Научная статья на тему 'Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности'

Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2692
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AXIOLOGICAL APPROACH / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / POPULAR PEDAGOGY / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна

На основе историко-педагогического анализа раскрыта взаимосвязь патриотизма и национального самосознания россиянина, представлены современные трактовки категории «патриотизм», выделены направления воспитания национального самосознания и патриотического чувства у российских школьников средствами народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the axiological foundations of development of patriotism and national self-consciousness in the Russian pedagogy. Based on the historic and pedagogic analysis there is revealed the correlation of patriotism and national self-consciousness of a Russian, represented the modern interpretations of the category “patriotism”, marked out the areas of education in development of national self-consciousness and patriotic feeling of Russian pupils by means of popular pedagogy.

Текст научной работы на тему «Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности»

С.В. КУЛИКОВА (Волгоград)

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПАТРИОТИзмА в РОссИИ: ОТ ИсТОРИИ к современности

На основе историко-педагогического анализа раскрыта взаимосвязь патриотизма и национального самосознания россиянина, представлены современные трактовки категории «патриотизм», выделены направления воспитания национального самосознания и патриотического чувства у российских школьников средствами народной педагогики.

Ключевые слова: аксиологический подход, национальное самосознание, народная педагогика, патриотизм, патриотическое воспитание.

Народ, не имеющий национального

самосознания, - навоз, на котором произрастают другие народы.

П.А. Столыпин

В последнее десятилетие волнение на аксиологической ниве России детерминировано нарастающей популярностью у социума категорий «национальное самосознание» и «патриотизм», которые как будто обрели вторую жизнь. Этот факт сам по себе не привлек бы особого внимания, если бы возрастающий интерес официальной педагогики к проблеме формирования у подрастающего поколения национальной гордости и любви к родине не разворачивался на фоне роста антироссийских настроений на Западе, с одной стороны, и набирающего обороты общенародного движения за «наше российское» - с другой. Катализатором усиления национального чувства и патриотического духа у россиян, безусловно, выступают события на Украине. И здесь, очевидно, прослеживается характерная черта российского менталитета, когда патриотизм и любовь к родине особенно ярко раскрываются в годы различных испытаний (военных, природно-климатических, политических, социальных, экономических и др.). На фоне оживающего в Западной Европе фашизма и национализма исторические связи между российским и украинским народами обусловливают искреннее беспокойство и невозможность смотреть на беды и лишения, в которые

были втянуты жители Восточной Украины нечистоплотными политическими силами. В переживаниях и стремлении помочь братскому народу россияне сплотились и вспомнили о своем национальном самосознании и патриотизме. А ведь еще более пятнадцати лет назад В.В. Путин писал: «Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения» [10]. Патриотические призывы главы государства о сохранении национальной культуры нашли свое отражение в различных концепциях и нормативных документах, регулирующих систему образования, но в российском обществе отношение к идеям о любви к своему Отечеству оказалось весьма прохладным. Видимо, на излете второго тысячелетия в сознании социума первую скрипку играли другие ценности, а потому призывы легли на неплодородную почву и президента никто не услышал.

однако витающие в воздухе идеи о модернизации российского образования с учетом накопленного педагогического опыта, а также четко сформулированный государственный заказ на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина россии, принимающего судьбу своей страны как свою личную, обнаружили проблему понимания и соотношения категорий «патриотизм» и «национальное самосознание» применительно к системе образования современной россии. И уже в 2009 г. в ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых должна быть построена программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, были заявлены патриотизм и национальное самосознание [13].

Несмотря на частое упоминание патриотизма в различных государственных программах и концепциях, нормативно-правовых документах, научных исследованиях, педагогической периодике, а также локальных актах общеобразовательных организаций, целевое и содержательное наполнение данной категории еще не определено. Вместе с тем общественно-педагогическая мысль современной россии, представленная ведущими учеными, государственными деятелями, авторитетными политиками, педагогами и людьми, неравнодушными к судьбе своей страны, демонстрирует единство по ряду важных позиций, так или

© Куликова С.В., 2015

иначе связанных с проблемами патриотического воспитания молодежи. Эти позиции указывают на неудовлетворенность социума насаждением западных образцов в отечественной педагогике, убежденность педагогов в необходимости и возможности создания в России своей уникальной образовательной системы, построенной на основе национального самосознания россиян, духовности, нравственности, справедливости, добра и красоты, уверенность в способности и готовности педагогической общественности предъявить миру свою школу, созданную в ходе становления многонационального российского народа.

Возникают правомерные вопросы: нужна ли российскому учителю помощь Запада в поиске воспитательных ценностей? Может ли учитель в поиске ценностных оснований для воспитания патриотизма и национального самосознания обратиться к отечественному историко-педагогическому опыту?

ретроспективный анализ проблемы, концентрирующей в себе указанные выше вопросы, показывает: отечественной педагогике не только есть на что опереться, но и есть что предъявить миру в деле воспитания патриотизма и национального самосознания. Более того, этот опыт уникален и самобытен, т.к. базируется на ментальных характеристиках российской нации.

Отвечая на вопросы о наличии собственных ценностных ориентиров, следует вспомнить, что в россии неоднократно актуализировались проблемы поиска собственного пути развития в контексте самоопределения российской нации в мировом сообществе, в том числе и по вопросам воспитания. Об уверенности россии в своих силах свидетельствует сформулированная еще в XI в. первым русским митрополитом Илларионом национальная идея о защите веры Православной и земли Русской. Абсолютно уникальный памятник русского летописания «Повесть временных лет» вобрал в себя основные сюжеты, раскрывавшие ценностные ориентиры в решении проблем русского национального самосознания: обоснование достойного места славян среди народов мира; крещение Руси; обоснование прав княжеской династии Рюриковичей; определение достойного места Руси среди христианских стран Европы наравне и в единстве с самой Византией; осуждение феодальных усобиц, наносящих вред государству.

Благодаря «Повести временных лет» русские люди научились любить свою историю, воспринимать государственные интересы Рос-

сии, не отделяя их от личных проблем, воспитывать в себе национальное чувство. Русская литература, существующая почти тысячу лет, по словам Д.С. Лихачева, «всегда была совестью народа... воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни» [7].

Начиная с правления Петра I в российском обществе начало развиваться стремление к просвещению и выработке самостоятельного мировоззрения. Развив промышленность, введя новые формы производства, реорганизовав администрацию, упорядочив государственные дела, построив самую мощную в Европе армию, создав условия для развития просвещения и науки, Петр I сломал прежние патриархальные связи государства и граждан. Данное обстоятельство тут же получило свою оценку в среде российской интеллигенции, переживавшей о судьбах отечественного воспитания. А.А. Прокопович-Антонский в статье «О воспитании» поставил вопрос о национальном характере воспитания как его отличительной черте: «И чего искать нам в странах чужих? Богатства природы? Россия преиз-быточествует ее сокровищами. Произведений ума и рук человеческих? Россия в недрах своих имеет многочисленные к тому памятники, на коих резец бессмертия в нетленных чертах изобразил имена сынов ее. Чему учиться нам у иноплеменных? любви к отечеству, преданности к государям, приверженности к законам? Века свидетельствуют, что сие всегда было отличительной чертою великодушных россиян. средствам, руководящим к просвещению ума, к образованию сердца, к воспитанию? Возведем окрест очи наши и узрим повсюду к тому бесчисленные способы...» [1, с. 364]. Сегодня на фоне санкций, предъявленных России западноевропейскими странами, входящими в ЕС, высказывание А.А. Прокоповича-Антонского как никогда актуально. Мы, действительно, возводим окрест наши очи и видим, что многое можем делать сами и очень неплохо, и даже лучше. Так почему мы должны воспитывать наших детей по зарубежным концепциям и парадигмам?

Несколько веков назад интеграция ценностей западноевропейской педагогики в российское образование уже создала предпосылку для возникновения новой образовательной традиции - определения цели образования, исходя из целей государства (ни ребенок, ни учитель в этой схеме учтены не были). Эта прижившаяся западноевропейская модель (классическая гимназия, построенная по образцу прусской гимназии) не имела исторической

связи с истоками педагогики русского народа и противоречила традиции гуманистического воспитания. Недовольство казенной системой образования породило гуманистические идеи об уважении личности и интересов ребенка, изучении его индивидуальных особенностей, опоре на истинную народную традицию.

На рубеже XIX - XX вв. в православной и самодержавной России в пику гибнущему Западу появились работы, пропагандирующие новые подходы к преподаванию отечественной истории, необходимость включения в программу обучения краеведческих курсов, экскурсий по родному краю, народных ремесел, фольклора и др. В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. обнаружили в произведениях народного творчества огромный потенциал для воспитания любви к малой родине и России. Патриотизм в народной педагогике, связанный с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью верно служить делу процветания Отечества, прививался детям с раннего возраста на примере героев сказок, в которых богатыри побеждали в основном благодаря своей доброте и богатырской силе. К.Д. Ушинский писал, что народные сказки - это первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе, наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что «воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [12].

Уникальность российского опыта также заключается в том, что именно в «лихую годину» россиянине проявляют свои знаковые национальные черты: любовь к Родине, служение отечеству, терпимость, самоотверженность, альтруизм, жертвенность, чувство долга и др. А. Новиков писал, что патриотизм в той или иной мере развит у всех народов, но у россиян он, похоже, заложен на генетическом уровне. Российский народ до самоотречения может терпеть испытания, мириться с произволом внутренних угнетателей и совершенно не терпит внешнего воздействия, диктата, вмешательства во внутренние дела. Интересен факт, что А.С. Пушкин, презирая российских чиновников, возмущался, когда их ругали англичане.

Характерным для российского менталитета также является мнение о том, что своего «звёздного часа» Россия достигала именно при сильной державной власти, в годы правления Ивана III Великого (не путайте с Иваном IV Грозным), Петра I Великого, Екатери-

ны II Великой, а также при И.В. Сталине. Симптоматично, что именно уверенная и твердая позиция Российского государства, обозначившаяся в последние годы, позволила реализовать намеченный курс на выход из системного кризиса, возвращение геополитических утрат. Но самое главное в этом сюжете - восстановление национальных и патриотических ценностей на основе усиленного внимания к отечественной истории и литературе, героическому прошлому народа.

отечественная история и литература имеет массу подтверждений тому, что особенность национального патриотизма россиян ярко проявилась в войнах 1812-го и 19411945 гг., когда армии Наполеона и Гитлера перед вторжением на территорию России, завоевав почти всю Европу, разбились о стихию народного гнева, объединенного партизанским движением. В годы Первой мировой войны резко актуализировалась идея создания русской национальной школы, придания национального характера образованию. Сторонники этих идей выдвигали требование «заменить копию с немецкой школы школой настоящей русской». С началом Первой мировой войны в официально-педагогическом направлении стало меняться отношение к содержанию классического образования. А.А. Мусин-Пушкин в 1915 г. в статье под характерным названием «о космополитизме нашей школы» среди недостатков современного образования указал на то, что наша русская школа не старается развивать в ученике здоровой идеализации. она не раскрывает перед ним сокровищницы, возвышающей душу благодаря светлым, величавым, художественным образам, встречающимся в нашей литературе и в родной истории. А.А. мусин-Пушкин писал, что школа совершенно не затрагивает и даже заглушает патриотическую струну у нашей русской молодежи, не развивая в ней любви к родной стране, родным идеалам [9].

Все это отразилось в появлении сторонников абсолютизации российских национальных ценностей и в отказе от всяких заимствований в инокультурных образовательных моделях, как ответ России нациям (в особенности немецкой), уже имеющим уникальные образовательные системы (Вл. Волжанин, В.Ф. Динзе, А.А. Мусин-Пушкин). Тезис Ф.м. Достоевского «Стать русским значит перестать презирать народ свой» зазвучал с новой силой [4, с. 23]. По утверждению В.Н. Сороки-Росинского, война 1914 г. показала, «сколько скрытой силы таилось в национальном чувстве, что теперь уже не может

быть вопроса о праве национального воспитания на определенное место в русской школе, ибо национальное чувство есть великая не искорененная и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать» [11, с. 125]. Требования к русской национальной школе, сформулированные в начале XX в., безусловно, могут стать ориентиром в построении современной идеологии воспитания национального самосознания и патриотического чувства: 1) источник создания национальной школы - русский народ, его история, дух и традиции; 2) образовательный процесс необходимо органично связать с народной жизнью, придав ему действенный характер; 3) содержание обучения в школе должно быть национальным с включением краеведческого и этнографического материала, чтобы будить национальную гордость и национальные чувства; 4) использовать положительные примеры из героической истории русского народа, показывающие светлые черты его характера; 5) организовать образовательный процесс с учетом общинности, коллективизма; 6) изучение зарубежной культуры и истории должно быть только в сравнении и, безусловно, только в позитивном ключе для России; 7) трудовое воспитание рассматривается как условие успеха отечественной экономики и «полного освобождения нашей Родины от зависимости по отношению к иноземной промышленности» [2, с. 555].

Обратимся к современным трактовкам патриотизма и национального самосознания с позиций аксиологического подхода, который актуализирует классические теории и концепции, примиряет национальные традиции и инновационное творчество, дает возможность духовного открытия в настоящем и будущем и инициирует конструктивный диалог педагогов современности с образовательными феноменами прошлого.

Категория патриотизма в официальных документах трактуется как «любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества» [14].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражда-

нами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба» [5].

В рамках аксиологического подхода более цельной представляется трактовка историка К.В. Баринова: «Национальное самосознание - ценностная характеристика нации, определяющая ее целостность как субъекта историко-цивилизационного процесса. оно представлено совокупностью идей и концепций, которые выражают: содержание, уровень и особенности понимания и чувственно-эмоционального переживания нацией самой себя; осознание нацией смысла своего существования и своих национально-государственных, социально-экономических, идеологических и религиозных идеалов, ценностей, целей и интересов; представления о своей истории, современном состоянии, перспективах своего развития, месте среди других народов и характере взаимоотношений с ними» [3].

Многообразие современных подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научной литературе, можно условно дифференцировать по шести направлениям, предложенным В.И. Лутовиновым:

- возвышенно-эмоциональное - определяет патриотизм как возвышенное чувство любви к Родине, отечеству;

- активно-деятельностное - включает также и деятельностный момент, поскольку сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к отечеству, а побуждает к активным действиям, поступкам на благо своей Родины;

- общественное - раскрывает сложность и многоаспектность явлений, протекающих в сознании и духовной жизни общества и обладающих огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития;

- «государственный патриотизм» - характеризуется тем, что в качестве объекта патриотизма выступает государство, а проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу рассматривается как условие, гарантирующее эффективное функционирование социальных институтов, развитие общества и личности;

- личностный патриотизм - определяется как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания ее нераздельности, единства с отечеством как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу;

-патриотическое и гражда!

- духовно религиозное - рассматривает патриотизм как важнейший этап духовного развития и самовыражения личности, испытывающей божественную по природе любовь к Отечеству, с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага [8].

Седьмое направление по аналогии с триадой С.С. Уварова «самодержавие, православие, народность» сформулировал А.М. Новиков. Это система ценностей, которые он предлагал положить в основу современной национальной идеи и патриотического воспитания в России: духовность (направленность личности каждого отдельного человека); народность (отношения человека с обществом, народом и система общественных отношений; держав-ность (это суть патриотизма как системы отношений человека и государства, общества и государства, декларирующей признание сильной государственной власти).

По нашему мнению, характерные черты нации определяют, исходя из социокультурных систем (наука, философия, религия, право, искусство), несущих на себе отпечаток не только мировой культуры. очевидно, что полем национальной самоидентификации русского человека является русская национальная культура. Именно в традициях и национальной культуре России сформировался набор тех непреходящих качеств, которые проверены временем и представляют собой идеал русского человека: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях. Поддерживаемые народными традициями, эти идеальные качества не просто стали стержневыми компонентами личности русского человека, но и целью народной педагогики. В воспитании национального самосознания российских школьников необходимо опираться на ценности, являющиеся аксиологическими доминантами для отечественного образования, к которым с уверенностью можно отнести семью, религию, природу, фольклор и традиции народной педагогики [6].

Аксиологический подход обеспечивает связь между историей и современностью: во-первых, позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения образовательных потребностей людей, с другой - решать современные задачи гуманизации общества в целом. Во-вторых, воспитание национального

ГОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -

самосознания решает гуманистическую задачу формирования у ребенка духовного опыта в соответствии с социокультурной средой и ценностями, сложившимися в процессе становления государства и нации. В-третьих, для этого в школе и семье необходимо создать условия для сохранения и развития семейных ценностей, традиций народной педагогики, духовности (религии), природы и фольклора.

Таким образом, как подчеркивает М.В. Богуславский, в ходе наметившейся тенденции построения стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе необходимо осуществить переход с западнической (вестернизаторской) образовательной модели на традиционализм и традиционные ценности отечественного образования. Осуществленный в данной статье исторический анализ показывает перспективные направления поиска аксиологических доминант в воспитании у молодежи национального самосознания и патриотизма.

Список литературы

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишев, Б. Н. Митюров. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ века / сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

3. Баринов К.В. Русское национальное самосознание и выбор исторической судьбы России. URL: http://constitutions.ru/archives/7565.

4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. М., 1960.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; РАО. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

6. Куликова С.В. Воспитание национального самосознания россиянина как историко-педаго-гическая проблема // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С. 14-17.

7. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т.2. М., 1987.

8. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления// Studia Humanitatis: электрон. науч.-образоват. журн. 2013. № 2. URL: http://www.st-hum.ru.

9. Мусин-Пушкин А. А. О космополитизме нашей школы // Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России: по личным наблюдениям. Спб., 1912.

10. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 12 дек.

11. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

12. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ //Народная школа. 1870. №5.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (любое издание).

14. Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». URL: http://fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-

patrioticheskom-vospitanii.

* * *

1. Antologija pedagogicheskoj mysli Drevnej Rusi i Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. / sost. S. D. Babishev, B. N. Mitjurov. M., 1985.

2. Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny HIH - nachala HH veka / sost. P. A. Lebe-dev. M., 1990.

3. Barinov K.V. Russkoe nacional'noe samosoz-nanie i vybor istoricheskoj sud'by Rossii. URL: http:// constitutions.ru/archives/7565.

4. Dostoevski) F. M. Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. M., 1960.

5. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obsh-hego obrazovanija: proekt/ A. Ja. Daniljuk, A. M. Kon-dakov, V.A. Tishkov; RAO. M.: Prosveshhenie, 2009. (Standarty vtorogo pokolenija).

6. Kulikova S.V. Vospitanie nacional'nogo samo-soznanija rossijanina kak istoriko-pedagogicheskaja problema // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2011. № 3. S. 14-17.

7. Lihachev D.S. Izbrannye raboty: v 3 t. T.2. M., 1987.

8. Lutovinov V.I. Sovremennyj rossijskij patrio-tizm: sushhnost', osobennosti, osnovnye napravlenija// Studia Humanitatis: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2013. № 2. URL: http://www.st-hum.ru.

9. Musin-Pushkin A. A. O kosmopolitizme nashej shkoly // Sbornik statej po voprosam shkol'nogo obra-zovanija na Zapade i v Rossii: po lichnym nabljudeni-jam. Spb., 1912.

10. Putin V.V. Rossija na rubezhe tysjacheletij // Nezavisimaja gazeta. 1999. 12 dek.

11. Soroka-Rosinskij V.N. Pedagogicheskie so-chinenija. M., 1991.

12. Ushinskij K.D. Obshhij vzgljad na vozniknove-nie nashih narodnyh shkol //Narodnaja shkola. 1870. №5.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija (prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 maja 2012 g. № 413) (ljuboe izdanie).

14. Federal'nyj zakon «O patrioticheskom vospi-tanii grazhdan Rossijskoj Federacii». URL: http:// fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-patriotiches-kom-vospitanii.

Patriotism and national self-consciousness - the axiological foundations of education in Russia

There are considered the axiological foundations of development of patriotism and national self-consciousness in the Russian pedagogy. Based on the historic and pedagogic analysis there is revealed the correlation of patriotism and national self-consciousness of a Russian, represented the modern interpretations of the category "patriotism", marked out the areas of education in development ofnational self-consciousness and patriotic feeling of Russian pupils by means of popular pedagogy.

Key words: axiological approach, national self-consciousness, popular pedagogy, patriotism, patriotic education.

Н.К. СЕРГЕЕВ, НМ. БОРЫТКО (Волгоград)

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ

позиции

Анализируются и классифицируются различные подходы к гражданскому образованию и воспитанию, обосновывается ключевая роль субъект-ности воспитанника в этом процессе, представленной как гражданская позиция педагога и воспитанника. Раскрываются место позиции в целях непрерывного педагогического образования и основные направления гражданского воспитания: освоение культурной информации, усвоение умений и присвоение ценностей культуры.

Ключевые слова: гражданское воспитание, субъектность, позиция, цель непрерывного педагогического образования, выбор поступка.

Еще Протагор подчеркивал, что людям не хватает «умения жить обществом». Противоречивость морального бытия человека снимается воспитанием, основная задача которого состоит в усовершенствовании человека и в уравновешивании требований разума о полезности с потребностями в добродетельном поведении человека. Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед необходимостью пересмотра педагогических отношений, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания школьников. В оте-

© Сергеев Н.К., Борытко Н.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.