Научная статья на тему 'Научная сессия Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР'

Научная сессия Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная сессия Института школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР»

Конференция указала, что решения ЦК ВКП(б) о повышении идейного уровня ■в литературе и искусстве имеют непосредственное отношение и к гигиенической науке и учреждениям, рабетающим в этой области, и отметила некоторое отставание гигиены от огромных практических вопросов, выдвигаемых послевоенной пятилеткой. Это отставание является результатом недостаточного обобщения огромных накопленных научных наблюдений, недостаточного развертывания комплексного решения проблем изучения среды и человека в их диалектической взаимосвязи и единстве, наконец, недостаточного развертывания научной критики.

Конференция призвала всех гигиенистов страны в кратчайший срок ликвидировать указанные основные недостатки и направить все свои усилия на подъем теоретического уровня гигиены В интересах охраны .здоровья прудящихся нашей страны.

В целях более глубокой связи гигиены как науки с санитарной практикой конференция рекомендует всем научным гигиеническим учреждениям проводить планирование научной тематики с учетом нужд местных санитарных органов, обеспечить надлежащее методическое руководство научно-практической деятельностью санитарных органов и их учреждений, шире привлекая санитарных врачей к научной работе и в первую очередь к работам краеведческого порядка и по санитарным последствиям войны, шире попользовать материалы местных санитарных органов и уделять больше внимания методике и организации работы санэпидстанций и санитарных врачей для повышения научно-практического качества их работы.

Для более глубокого вовлечения научных гигиенических учреждений и практических санитарных работников в выполнение санитарных мероприятий четвертой сятилетки конференция рекомендовала созыв межобластных научных конференций (указав конкретно) с участием практических работников санитарных органов периферии.

Конференция рекомендовала ряд мероприятий и по .вопросам научных кадров и вовлечению в научную работу периферийных кадров санитарных органов и предложила Институту общей и коммунальной гигиены АМН СССР разработать план неотложных мероприятий, а также включить вопрос о научных кадрах в программу следующей всесоюзной планово-тематической конференции.

Как особо положительное явление конференция отметила сбор и издание аннотаций за 10 лет, рекомендовав практиковать это и в дальнейшем. Сборник аннотаций сдан в печать.

Для создання специального фонда рукописей научных работ по гигиене конференция признала необходимым присылку в Институт общей и коммунальной гигиены всеми гигиеническими институтами и кафедрами гигиены по одному экземпляру каждой законченной работы хотя бы в виде сброшюрованной рукописи. Конференцией был принят также ряд организационных мероприятий, обязательных для местных гигиенических учреждений и Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР, по созыву следующей всесоюзной конференции и планированию научной работы в области коммунальной гигиены на 1948 г.

С. Д. ИЗРАИЛОВИЧ

Научная сессия Института школьной гигиены Академии педагогических наук

РСФСР

Научно-исследовательский институт школьной гигиены Академия педагогических наук в январе 1947 г. провел научную сессию, на которой подвел итоги своей работы за год. В программу сессии были включены вопросы теории школьной гигиены и связанных с ней дисциплин—возрастной физиологии и физиологии высшей нервной деятельности ребенка.

Сессия открылась вступительной речью директора института действ, члена Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук РСФСР засл. деятеля науки Н. А. Семашко, который остановился на задачах института и указал, что цель его работы — помочь школе воспитать и вырастить физически сильную и всесторонне развитую молодежь. Далее Н. А. Семашко остановился на основных гигиенических факторах, которые решают вопросы укрепления здоровья школьников и вместе с тем содействуют успешности педагогического процесса.

Детям пришлось перенести все тяготы войны. Война, несомненно, отразилась отрицательно на здоровье детей. Материалы обследования, проводимого институтом, говорят о том, что в послевоенный период организм детей заметно укрепляется. Н. А. Семашко указал, что школа сама по себе является гигиеническим фактором. Постоянная забота об ее санитарно-гигиеническом состоянии и содержании является

Tío существу средством оздоровления и улучшения той внешней среды, которая окружает ребенка и подростка.

Роль педагога в школе огромна, и его влияние в вопросах гигиенического воспитания подрастающего поколения -имеет первостепенйое значение. Не подлежит сомнению, что успех работы учителя по гигиеническому воспитанию в значительной мере зависит от того, насколько сам он подготовлен по школьной гигиене. Таким образом, всемерное улучшение подготовки учителей по школьной гигиене является также важным фактором охраны и укрепления здоровья школьников. Гигиена педагогического процесса, понимаемого в широком смысле, т. е. как гигиеническая организация учебного режима, занимает большое место среди гигиенических факторов. Безусловный интерес представляют и методы обучения. Из них наиболее гигиенически ценными будут те. с помощью которых можно передать учащимся необходимую сумму знаний, не обременяя и не утомляя их.

При решении указанных задач особое значение приобретают данные наблюдений и экспериментальных исследований возрастной морфологии, возрастной физиологи« и физиологии высшей нервной деятельности ребенка. На эти данные опирается разработка гигиенических факторов, вызывающих у школьников наиболее благоприятные реакции для их психического и физического здоровья. Сюда относятся гигие-кьческие мероприятия по снижению утомления учащихся, по рационализации школьного режима и т. д. Институт школьной гигиены свою работу проводит в основном в направлении научного исследования перечисленных школьно-гигиенических факто ров, стараясь помочь школе правильно воспитать подрастающее поколение.

Проф. А. Г. Цейтлин в докладе «Задачи школы в деле охраны здоровья школьников» привел материалы, характеризующие состояние физического развития и здоровья школьников (по данным обследования 1945 и 1946 гг.). Задачи школы по охране здоровья определяются, исходя из конкретной оценки состояния здоровья школьников. Анализируя этот вопрос, докладчик отметил положительную роль школы и органов здравоохранения в укреплении здоровья школьников. Наряду с этим, он указал и на недочеты школы и школьных врачей в вопросах охраны здоровья детей, а также наметил пути и средства к устранению установленных недостатков. К этим средствам следует отнести улучшение физического воспитания школьников, в частности, индивидуализацию занятий по физкультуре с кдрригирующим уклоном, усиление медицинского контроля. Следует обратить внимание на рационализацию режима дня школьников, особенно учащихся старших классов. Важно усилить медицинское обслуживание школы как по своевременному выявлению ослабленных детей и проведению необходимых оздоровительных мероприятий, так и в смысле повседневной помощи педагопгческому персоналу и систематического проведения гигиенической работы.

В докладе канд. мед. наук Г. П. Сальниковой «Сравнительные данные состояния физического развития московских и тульских школьников» были даны показатели физического развития учащихся этих городов. В результате этих исследований установлено, что война оказала несомненное .влияние на здоровье и физическое развитие школьников. Вместе с тем Г. П. Сальникова при повторных исследова ниях отметила, что произошел положительный сдвиг и показатели физического развития школьников улучшились и выровнялись.

Два следующих доклада были посвящены ответственной рати учителя в охране здоровья учащихся. Канд. мед. наук Л. Б. Нимен в докладе «Роль учителя и охране здоровья учащихся начальной школы» указал, что вопрос об укреплении здоровья детей встает с особой остротой в настоящее время — в годы четвертой сталинской пятилетки. Этот вопрос связан с полной ликвидацией медико-санитарных последствий войны в области детского здоровья и с подготовкой подрастающего поколения к новым достижениям в деле построения коммунистического общества. Основными силами в реализации мероприятий по охране здоровья детей ч школе являются медицинский персонал и педагоги. Их тесное взаимодействие, взаимопонимание и взаимопомощь — залог успешной борьбы за правильное физи ческое развитие и охрану здоровья учащихся. Особенно значительна роль учителя, так как он непосредственно проводит все гигиенические мероприятия среди учащихся. За вовлечение учителя ¡в работу по оздоровлению учащихся ратовал великий русский педагог Ушинский, а также выдающиеся гигиенисты Эрисман, Вирениус,. Бехарюков.

Лучшие .педагоги вашего времени также считают работу по укреплению здоровья учащихся важнейшим разделом своей деятельности.

Максимальное .вовлечение учителя в работу по физическому воспитанию и охране здоровья школьника является неотложной задачей школы. Оно самым благотворным образом отразятся как на дальнейшем укреплении здоровья учащихся, так и на улучшении педагогического процесса в целом.

В докладе проф. С. Е. Советова «Подготовка учителей по шгсолыной гигиене в системе высшего и среднего педагогического образования» было обстоятельно и интересно освещено состояние этого вопроса в настоящее время. Подробно характеризуя современную теорию школьной гигиены, докладчик указал, что школьная гигиена ставит в центре внимания изучение ребенка и подростка, опираясь на данные экспериментальных исследований морфологических и физиологических особеа-

костей растущего организма в их сочетании с влиянием внешней среды, окружающей детский организм. Исходя из теоретических положений, проф. С. Е. Советов наметил методические пути дальнейшего улучшения гигиенической подготовки учителей. Институт школьной гигиены в этом отношении проделал большую работу, н которой участвовал также и Институт педагогического образования Академии педа гогических наук. Разработанные предложения приняты соответствующими органам!-как основа для улучшения гигиенической подготовки учителей в системе педаго гического образования.

Широкому обсуждению подверглось сообщение проф. А. Н. Рубакина «Гигиен» педагогического процесса и методы обучения». По разъяснению Н. А. Семашко этот доклад был поставлен в дискуссионном порядке, поскольку изучение методов обучения является компетенцией педагогической науки и только частично касается гигиены. Проф. А. Н. Рубакин поставил вопрос об изыскании таких методов обучения, при которых школьник наиболее легко и при наименьшем утомлении усваивал бы преподаваемые знания. Докладчик полагает, что с гигиенической точки зрения благоприятным является такой метод обучения, который соответствует индивидуальным особенностям психики учащегося, способу его мышления. Применение та кого рода методов облегчается тем, что количество основных психических типов учащихся невелико. Ближайшая задача — установить эти наиболее распространенные типы. Докладчик остановился также на системе задавания уроков на дом, так как этот вопрос имеет существенное гигиеническое значение. Количество времени на домашнее приготовление ■ уроков должно быть строго определено. При задавании уроков следует внести плановость, согласованность между преподавателями. Должны быть полностью учтены потребности ребенка в отдыхе, прогулках, сне.

Большое внимание сессия уделила докладу О. В. Флерова на тему «Основные »опросы усовершенствования школьной мебели в свете гигиенических требований». Докладчиком разработаны новые образцы классной мебели, отвечающие современным гигиеническим требованиям. Для этой цели подвергся изучению вопрос о соответствии габаритов и других элементов учебной обстановки антропометрическим и физиологическим данным школьников.

Разработан нормальный перечень предметов оборудования класса и составлен» план классного помещения с полным расположением обстановки. О. В. Флеровым спроектированы экспериментальные образцы парт новых типов, рассчитанных на городские школы. Докладчик продемонстрировал некоторые из этих образцов. Их особенностью является металлическое основание из изогнутых труб, имеющее значительные гигиенические преимущества. Продемонстрированный тип парт, как вполне отвечающий современным педагогическим и гигиеническим требованиям, одобрен органами народного образования. Партами на металлическом основании намечено оборудовать несколько школ Москвы и Ленинграда.

Докладчиком также разработана новая конструкция одноместной парты с подъемным механизмом на металлической основе из чугунного литья. Размеры компонентов этой парты могут меняться, и она по желанию может быть использована для учащихся разного роста.

С большим докладом «О применении учения И. П. Павлова к гигиене и педагогике» выступил проф. Ю. П. Фролов. Докладчик на основе разработки научного наследства И. П. Павлова представил ряд теоретических и практических указаний применительно к задачам советской школьной гигиены и педагогики. Применение методов рационализации педагогического воздействия на ребенка, основанных на законах высшей нервной деятельности, по мнению докладчика, следует начинать с уроков физкультуры, пения, рисования, рукоделия. Эти предметы отличаются большой эмоциональной окрашенностью и стоят близко к врожденным, заложенным глубоко в мозгу видам деятельности ребенка, к его эмоциям, творчеству, движению и труду.

На сессии были заслушаны доклады по вопросам обоснования режима дня школьника с точки зрения нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Канд. биол. наук В. Я. Кряжев в докладе «Особенности высшей нервной деятельности детей семилетнего возраста», основываясь на своих экспериментальных исследованиях, подробно остановился на закономерностях высшей нервной деятельности тех контингентов учащихся, которые впервые приходят в школу. Докладчик дал ряд практических указаний, необходимых педагогу при обучении и воспитании детей семилетнего возраста.

Весьма интересные материалы были представлены в докладе проф. А. Г. Иванова-Смоленского «Причины и профилактика детской нервности в школе». Он установил, что в свете учения И. П. Павлова нервные дети являются крайними вариациями возбудимого и тормозного типа. У нервных детей докладчик также обнаружил вегетативные нарушения, связанные не только с умственным, но и эмоциональным перенапряжением, особенно ярко выраженным по окончании учебного дня. Переходя к вопросам нейрапрофилактики и нейрогигиены, докладчик остановился на том, что педагоги и медицинский персонал должны следить за воспитанием нервного ребенка в семье, чтобы во-время вносить в него необходимые коррективы» Для особенно нервных детей докладчик рекомендует возродить практику продленного школьного дня или оздоровительного класса.

Экспериментальным исследованиям в области физиологии ребенка был посвящен доклад проф. В. В. Ефимова «Возрастная физиология и ее значение для работников школы». Многолетние работы докладчика выявили ряд особенностей физиологии развивающегося организма ребенка и подростка. В частности, докладчик остановился на особенностях физиологии головного мозга, которым особенно интересуется педагогика. Докладчик подчеркнул, что сложно протекающие возрастные изменения мозга и других органов ребенка требуют самого вдумчивого отношения со стороны педагога при установлении умственной и физической нагрузки школьников.

В конце сессии был заслушан доклад проф. Л. М. Сухаребского «Кино на службе охраны здоровья детей», в котором была отмечена существенная роль кино как средства пропаганды гигиенических знаний среди школьников и их воспитателей, с одной стороны, и научного анализа развития ребенка и подростка — с другой.

В обсуждении докладов приняли участие научные работники, школьные врач.ч и педагоги.

Сессия окончилась выступлением засл. деятеля науки Н. А. Семашко, который подвел итоги работы, подчеркнул продуктивность сессии и указал, что совместная работа педагогов, школьных врачей и работников школьной гигиены явится залогом успешного выполнения школой задач, поставленных перед ней в ответственном деле коммунистического воспитания подрастающего поколения.

КОНСУЛЬТАЦИ И

По материалам Института питания Академии медицинских наук СССР составила Ф. М. Белоусская

Вопрос. Какие мероприятия по борьбе с эхинококковом предусмотрены санитарным законодательством в СССР?

Ответ. Санитарные мероприятия в области борьбы с эхинококковом в СССР ре. гулируются «Правилами ветеринарно-санитарного осмотра убойных животных и ветер инарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов», изданными Наркомземом СССР 16.Х.1940 г., согласованными с Всесоюзной государственной санитарной инспекцией НКЗдрава СССР и Наркоматом мясной и молочной промышленности СССР

Правила эти содержат следующие указания:

1. § 47. Эхинококкоз.

В отношении мяса

а) При сильном поражении органов таковые надлежит целикам направлять в техническую утилизацию, а при частичном поражении их в техническую утилизацию направляются только пораженные части, нормальные же выпускают без ограничения.

б) При обнаружении эхинококкоза в мускулатуре пораженные участки удаляют для технической утилизации, а тушу в целом выпускают без ограничения.

При невозможности удаления поражеиных участков в утилизацию направляют .всю тушу.

В отношении жира

в) Жир выпускается без ограничения.

•В отношении крови

2. Кровь животных, больных финнозом, трихинеллезом, эхинококкозом, фасцио-.лезом и пироплазмозом, допускается к переработке для пищевых и технических целей.

Вопрос. Допустимо ли взамен окиси олова применение с\^ьмы при изготовлении эмали для железной эмалированной посуды?

Ответ. Соединения сурьмы относятся к числу не безвредных для организма веществ и могут быть допущены в производстве железной эмалированной посуды лишь при достаточной химической прочности эмалевого слоя. В связи с этим решение о возможности применения сурьмы при изготовлении железной эмалированной посуды может быть принято только на основании лабораторных испытаний образцов такой посуды и санкционирования этого со стороны ВГСИ.

Вопрос. Какие антисептики разрешено в настоящее время применять для консервирования плодоовощных изделий?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.