасность.

В этих условиях конкретный человек хочет собственного благополучия через востребованность в обществе, коллектив стремится к стабильности в профессионально-продуктивном пространстве, общество заинтересовано в здоровье, социальной успешности населения, государство заинтересовано в консолидированном конкурентоспособном обществе, целостности и национальной безопасности. Обеспечение такого единства и гармонии — главное условие формирования новой основы патриотизма народной жизни, предполагающего постепенное и естественное включение в осуществление реформ всего народа, мобилизацию социального потенциала населения на основе единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов.

Эту основу можно считать формулой сплочения российской нации начала третьего тысячелетия: «Слава прошлого — воле настоящего — уверенности в будущем».

Сегодня патриотизм обнаруживается в новой функции: защиты страны не только от врагов видимых (как это было в истории), но прежде всего от рутины, застоя, либерализма и космополитизма, которые

нацелены на механическое встраивание России в принципы и нормы западной цивилизации, независимо от того, насколько это разрушительно для самой России, её специфики и самобытности. Эта защита означает не создание барьера в общении с современным миром, а прежде всего осознание собственного отставания от него, необходимости ликвидации этого отрыва собственными силами и ресурсами через консолидацию общества, выдвижение та-

ких притягательных для общества идеалов и целей, которые реально могут быть достигнуты. Он соответствует стремлению страны к модернизации, к резкому повышению эффективности хозяйства, к концентрации всех социальных сил для прорыва вперёд и выражает стратегическую позицию в смысловых жизненных позициях личности, в сплочении намерений коллектива, программах стабилизации общества и политических интересах государства.

1 Бессонов Б.Н. Русская идея. Мифы и реальность. — М., 1993.

2 Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее//Российская общенациональная идея. - М.: Реалисты, 1996. - Вып. 19. - С. 64.

3 Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. — 1992. — № 3. - С. 72.

4 Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. (Мыслители 20 века). - С. 128.

5 Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. - М.: ВУ, 1995. - С. 5-6.

6 Ильин И. О грядущей России. - С. 137-138.

7 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Мое Отечество. - 2000. - № 1.

8 Каневский Б., Шебардин П. Чем заполнить духовный вакуум? // Армия. - 1993. - № 19. -С. 37-42.

Evlapova T.V., Post-graduate student Moscow State Regional University, e-mail: evlapova1958@maiI.ru PATRIOTISM AS THE VALUABLE BASIS OF NATIONAL IDEA OF RUSSIA

In the article the phenomenon of patriotism and its educational potential in strengthening the statehood of Russia, maintenance of its national safety is considered. The author addresses to a historical and cultural heritage of home thinkers, and also traditional spiritually-moral and ideologically-world outlook bases of understanding of the Russian patriotism. The questions connected with necessity of patriotic education of new generations of Russia are raised.

Keywords: the patriot, patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, a civic stand, national idea.

№ 1 2011 r.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.