Научная статья на тему 'Еще о работе школьного врача'

Еще о работе школьного врача Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще о работе школьного врача»

аскорбиновой кислоты, не вызывали бы его потемнения. Для опытов использовались сорта картофеля «лорх» и «эпикур». Было исследовано действие многих химических веществ. Методика работы сводилась к погружению кусочков картофеля в испытуемый раствор и затем после суточного хранения на воздухе отмечался их внешний вид и определялось содержание витамина С.

Промывание кусочков картофеля водой и слабыми растворами поваренной соли способствует сохранению естественной окраски их при односуточном хранении и не препятствует биосинтезу аскорбиновой кислоты. Количество аскорбиновой кислоты увеличивается на 25—58%. В работе также показано, что окуривание картофеля сернистым газом тормозит синтез витамина С, а облучение кварцевыми или рентгеновыми лучами не предохраняет картофель от потемнения.

Н. П. Нефедьева

* * "Аг

Проф. А. П. Мухин (Куйбышев)

Еще о работе школьного врача

Нам приходилось отмечать, что в ряде школ не было правильно организованного систематического медико-санитарного обслуживания детей и подростков. Имело место формальное прикрепление к школам врачей, которые или не имели соответствующей подготовки в области гигиены и .педиатрии, или просто не могли уделить должного внимания прикрепленным школам и учащимся. Ряд школ фактически обслуживался только фельдшерами или сестрами.

Медицинский персонал школы обычно занимался противоэпидемическими вопросами, текущим санитарным контролем, медицинскими осмотрами детей и оказанием им неотложной врачебной помощи. При этом общее руководство сачитарно-противоэпидемической работой школьных врачей осуществлялось до последнего времени государственной санитарной инспекцией по школьной санитарии, а их лечебно-организационной работой — инспекторами лечебно-профилактической' помощи детям и дегскими поликлиниками. Это руководство зачастую носило формальный, неглубокий характер; к тому же нередко не было единства в проведении оздоровительных мероприятий со стороны всех руководителей.

Естественно, что такое положение школьных врачей не может удовлетворить ни самих школьных врачей, ни органы здравоохранения, ни органы народного образования и не обеспечивает надлежащей углубленной, комплексной и систематической работы по медико-санитарному обслуживанию школьников и подростков.

По этому вопросу за последнее время все чаще и чаще на местах и в центре раздаются призывы и высказывания о необходимости коренной перестройки работы по медико-санитарному обслуживанию школ и учащихся в них.

В этом отношении следует признать своевременным появление в журнале «Гигиена и санитария» (№ 2, 1950 г.) статьи проф. С. Е. Сове-това «Назревшие вопросы в работе школьного врача». Тема эта является крайне актуальной.

В свете сказанного надо напомнить, что не случайным был программный доклад покойного Н. А. Семашко «Основные вопросы школьной гигиены» на XII Всесоюзном съезде гигиенистов и эпидемиологов. Н. А. Семашко резко поставил вопрос об улучшении медико-санитарного обслуживания нашей ближайшей смены и наметил основные принципиальные пути развития школьной гигиены и перестройки работы по медико-санитарному обслуживанию детей школьных и дошкольных учреж-

дений. Мало того, как известно, XII Всесоюзный съезд гигиенистов и эпидемиологов принял по вопросам школьной гигиены развернутую резолюцию, яв., иющуюся для нас программой действия. В этой резолюции по существу отражены все те принципиальные вопросы школьной гигиены и медико-санитарного обслуживания школ, которые поднимает в своей статье С. Е. Советов.

Почему же проф. Советову приходится! снова поднимать вопросы, которые, казалось, решены коллективом специалистов всего Советского Союза? Потому, что решение этого коллектива до сих пор не реализовано всеми теми, кто обязан был считаться с мнением этого коллектива.

В настоящее время имеется лоложение о школьном враче, утвержденное Министерством здравоохранения СССР и согласованное с Министерством просвещения РСФСР, которым определен профиль школьного врача ктк педиатра-гигиениста, отмечено направление и характер его работы. Школьный врач постоянно должен быть связан со школой, не только с детьми, но и с педагогами и родительским коллективом. В круг обязанностей школьного врача прежде всего входит «организация и проведение в школе всего комплекса гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья, укреплению физического развития, успешному обучению и коммунистическому воспитанию .подрастающего поколения»,— так .гласит положение о школьном враче. Таким образом, уже из самого положения о школьном враче вытекает основное гигиеническое, оздоровительное содержание его работы. Тогда почему же школьные врачи, как это указано в том же положении о школьном враче, должны находиться в непосредственном подчинении главного врача детской поликлиники (амбулатории) или заведующего детским отделением общей поликлиники?

В своей статье С. Е. Советов справедливо ставит вопрос, как же могут эти руководители, не являющиеся специалистами, а нередко просто мало разбирающиеся в .вопросах школьной гигиены, руководить работой школьных врачей по основному разделу — по гигиене, санитарии и эпидемиологии. Думаю, что очень плохо и от этого только страдает дело. Вообще при проведении оздоровительных мероприятий в школе нельзя искусственно разделять лечебно-профилактическую помощь детям от школьной санитарии; наоборот, здесь должно быть единство в действии и в целенаправленности. Из положения о школьном враче вытекает прежде всего то, что школьный врач — это врач широкого гигиенического диапазона, обязанный охранять здоровье школьника в широком понимании значения этого слова. Конечно, для этого школьный врач должен быть достаточно компетентным и в вопросах педиатрии, но это отнюдь не значит, что деятельность школьного врача должна сводиться только и прежде всего к лечебным мероприятиям, да притом еще зачастую проводимым в отрыве от санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий. Школьный врач, действительно, прежде всего — школьно-санитарный врач, хорошо знающий анатомо-физиологиче-ские особенности детского организма, владеющий, как всякий врач, методами диагностики и достаточно знакомый с клиникой.

Школьного врача нельзя оторвать от школы и посадить в детское лечебное объединение. Школьный врач не только и не столько контролер, сколько помощник и консультант директора школы, преподавателей и ^родителей в отношении организации всего гигиенического режима в школе и на дому — классных и внеклассных занятий, отдыха, испытаний, воспитательной работы, индивидуального режима для отдельных школьников, питания детей, гигиенического оборудования и содержания школьных помещений, физкультурных мероприятий, личной гигиены, специфических противоэпидемических мероприятий, санитарно-лросветительной работы и т. д. Школьный врач обязан также анализировать данные заболеваемости и физического развития детей школы и

разрабатывать и организовывать оздоровительные мероприятия в связи с этим. Последнее нельзя отрывать от вопросов санитарнсго состояния населения, семьи, от санитарного состояния населенного жта, его благоустройства, общей и эпидемической заболеваемости и т. д.

Все эти вопросы может поднять, конечно, врач широкого гигиенического кругозора, правильно руководимый специалистами и учреждениями санитарно-противоэпидемического профиля. Школьный врач нуждается в солидной гигиенической подготовке и в постоянной компетентной помощи и руководстве со стороны гигиенического учреждения и специалистов гигиенистов и эпидемиологов.

В настоящее время таким учреждением должна быть санитарно-эпидемиологическая станция, в составе которой обязательно должен быть специалист в области школьной гигиены и санитарии, в свою очередь опирающийся в работе на кафедры гигиены медицинских институтов и санитарные институты.

Итак, мы за школьного врача, органически связанного и руководи» мого санитарно-эпидемиологической станцией, а в части специальной лечебной работы, связанного, конечно, и с детским лечебным объединением.

Так, по нашему мнению, должно быть. Но что же мы имеем на деле?

В Куйбышеве, крупном промышленном центре Среднего Поволжья государственной санитарной инспекции по школьному санитарному надзору нет. Во всех санитарно-эпидемиологических станциях города — как в городской, так и в районных, в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР № 367 от 1948 г. в типовых штатах санитарно-эпидемиологических станций вообще нет школьно-санитарных врачей. Кто же сейчас после реорганизации санитарно-эпидемиологического дела, руководит работой школьных врачей города в части их основного, санитарно-гигиенического, раздела работы? По существу — никто. Могут ли это полноценно обеспечить сами главные врачи санитарно-эпидемиологических станций или инспекторы районных отделов здравоохранения по лечебно-профилактической помощи детям?— Конечно, нет. А детские лечебно-профилактические объединения? Тем более, нет.

Таким образом, с реорганизацией всего санитарно-противоэпидеми-ческого дела в городе в отношении школьно-санитарного дела, школьных врачей, места их работы и гигиенического руководства ими остается положение явно неудовлетворительное. Так, видимо, обстоит дело и в других местах. Это должно быть срочно исправлено.

Мы присоединяемся к высказываниям и принципиальным положениям статьи проф. С. Е. Советова «Назревшие вопросы в работе школьного врача». Нам, на основании нашего почти 30-летнего опыта работы в области здравоохранения, гигиены и подготовки врачебных и отчасти педагогических кадров, кажется, что вопрос со школьными врачами, ясен и надо перестать путать.

Нам также кажется правильным высказывание проф. Советова в отношении научных центров в области школьной гигиены. Недопустимо, что Министерство здравоохранения СССР и Академия медицинских наук до сих пор не имеют своего научно-исследовательского и научно-методического руководящего центра в Москве и на периферии в области школьной гигиены. Ведь XII Всесоюзный съезд гигиенистов и эпидемиологов ясно высказался и по этому вопросу.

-й- -й- -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.