Научная статья на тему 'Вопросы школьной гигиены на XII Всесоюзном съезде'

Вопросы школьной гигиены на XII Всесоюзном съезде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы школьной гигиены на XII Всесоюзном съезде»

Сообщение, дополняющее предыдущий доклад, сделала 3. А. Игнатович (Ленинград) о стафилококковых отравлениях в Ленинграде за 10 лет. При этих заболеваниях были отмечены постоянные симптомы: многократная рвота, боли подложечкой, головокружение, головные боли, упадок сердечной деятельности. Инкубация обычно не превышает 2—5 часов. Реже наблюдаются: цианоз, ослабление зрения, кровавая рвота, потеря сознания. Помимо хорошо известных в этиологии стафилококковых отравлений от молока и молочных продуктов, за последние годы наблюдались отравления от рыбных консервов в масле (корюшка, шпроты, треска в масле). Продукция, зараженная стифилококком, обычно имеет удовлетворительные органолептические свойства. В 10°/о1 вспышек причиной заражения продукции были гнойничковые поражения персонала пищевых предприятий, в 3&% — те или иные нарушения технологического процесса.

По заслушанным докладам в прениях выступили В. Ефремов, С. Эдельман, А. Штенберг (Москва), Л. Арутюнян (Ереван), П. Калмыков, 3. Френкель (Ленинград).

В принятой по докладам и прениям резолюции отмечена огромная важность изучения проблем питания для научного обоснования различных рационов населения. Разработка рационов должна производиться с учетом климатических условий и сложившихся национальных привычек населения. Необходимо добиться участия санитарных органов в планировании производства пищевых продуктов с целью снабжения населения физиологически полноценной пищей. Для более рационального использования кадров врачей-гигиенистов в изучении и планировании питания их следует разгрузить от мелких контрольных функций, не требующих специальной медицинской подготовки.

Необходимо усилить изучение роли условно патогенной микрофлоры.

Учитывая значение белка в питании, следует рекомендовать дальнейшее изучение этой проблемы с обязательным учетом качества белка в различных пищевых продуктах. Особая ценность молока и молочных продуктов для детского населения заставляет обратить внимание на улучшение и оздоровление условий снабжения молоком детских контин-гентов.

Климатические особенности некоторых районов СССР и трудности снабжения их свежими овощами заставляют обратить внимание на необходимость дальнейшего изучения рациональных способов консервирования овощей с сохранением их питательной ценности.

Проф. С. Е. СОВЕТОВ

Вопросы школьной гигиены

на XII Всесоюзном съезде

>

Впервые в истории гигиенических съездов вопросы школьной гигиены заняли видное место в работах XII съезда и привлекли значительное количество делегатов. На пленуме гигиенической секции при обсуждении вопросов школьной гигиены присутствовало около 400 человек.

На съезде было обсуждено пять докладов по актуальным вопросам школьной гигиены. Первый доклад директора Института школьной гигиены Академии педагогических наук проф. Н. А. Семашко на тему «Основные вопросы школьной гигиены» вызвал исключительный интерес, Н. А Семашко вскрыл основное содержание и движущие пути школьной гигиены как науки и показал ее связь с другими смежными дисциплина-

ми. Докладчик, наряду с освещением достижений школьной гигиены, указал на то, что крупным дефектом гигиенической науки и по настоящий день является недостаточная разработанность методики исследований, которыми она должна пользоваться. Этот дефект особенно сказывается на школьной гигиене, которая должна пользоваться различными методами для разработки мероприятий по охране и укреплению здоровья детского организма.

Далее Н. А. Семашко указал на то, что диапазон интересов и задач школьной гигиены весьма широк, что она охватывает вопросы охраны и укрепления здоровья детей школьного и дошкольного возраста, а также подростков. Докладчик особо подчеркнул значение гигиены в организации педагогического процесса. Он указал на важность органической связи школьной гигиены с возрастной физиологией и морфологией. Школьная гигиена — комплексная наука: гигиена, физиология и морфология тесно смыкаются и переплетаются здесь с педагогикой.

Следующий доклад заведующего гигиеническим отделом Института гигиены Академии педагогических наук П. М. Ивановского на тему «Гигиенические основы благоустройства школы» ютражал итоги научно-исследовательских работ, проведенных за последние годы в этой области. Особое внимание докладчик обратил на необходимость обеспечения школ земельными участками, обеспечивающими гигиенически полноценную аэрацию, инсоляцию и освещение школьных помещений.

Доклад проф. Л. А. Сыркина «Итоги и перспективы изучения физического развития детей и подростков Советского Союза» также представлял большой интерес. На основе исследований, проведенных в Институте здравоохранения Академии медицинских наук, в Институте школьной гигиены Академии педагогических наук и др., докладчик показал, что к 30-летию советской власти в основном наблюдается восходящая кривая физического развития советских детей и подростков, имеет место быстрое залечивание ран, нанесенных войной, и открываются перспективы дальнейшего расцвета здоровья молодой смены. Л. А. Сыркин выдвинул ряд практических мероприятий по дальнейшему улучшению изучения физического развития детей и подростков.

Доклад проф. А. Г. Цейтлина «Состояние здоровья школьников и очередные школьно-гигиенические задачи» был основан на углубленных исследованиях докладчика и его сотрудников, проведенных ими в Институте школьной гигиены Академии педагогических наук. Докладчик привел богатый фактический материал, характеризующий уровень здоровья детей и подростков школьного возраста. Наряду с этим, А. Г. Цейтлин наметил целую систему практических мероприятий по улучшению гигиенических условий работы школы. В частности, он указал на крайнюю необходимость значительно улучшить медицинское обслуживание школ. Прежде всего, по мнению докладчика, должно быть обращено внимание:

1) на раннее выявление и диагностику различных заболеваний школьников и своевременное оказание им лечебно-профилактической помощи;

2) на повседневную помощь педагогам в области санитарного благоустройства школы, гигиенического воспитания и индивидуализации режима учебных занятий в соответствии с возрастом и состоянием здоровья учащихся; 3) на организацию массовых оздоровительных мероприятий.

Последний доклад проф. С. Е. Советова «Гигиенические основы учебно-воспитательной работы и режима для учащихся» показал современное состояние этой проблемы. Докладчик указал на физические и гигиенические исследования, проводимые в Институте школьной гигиены Академии педагогических наук. Он дал гигиеническое и физиологическое обоснование для отдельных элементов режима дня учащихся различных возрастов, включая их учебную и трудовую деятельность. Докладчик привел разработанные Институтом школьной гигиены положения, обосновывающие распорядок дня учащихся в школе и семье.

4 Гигиена и санитария № 1

редварительные наблюдения, проведенные в юпытньгх школах института по гигиенической рационализации режима дня учащихся и, в частности, учебного режима, дали положительные результаты.

Заслушанные на съезде доклады показали, что в развитии школьной гигиены в СССР имеются глубокие сдвиги. Советские школьные гигиенисты придерживаются той научной концепции по вопросу о школьной гигиене, которую дал Н. А. Семашко. Эта научная концепция коренным образом отличается от того узкого направления школьной гигиены, которое имело место ранее. Доклады по школьной гигиене подтвердили, что полноценное гигиеническое воздействие на растущий организм возможно только ® конкретных условиях обучения и воспитания, которое оказывает решающее (влияние на психо-физическое формирование личности.

По докладам развернулись оживленные прения, продолжавшиеся как на утреннем, так и на вечернем заседаниях пленума гигиенической секции. В прениях высказались профессора А. Я. Гутиин, Е. М. Делярю, Л. Е. Берестечко, В. В. Ефимов, А. Н. Рубакин, С. И. С кун дина, доц. А. И. Смирнов и др. Выступавшие в прениях полностью солидаризовались с основными положениями докладчиков, соответственно дополняя и развивая отдельные моменты. С прениях отмечалась положительная роль Института школьной гишены Академии педагогических наук, явившегося центром объединения кадров школьных гигиенистов, работающих совместно с физиологами и 'морфологами. Одновременно указывалось на необходимость создания Всесоюзного научно-исследовательского центра по школьной гигиене в системе органов здравоохранения. Отмечалась также и неудовлетворительная постановка медико-санитарного обслуживания детей школьного и дошкольного возраста.

Основные положения докладчиков и (выступавших в прениях участников съезда нашли свое отражение в единодушно принятых резолюциях.

Съезд обратил внимание 'Министерства здравоохранения СССР на неудовлетворительную постановку медико-санитарного обслуживания детей школьного и дошкольного возраста. Были указаны и другие недостатки, имеющиеся в области развития школьно-гигиенической теории и практики. В частности, было отмечено, что приказ Наркомздрава СССР № 449 (1946 г.) об обеспечении школ крупнейших городов школьными врачами выполняется неудовлетворительно.

Наряду с этим, съезд наметил углубленную программу деятельности в области школьной гигиены и санитарии.

В качестве одной из неотложных задач в области школьной гигиены съезд обосновал необходимость обеспечить школы школьными врачами и подготовить кадры школьных врачей с профилем гигиениста-педиатра. Это предложение имеет огромное принципиальное значение, так как его реализация дает возможность коренньгм образом улучшить медико-санитарное обслуживание детей и подростков. Врач-педиатр, оторванный от школьной гигиены и педагогики, не может полностью выполнять сложные многогранные функции школьного врача. Съезд признал необходимым, чтобы на педиатрических факультетах медицинских институтов было усилено преподавание школьной гигиены по специальной программе, а также было обеспечено преподавание школьной гигиены на санитарных и педиатрических циклах институтов усовершенствования врачей.

Придавая огромное значение роли учителя как педагога-воспитателя, долженствующего быть проводником школьной гигиены, съезд признал неотложной задачей улучшить преподавание школьной гигиены в педагогических и учительских институтах и педагогических училищах. Съезд особенно отметил необходимость введения практических занятий по школьной гигиене будущих учителей и их педагогической практики в этом направлении. В качестве актуальной задачи съезд выдвинул требование обеспечить педагогические учебные заведения квалифицирован-

ньгми кадрами преподавателей-гигиенистов. Министерство высшего Образования СССР и министерства просвещения союзных республик должны учесть эти требования научно-медицинской общественности. Этого требуют интересы здоровья и гигиенической культуры многомиллионных масс детей и подростков.

Съезд признал необходимым ввести преподавание гигиены в средней школе как учебного предмета. К сожалению, до сих пор этот вопрос не разрешен, так как в органах просвещения нет достаточного понимания важности преподавания гигиены в средней школе. 'Министерству здравоохранения СССР, кровно заинтересованному в гигиенической грамотности населения, необходимо проявить в этом деле бблыпую настойчивость.

Одной из неотложных задач в области школьной гигиены, которую отмечали почти все выступавшие в премиях делегаты, является необходимость организации Всесоюзного научно-исследовательского института школьной гигиены в системе Министерства здравоохранения СССР. В самом деле, школьные врачи и врачи других детских учреждений (детских садов, детских домов и др.) находятся в ведении органов здравоохранения, но не имеют своего научного центра по школьной гигиене. Необходимость наличия такого центра диктуется самой жизнью и вытекает из интересов охраны и укрепления здоровья многомиллионных масс детей и подростков. Это вынудило Министерство просвещения РСФСР организовать Научно-исследовательский институт школьной гигиены в Академии педагогических наук. Этому институту поневоле приходится оказывать посильную помощь школьным гигиенистам, работающим в системе здравоохранения. Создание Всесоюзного института школьной гигиены является одной из неотложных задач Министерства здравоохранения СССР, и ¡мнение съезда по этому вопросу было единодушным.

В отношении научной тематики по школьной гигиене съезд указал, что при систематическом изучении физического развития детей, подростков и молодежи необходимо применять как антропометрические, так и клинические ¡методы исследования.

Съезд признал исключительное значение гигиены учебно-воспита-тельной работы и указал на необходимость расширить и углубить исследования в этой области (в частности, по урегулированию норм учебной и трудовой нагрузки детей и подростков). На эту сторону научной работы школьным гигиенистам следует обратить особое внимание, поскольку от правильного решения этих вопросов зависит не только охрана здоровья детей и 'подростков, но и успешнее выполнение работы по воспитанию здоровых,, всесторонне развитых в психо-физическом отношении строителей коммунизма.

Вопросы планировки, строительства, благоустройства и оборудования детских учреждений также были обсуждены съездом. При этом было особо отмечено, что' исследование этих вопросов должно проводиться на основе изучения морфолого-физиологических особенностей растущего организма.

Особо надо отметить указание съезда о необходимости разработки методики морфологических и физиологических исследований применительно к школьной гигиене, а также усовершенствования методики школьно-гигиеничесюих исследований. Эту работу съезд нашел целесообразным поручить Институту школьной гигиены Академии педагогических наук.

Съезд наметил ряд мероприятий по постановке физического воспитания в школах и других детских учреждениях.

Важно отметить, что съезд признал необходимым ввести в систему научной и практической работы в области школьной гигиены не только общеобразовательные школы и детские сады, но и детские дома, ре-

месленные училища и воеино-учебные заведения. Это должны иметь в виду кафедры школьной гигиены медицинских и педагогических институтов.

Съезд постановил просить Министерство медицинской промышленности СССР обеспечить массовое изготовление инструментария и лабораторного оборудования, необходимых для научной и практической работы по школьной гигиене. Наряду с этим, признано необходимым улучшить изготовление и обеспечение школ партами.

Успех реализации этой обширной программы развития школьной гигиены и школьно-санитарного дела в нашей стране, как указал съезд, «может быть действительным лишь при условии органической совместной работы школьных врачей и педагогов».

Советские гигиенисты, вдохновленные сталинской заботой о детях, приложат все усилия к реализации решений съезда.

Действительный член Академии медицинских наук СССР

проф._А. Н. СЫСИН

Съезды по гигиене, эпидемиологии и бактериологии в СССР за 30 лет

(Исторический обзор)

Вопросы гигиены, бактериологии и эпидемиологии частично начали ставиться на обсуждение съездов еще в дореволюционный период в виде отдельных докладов на Пироговских съездах. Это были сравнительно небольшие группы докладов, иногда на специальных секциях и подсекциях.

В годы, предшествовавшие первой мировой войне, эти вопросы приобрели уже более важное значение и повели к созыву по инициативе того же Пироговского общества врачей отдельных совещаний по бактериологии и эпидемиологии. Непрекращающиеся вспышки эпидемий в дореволюционной России давали постоянный материал для коллективного научно-практического обсуждения. Эти совещания всероссийского масштаба, пока немногочисленные, имели место в 1911 г. (3—9.1) в С.-Петербурге, в 1912 г. (26.111—1.IV) и в 1914 г. (28—30.Х1) в Москве. В программы этих совещаний входили также вопросы гигиены и санитарного дела, представленные в ряде докладов. Последнее совещание, состоявшееся уже во время первой мировой войны, имело более широкий состав и более обширную программу. Это было совещание бактериологов и представителей врачебно-санитарных организаций.

На совещании в 1911 г. работало три секции: бактериологии (Д. К. Заболотный и А. А. Владимиров), эпидемиологии и гигиены (Г. В. Хлопин) и по проказе (О. В. Петерсон).

На секции бактериологии и эпидемиологии были обсуждены доклады • о чуме, холере, малярии, проказе, дифтерии и туберкулезе. На секции г игиены—доклады о водоснабжении, о пищевых продуктах, о ночлежных домах. Председателем совещания, на котором присутствовало свыше 400 участников, был проф. В. К. Выеокович, товарищем председателя — проф. П. Н. Диатрогттов.

На втором совещании (1912 г., Москва) также обсуждались вопросы чумы, холеры, малярии, дифтерии и особо организационные вопросы противоэпидемической борьбы (в частности, проблемы вакцинации и контроля за производством вакцин и сывороток). По санитарному делу обсуждались вопросы водоснабжения. Председателем организационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.