Teterin I. I.
И. И.Тетерин
Тетерин Иван Игорьевич
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого аспирант кафедры педагогики
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ВИЗУАЛЬНОМ ФОРМАТЕ: МАТЕРИАЛЫ МАСТЕР-КЛАССА
Ведущие:
Ромашина Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого;
Тетерин Иван Игорьевич, аспирант кафедры педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Организаторы мастер-класса для молодых ученых, аспирантов и магистрантов под названием «Научное знание в визуальном формате» поставили перед собой задачу - наглядно продемонстрировать значимость, силу, эффективность визуального ряда, возможности его применения в образовательном процессе.
В основе любого визуального ряда лежит определенный образ - единичная форма отображения визуального объекта. Образ может являться как простейшей геометрической линией, фигурой или символом, так и сложной конструкцией из многих составляющих, а главное - значений и смыслов.
Существуют и с успехом дополняют друг друга следующие виды соотношения визуального ряда и текста:
- полностью текстуальный документ, не содержащий в структуре образов;
- доминирование текста, иллюстративная роль визуального ряда; - примерно равное соотношение текста и образов;
- доминирование образа, роль текста техническо-пояснительная;
- информация полностью задана в образном формате.
В современном информационном пространстве роль визуального все чаще становится ведущей. Когнитивная монополия линейного мышления сменяется мышлением «клиповым» - характерным и распространенным среди молодого поколения.
Тем не менее, на сегодняшний день в образовательной среде по-прежнему превалирует текст. Это обусловливает известные и детерминирует совершенно новые проблемы процесса образования. Особенно ярко они проявляются в школе, когда подростки, привыкшие к поглощению фрагментарной и образной информации, сталкиваются с неотвратимой необходимостью перестроения на восприятие линейного текста.
Использование визуального ряда в процессе образования - логичный и необходимый путь преодоления обозначенных выше проблем. Реализация принципа наглядности не должна ограничиваться
50
№ 4
Время науки
The Times of Science
различными объектами, схемами, диаграммами, графиками, роль которых - лишь иллюстрирование. Превалирующее значение должна получить разнообразная дидактическая работа с визуальным рядом.
После вступительного слова ведущие сконцентрировались на продуктивной работе с аудиторией. С помощью наглядных примеров, была продемонстрирована сложность восприятия визуального «магия» интенции образа. Рассмотрены были как неочевидные изображения с игрой теней, так и «мировой бестселлер» - фото с сине-черным платьем (см. об этом, например, https://tjournal.ru/p/dress-logic-problem).
Затем мы рассматривали и разбирали серию изображений с частями различных объектов и оптическими иллюзиями. А затем участникам мастер-класса было предложено провести свободную интерпретацию сложных визуальных объектов - художественных картин. Ответы аудитории получились совершенно разными как по выявлению общего замысла, так и по трактовке основного действия на изображении. Эта сложность в интерпретации, подчеркнули ведущие, - характерная черта многосоставного визуального объекта, зато это и огромный дидактический потенциал его применения в образовательном процессе.
Ключевым моментом интерактивной работы стал общий разбор визуальных стратегий переработки информации. Аудитории были предложены задания с символьной и числовой кодировками, решение которых требовало от участников нестандартного подхода - в итоге простое «переключение» с линейного логического восприятия на визуальное позволило найти верный ответ. Попробуйте!
Далее ведущие мастер-класса предложили участникам продолжить когнитивную тренировку, выведя на экран нестандартное задание: объединить визуальные объекты и обобщить их в исторические понятия.
Эта несложная на первый взгляд задача требует включения у человека широкого набора интеллектуальных операций: задействуются умения обобщения, синтеза информации; реализуется навык продуцирования; тренируется память - без всех этих действий невозможен результат выполнения задания - конкретное историческое понятие.
Визуальные
стратегии
8 9 1 8 5 7 = 5
2 5 3 8 6 = 3
3 3 2 1 5 7 = 0
2 3 8 9 7 1 = 3
2015
51
Teterin I. I.
И. И.Тетерин
Например:
Эпоха дворцовых переворотов
В финальной части мастер-класса ведущие предложили аудитории почувствовать себя веб-дизайнерами и выполнить очень серьезное и ответственное задание: разработать «иконку» для одного из двух вымышленных приложений для мобильных платформ под названиями «Обучение» и «Воспитание».
Участникам требовалось не столько эстетически подойти к выполнению задания, сколько попытаться отразить суть и смысл знакомых понятий в непривычной визуальной форме. И вот, разделившись на группы и взяв в руки маркеры и «холсты», участники принялись создавать свои варианты.
После «творческих мук» студенты по очереди демонстрировали свои работы, коротко объясняя их суть. Ведущие и аудитория задавали авторам вопросы о смысле и характере использования ими тех или других знакомых образов. Окончился мастер-класс коллективным обсуждением выполненных работ и подведением общих итогов о перспективах использования визуального в образовании.
+
52
№ 4
Время науки
The Times of Science
Евгения Дубинина
Лидия Глазунова
Дмитрий Смирнов
2015
53