Проф. С. Е. Советов
Назревшие вопросы в работе школьного.врача1
Правильное решение вопроса о школьном враче; или, точнее говоря, враче школы, детского сада и детского дома, имеет большое значение в деле воспитания и обучения здорового и закаленного подрастающего поколения великой страны, строящей коммунизм. К вопросу о работе школьного врача, о медицинском обслуживании детей и в первую очередь школьников приковано внимание не только медицинских и педагогических работников, но и широкой советской общественности. Это и понятно: без участии и помощи со стороны школьного врача крайне затруднительна работа по воспитанию и обучению детей, подростков и молодежи.
Особенно велика роль школьного врача при разрешении в практике, школы таких важнейших вопросов, как физическое воспитание, режим дня, гигиена преподавания, питание детей и подростков, санитарное просвещение и др.
В настоящее время мы имеем положение о школьном враче, утвержденное Министерством здравоохранения СССР и согласованное с 'Министерством просвещения РСФСР. В . этом положении в основном дан правильно профиль школьного врача как педиатра-гигиениста, как врача, который должен быть органически связан со школой, как постоянного члена педагогического совета школы. «Основной задачей школьного врача,—читаем в положении,—является организация и проведение в школе всего комплекса гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья, укреплению физического развития, успешному обучению и коммунистическому воспитанию подрастающего поколения».
Однако наличие положения о школьном враче еще не обеспечивает полноценного медико-санитарного обслуживания школы и учащихся. В практике работы школы нередко врач либо совсем отсутствует, либо бывает в ней очень редко. Особенно это относится к школам периферии. Даже в московских школах, имеющих постоянных школьных врачей, медико-санитарное обслуживание школьников далеко не везде поставлено хорошо. Школьный врач часто свое служебное время проводит в кабинете, подобно тому как это имеет место в поликлинике. Его работа сводится к проведению медицинского осмотра учащихся, а также к оказанию им необходимой медицинской помощи. Этим, если еще не считать организации и проведения прививок, как правило, ограничивается его работа.
Между тем положение о школьном враче обязывает его устанавливать совместно с администрацией школы санитарно-гигиенический ее режим, участвовать в составлении расписания школьных занятий, осуществлять врачебный контроль над учебно-воспитательной работой, посещать уроки, испытания, экзамены и внешкольные занятия для контроля за гигиеническими условиями их проведения, консультировать учи-
1 В порядке обсуждения. Ред.
телей по вопросам гигиены учебной и воспитательной работы и устанавливать совместно с ними особый режим для отдельных школьников.
Как же реализуются в действительной жизни школ эти обязанности школьного врача?
Обследование школ показало, что некоторые школьные врачи оставляют в стороне 'важнейшие разделы 'своей 'работы или осуществляют их формально, поверхностно и примитивно. Причин этого прискорбного явления немало. Прежде всего большинство школьных врачей является только педиатрами, а отнюдь не педиатрами-гигиенистами, какими они должны быть на самом деле. Некоторые школьные врачи не имеют основательных знаний но школьной гигиене и упрощенно понимают гигиену, сводя ее к так называемой «туалетной санитарии».
На педиатрических факультетах медицинских институтов не предусмотрена подготовка школьных врачей с профилем педиатра-гигиениста. Педиатрические факультеты готовят только педиатров, знания которых в области школьной гигиены недостаточны. На педиатрических факультетах, как это ни удивительно, отсутствуют даже кафедры школьной гигиены, и эта наука включена в курс общей гигиены. На этих факультетах отсутствует также преподавание основ советской педагогики и педагогической психологии, без знания которых школьному врачу затруднительно разумное осуществление гигиены педагогического процесса. Передовые русские школьные врачи, известные своими трудами в области школьной гигиены, — Д. Д. Бекарюков, А. С. Вирениус и другие, —были не только школьными гигиенистами и педиатрами, но и образованными педагогами. Выдающийся русский педиатр проф. Н. П. Гундобин еще в 1897 г. писал: «Детский доктор не только врач в тесном смьисле, но и гигиенист-воспитатель». Кстати сказать, и на курсах повышения квалификации школьных врачей, проводимых в институтах усовершенствования врачей, и на семинарах, организуемых для школьных врачей городскими отделами здравоохранения, не проводится никакой подготовки их по педагогике и педагогической психологии, а подготовка их в области школьной га-гиены носит примитивный характер. Со всем этим, конечно, мириться нельзя.
В свое время в СССР была создана мощная организация школьно-санитарных врачей, врачей охраны здоровья детей и подростков. Эта организация росла и укреплялась из года в год и имела в Наркомздра-ве свое управление и свои аппараты руководства в местных отделах здравоохранения. В Москве существовал научный центр школьных врачей — Центральный институт гигиены и санитарии детей и подростков (ОЗДиП); в Киеве — Всеукраинский институт гигиены воспитания. Такие же институты существовали в Ленинграде, Харькове и Ростове-на-Дону. Издавался специальный журнал «Охрана здоровья детей и подростков». Организация школьно-санитарных врачей выдвинула из своей среды немало крупных теоретиков школьной гигиены и видных деятелей школьно-санитарного дела. В 1936—1937 гг. бывшее руководство Нар-комздрава ликвидировало организацию школьных врачей и передало их функции так называемым единым педиатрам (участковым педиатрам). Вслед за этим последовала ликвидация специального управления охраны здоровья детей и подростков в Наркомздраве и соответствующих секторов в местных отделах здравоохранения. Центральный институт гигиены и санитарии детей и подростков (ОЗДиП) был реорганизован в Педиатрический институт. Это же самое было проведено в отношении институтов охраны здоровья детей и подростков на периферии.
Вскоре сама жизнь убедила в ошибочности передачи функций школьных врачей участковым педиатрам. В 1945 и 1946 гг. 'Министерство здравоохранения СССР дало указания о введении должностей школьных врачей, а в конце 1947 г. было утверждено положение о школьном
сраче. Если положение о школьном враче в основном правильно указывает его профиль как педиатра-гигиениста, то в отношении руководства его работой, организации его деятельности сделано пока очень мало. На самом деле, в настоящее .время школьный врач номинально признан педиатром-гигиенистом, но организации школьных врачей фактически не создано и руководство ими со стороны органов здравоохранения осуществляется однобоко — только с педиатрических позиций.
Гигиеническая сторона руководства школьными врачами, как правило, отсутствует. И это подтверждает действительность. Начиная сверху, т. е. от Министерства здравоохранения СССР, и кончая местными отделами здравоохранения, существует подразделение на лечебно-профилактическую помощь детям и на школьную санитарию. Между этими двумя областями здравоохранения нет единства, и это, конечно, болезненно отражается на руководстве работой школьных врачей.
Школьные врачи, как это указано в положении о них, «находятся в непосредственном подчинении главного врача детской поликлиники (амбулатории, заведующего детским отделением общей поликлиники)». Руководство и контроль за медико-санитарным обслуживанием школ осуществляется ими же. Возникает вполне закономерный вопрос: как же могут руководить работой школьных врачей по гигиене и санитарии лица, не являющиеся специалистами в области школьной гигиены? Поэтому не удивительно, что руководство работой школьных врачей отсутствует или же носит примитивный характер., Вполне очевидно, что такие вопросы, как организация школьных врачей, место их в системе здравоохранения и руководство ими должны быть пересмотрены. Эти вопросы назрели в особенности в связи с объединением больниц и поликлиник и коренной реорганизацией санитарно-эпидемиологического дела в стране.
По этим вопросам существуют различные точки зрения.
Одни полагают, что школьные врачи должны войти в состав боль-нично-поликлинических объединений и, наряду с работой в школе, работать и в больнице. В таком случае школьный врач еще меньше будет отдавать времени школе и не сможет быть органическим ее работником, проводящим разностороннюю врачебно-санитарную деятельность. К тому же при этом существует угроза переброски школьного врача на участковую работу, что нередко и практикуется некоторыми главными врачами поликлиник.
Другие считают, что школьный врач должен остаться при поликлинике, но руководство его работой должен осуществлять старший школьный врач—специалист в области школьной гигиены. Но в таком случае пребывание школьного врача в составе поликлиники будет носить формальный характер и он при надлежащем гигиеническом руководстве со стороны старшего школьного врача будет тяготеть к санитарно-эпидемиологической станции. И какая к тому же гарантия, что старший школьный врач поликлиники будет специалистом в области школьной гигиены?
Высказываются мнения, особенно директорами школ, понимающими значение школьной гигиены в деле охраны и укрепления здоровья школьников и их учебной успеваемости, о том, что школьные врачи должны быть в штате школ. При этом ссылаются на положительный опыт находящихся в ведении органов народного образования детских домов и санаторно-лесных школ, имеющих в своем штате врачей. Методическое руководство работой этих врачей и контроль за их деятельностью осуществляют местные здравотделы. Однако такое положение может в отдельных случаях лишить школьных врачей всякого руководства, тем более что в составе органов народного образования нет .врачей — специалистов в области школьной гигиены.
Наконец, высказывается и такое мнение, что руководство работой школьных врачей должно осуществляться санитарно-эпидемиологической станцией в лице старшего школьно-санитарного врача. Это соображение, как увидим ниже, не лишено оснований.
Надо решить вопрос, какая из изложенных точек зрения является наиболее правильной. Это не так легко сделать. Для этого надо решить основной вопрос, как понимать профиль школьного врача как педиатра-гигиениста?
Анализируя круг обязанностей школьного врача, сводимых утвержденным положением о нем к организации и проведению «комплекса гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий», мы видим, что основные разделы его работы носят гигиенический характер. «Для осуществления вышеуказанной задачи,— говорится в положении,— школьный врач, руководствуясь приказами и инструкциями министерств здравоохранения и просвещения, в план своей работы включает: 1) охрану состояния здоровья школьников и обеспечение правильного их физического развития; 2) раннее выявление и предупреждение как общей, так и инфекционной заболеваемости среди школьников; 3) врачебный контроль и руководство по созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий в школах и воспитанию культурно-гигиенических навыков у школьников; 4) вовлечение учителей, родителей, представителей общественных организаций в активную работу по охране здоровья школьников и повышение их уровня знаний в области гигиены детства». Какая это работа? Ответ может быть только один — прежде всего гигиеническая и затем эпидемиологическая. Лечебно-профилактические мероприятия, организуемые и проводимые школьным врачом, также по своим целям и содержанию являются по существу гигиеническими. Все эти раздеты работы школьного врача с достаточной углубленностью освещаются в руководствах по школьной гигиене.
Как же в таком случае понимать бесспорно правильное положение о том, что школьный врач должен быть не только гигиенистом, но и педиатром? Это говорит о том, что школьный врач, имеющий дело с детьми и подростками, должен быть прежде всего образованным врачом, который не только обладает основательными гигиеническими знаниями и владеет методами гигиенического исследования, но и имеет солидные знания в области педиатрии и умеет пользоваться методами клинического исследования, в том числе и лабораторного. В противном случае школьному врачу будет затруднительно осуществлять стоящие перед ним гигиенические задачи. Как сможет школьный врач организовывать и проводить санитарно-гигиенические мероприятия, касающиеся всех без исключения школьников, если он не будет изучать состояния здоровья каждого ребенка и подростка в отдельности, короче говоря, если он не будет образованным детским врачом? Для этого он должен быть врачом, стоящим на современном уровне знаний в области общей и школьной гигиены, возрастной морфологии, физиологии и педиатрии.
При этом необходимо помнить, что врач, работающий в школе,— это прежде всего школьно-санитарный врач. Лечебная работа у него имеет сравнительно незначительный объем: он оказывает учащимся в школе лечебную помощь, не требующую специальной поликлинической обстановки, и с помощью поликлиники организует среди школьников лечебно-профилактические мероприятия (противорецидивное лечение больных малярией, дегельминтизацию, санацию полости рта и т. п.). Главным же в работе школьного врача должно быть изучение состояния здоровья школьников путем углубленных медицинских осмотров с последующим проведением при помощи органов здравоохранения и просвещения требуемых оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по укреплению здоровья детей и подростков, т. е. мероприятий, по своему содержанию чисто гигиенических.
Школьный врач, согласно существующему положению должен брать на учет выявленных во время осмотров ослабленных детей (с туберкулезной пораженностью, малярией, ревматизмом, длительно и часто болеющих, отсталых в физическом развитии, с заболеваниями нервно-психической сферы, пониженной работоспособностью, дефектами опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи и т. п.) и устанавливать совместно с соответствующими специалистами систему наблюдения и лечения их.
Надо, однако, иметь в виду, что таких детей в нашей советской школе очень мало, но все они, как правило, продолжают учиться в школе и несут определенную учебную нагрузку, общаются с другими учениками, участвуют в общественной работе, играх и развлечениях. В случае неправильной в гигиеническом отношении организации и неправильного проведения учебно-воспитательной работы возможно ухудшение состояния здоровья таких школьников. Во избежание этого необходимо, чтобы школьный врач систематически осведомлял учителей о состоянии здоровья каждого школьника и давал гигиенические указания, как следует поступать в отношении каждого из них, каким должен быть педагогический и гигиенический подход, какой необходим индивидуальный режим.
Отсюда очевидно, что подготовленность школьного врача в области педиатрии должна иметь гигиеническую и педагогическую направленность. Отсюда вытекает, что школьный врач должен быть школьно-санитарным врачом, органически связанным не только с самой школой, но VI с санитарно-эпидемиологической станцией, в ведении которой он должен находиться. Непосредственным начальником школьного врача должен быть старший школьно-санитарный врач районной санитарно-эпидем иологической станции.
Мы предвидим возможное возражение. В таком случае, скажут некоторые, школьный врач оторвется от медицины. На это возражение может быть только один ответ. Всякий санитарный врач, не только школьный, но и пищевой, коммунальный и др., должен быть прежде всего врачом, владеющим методами диагностики, хорошо знакомым с клиникой. И не напрасно на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов готовят врача в прямом смысле этого слова, владеющего всеми современными клиническими методами исследования.
Решение проблемы о месте и роли школьного врача в системе органов здравоохранения еще не дает ответа на назревшие вопросы, связанные с его работой. Кардинальным образом стоит вопрос о необходимости увеличения контингентов школьно-санитарных врачей с тем, чтобы каждая не только полная средняя школа, но и школа семилетняя имела своего школьного врача. Не менее существенно также сократить норму обслуживания детей и подростков одним школьным врачом. Нельзя признать нормальным, когда не в каждой школе имеется свой школьно-санитарный .врач.
Помимо сказанного, необходимо, чтобы была возрождена организация школьно-санитарных врачей. Но всякая организация требует обеспечения не только определенных организационных форм, но и основательного научного обоснования. В настоящее время нет научного центра в области школьной гигиены (гигиены развития). Существовавший до начала 1949 г. Институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР в настоящее время реорганизован в Институт физического воспитания и школьной гигиены, и его бывший медицинский профиль превратился б чисто педагогический, хотя всем известно, что школьная гигиена — медицинская наука.
Академия медицинских наук СССР стоит в стороне от вопросов школьной гигиены, и ни один из ее институтов не занимается этим делом.
Имевшаяся в структуре Института педиатрии Академии медицинских наук СССР лаборатория дошкольной и школьной гигиены в 1949 г. ликвидирована. Секция школьной гигиены Гигиенического комитета Ученого медицинского совета 'Министерства здравоохранения СССР превратилась в узкую группировку, не только не сумевшую объединить вокруг себя деятелей школьной гигиены, но и закрывшую доступ всякой критике.
Таково положение школьной гигиены, и понятно, что мириться с ним невозможно. Не удивительно, что в этой области еще до недавнего времени процветали космополитизм и низкопоклонство перед буржуазной наукой и замалчивалось все русское, советокое, самобытное в нашей науке.
Создавая организацию школьно-санитарных врачей, необходимо создать единый научный центр в области школьной гигиены. В Москве существуют два научно-исследовательских педиатрических института, на периферии — несколько педиатрических институтов, но нет ни одного института школьной гигиены.
Вполне очевидно, что один из педиатрических институтов Москвы должен быть снова реорганизован в Институт школьной гигиены.
Академия медицинских наук СССР и ее отделение гигиены, эпидемиологии и микробиологии также не имеют права стоять в стороне от вопросов школьной гигиены, охраны здоровья детей и подростков. Отделение должно заняться объединением школьно-гигиенической науки путем создания при нем Комитета школьной гигиены, в который следует ввести не только школьных гигиенистов страны, но и специалистов по возрастной морфологии и возрастной физиологии, а также наиболее видных школьно-санитарных врачей.
Таковы назревшие вопросы в работе школьного врача.
Все сказанное целиком относится и к работе врача детского сада и детского дома.
Министерствам здравоохранения и проовещения, научным деятелям школьной гигиены и школьным врачам необходимо высказаться по этим неотложным вопросам. Этого требуют интересы укрепления и развития здоровья, воспитания и обучения многомиллионного подрастающего поколения страны, строящей коммунизм.
-йг -й- -й-
Действительный член Эстонской академии наук
проф. Н. М. Томсон
Загрязнение атмосферного воздуха продуктами неполного сгорания топлива и их гигиеническое значение
В связи с бурным развитием промышленности и увеличением загрязнения внешней среды промышленными выбросами основной задачей гигиены является обоснование мероприятий по охране чистоты атмосферного воздуха на основе изучения влияния на организм отдельных составных частей загрязнений.
Значение загрязнения атмосферного воздуха до недавнего времени оценивалось главным образом с точки зрения нарушения общесанитарных условий. Физиологическое значение дыма и его запаха заключается, как известно, в рефлекторном ограничении глубины дыхания.
Токсикологическое значение заключается в попадании дыма вместе с вдыхаемым воздухом в легкие, где некоторые составные части его