Научная статья на тему 'Пути развития и перспективы школьной гигиены'

Пути развития и перспективы школьной гигиены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития и перспективы школьной гигиены»

ГИГИЕНА и САНИТАРИЯ

HYGIENE et SERVICE SANITAIRE

Отв. редактор проф. Т. Я. ТКАЧЕВ Зам.' отв. редактора проф. А. В. МОЛЬКОВ Отв. секретарь д-р Н. А. БАРАН

1940

5-й ГОД ИЗДАНИЯ

№ 6

Проф. А. В. МО.

развития и перспективы школьной гигиееы

Дело медицинского обслуживания детей в нашей стране в третьем году третьей сталинской пятилетки получило огромное развитие. Под руководством! организованных в наркоматах особых управлений на местах действует армия врачей (педиатров, школьных и участковых, инструкторов ОЗД, школьно-санитарных инспекторов), созданы специальные органы больничной и внебольничной помощи, привлечены к медицинскому обслуживанию детей, и подростков (учреждения и медицинский персонал общей сети, осо'бенно в сельских местностях, где это дело на основании особых положений и инструкций возложено всецело на общую участковую сеть. Однако ни количественные, ни качественные показатели развития не отвечают потребностям! и запросам трудящихся. К основным недочетам нужно отнести: а) в городах и промышленных центрах — недостаточно четкое и полное развитие профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, следствием! чего является наличие неизжитой еще инфекционной заболеваемости детсйих контин-гентов; б) на селе —• еще более недостаточное развитие специального обслуживания детей, подростков и детских учреждений, находящихся на территории медицинского участка, так как здесь для фронта ОЗДиП не выделено специальных сил, в особенности по линии школьно-санитарного обслуживания.

Направляющая деятельность центральных органов по отношению к сельским местностям ограничивается изданием инструкций и положений, но не перешла еще в форму фактического оперативного руководства с учетом местных особенностей, как это имеет место по отношению к городам и промышленным центрам!, в то время как детское население села превышает почти в два раза детское население городов.

С первого дня революции проблема выращивания здоровых кадров занимает одно из важнейших мест, в системе социалистической стройки. Большие задачи возложены в этом сложном! деле на органы здравоохранения постановлением! ЦК ВКП(б) от 21 .IV.1932 г. о работе пионерской организации и рядом других решений.

Дело ОЗДиП за время революции прошло через ряд следующих этапов:

1. Период от октября 1917 г. до 1920 г. — «искание» оптимальных форм путем развертывания показательных учреждений (Народный комиссариат просвещения).

2. Период от перехода дела ОЗДиП в ведение НКЗдрава до издания постановления ЦК ВКП(б) о начальной и -средней школе 5.XI. 1930 г. В это время специальные кадры и сеть организаций по обслуживанию детских учреждений создавались на лженаучной основе «педологиза-цйи» этого дела, с одной стороны, «санитарного минимума». — с другой, и поверхностного медицинского универсализма школьного .врача. Постановление ЦК ВКП(б) в 1932 г. о работе пионерской организации весьма значительно стимулировало перестройку медобслуживания детей в направлении выдвижения на первый план задач лечебного и санитарного порядка.

3. Со времени образования государственной школьно-санитарной инспекции (1933 г.) комплексное лечебное и санитарное обслуживание детей и подростков на основе диференциации и углубленной специализации школьного педиатра, с одной стороны, и государственного школьно-санитарного инспектора -<— с другой.

Однако постановление ЦК ВКП(б) от 5.VÍ.1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» застает систему НКЗдрава лишь в процессе перестройки на указанных выше началах. Работники на местах кое-где к этому времени еще далеко не преодолели, вредных педологических уклонов (так же, как и некоторые центральные работники).

4. После 1936 г. —• период исканий такой системы построения медицинского обслуживания детей и подростков города и села, которая лри исчерпывающем охвате всей массы детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет (составляющей, как известно, выше 40 проц. общего состава населения страны) обеспечила бы ее всеми видами лечебной и санитарной помощи.

В полном соответствии с такой перестройкой практики ОЗДиП происходило изменение основ этой деятельности в смысле окончательной ликвидации лженаучных педологических извращений, ведших дело педагогической, а в значительной мере и врачебной практики по совершенно неправильному пути. Педиатрия и школьная гигиена были признаны обязательными элементам« образования советского врача. В медицинских вузах на всех факультетах (санитарном, педиатрическом, лечебном) введено преподавание школьной гигиены как обязательного предмета.

Недостаточное развитие школьно-гигиенической научной работы слу: жит одной из важных причин того, что 1) школьно-санитарная практика педиатров и участковых врачей общей сети весьма недостаточна вследствие слабой подготовленности их в этом! отношении; 2) деятельность школьной госсанинспекции не получила правильного сочетания с работой врачей системы ОЗДиП и не заняла по отношению к ним организующей и направляющей роли.

Причиной такого положения вещей служит в значительной мере ряд обстоятельств: а) несмотря на официальное признание школьной гигиены как предмета преподавания в медицинских вузах, на практике дело это остается в неудовлетворительном положении; б) научно-исследовательскими институтами ОЗДиП уделяется этому участку работы слишком) мало внимания (за исключением! одного, быть может, Ленинградского института); в) ропросы школьной гигиены чрезвычайно мало отражаются в гигиенической и педиатрической прессе,-причем сами научные работники этого фронта не проявляют достаточной литературной активности; г) органы, ведающие изданием учебников и руководств для высшей школы,, годами задерживают выпуск в свет уже совершенно готовых к печати пособий по школьной гигиене; д) немалое значение имеют разрозненность и разбросанность научных и преподавательских сил и отсутствие центра, объединяющего, согласующего и направляющего их работу: в составе Всесоюзной госса.н инспекции т о л ь-

о

ко в последнее время не выделено специальное лицо для руководства школьной госсанинспекцией, нет центрального мощного научно-исследовательского института школьной гигиены; секция школьной гигиены Всесоюзного общества гигиенистов, существующая больше года, не проявила в этом отношении надлежащей инициативы.

Устранение указанных недочетов безусловно поднимет уровень оздоровительных мероприятий, которые и теперь уже; развиваясь на базе экономического и культурного роста страны, привели к резкому улучшению всех показателей санитарного состояния детей и подростков (снижение заболеваемости и смертности, положительные сдвиги в физическом! развитии).

Эти достижения никоим' образом: не являются конечным этапом и оставляют широкое поле для дальнейшей борьбы за укрепление здоровья и поднятие жизненных сил подрастающих поколений. Наследие прошлого еще не ликвидировано, особенно в области инфекционной заболеваемости и ее последствий. В задачу третьей пятилетки входиг дальнейшее, еще более резкое снижение заболеваемости детей, особенно инфекционной, дальнейшее укрепление физических и духовных сил детей ,и подростков при обязательном! условии обеспечения их а) высококачественной медицинской помощью в городе и на селе и б) наилучшими санитарно-гигиеническими условиями в детских учреждениях. Все это ставит на очередь большое количество вопросов, требующих углубленной научной разработки.

В области борьбы с детскими и общими болезнями (поражающими также и детей) перед гигиенистами стоят задачи разработки таких вопросов, как: а) изучение динамики санитарного состояния детей и подростков, б) организация противоэпидемических мероприятий на основе правильной постановки санитарного обслуживания детских коллективов, в) повышение сопротивляемости детского организма путем постановки его в наилучшие санитарные условия (микроклимата, питания, отдыха и т. д.) в детских учреждениях всех типов (школьных, внешкольных, оздоровительных и лечебных).

Жизнь ставит очень много практических вопросов, разрешение которых связано с углубленной исследовательской экспериментальной работой в таких направлениях, как: а) динамический учет санитарного состояния детских учреждений на основе правильно поставленной паспортизации и санитарной статистики, б) разработка нормативов строительства детских учреждений (включительно до газоубежища) и их санитарного режима на основе изучения реакций организма здорового и больного ребенка на изменяющиеся условия внешней среды и на оснозе изыскания способов приложения новейших достижений науки к задачам' оздоровления детства (благоустройство детских учреждений и оздоровление их режима).

Из поля зрения гигиенистов не может выпасть и гигиеническая оценка новых форм педагогического 'процесса, в частности, связанного с новыми нормами ГТО и ГСО и с задачами начальной и допризывной военной подготовки, для чего будут создаваться надлежащие условия в смысле укрепления материальной базы, увеличения количества физкультурных площадок, гимнастических зал, лыжных и водных станций,, увеличения производства нужного инвентаря. Решение Совнаркома СССР возлагает на органы НКЗдрава в этом отношении серьезную задачу, ибо НКЗдраву указано на необходимость улучшить организацию медицинского контроля при занятиях физкультурой и при сдаче норм ГТО..

Все это, вместе взятое, требует научного обоснования и разработки ряда теоретических вопросов на основе изучения основ марксизма-ленинизма, которое только и помогает найти истинный путь к разрешению научных и практических вопросов.

а

Если представить себе всю ответственность и сложность этих вопросов и задач, то станет особенно ясной необходимость укрепления научно-исследовательских центров и учреждения центральной школьно-гигиенической лаборатории.

Необходимо или создать самостоятельный школьно-гигиенический институт, или обеспечить силами и средствами одно из существующих учреждений, придав ему значение центрального.

Наряду с этим для поднятия авторитета школьной гигиены нужно провести еще ряд мероприятий, которые настойчиво выдвигаются жизнью, а именно:

1. Необходимо увеличить число' аспирантов при кафедрах школьной гигиены и улучшить материальную базу самих кафедр (экспериментальные кабинеты, учебные базы и т. д.), учитывая одновременно потребность в работниках соответствующей квалификации в педагогических учебных заведениях.

2. В системе госсанинспекций ССР должен быть создан специальный школьно-санитарный надзор. Программы деятельности школьной госсанинспекции на местах следует пересмотреть и расширить в сторону приближения их к участию в текущей жизни детских учреждений.

3. Для поднятия уровня специальных знаний всех практических работников в области санитарно-профилактического обслуживания детства и юношества необходимо, наряду с студенческими учебниками по школьной гигиене, издание фундаментального руководства по школьной гигиене, охватывающего все вопросы гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Секции школьной гигиены нужно разработать подробную программу и план такой книги, добиваться включения ее в план 1941 г. и ходатайствовать об утверждении конкурса на ее составление. Секции школьной гигиены надо организовать активное сотрудничество работников школьной гигиены (научных и практических) в медицинской периодической прессе. Необходимо издание для практических работников карманного справочника по прикладным вопросам! школьной гигиены и санитарии, о чем* должен позаботиться Медгиз, объявив на составление его конкурс.

4. Для содействия школе в привитии учащимся гигиенических навыков и знаний надо создать соответствующую литературу и показательные ассортименты наглядных пособий. Для разработки этого вопроса необходимо особым приказом НКЗдрава СССР организовать при Ученом медицинском! совете объединенную группу из научных работников, преподавателей начальной и средней школы и деятелей санитарного просвещения с отпуском средств на создание показательного ассортимента наглядных пособий. Разработку программы, плана и сметы и возбуждение соответствующего ходатайства перед НКЗдравом следует возложить на школьно-гигиеническую секцию Гигиенического, общества.

5. Для внедрения в широкую практику лучших образцов и опыта благоустройства детских учреждений и для обмена этим опытом' необходимо организовать временную всесоюзную выставку по благоустройству детских учреждений.(по возможности в Москве в 1941 г.). К участию на выставке должны быть привлечены не только детские учреждения всех типов (для показа их санитарного состояния и достижений в области санитарного благоустройства), но и промышленность, изготовляющая предметы детского потребления всех видов, поставляющая детским учреждениям предметы оборудования и ухода за детьми, а также строительные и проектирующие организации и органы, ведающие коммунальным благоустройством.

При этой выставке в конце 1941 г. нужно созвать специальную конференцию по вопросам строительства, оборудования, санитарного благоустройства и режима детских учреждений всех ведомств, для чего, наряду с возбуждением ходатайства об организации выставки и созыва

конференции, следует организовать особый комитет и предусмотреть в смете 1941 г. соответствующие кредиты. Программу, план и смету должна разработать секция, школьной гигиены Гигиенического общества с учетом необходимости привлечения к участию в1 конференции НКПроса и представителей всех ведомств и комиссариатов, как организующих детские учреждения, так и обслуживающих их своей продукцией.

6. Необходимо всемерное укрепление работы Гигиенического общества по объединению и согласованию деятельности медицинских учреждений (научных, педагогических и практических), программа которых предусматривает профилактическое обслуживание детских контипгентов.

В состав Гигиенического общества и к активному сотрудничеству должны быть привлечены все школьно-санитарные инспектора, научные работники институтов ОЗДиП, преподаватели школьной гигиены вузов и училищ (как медицинских, так и педагогических). К совместному обсуждению стержневых вопросов следует привлечь школьных педиатров и строителей детских учреждений (архитекторов и инженеров).

Во всех центрах, где будут работать филиалы Гигиенического общества и где имеются достаточные контингента работников, должны быть организованы. школьно-гигиенические секции, увязывающие свою деятельность с центральной секцией (в Москве). Работники перечисленных выше категорий в местностях, не имеющих филиалов общества, должны быть вовлечены в^ ближайшие объединения или центральную секцию и являться их членами-корреспондентами. Секциям школьной гигиены следует принять на себя по местным условиям, помимо разработки научных и научно-практических вопросов, также инициативу в'организационных и практических вопросах, в частности, по устройству лекций, бесед, выставок по вопросам здорового воспитания, по организации консультаций для педагогов и родителей, по организации объединенного санитарного актива школьников (см. статью т. Гефтера в журнале «Гигиена и санитария», № 11 за 1939 г.) и др. Они должны установить тесную связь и сотрудничество с комсомолом! в организации широкого детского движения за овладение навыками гигиенического поведения.

Мы просим читателей, интересующихся медицинским обслуживанием детей и подростков, откликнуться на. настоящую статью путем присылки в правление Гигиенического общества (Москва, Б. Пироговская, 6, Институт гигиены) своих высказываний, хотя бы самых кратких, по затронутым здесь вопросам, не стесняясь формой изложения, для того, чтобы секция шкальной гигиены могла установит^ со своими корреспондентами живую связь, а присылаемые замечания и материалы обработать для помещения в. журнале «Гигиена и санитария»,

Проф. А. Я. ГУТКИН (Ленинград)

Детский сад и принципы его планировки и

строительства с гигиенической точки зрения

«

Из отдела гигиены Ленинградского института ОЗДиП (дир.—проф. В. Н. Иванов) у

Развитие детских"садов как широкой, подлинно социалистической системы воспитания и оздоровления дошкольников впервые началось в нашей стране в 1917 г. До революции в Петербурге было 27 детских садов с несколькими сотнями детей, в Москве — только 12, в уездных же городах, а тем более в сельских местностях само назва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.