Научная статья на тему 'К вопросу формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей'

К вопросу формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая компетентность / здоровьесберегающая деятельность / возрастная физиология / охрана здоровья / the pedagogical competence / the health safety activity / physiology of growth / health protection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Людмила Николаевна, Сахарова Ирина Николаевна, Анисимова Надежда Викторовна, Сугробова Галина Алексеевна

Одной из важнейших компетенций в области педагогической деятельности является готовность учителя к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на преподавание в педвузах дисциплин, лежащих в основе здоровьесберегающих технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's willingness to ensure the safety of life and health of pupils is one of the most important competences in the pedagogical field. In this connection should pay special attention to teaching in pedagogical universities disciplines, which underpin the health safety learning technologies.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 17(21)2010

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 17(21)2010

удк 612. 63/66

к ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕй КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© л. н. савина, и. н. Сахарова, н. в. анисимова, г. а. сугробова

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]

Савина Л. Н., Сахарова И. Н., Анисимова Н. В., Сугробова Г. А. - К вопросу формирования здоровьесберега-ющей компетентности будущих учителей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 17 (21). С. 97-100. -

Одной из важнейших компетенций в области педагогической деятельности является готовность учителя к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на преподавание в педвузах дисциплин, лежащих в основе здоровьесберегающих технологий обучения.

ключевые слова: педагогическая компетентность, здоровьесберегающая деятельность, возрастная физиология, охрана здоровья.

Savina L. N., Saharova I. N., Anisimova N. V., Sugrobova G. A. - To the question of formation the health safety competent of future teachers // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 17 (21). P. 97-100. -

Teacher's willingness to ensure the safety of life and health of pupils is one of the most important competences in the pedagogical field. In this connection should pay special attention to teaching in pedagogical universities disciplines, which underpin the health safety learning technologies.

Key words: the pedagogical competence, the health safety activity, physiology of growth, health protection.

Более 130 лет назад великий русский педагог к.д.ушинский обосновал необходимость для педагога знания тех наук (анатомии, физиологии, школьной гигиены), на которых «основываются правила педагогической теории». должностные обязанности современного учителя включают следующие пункты:

- обеспечен^ охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

- теоретические знания основ педагогики, педагогической этики, детской, возрастной и социальной психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;

- соблюдение требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности;

- знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки.

кроме того, учитель-предметник в роли классного воспитателя обязан содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, изучать их склонности, интересы, создавать для каждого благоприятную микросреду и морально-психологический климат. Совместно с медицинским работником классный руководитель должен обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников,

вести активную пропаганду здорового образа жизни, проводить мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей и подростков, проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек, изучать семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия учащихся.

Еще более ёмкими являются должностные обязанности руководителя физического воспитания, включающие, наряду с основными: контроль за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся в течение всего периода обучения; меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку; организацию работы физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья; оказание доврачебной медицинской помощи и др.

именно поэтому государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в цикле естественно-научных дисциплин-том предусмотрено изучение дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» для всех специальностей педагогических вузов.

Цель учебной дисциплины - ознакомление студентов с основами возрастной анатомии, физиологии, психофизиологии, школьной гигиены для создания ими в будущем соответствующих условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся.

К числу основных задач относятся:

- формирование у студентов знаний о механизмах осуществления физиологических и психофизиологических процессов человеческого организма;

- изучение закономерностей возрастных изменений физиологических функций;

- изучение строения и работы нервной системы человека, видов рефлексов и их значения;

- изучение роли физиологии в профессионально-педагогической деятельности.

К сожалению, за последние 15 лет время, отведенное учебным планом на изучение данной дисциплины, Министерством образования было сокращено вдвое:

Как видно из представленной таблицы, дисциплина читается на первом курсе, когда студенты еще не имеют практики общения с детьми и, следовательно, не ощущают важности этих знаний. Общая трудоёмкость всех форм учебной работы по данной дисциплине не превышает 70-76 часов, из которых 36 (у очников) и 66 (у заочников) отведены на самостоятельную работу. Странно, но при таком раскладе часов вопросы централизованного интернет-тестирования, предусмотренного в конце семестра, как правило, рассчитаны на 120-150 часов аудиторных занятий.

Исходя из создавшейся ситуации, можно констатировать: сегодняшний школьный учитель имеет весьма поверхностные знания о закономерностях роста и развития детей, об их возрастных особенностях. он не может определить, какие нагрузки могут считаться оптимальными, а какие запредельно высокими, как учебная деятельность влияет на функциональное состояние растущего организма. Вместе с тем, без знания физиологических и психофизиологических закономерностей образование нельзя сделать адекватным и эффективным.

Три года назад (29-30 января 2007 г.) в Москве состоялась 1-ая Всероссийская конференция по педагогической физиологии. Обсуждались вопросы препо-

давания этой науки будущим учителям. В конференции приняли участие ученые из института возрастной физиологии РАО и около 70 заведующих кафедрами и преподавателей различных высших и средних учебных заведений многих регионов страны, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. Обсуждали важность понимания педагогом возрастных закономерностей развития ребенка, учета его возможностей и особенностей восприятия учебного материала в зависимости от стадии развития и степени созревания тех систем организма, которые участвуют в процессе обучения [2].

Действительно, знание закономерностей возрастного развития достигло высокого уровня, но проблема их учета при разработке и внедрении педагогических методик и дисциплин так и не решена. Однако проблема со здоровьем детского населения продолжает усугубляться.

Многочисленные научные исследования, медицинские обследования, педагогические наблюдения позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей и подростков стало в настоящее время стойкой тенденцией. Количество здоровых детей за период обучения в школах уменьшается практически в четыре раза.

дети, начинающие обучение в школе, уже имеют сниженный потенциал здоровья, обусловленный хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями. К тому же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей и подростков, связано с образовательным учреждением. При поступлении в школу значительно увеличивается поток информации и нервно-эмоциональное напряжение, усиливается нагрузка на зрительный анализатор, опорно-двигательный аппарат. За период обучения в 5 раз увеличивается частота патологий зрения, в 3 раза - пищеварения, в 5 раз чаще встречаются нарушения осанки, в 4 раза - нервно-психические расстройства. Нервно-психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, зрения, нарушения осанки становятся типичными школьными недугами [1].

Модернизация образовательной системы, интенсификация учебного процесса в школе не адаптированы к индивидуальным особенностям и состоянию здоровья учащихся, а существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности детей. В то же время состояние материально-технической базы школ в большинстве случаев остается неудовлетворительным, что не позволяет создавать оптимальные условия для нормального учебно-воспитательного процесса. Развитие патологических состояний у детей более чем на 50% определяется негативным длительным влиянием совокупности таких факторов, как низкие показатели освещенности на рабочих местах, неудовлетворительные показатели воздушно-теплового режима, низкая обеспеченность мебелью, соответствующей росту и возрасту учащихся, отсутствие горячего питания в большинстве школ и т.д.

Форма учебной работы Форма обучения

очная заочная

По семестрам

1 семестр 1 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов 70 76

Аудиторные занятия 34 10

Лекции 17 6

Практические занятия - -

Семинары - -

Лабораторные занятия 17 4

Другие виды аудиторных занятий - -

Самостоятельная работа 36 66

Контрольная работа + -

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля Зачет Зачет

Физиология ЧЕЛОВЕКА ►►►►►

Решение проблемы укрепления здоровья школьников, формирование у них представлений о здоровом образе жизни осуществляются под влиянием различных факторов, одним из которых является профессиональная компетентность педагога, так как именно компетентность обеспечивает успешность педагога в его профессиональной деятельности. одной из важнейших компетенций в области педагогической деятельности является готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности [3].

Такие явления школы, как увеличение учебных нагрузок без учета психофизиологических возможностей организма ребенка, нарушение гигиенических норм обучения школьников, во многом обусловлены недостаточно сформированной культурой здоровья населения, в том числе и учителей. Поэтому необходимо в процессе обучения осуществлять разностороннюю подготовку будущих педагогов по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Эта подготовка включает в себя понимание основ сохранения собственного здоровья в процессе профессиональной деятельности, грамотность в области здоровьесберегающих образовательных технологий и формирования здорового образа жизни учащихся [4].

Профессионализм учителя сегодня определяется не только способностью достигать высокого педагогического результата, но и умением строить свою профессиональную деятельность с позиций здоровьес-бережения всех участников образовательного процесса. Это требует при подготовке педагогических кадров усиления аспектов гигиенического образования будущих учителей с тем, чтобы они, обладая необходимыми знаниями и умениями, непосредственно участвовали в создании оптимально благоприятных условий обучения учащихся.

нами накоплен определенный опыт в формировании здоровьесберегающей компетенции будущих учителей на всех этапах подготовки педагогических кадров. на первом году обучения в рамках курса «Возрастная анатомия и физиология» студенты получают знания о функциональных возможностях организма ребенка на каждом возрастном этапе развития, знакомятся с механизмами приспособительных реакций к различным видам деятельности, с гигиеническими требованиями к организации образовательного процесса.

Этот курс обеспечивает студентов системой знаний, касающихся возрастных морфо-функциональных особенностей детского организма, динамики его активности и работоспособности, влияния условий обучения на развитие организма ребенка. на практических занятиях рассматриваются прикладные вопросы возрастной анатомии и физиологии и школьной гигиены: оценка показателей физического развития учащихся, гигиена школьной мебели, гигиена урока, организация перемен и каникул, оценка расписания уроков и объем домашних заданий, рациональная организация школьного питания, гигиена классной комнаты (освещенность, воздушно-тепловой режим и др.), режим дня школьника, организация территории школы.

на втором и третьем курсах студенты естественно-географического факультета выполняют реферативные и курсовые работы по проблемам охраны здоровья детей, психогигиене, возрастной физиологии, валеологии. кроме этого, студентам предлагаются курсы по выбору соответствующей тематики: «Медико-биологические основы Зож», «Здоровьес-берегающие технологии в обучении», «Влияние экологических и социальных факторов на здоровье», «Проблемы школьной гигиены», «Педагогическая физиология» и др.

В период педагогической практики полученные знания применяются в реальных условиях школ и гимназий. Студенты выполняют специально разработанные задания по школьной гигиене, овладевая при этом методами обследования, навыками анализа и оценки санитарно-гигиенических условий обучения.

Задания по школьной гигиене включают в себя: оценку физического развития и состояния здоровья учащихся; определение гигиенических характеристик классного помещения; анализ режима дня школьника; оценку расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности и степенью трудности предметов; оценку организации и продолжительности перемен; физиолого-гигиенический анализ урока; гигиеническую оценку школьного питания.

Такая комплексная исследовательская деятельность позволяет сформировать у будущих учителей гигиеническую зоркость, навыки мониторинга здоро-вьесберегающей деятельности учебных заведений разного типа. По итогам работы студенты разрабатывают определенные практические рекомендации по улучшению условий обучения учащихся в конкретной школе.

на заключительном этапе обучения выпускники выполняют научно-исследовательские работы по возрастной физиологии, гигиене детей и подростков, школьной гигиене, по проблеме эффективности обучения школьников с учетом функциональных возможностей растущего организма. По итогам этих работ разрабатываются дипломные проекты. кроме этого мы привлекаем студентов к руководству исследовательской деятельностью учащихся школ по той же тематике.

Таким образом, системный разноуровневый подход в подготовке будущих учителей, позволяет сформировать у них комплекс необходимых знаний и умений для создания здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

Понимая значимость рассматриваемой проблемы, сотрудники кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека в рамках научно-исследовательской работы сосредоточили свое внимание на вопросах охраны здоровья участников образовательного процесса.

ими разработаны дневники здоровья и проведена их апробация для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Преподаватели кафедры участвовали в разработке и реализации проекта «навыки жизни», направленного на формирование культуры здоровья у учащихся и их родителей, а также у учителей. В рамках научно-исследовательского проекта создана «Электронная карта мониторинга состояния здоро-

вья обучаемых как метода проектирования здоровой личности», которая позволяет провести комплексную оценку всех аспектов здоровья и разработать индивидуальную траекторию здоровьесбережения и коррекции.

Ежегодно на кафедре проводится областная научно-практическая конференция школьников на тему «Здоровье подрастающего поколения». Вопросы сохранения и укрепления здоровья и создания здоро-вьесберагающего образовательного пространства заслушиваются на научных студенческих конференциях и конференциях профессорско-преподавателского состава. Эта тема является предметом совместных исследований учителей и сотрудников кафедры.

В настоящее время осуществляется переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. В Федеральном ГОС высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование, квалификация «Бакалавр», отмечается, что одной из важнейших компетенций в области педагогической деятельности является готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, а в проектируемых результатах освоения базовой (общепрофессиональной) части ГОС отмечается необходимость формирования умений «учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся и создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду».

Казалось бы в учебных планах должно найтись место для учебных курсов, способствующих формированию здоровьесберегающей компетенции будущих бакалавров педагогического образования. Однако Федеральный ГОС высшего профессионального образования не только не усиливает данное направление в подготовке учителей, но и исключает из блока ОПД курс «возрастная анатомия и физиология», который является базовым для получения необходимых знаний.

На наш взгляд, образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен на формирование здоровьесберегающих позиций будущего педагога, обучение его опыту проектирования и реа-

лизации здоровьесберегающего образовательного пространства. Современный учитель должен владеть знаниями возрастных закономерностей роста и развития детей, знаниями особенностей восприятия учебного материала в зависимости от стадии развития и степени созревания тех систем организма, которые участвуют в процессе обучения, знаниями гигиенических требований, предъявляемых к организации учебного процесса.

для формирования комплекса знаний, умений и навыков здоровьесберегающей деятельности необходимо обеспечить системный подход в изучении физиолого-гигиенического и психофизиологического аспектов образовательного процесса на теоретическом, практическом и научно-исследовательском уровнях.

Все выше сказанное позволяет ставить вопрос не только о включении курса «Возрастная анатомия и физиология» в Федеральный ГОС высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование «Бакалавр», но и о значительном расширении данного курса.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», проект № 32.1/5236.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005. 176 с.

2. Зайцева В.В. Педагогическая физиология // Здоровье детей, 2007. № 5. С. 8-11.

3. Рыкова Т.М. Здоровье учителя как ресурс эффективного формирования здоровьесберегающей среды // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ Под ред. Шамовой Т.И. М.: Изд-во ООО УЦ «Перспектива», 2008. С. 154-161.

4. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.